ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ (информация за период с 7 по 24 марта 2017г.)
1. Федеральные законы, подписанные Президентом РФ.2. Законопроекты, рассмотренные Государственной Думой РФ:
- в третьем чтении;
- во втором чтении;
- в первом чтении.
3. Законопроекты, внесенные в Государственную Думу РФ.
4. Правоприменительная практика.
5. События.
1. Президентом Российской Федерации в период с 7 по 24 марта 2017 г. подписан следующий
федеральный закон:
Федеральный закон от 7 марта 2017 г. № 31-ФЗ "Федеральный закон от 7 марта 2017 г. № 31-ФЗ "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
и статью 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации"
(текст закона)
Федеральным законом в сферу применения обоснования безопасности опасного производственного объекта (ОПО) включаются стадии проектирования, строительства и реконструкции в случае необходимости отступления от требований промышленной безопасности, установленных федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности. Вводится солидарная ответственность организаций, проводящих экспертизу обоснования безопасности ОПО, вследствие причинения вреда в результате применения обоснования безопасности ОПО, имеющего положительное заключение экспертизы промышленной безопасности такого обоснования.
2. Государственной Думой РФ рассмотрены следующие законопроекты:
2.1. Законопроекты, принятые в третьем чтении
Номер и наименование законопроекта | Субъект права законодательной | |
---|---|---|
инициативы | Краткое содержание |
998726-6
О внесении изменений в статьи 10 и 22 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" | Депутаты | |
---|---|---|
Государственной Думы А.Г.Аксаков, А.В.Скоч и др. | Проектом федерального закона предлагается исключить из перечня сведений, обязательных для включения в устав кредитной организации, сведения о ее организационно-правовой форме и об адресе (месте нахождения) обособленных подразделений (сведения об адресе и месте нахождения филиалов и представительств публикуются кредитной организацией и ЦБ РФ на своих официальных сайтах в сети "Интернет" в установленном ЦБ РФ порядке). Вводится обязанность публикации кредитной организацией и Банком России сведений об адресе и месте нахождения филиалов и представительств кредитной организацией на своих официальных сайтах в сети «Интернет» в установленном Банком России порядке. |
1167644-6
О внесении изменений в статьи 4 и 57 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и статью 8 Федерального закона "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" | Правительство | |
---|---|---|
Российской Федерации | Проектом федерального закона Центральный банк РФ наделяется правом самостоятельно формировать и утверждать статистическую методологию, перечень респондентов, порядок и формы предоставления ими первичных статистических данных, включая формы федерального статистического наблюдения. Устанавливается обязанность респондентов безвозмездно предоставлять Центральному банку РФ в установленном им порядке первичные статистические данные в целях выполнения им вышеуказанных функций. |
895261-6
О внесении изменения в статью 108 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» | Депутаты | |
---|---|---|
Государственной Думы А.Г.Аксаков, А.В.Скоч и др. | Проектом федерального закона уточняется, что заказчики, оказывающие услуги по реализации сжиженного природного газа, используемого в качестве моторного топлива, вправе заключать энергосервисные контракты. |
21966-7
О внесении изменения в Федеральный закон "О национальной платежной системе" | Депутаты | |
---|---|---|
Государственной Думы В.М.Резник, П.И.Пимашков | Проектом федерального закона устанавливаются ограничения на осуществление трансграничных переводов денежных средств из Российской Федерации в случае введения иностранным государством запретов. При введении указанных запретов такие переводы допускаются: |
- в рамках платежных систем, иностранных платежных систем – только при условии, что оператор платежной системы, операторы услуг платежной инфраструктуры находятся под прямым или косвенным контролем российских юр. лиц;
- на основании договоров, заключенных с иностранными организациями, не являющимися иностранными банками (иностранными кредитными организациями), – только если указанные иностранные организации находятся под прямым или косвенным контролем российских юр. лиц.
Сведения о введении иностранными государствами запретов в отношении платежных систем, операторы которых зарегистрированы Банком России, размещаются им на основании информации, полученной от уполномоченного Правительством РФ ФОИВа, на своем официальном интернет-сайте. Указанные ограничения применяются со дня размещения таких сведений.
91704-7
О внесении изменений в статьи 333.21 и 333.22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации | Верховный Суд | |
---|---|---|
Российской Федерации | Проектом федерального закона определяется порядок уплаты и зачета государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами. В частности предусматривается, что: |
- при обжаловании в арбитражных судах судебного приказа, определения об отказе в принятии искового заявления (заявления) или заявления о выдаче судебного приказа, определения по делу об оспаривании решений третейского суда, гос. пошлины составит 50 % размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера; при подаче надзорной жалобы - в размере государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера;
- при отказе в принятии искового заявления (заявления) или заявления о выдаче судебного приказа либо при отмене судебного приказа уплаченная государственная пошлина при предъявлении искового заявления (заявления) или заявления о выдаче судебного приказа засчитывается в счет подлежащей уплате государственной пошлины.
