ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ (информация за период с 7 по 27 июня 2017г.)
1. Федеральные законы, подписанные Президентом РФ.2. Законопроекты, рассмотренные Государственной Думой РФ:
- в третьем чтении;
- во втором чтении;
- в первом чтении.
3. Законопроекты, внесенные в Государственную Думу РФ.
4. Правоприменительная практика.
5. События.
1. Президентом Российской Федерации в период с 7 по 27 июня 2017 г. подписаны следующие
федеральные законы:
Федеральный закон от 7 июня 2017 г. № 110-ФЗ "О внесении изменений в статью 66 Федерального закона "О связи" и статью 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации"
(текст закона)
Федеральным законом за операторами связи закрепляется обязанность по передаче пользователям услугами связи (на пользовательское оборудование (оконечное оборудование), а в случае оказания услуг связи для целей эфирного наземного телевизионного вещания и (или) радиовещания - передачу в эфир сигналов оповещения и (или) экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите. При оказании услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания передача операторами связи таких сигналов оповещения и (или) экстренной информации об опасностях не является прерыванием предоставления услуг связи.
Федеральный закон от 7 июня 2017 г. № 113-ФЗ "О внесении изменений в статью 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
(текст закона)
Федеральным законом устанавливается, что сведения о государственных (муниципальных) учреждениях размещаются на официальном сайте в сети "Интернет" органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя государственных (муниципальных) учреждений (в настоящее время государственные (муниципальные) учреждения самостоятельно обеспечивают открытость и доступность информации посредством предоставления необходимых сведений в Федеральное казначейство для их дальнейшего размещения на официальном сайте). Такой орган вправе будет передать полномочия по размещению информации о государственном (муниципальном) учреждении на официальном сайте самому государственному (муниципальному) учреждению.
Федеральный закон от 7 июня 2017 г. № 114-ФЗ "О внесении изменения в статью 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(текст закона)
Федеральным законом продлевается до 2023 года льготный тариф страхового взноса в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 8% для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий.
Федеральный закон от 7 июня 2017 г. № 118-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(текст закона)
Федеральным законом устанавливается административная ответственность:
- за нарушения установленных требований при осуществлении капитальных вложений;
- за нарушения порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов в отношении участников бюджетного процесса, предоставивших межбюджетные трансферты, и участников бюджетного процесса, получивших межбюджетные трансферты;
- за невыполнение государственного (муниципального) задания;
- за нарушение порядка бюджетного учета казенным учреждением показателей бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, а также принятых бюджетных и денежных обязательств;
- за несвоевременные распределение, отзыв либо доведение до распорядителей или получателей бюджетных средств бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств;
- за невыполнение в установленный срок законного представления органа государственного финансового контроля.
Уточняется состав такого административного правонарушения, как нарушение порядка представления бюджетной отчетности.
Федеральный закон от 18 июня 2017 г. № 125-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
(текст закона)
Федеральным законом в Трудовой кодекс Российской Федерации вносятся следующие изменения:
1) Включаются следующие положения:
- положения постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29 апреля 1980 г. № 111/8-51 "Об утверждении Положения о порядке и условиях применения труда женщин, имеющих детей и работающих неполное рабочее время", в части установления режима неполного рабочего дня (смены) и неполной рабочей недели, в т.ч. с разделением рабочего дня на части; неполное рабочее время может устанавливаться как без ограничения срока, так и на любой согласованный сторонами трудового договора срок;
- положения постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 8 августа 1966 г. № 465/П-21 "Об утверждении разъяснения № 13/п-21 "О компенсации за работу в праздничные дни", предусматривающие, что при подсчете сверхурочных часов работа в выходные и нерабочие праздничные дни, произведенная сверх нормы рабочего времени, не учитывается, а также предусматривающих, что оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни производится всем работникам за часы, фактически проработанные в эти дни, а когда на выходной или нерабочий праздничный день приходится часть рабочей смены, то в повышенном размере оплачиваются часы, фактически проработанные в выходной или нерабочий праздничный день (от 0 до 24 часов);
2) Предусматривается, что:
- неполное рабочее время устанавливается на удобный для работника срок, но не более чем на период наличия обстоятельств, явившихся основанием для обязательного установления неполного рабочего времени, а режим рабочего времени и времени отдыха, устанавливается в соответствии с пожеланиями работника с учетом условий производства (работы) у данного работодателя;
- положение, что работнику, работающему на условиях неполного рабочего времени, ненормированный рабочий день может устанавливаться, только если соглашением сторон трудового договора установлена неполная рабочая неделя, но с полным рабочим днем (сменой);
- правилами внутреннего трудового распорядка или трудовым договором может быть предусмотрено, что перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2-ух часов и не менее 30 мин., который в рабочее время не включается, может не предоставляться, если установленная продолжительность ежедневной работы (смены) не превышает 4-х часов; работа, произведенная сверх нормы рабочего времени в выходные и нерабочие праздничные дни и оплаченная в повышенном размере либо компенсированная предоставлением другого дня отдыха, не учитывается при определении продолжительности сверхурочной работы, подлежащей оплате в повышенном размере.
