Вниманию членов КУЗБАССКОГО СОЮЗА РАБОТОДАТЕЛЕЙ:В России началась реформа теплоэнергетики
Изменения в закон о теплоснабжении, меняющие систему отношений в теплоэнергетике, подписаны президентом России Владимиром Путиным. Они вступили в силу в понедельник, 31 июля. С этого документа начинается реформа теплоэнергетики, которая должна привлечь в отрасль частные инвестиции.Совет Федерации 25 июля 2017 года одобрил поправки в закон "О теплоснабжении", включающие предложения Комиссии РСПП по ЖКХ и предусматривающие внедрение "альтернативной котельной".
Закон изменяет систему тарифообразования и вводит понятие «альтернативной котельной» - установления предельного уровня цены за тепло. Согласно закону, цена будет не устанавливаться регулятором, а определяться исходя из стоимости тепловой энергии, которую возможно получить при строительстве новой отдельной котельной для обслуживаемых территорий. По мнению членов Комиссии РСПП по ЖКХ, на текущий момент такая модель является наиболее объективной с точки зрения определения справедливой цены за тепло.
Пока введение нового принципа возможно только по представлению глав муниципалитетов в так называемых ценовых зонах, перечень которых определит правительство.
Кроме того, законом вводятся новые требования к единым теплоснабжающим организациям (ЕТО), которые отвечают за качество услуг по обеспечению тепловой энергии конкретных территорий. Деятельность ЕТО регламентируется законом и контролируются антимонопольными органами.
Принятие закона станет первым шагом реформирования теплоснабжения и в перспективе позволит недофинансированной отрасли привлечь инвестиции в модернизацию инфраструктуры. По данным Минэнерго России, сейчас ежегодные инвестиции в теплоснабжение составляют 87 млрд рублей, а потребность в инвестициях достигает 250 млрд рублей.
В течение 2014 - 2016 годов текст закона прошел стадии общественных обсуждений и оценки регулирующего воздействия, неоднократно обсуждался в очном режиме с субъектами РФ и на заседаниях Комиссии РСПП по ЖКХ. 19 июля документ был принят Госдумой.
После подписания президентом России закон вступит в силу. Ориентировочно реформа теплоснабжения, к которой намерены присоединиться несколько крупных городов, заработает уже до конца 2017 года.
Не хватает инвестиций
Объем рынка теплоэнергии оценивается в 1,5 трлн руб., а платежи за тепло составляют более 50% в коммунальных расходах населения. При этом отрасль недофинансирована. Ежегодные госсубсидии составляют около 150 млрд руб. при потребности в 200 млрд руб. Частные инвестиции оцениваются примерно в 90 млрд руб. в год, а потребность – в 250 млрд руб. 37% из этих средств могут быть получены за счет повышения эффективности, отмечается в материалах Минэнерго. Недостаток инвестиций привел к тому, что значительная часть оборудования ТЭС нуждается в обновлении: только 26% котлов и 36% турбин ТЭС моложе 30 лет. К 2020 г. 26–28 ГВт мощностей ТЭЦ выработают свой парковый ресурс, отмечал в докладе Фонд энергетического развития.
Еще одна проблема, которую должна решить реформа, – избыток тепловой мощности. По данным Минэнерго, на сегодня ТЭЦ загружены не более чем на 30% установленной мощности, а котельные – в среднем на 15%. Неконкурентоспособность ТЭС на оптовом рынке электроэнергии приводит к тому, что станции этого типа получают статус «вынужденных по теплу», т. е. их невозможно по каким-либо причинам вывести из эксплуатации (например, они являются единственным источником теплоэнергии в регионе), но они получают гарантированный тариф, чтобы покрыть свои высокие расходы. По оценкам Минэнерго, сейчас на рынке работают 10 ГВт «вынужденных», это обходится энергорынку более чем в 9 млрд руб.