2.2. Законопроекты, принятые во втором чтении
Номер и наименование законопроекта | Субъект права законодательной | |
---|---|---|
инициативы | Краткое содержание |
922546-6
О внесении изменений в статьи 60 и 68 Федерального закона «О связи» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях | Правительство | |
---|---|---|
Российской Федерации | Проектом федерального закона устанавливается, что в случае несвоевременной или не полной уплаты оператором сети связи общего пользования обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания, помимо причитающихся к уплате сумм отчислений, операторами сети связи общего пользования будет уплачиваться пеня за каждый календарный день просрочки начиная со следующего за установленным днем осуществления отчислений. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания. Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ. |
В КоАП Российской Федерации предлагается установить административную ответственность за несвоевременную или неполную уплату оператором сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, а также представление недостоверных сведений – в виде штрафа на юр. лиц в размере от 50 тыс. до 100 тыс. руб.
52643-7
О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части уточнения положений, устанавливающих административную ответственность за заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координацию экономической деятельности) Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона предлагается установить в отдельных частях статьи 14.32 КоАП РФ ответственность за антиконкуретные соглашения в виде картелей, антиконкурентные соглашения, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, а также заключение соглашения между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такое соглашение имеет своей целью либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, "вертикальные соглашения", иные соглашения, недопустимые в соответствии с антимонопольным законодательством, а также осуществление недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством согласованных действий.
99653-7
О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации | Президент | |
---|---|---|
Российской Федерации | Проектом федерального закона предлагается внести в УПК РФ следующие изменения: |
в целях исключения практики разрешительного порядка допуска адвоката к участию в деле – закрепить, что по предъявлении удостоверения адвоката и ордера адвокат вступает в уголовное дело в качестве защитника. С момента вступления в уголовное дело на адвоката распространяются требования о неразглашении данных предварительного расследования;
сделать исключение из «свидетельского иммунитета» адвоката, предусмотрев, что адвокат может быть допрошен в качестве свидетеля, когда об этом ходатайствует сам адвокат с согласия лица, которому он оказывал юридическую помощь;
установить, что стороне защиты не может быть отказано в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в производстве по уголовному делу специалиста для разъяснения вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию, кроме случая отвода специалиста;
установить, что защитнику не может быть отказано в участии в следственных действиях, производимых по его ходатайству либо по ходатайству самого подозреваемого или обвиняемого, кроме случаем принятия мер безопасности в отношении потерпевшего, свидетеля или иных участников уголовного судопроизводства, а также их близким родственников, родственников или близких лиц. При этом неявка защитника, своевременно извещенного о месте и времени производства следственного действия, не является препятствием для его проведения;
установить, что подозреваемому или обвиняемому, его защитнику, а также потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику или их представителям не может быть отказано в приобщении к материалам уголовного дела доказательств, в том числе заключений специалистов;
уточнить правила сохранения тайны следствия, предусмотрев, в частности, что не являются тайной следствия: сведения о нарушении закона органами государственной власти и их должностными лицами; распространенные следователем, дознавателем или прокурором в СМИ, в сети «Интернет» или иным публичным способом; оглашенные в открытом судебном заседании.
852446-6
О внесении изменений в статьи 1 и 9 Федерального закона "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона предлагается дополнить базовый закон:
понятиями "неклинические лабораторные исследования пестицида", " исследования пестицида, проводимые в условиях окружающей среды", "остаточное количество действующего вещества пестицида" и "российская испытательная лаборатория (центр), признанная соответствующей принципам надлежащей лабораторной практики" и "иностранная испытательная лаборатория (центр)";
положениями, устанавливающими, что в качестве результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов по оценке опасности причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, вредного воздействия на человека и (или) окружающую среду признаются также:
результаты регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов, полученные от юридических лиц, которые имеют необходимое для этого научное и материально-техническое обеспечение, специалистов соответствующего профиля и квалификации и допущены Минсельхозом России к проведению данных испытаний в порядке, утвержденном Минсельхозом России по согласованию с Минприроды России и с Роспотребнадзором;
результаты неклинических лабораторных исследований пестицида, полученные в российских испытательных лабораториях (центрах), признанных соответствующими принципам надлежащей лабораторной практики;
результаты неклинических лабораторных исследований об остаточных количествах действующих веществ пестицидов в сельскохозяйственной продукции, полученные в иностранных испытательных лабораториях (центрах). Данная норма вступит в силу со дня вступления в силу международного договора Российской Федерации о присоединении Российской Федерации к Конвенции об Организации экономического сотрудничества и развития от 14 декабря 1960 года.