2. Государственной Думой РФ рассмотрены следующие законопроекты:
2.1. Законопроекты, принятые в третьем чтении
Номер и наименование законопроекта | Субъект права законодательной | |
---|---|---|
инициативы | Краткое содержание |
714996-6
О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и Федеральный закон "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона переносится на 31 декабря 2017 года срок вступления в силу запрета на осуществление градостроительной деятельности при отсутствии документов территориального планирования и градостроительного зонирования применительно к территориям Москвы, Московской области, а также к муниципальным образованиям, в которых по состоянию на 1 июля 2016 года такие документы не утверждены.
892161-6
О внесении изменений в статью 55-2 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статью 3-3 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" Депутат Государственной Думы А.Ю.Русских Проектом федерального закона:
- устанавливается перечень работ, которые до 1 июля 2017 г. имеют право выполнять индивидуальные предприниматели и юр. лица при отсутствии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- продлевается до 1 сентября 2017 г. срок, в течение которого СРО должны разместить средства своих компенсационных фондов на специальном банковском счете, открытом в российской кредитной организации, соответствующей требованиям, установленным Правительством Российской Федерации;
- перечень оснований для исключения сведений о СРО, имеющей право выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, из государственного реестра саморегулируемых организаций, дополняется новым основанием – неисполнение СРО требований Градостроительного кодекса Российской Федерации о размещении средств компенсационных фондов на специальных банковских счетах, открытых в российских кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации;
- предусматривается, что при наличии заявления члена СРО о намерении принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение работ с использованием конкурентных способов определения поставщиков, если в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение торгов (конкурсов, аукционов) для заключения соответствующих договоров является обязательным, СРО обязана использовать доходы, полученные от размещения средств компенсационного фонда, сформированного до 04.07.2016 г., и размещенные на специальных банковских счетах, в качестве взноса (части взноса) члена СРО в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств пропорционально размеру ранее внесенного им взноса в компенсационный фонд;
- при переходе ИП или юр. лица из одной СРО в другую – уточняется порядок подачи таким ИП или юр. лицом заявления о перечислении в другую СРО внесенного ими ранее взноса в компенсационные фонды, а также устанавливается, что такое перечисление должно быть осуществлено в течение 7-ми дней со дня поступления от ИП или юр. лица соответствующего заявления с приложением всех требующихся для этого документов. СРО, в которую переходят ИП или юр. лицо, несет ответственность по их обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда из-за разрушения или повреждения здания (сооружения), со дня поступления в такую СРО указанных выше денежных средств (при этом ответственность СРО распространяется в т.ч. и на те некачественно выполненные работы, которые осуществлялись до дня поступления указанных денежных средств в компенсационный фонд такой СРО).