Субсидирование рынка теплоэнергетики за счет рынка электроэнергетики, отсутствие долгосрочных тарифов не оставляет теплогенерирующим компаниям мотивации к оптимизации и развитию отрасли, отмечало Минэнерго в своих материалах. Инвесторы готовы вкладывать в это средства, но только под гарантии справедливых и стабильных правил функционирования отрасли – долгосрочных правил ценообразования, сказал представитель «Т плюса».
Цель – либерализация
Благодаря закону отпадала необходимость электростанции статуса «вынужденной», отмечает преимущества директор Сообщества потребителей энергии Василий Киселев. Закон также отменяет государственное регулирование цен в теплоэнергетике. Теперь правительство будет устанавливать только предельный уровень цен по так называемому методу альтернативной котельной. То есть цена на тепло будет высчитываться исходя из того, во сколько потребителям обошлась бы теплоэнергия в случае строительства ими собственной котельной. Предусмотрено также появление ценовых зон, за теплоснабжение внутри них будут отвечать единые теплоснабжающие организации, которые будут обязаны строить, реконструировать и модернизировать объекты теплоснабжения. Переходный период составит 5–10 лет.
Альтернативная котельная – лишь один из методов регулирования, переход на него не является обязательным для регионов, передал «Ведомостям» через представителя замруководителя ФАС Виталий Королев. В начале июля замминистра энергетики Вячеслав Кравченко говорил, что реформа может стартовать с середины 2018 г. в Казани, Набережных Челнах, Красноярске.
Реформа создаст условия для долгосрочной, предсказуемой ценовой модели, отмечается в материалах Минэнерго. При этом внутри одной системы теплоснабжения предусматривается конкуренция по цене между источниками и возможность приобретать тепловую энергию в большем объеме у источника с низкой себестоимостью, говорилось в докладе Фонда энергетического развития. Минэнерго ожидает, что приток инвестиций в результате составит 2,5 трлн руб., а нагрузка на госбюджет снизится на 150 млрд руб. ежегодно. Сибирская генерирующая компания готова инвестировать 20 млрд руб. в теплоэнергетику, говорила в начале лета директор компании по тарифообразованию Екатерина Косогова (слова по «Интерфаксу»). Сейчас компания вкладывает около 5 млрд руб., срок окупаемости таких проектов – 12 лет, отмечала она.
Сколько заплатит население
Рынок теплоэнергетики – один из крупнейших потребительских рынков в России, без участия населения провести реформу, как в электроэнергетике, нельзя, говорит руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова. Основной риск реформы – социальные последствия. По ее оценке, цены для населения в среднем по России могут вырасти на 30%. В некоторых случаях, где потребуются значительные инвестиции, рост тарифов на теплоэнергию может оказаться существенным, соглашается Королев. Не все потребители готовы платить больше за более высокое качество теплоснабжения и региональные власти должны оценивать последствия для своих потребителей, подчеркивает он.
В 60% поселений тариф уже выше предполагаемого уровня альтернативной котельной, говорится в отчете Фонда энергетического развития, следовательно, в этих поселениях можно будет заморозить тариф и не индексировать его в последующие годы. В остальных рост должен быть в пределах инфляции, в ряде случаев – плюс 2–4% сверх инфляции.
Задачи регионов
В каждом городе должна быть долгосрочная схема теплоснабжения сроком на 15 лет. Но до сих пор некоторые города с населением более 500 000 человек такие схемы не утвердили. За это нет ответственности, хотя она нужна производителям теплоэнергии, чтобы определить технологии и необходимые инвестиции, отмечает Фонд энергетического развития. Принятый закон предусматривает обязательное соглашение с муниципалитетом об исполнении схемы теплоснабжения, говорит представитель «Т плюса». Закон создает стимулы для замещения неэффективных источников энергии и инвестиций в теплоснабжение, но важна практическая реализация закона на местах и контроль за расходованием тарифных источников именно на повышение эффективности системы теплоснабжения, говорит руководитель проекта развития бизнеса в энергетическом секторе PwC Дмитрий Стапран. Успех реформы во многом будет зависеть от своевременного принятия необходимых подзаконных актов и гарантий учета в них региональных особенностей, говорит представитель «Газпром энергохолдинга».
Газета «Ведомости»