2.3. Законопроекты, принятые в первом чтении
Номер и наименование законопроекта Субъект права законодательной инициативы Краткое содержание Примечание
1114997-6
О внесении изменения в статью 14-1 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" | Верховный Суд | ||
---|---|---|---|
Российской Федерации | Проектом федерального закона в положениях статьи 141 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" закрепляется возможность досудебного порядка урегулирования споров между страховыми организациями, касающихся взаиморасчетов по прямому возмещению убытков, в комиссии, создаваемой при профессиональном объединении страховщиков. | Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по страховой деятельности |
61749-7
О внесении изменения в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" | Депутаты | ||
---|---|---|---|
Государственной Думы А.Г.Аксаков, И.Б.Дивинский и др | Проектом федерального закона Банк России наделяется правом осуществлять взаимодействие с кредитными организациями путем предоставления им доступа к личному кабинету на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в целях получения от Банка России документов, в том числе требований (предписаний) Банка России, а также передачи в Банк России отчетности, документов (информации), сведений. | Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по банкам и банковской деятельности |
32493-7
О внесении изменений в статьи 1252 и 1486 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 и 99 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации | Правительство | ||
---|---|---|---|
Российской Федерации | Проектом федерального закона предусматривается, что не требуется предъявления правообладателем претензии до предъявления им в арбитражный суд требования о признании исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, об изъятии материального носителя, о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя, об изъятии и уничтожении орудий, оборудования или иных средств, используемых или предназначенных для совершения нарушения исключительных прав. Часть 5 статьи 4 АПК РФ дополняется положением, согласно которому федеральным законом могут быть предусмотрены иные, помимо прямо поименованных в ней, виды споров, по которым соблюдение претензионного или иного досудебного порядка урегулирования не является обязательным. | Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по собственности и судебной системе |
87874-7
О внесении изменений в Федеральный закон "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка аккредитации | Правительство | ||
---|---|---|---|
Российской Федерации | Проектом федерального закона закрепляется право аккредитованного лица актуализировать свою область аккредитации в связи с изменением документов, в соответствие с которыми аккредитованное лицо осуществляет свою деятельность, если указанные изменения не связаны с установлением новых требований к компетенции аккредитованного лица. Устанавливается возможность сокращения области аккредитации аккредитованного лица, действие аккредитации которого было приостановлено в отношении всей области аккредитации, если такое лицо не устранило выявленные нарушения в его деятельности только в отношении части области аккредитации. Увеличивается срок устранения аккредитованным лицом несоответствий, обнаруженных в результате выездной оценки в рамках государственной услуги по аккредитации, с 20 дней до 40 дней. Предусматриваются дополнительные основания приостановления или прекращения действия аккредитации. Расширяются требования к деятельности аккредитованных лиц и экспертов по аккредитации. | Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по техническому регули-рованию, стандартизации и оценке соответствия |
67484-7
О внесении изменений в статью 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации | Правительство Российской Федерации | Проектом федерального закона предусмотрено наделение муниципального образования и городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя правом на обращение в суд за оспариванием решения комиссии об определении кадастровой стоимости земельного участка в случаях, когда по заявлению собственника этого земельного участка его кадастровая стоимость была существенно снижена на основании установления рыночной стоимости, чем могут быть затронуты права и законные интересы данного муниципального образования или города федерального значения, в том числе связанные с поступлениями налоговых доходов в местный бюджет, бюджет города федерального значения. | |
---|---|---|---|
В Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации вносятся изменения, позволяющие судам рассматривать административные дела об оспаривании решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии. | Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по собственности и судебной системе |
60052-7
О внесении изменений в Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" в части совершенствования деятельности в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах ведения горных работ Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона уточняются исключительные полномочия государственных органов по созданию профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, предназначенных для ведения горноспасательных работ (далее - ПАСС(Ф). Правительство Российской Федерации устанавливает единые требования к качественным и количественным параметрам данных ПАСС(Ф), соблюдение которых обеспечивает фактическую готовность к ликвидации аварий на объектах ведения горных работ и общих параметров горноспасательного обслуживания, а также порядка расчета стоимости обслуживания ПАСС(Ф) объектов ведения горных работ. Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по промышленной безопас-ности
87981-7
О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации Депутаты Государственной Думы П.В.Крашенинников, А.М.Макаров и др. Проектом федерального закона предусматривается, что в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по собственности и судебной системе
3. В Государственную Думу РФ внесены следующие законопроекты:
Номер и наименование законопроекта Субъект законодательной инициативы
Примечание
101350-7