48395-7
О внесении изменений в статьи 10.2-1 и 20 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" Депутаты Государственной Думы А.Г.Аксаков, И.Б.Дивинский и др. Проектом федерального закона:
- увеличивается с 400 тыс. до 1 млн. руб. совокупная сумма денежных средств, которые могут быть переданы по договору на ведение индивидуального инвестиционного счета в течение календарного года его открытия;
- эмитенту, в отношении которого действуют меры ограничительного характера, введенные иностранным государством, союзом иностранных государств или международной организацией, в соответствии с которыми запрещаются сделки или иным образом ограничиваются операции с ценными бумагами указанного эмитента, предоставляется право обратиться в Банк России с заявлением о сохранении индивидуального номера (кода) дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг по истечении 3-х месяцев с момента государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг. Такое заявление подается в Банк России одновременно с представлением документов на государственную регистрацию отчета об итогах дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг. В этом случае указанный индивидуальный номер (код) аннулируется на основании заявления эмитента о его аннулировании после прекращения действия таких мер ограничительного характера.
88454-7
О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" Депутаты Государственной Думы А.Н.Хайруллин, В.Н.Плотников и др. Проектом федерального закона в круг лиц, участвующих в государственных закупочных интервенциях, предлагается включить организации и индивидуальные предприниматели, не являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями, но осуществляющие первичную или последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями на территории Российской Федерации.
1020371-6
О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" и Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" Депутаты Государственной Думы С.А.Гаврилов, Н.В.Арефьев и др. Проектом федерального закона предлагается дополнить перечень лиц, которые не могут быть покупателями государственного и муниципального имущества, а также которые не вправе совершать сделки, иные действия, влекущие за собой установление контроля над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и отнести к ним:
- юридические лица, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Минфином России перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны);
- юридические лица, в отношении которых офшорной компанией или группой лиц, в которую входит офшорная компания, осуществляется контроль.
Требование о предварительном согласовании распространяется на сделки по приобретению такими офшорными компаниями более чем 25% голосующих акций в уставных капиталах стратегически значимых хоз. обществ или иную возможность блокировать решения органов управления таких хоз. обществ либо более чем 5% голосующих акций в уставных капиталах стратегически значимых хоз. обществ, осуществляющих геологическое изучение недр и (или) разведку и добычу полезных ископаемых на участках недр федерального значения. Закрепляются критерии "подконтрольности" офшорным компаниям.
1102447-6
О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации Депутат Государственной Думы В.Г.Соловьев Проектом федерального закона уточняется порядок заключения трудового договора с лицами, достигшими возраста 15 лет, и с лицами, достигшими возраста 14 лет:
- лица, получившие общее образование и достигшие возраста 15 лет, могут заключать трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью; лица, достигшие возраста 15 лет и в соответствии с федеральным законом оставившие общеобразовательную организацию до получения основного общего образования или отчисленные из указанной организации и продолжающие получать общее образование в иной форме обучения, могут заключать трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и без ущерба для освоения образовательной программы;
- с письменного согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с лицом, получившим общее образование и достигшим возраста 14 лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью, либо с лицом, получающим общее образование и достигшим возраста 14 лет, для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и без ущерба для освоения образовательной программы.
Предусматривается, что норма о сокращенной продолжительности рабочего времени для лиц в возрасте до 18 лет, совмещающих работу с обучением, распространяется только на лиц, получающих общее или среднее профессиональное образование.
Устанавливается максимальная продолжительность ежедневной работы (смены) для работников в возрасте от 14 до 15 лет (включая лиц, получающих общее или среднее профессиональное образование и работающих в период каникул) – 4 часа.
61749-7
О внесении изменения в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Депутаты Государственной Думы А.Г.Аксаков, И.Б.Дивинский и др. Проектом федерального закона регламентируется порядок взаимодействия Центрального Банка РФ с кредитными организациями посредством информационных ресурсов, размещенных на официальном сайте Центрального Банка РФ в сети "Интернет" путем предоставления им доступа к "личному кабинету". Переданные через "личный кабинет" отчетность, документы (информация), сведения в электронной форме, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью, признаются равнозначными документам на бумажном носителе.
1039291-6
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования отношений в области аквакультуры (рыбоводства) Депутаты Государственной Думы С.Е.Нарышкин, В.И.Кашин и др. Проектом федерального закона предусматривается:
в Земельном кодексе Российской Федерации:
- право собственника земельного участка строить пруды, образованные водоподпорными сооружениями на водотоках;
- наличие в составе земель сельскохозяйственного назначения таких водных объектов, как пруды, образованные водоподпорными сооружениями на водотоках и используемые для осуществления прудовой аквакультуры;
- сохранение права собственности на земельные участки, на которых построены пруды (в т.ч. образованные водоподпорными сооружениями на водотоках), за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации;
в Лесном кодексе Российской Федерации – возможность размещения на лесных участках временных построек, предназначенных для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства);
в Федеральном законе "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" – включение в понятие прудовой аквакультуры также разведение и (или) содержание, выращивание объектов аквакультуры в прудах, образованных водоподпорными сооружениями на водотоках (при этом рыбоводные участки в таких прудах не выделяются).
85923-7
О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части уточнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона устанавливаются полномочия органов государственной власти проводящих мероприятия по государственному земельному надзору. Устанавливается, что дела об административных правонарушениях, выявленных при осуществлении государственного земельного надзора, исходя из принадлежности земельных участков к землям с/х назначения рассматривает:
- Россельхознадзор - в отношении правонарушений, совершенных на землях с/х назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения";
- Росприроднадзор - в отношении правонарушений, совершенных на землях с/х назначения, оборот которых не регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения";
- Ростехнадзор - в отношении правонарушений, совершенных на землях всех категорий, за исключением земель с/х назначения.
107145-7
О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона вводится в законодательство термин "производный сайт в сети Интернет" и определяется оперативный порядок ограничения доступа к производным сайтам от сайтов, доступ к которым ограничен на постоянной основе, на основании судебных приказов Московского городского суда, выпускаемых по обращениям правообладателей на основании принятых ранее судебных решений. Предусматривается обязанность операторов поисковых систем удалять из поисковой выдачи сайты, доступ к которым ограничен на постоянной основе, а также к производным сайтам от сайтов, доступ к которым ограничен на постоянной основе.
195436-7
О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" Члены Совета Федерации В.А.Штыров, А.Г.Шишкин и др. Проектом федерального закона предлагается дополнить Федеральный закон «Об электроэнергетике» положениями, необходимыми для реализации механизма применения надбавки к цене на мощность, поставляемую в ценовых зонах оптового рынка субъектами оптового рынка - производителями электрической энергии (мощности), в целях доведения на территориях Дальневосточного федерального округа цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) до планируемых на следующий период регулирования базовых уровней.
120505-7
О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей регулирования отдельных правоотношений в целях реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве Депутаты Государственной Думы Н.Н.Гончар, И.В.Белых и др. Проектом федерального закона:
- органы государственной власти г. Москвы наделяются следующими полномочиями: определять содержание программы реновации жилищного фонда в г. Москве и утверждать такую программу; принимать решения о реновации жилищного фонда в г. Москве, содержащие перечень многоквартирных домов, подлежащих сносу, с указанием их адресов, сведения о границах подлежащей реновации территории, об иных объектах кап. строительства, не являющихся объектами жилищного строительства и расположенных в границах указанной территории; устанавливать порядок, случаи и формы выявления и учета мнения населения по вопросам реализации программы реновации и др.;
- в целях реализации решений о реновации, а также в целях продажи жилых помещении в построенных многоквартирных домах г. Москвой создается фонд содействия реновации. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения фондом своих обязательств по договорам участия в долевом строительстве многоквартирных домов г. Москва несет субсидиарную ответственность по обязательствам фонда;
- собственники жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, подлежащем сносу в порядке реновации, освобождаются от уплаты взносов на кап. ремонт со дня исключения дома из региональной программы кап. ремонта. При этом ранее внесенные указанными собственниками взносы на кап. ремонт используются на цели реализации программы реновации;
- собственникам нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, включенных в решение о реновации, взамен сносимых предоставляются равные по площади нежилые помещения, расположенные на территории г. Москвы.