О внесении изменений в статьи 87 и 104 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (в части исполнения приговора, постановления суда иностранного государства о конфискации имущества
Проектом федерального закона определяется процедура принудительного исполнения приговора или постановления иностранного суда в части конфискации находящихся на территории РФ доходов, полученных преступным путем. Правительство Российской Федерации Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет РСПП по собст-венности и судебной системе
101467-7
О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (о порядке признания и исполнения приговоров, постановлений судов иностранных государств в части конфискации доходов, полученных преступным путем)
Пректом федерального закона предусматривается дополнение УПК РФ главой 55.1 «Производство по рассмотрению и разрешению вопросов, связанных с признанием и принудительным исполнением приговора, постановления суда иностранного государства в части конфискации доходов, полученных преступным путем». Нормами проектируемой главы устанавливается порядок признания и исполнения приговоров, постановлений судов иностранных государств в части конфискации находящихся на территории РФ доходов, полученных преступным путем. Определяется подсудность запросов компетентных органов иностранных государств о признании и исполнении приговоров, постановлений судов иностранных государств, органы и лица, которые могут участвовать в судебном заседании при их рассмотрении. Устанавливается перечень оснований, при наличии которых суд РФ может отказать в исполнении запроса. Правительство Российской Федерации Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет РСПП по собст-венности и судебной системе
114141-7
О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (о запрете оборота отдельных категорий товаров)
Проектом федерального закона Правительство РФ наделяется полномочиями вводить запрет на оборот в РФ отдельных категорий товаров, в первую очередь, товаров, при ввозе которых на территорию Евразийского экономического союза уплачены таможенные пошлины по ставкам, отличным от установленных единым таможенным тарифом Союза, в частности, в Казахстане. В случае принятия такого решения Правительство РФ определяет порядок его применения, включая порядок распоряжения обнаруженными в обороте товарами, а также федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные по контролю и надзору за соблюдением запрета оборота товаров и по распоряжению обнаруженными в обороте товарами. Правительство Российской Федерации Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет РСПП по интегра-ции, торгово-тамо-женной политике и ВТО
113578-7
О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения эффективности федерального государственного экологического надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства и усиления ответственности за нарушение установленных экологических требований
Проектом федерального закона предусматривается установление особенностей организации и проведения проверок в ходе экологического надзора за строительством объектов I категории, а именно: проверки проводятся без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок; проверки проводятся на основании поступивших в Росприроднадзор извещений о сроках начала и окончания строительства, об устранении нарушений и о фактическом окончании строительства; основанием для проведения проверки является также программа проверок, разрабатываемая Росприроднадзором. Закрепляется обязанность застройщика или технического заказчика направлять извещения о начале строительства в Росприроднадзор.
Статья 19.5 «Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль» КоАП РФ дополняется новыми частями, устанавливающими ответственность за невыполнение предписаний Росприроднадзора.
Правительство Российской Федерации Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет РСПП по экологии и природопользованию
126922-7
О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" в части совершенствования требований к потребителям с управляемой нагрузкой
Проект федерального закона предусматривает исключение из Федерального закона «Об электроэнергетике» положений, связанных с регулированием особенностей работы в ЕЭС России потребителями электрической энергии с регулируемой нагрузкой. Правительство Российской Федерации Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комиссию РСПП по электро-энергетике
4. Правоприменительная практика
7 марта 2017 года Конституционный Суд РФ опубликовал постановление по делу о проверке конституционности пункта 1 части третьей статьи 81 и статьи 401.6 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, разъясняющее порядок применения положений УПК РФ, допускающих конфискацию имущества, признанного в качестве орудия преступления или иного средства его совершения вещественным доказательством по уголовному делу.
(подробнее)
5. События
13 марта 2017 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил Руководителю Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и защиты населения А.Ю.Поповой замечания и предложения РСПП к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
(подробнее)
20 марта 2017 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил Стас-секретарю-заместителю Министра юстиции РФ Ю.С.Любимову обращение РСПП по вопросу нецелесообразности отмены процедуры обязательной регистрации Минюстом России ведомственных нормативных актов.
(подробнее)
23 марта 2017 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил:
Председателю Комитета Государственной Думы ФС РФ А.М.Макарову замечания РСПП к проекту федерального закона № 96436-7 «О внесении изменений в статьи 82 и 93.1 Налогового кодекса РФ о наделении налоговых органов полномочиями по истребованию у аудиторских организаций документов, полученных ими о налогоплательщике».
(подробнее)
Председателю Комитета Государственной Думы ФС РФ по экологии и охране окружающей среды О.В.Тимофеевой замечания РСПП к проекту федерального закона № 71275-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты РФ (в части изменения сроков вступления в силу отдельных положений, касающихся проведения государственной экологической экспертизы)».
(подробнее)