2.2. Законопроекты, принятые во втором чтении
Номер и наименование законопроекта | Субъект права законодательной | |
---|---|---|
инициативы | Краткое содержание |
43679-7
О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона предлагается ввести административную ответственность за непринятие изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) мер по предотвращению причинения вреда при обращении продукции, несоответствующей требованиям технических регламентов. Устанавливаются специальные составы правонарушений, влекущих ответственность за неисполнение законодательно установленных обязанностей:
- по информированию ФОИВа, уполномоченного на осуществление гос. контроля (надзора) за соблюдением требований тех. регламентов, о фактах несоответствия выпущенной в обращение продукции требованиям тех. регламентов;
- по проведению проверки достоверности полученной информации о несоответствии выпущенной в обращение продукции требованиям тех. регламентов либо невыполнение требования ФОИВа, уполномоченного на осуществление гос. контроля (надзора) за соблюдением требований тех. регламентов, о представлении материалов проведенной проверки;
- по выполнению мероприятий, указанных в программе мероприятий по предотвращению причинения вреда;
- по приостановлению производства и реализации продукции, несоответствующей требованиям тех. регламентов или подлежащим применению до дня вступления в силу соответствующих тех. регламентов обязательным требованиям к продукции, либо отзыву такой продукции в случае, если угроза причинения вреда не может быть устранена путем проведения мероприятий, указанных в программе мероприятий по предотвращению причинения вреда, а также за повторное совершение указанного административного правонарушения.
47045-7
О внесении изменений в Федеральный закон «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте» и отдельные законодательные акты Российской Федерации Депутаты Государственной Думы А.Г.Аксаков, И.Б.Дивинский и др. Проектом федерального закона предлагается:
- обязать участника клиринга: учитывать товар клиента (клиентов) на отдельном счете, отдельно от собственного имущества; вести отдельный внутренний учет товара, переданного ему клиентами;
- предусмотреть запрет: на учет имущества участника клиринга на специальном торговом товарном счете участника клиринга, на котором учитывается имущество только его клиентов; на обращение взыскания по долгам участника клиринга на имущество его клиентов;
- уточняются: полномочия органов внутренних дел по получению информации об обязательствах, в отношении которых проводится клиринг, о торговых счетах депо и торговых товарных счетах и об операциях по этим счетам; отдельные положения, касающиеся ответственности центрального контрагента;
- исключить: понятие организованные торги; требование об обязательном наличии в правилах клиринга информации о размере и порядке оплаты услуг клиринговой организации;
- в правилах клиринга определять перечень чрезвычайных ситуаций, а также порядок взаимодействия центрального контрагента с участниками клиринга при списании денежных средств и ценных бумаг со счетов участников клиринга без их распоряжения в случае неисполнения такими участниками клиринга обязательств, допущенных к клирингу;
- установить обязанность участников клиринга предоставлять центральному контрагенту информацию о счетах, открытых в банках-резидентах, лицевых счетах и счетах депо, открытых в депозитариях и держателях реестра.
60052-7
О внесении изменений в Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" в части совершенствования деятельности в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах ведения горных работ Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона:
- устанавливаются понятия профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований, основным назначением которых будет осуществление горноспасательных работ;
- Правительство РФ наделяется полномочием по созданию профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований, осуществляющих горноспасательные работы, по представлению МЧС России, а также полномочием по установлению единых требований к качественным и количественным параметрам указанных служб (формирований) и общих параметров горноспасательного обслуживания;
- изменяется объем полномочий МЧС России и его территориальных органов с наделением МЧС России полномочием по установлению порядка регистрации аварийно-спасательных служб (формирований).
2.3. Законопроекты, принятые в первом чтении
Номер и наименование законопроекта Субъект права законодательной инициативы Краткое содержание Примечание
134557-7
О внесении изменений в статьи 7-1 и 7-3 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и статью 13 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона предлагается установить для аудиторской организации или индивидуального аудитора обязанность при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, уведомить об этом Росфинмониторинг в порядке, установленном Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по аудиторской деятель-ности
125581-7
О внесении изменений в статьи 5 и 8 Федерального закона "О концессионных соглашениях" Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона предусматривается, что если объектом концессионного соглашения является имущество объектов здравоохранения, в т.ч. объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, и если такое имущество принадлежит на момент принятия решения о заключении концессионного соглашения федеральному государственному учреждению на праве оперативного управления, то такое учреждение может участвовать на стороне концедента – Российской Федерации, от имени которой выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченный им ФОИВ, в обязательствах по концессионному соглашению и осуществлять отдельные полномочия концедента при условии, что в результате передачи этого имущества по концессионному соглашению такое учреждение не лишится возможности осуществлять деятельность, цели, предмет и виды которой определены его уставом. Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по индустрии здоровья
125702-7
О внесении изменения в статью 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона предусматривается, что в случае, если в генеральные планы поселений или городских округов внесены изменения, предусматривающие строительство систем (объектов) коммунальной инфраструктуры местного значения, объектов транспортной инфраструктуры местного значения, объектов социальной инфраструктуры местного значения, которые не включены в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений или городских округов, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений или городских округов, программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений или городских округов, или изменения наименований, основных характеристик, местоположения таких систем (объектов), указанные программы подлежат приведению в соответствие с генеральными планами поселений или городских округов в трехмесячный срок с даты внесения соответствующих изменений в генеральные планы. Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комисcию РСПП по строительству и жилищ-ной политике
126869-7
О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона:
- вводится понятие «агрегатор товаров (услуг)» – это организация либо индивидуальный предприниматель, предоставляющие в сети «Интернет» в отношении определенного товара (услуги) возможность потребителю одновременно ознакомиться с информацией о товаре (услуге), реализуемом (оказываемой) продавцом (исполнителем) по договору купли-продажи (договору возмездного оказания услуг), заключить с продавцом (исполнителем) договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг), а также произвести предварительную оплату указанного товара (услуги) непосредственно на банковский счет такой организации (индивидуального предпринимателя);
- предусматривается, что ответственность за надлежащее исполнение договора, заключенного потребителем с продавцом (исполнителем) на основе предоставленной агрегатором информации о товаре (услуге) и продавце (исполнителе), а также за соблюдение прав потребителей, связанных с последствиями передачи потребителю товаров (услуг) ненадлежащего качества и обменом непродовольственных товаров надлежащего качества, несет продавец (исполнитель);
- устанавливается обязанность агрегатора по возврату суммы полученной им предварительной оплаты товара (услуги) в течение 10 календарных дней со дня предъявления требования потребителя при одновременном наличии следующих условий: товар (услуга) не доставлен потребителю в срок (услуга не оказана в срок); потребитель направил продавцу (исполнителю) уведомление об отказе от исполнения договора купли-продажи (договора оказания услуг) в связи с нарушением продавцом (исполнителем) обязательства передать товар (оказать услугу) в установленный срок;
- предусматривается, что в случае, если потребитель отказался от принятия товара (услуги) вследствие предоставления агрегатором недостоверной информации, агрегатор обязан по требованию потребителя возвратить сумму полученной им предварительной оплаты товара (услуги) в течение 10 календарных дней со дня предъявления соответствующего требования потребителем. Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по торговле и потребитель-скому рынку
161450-7
О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" Члены Совета Федерации В.И.Матвиенко, Л.Н.Бокова и др. Проектом федерального закона:
вводится понятие "идентификационный модуль" – электронный носитель информации, устанавливаемый в пользовательском оборудовании (оконечном оборудовании), с помощью которого осуществляется идентификация абонента (пользователя) и (или) пользовательского оборудования (оконечного оборудования) и обеспечивается доступ оборудования абонента (пользователя) к сети оператора связи;
- предусматривается возможность заключения договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи посредством прохождения физ. лицом аутентификации в единой системе идентификации и аутентификации при использовании усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи при условии, что при выдаче ключа простой электронной подписи личность физ. лица установлена при личном приеме;
- устанавливается, что услуги подвижной радиотелефонной связи, услуги по передаче данных и предоставлению доступа к сети "Интернет" с использованием SIM-карты предоставляются тем абонентам, сведения о которых внесены в базу данных систем расчета оператора связи в соответствии с правилами оказания услуг связи;
- обязанность по проверке сведений об абоненте (пользователе) возлагается также на лиц, действующих от имени оператора связи;
- операторам связи предоставляется возможность проверять сведения об абоненте (пользователе) посредством использования: Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА); квалифицированной электронной подписи; Единого портала государственных и муниципальных услуг; других информационных систем государственных органов при наличии подключения оператора связи к данным системам, в том числе к единой системе межведомственного электронного взаимодействия. Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по связи и информационно-коммуникационным тех-нологиям
1049923-6
О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и статью 49 Земельного кодекса Российской Федерации (в целях совершенствования порядка проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод) Члены Совета Федерации А.Н.Кондратенко, Г.А.Горбунов и др. Проектом федерального закона:
- закрепляется перечень мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, которые будет обязан осуществлять собственник водного объекта. В отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, мероприятия будут осуществляться исполнительными органами гос. власти или органами МСУ в пределах их полномочий в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации;
- предусматривается обеспечение инженерной защиты территорий и объектов от негативного воздействия вод посредством создания в соответствии с законодательством РФ берегоукрепительных сооружений, дамб и других сооружений, предназначенных для защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод;
- предусматривается, что границы зон затопления, подтопления будут определяться уполномоченным Правительством Российской Федерации ФОИВом с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В указанных границах, в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности отнесенным к зонам с особыми условиями использования территорий, будет запрещено:
- размещение новых населенных пунктов и строительство объектов кап. строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления и подтопления;
- использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;
- размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов;
- осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами. Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по экологии и природополь-зованию
101350-7
О внесении изменений в статьи 87 и 104 Федерального закона "Об исполнительном производстве" Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона определяется процедура принудительного исполнения приговора или постановления иностранного суда в части конфискации находящихся на территории РФ доходов, полученных преступным путем. Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по собственности и судеб-ной системе
101467-7
О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона предусматривается дополнение УПК РФ главой 55.1 «Производство по рассмотрению и разрешению вопросов, связанных с признанием и принудительным исполнением приговора, постановления суда иностранного государства в части конфискации доходов, полученных преступным путем». Нормами проектируемой главы устанавливается порядок признания и исполнения приговоров, постановлений судов иностранных государств в части конфискации находящихся на территории РФ доходов, полученных преступным путем. Определяется подсудность запросов компетентных органов иностранных государств о признании и исполнении приговоров, постановлений судов иностранных государств, органы и лица, которые могут участвовать в судебном заседании при их рассмотрении. Устанавливается перечень оснований, при наличии которых суд РФ может отказать в исполнении запроса. Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по собственности и судеб-ной системе
113578-7
О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения эффективности федерального государственного экологического надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства и усиления ответственности за нарушение установленных экологических требований Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона:
- устанавливается, что с 1 января 2018 г. особенности организации и проведения проверок в отношении объектов, при строительстве и реконструкции которых в настоящее время должен осуществляться федеральный гос. экологический надзор вне рамок гос. строительного надзора;
проверки проводятся без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок;
проверки проводятся на основании поступивших в Росприроднадзор извещений о сроках начала и окончания строительства, об устранении нарушений и о фактическом окончании строительства;
основанием для проведения проверки также является программа проверок, разрабатываемая Росприроднадзором;
устанавливается обязанность застройщика или технического заказчика о направлять извещения о начале строительства в Росприроднадзор;
- в КоАП РФ предусматривается административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление федерального гос. экологического надзора ФОИВа либо органа исполнительной власти субъекта РФ об устранении выявленных нарушений. Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по экологии и природополь-зованию
126922-7
О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" в части совершенствования требований к потребителям с управляемой нагрузкой Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона предусматривается исключение из Федерального закона «Об электроэнергетике» положений, связанных с потребителями электрической энергии с регулируемой нагрузкой. Заключение РСПП
96436-7
О внесении изменений в статьи 82 и 93-1 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона устанавливается, что составляющие аудиторскую тайну сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми им заключены трудовые договоры, при оказании отдельных связанных с аудиторской деятельностью услуг передаются без предварительного письменного согласия лица, которому оказывались такие услуги, в налоговые органы Российской Федерации по их требованиям в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ. Предложения РСПП
125582-7
О внесении изменений в статью 22 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (о присоединении стационарных торговых объектов к автомобильным дорогам) | Правительство Российской Федерации | Проектом федерального закона предлагается внести изменения Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", дополнив его определением "объекты массового тяготения" и требованиями к размещению таких объектов при их присоединении к улично-дорожной сети. | |
---|---|---|---|
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополняется нормой, предусматривающей усиление административной ответственности за нарушение требований проектной документации, технических регламентов и других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции являющихся сооружениями пересечения автомобильной дороги с другими автомобильными дорогами и примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге, а также возложение полномочий по рассмотрению дел о соответствующих административных правонарушениях на должностных лиц органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля и надзора в сфере транспорта. | Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по торговле и потребительс-кому рынку |
169380-7
О внесении изменения в статью 149 Налогового кодекса Российской Федерации в части освобождения от обложения налогом на добавленную стоимость услуг по финансовой аренде (лизингу) важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона освобождаются от обложения НДС операции по реализации услуг по передаче важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий, имеющих соответствующее регистрационное удостоверение, по договорам финансовой аренды (лизинга) с правом выкупа. Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по фармацевтической и медицинской промыш-ленности
3. В Государственную Думу РФ внесены следующие законопроекты:
Номер и наименование законопроекта Субъект законодательной инициативы
Примечание
187920-7
О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части упрощения строительства, реконструкции, капитального ремонта и (или) эксплуатации линейных объектов
Проектом федерального закона предусматривается возможность размещения линейных объектов на условиях сервитута. В Земельном кодексе РФ закрепляются: основания для установления публичного сервитута, соответствующие полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, правила формирования правоотношений между правообладателем земельного участка и лицом, по ходатайству которого устанавливается публичный сервитут. Правообладатель земельного участка для защиты своего права на землю: сохраняет право потребовать плату за установление сервитута на основании рыночной оценки и возмещения убытков; возможность судебного оспаривания; требования выкупа земельного участка в случае, если установление сервитута приводит к невозможности использования земельного участка в соответствии с разрешенным использованием. Предусматриваются ограничения по установлению публичного сервитута в отношении земельных участков, предоставленных или принадлежащих гражданам и предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства.
Правительство Российской Федерации Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет РСПП по собствен-ности и судебной системе
197556-7
О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в части установления возможности уменьшения размера обеспечения исполнения контракта)"
Проектом федерального предусматривается, что в контракт, содержащий отдельные этапы (периоды) исполнения, включается условие об уменьшении размера обеспечения его исполнения, за исключением случаев, установленных Правительством РФ. Размер обеспечения исполнения контракта уменьшается пропорционально стоимости выполненных поставщиком (подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, до полного исполнения такого контракта при условии отсутствия предъявленных заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) неисполненных требований об уплате неустоек (штрафов, пеней) и (или) о возврате аванса.
Правительство Российской Федерации Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет РСПП по развитию конкуренции
4. Правоприменительная практика
27 июня 2017 года Верховный Суд РФ опубликовал постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 апреля 2017 г. № 10 "О рассмотрении арбитражными судами дел по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом".
(подробнее)
5. События
14 июня 2017 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил:
Заместителю Министра экономического развития РФ С.В.Шипову заключения РСПП на:
проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электронной подписи» и в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
(подробнее)
проект поправок к проекту федерального закона № 62442-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и отдельные законодательные акты, связанные с лицензированием энергосбытовой деятельности»;
(подробнее)
Помощнику Президента РФ - начальнику Государственно-правового управления Президента РФ Л.И.Брычевой заключение РСПП на проект федерального закона № 1029636-6 «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
(подробнее)
15 июня 2017 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил Председателю Государственной Думы ФС РФ В.В.Володину:
предложения РСПП к проектам федеральных законов № 47571-7 «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»; № 47579-7 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»; № 47591-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ Федерации в связи с принятием Федерального закона «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»;
(подробнее)
предложения РСПП к проекту федерального закона № 121034-7 «О внесении изменений в статьи 12 и 16 Закона Российской Федерации «О недрах».
(подробнее)
22 июня 2017 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил:
Помощнику Президента РФ - начальнику Государственно-правового управления Президента РФ Л.И.Брычевой заключение РСПП на проект федерального закона № 157764-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части установления дополнительных гарантий деятельности профессиональных союзов».
(подробнее)