СПРАВКА об итогах реализации в 2008 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы
Принятые в последние годы меры, направленные на улучшение соци-ально-экономического положения в сельском хозяйстве, в том числе реализа-ция приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», позволили сформировать тенденцию роста производства сельско-хозяйственной продукции, которая сохранилась в 2008 году.С начала 2008 г. реализуется имеющая статус приоритетного националь-ного проекта пятилетняя Государственная программа развития сельского хо-зяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы (далее – Госпрограмма), охватывающая весь спектр направлений развития агропромышленного комплекса, продоволь-ственного обеспечения страны и устойчивого развития сельских территорий.
При реализации Госпрограммы применяется программно-целевой под-ход, обеспечивающий взаимосвязь между распределением бюджетных ресур-сов и достижением плановых показателей, а также задачами федерального центра и регионов.
В целях реализации Госпрограммы Минсельхозом России сформирована нормативная правовая база, приняты соответствующие постановления Прави-тельства Российской Федерации и приказы Минсельхоза России, в т.ч. регла-ментирующие порядок предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку сельскохозяйст-венного производства.
В свою очередь субъектами Российской Федерации разработаны и ут-верждены региональные программы развития агропромышленного комплекса на пятилетний период с учетом мероприятий и положений Госпрограммы.
С учетом задач Госпрограммы Минсельхоз России скорректировал структуру центрального аппарата, были уточнены функции департаментов и отделов, должностные обязанности специалистов, а также продолжена реали-зация управленческих механизмов, отработанных в рамках национального проекта, и внедрены новые элементы проектного управления. В частности, утвержден Сводный план на 2008 г. по реализации Госпрограммы, где под-робно расписаны ее мероприятия с соответствующими целевыми показателя-ми и объемами финансирования, сроками выполнения, уровнями контроля и конкретными ответственными подразделениями и исполнителями.
Также разработана и внедрена система материального поощрения со-трудников, участвующих в реализации Госпрограммы, предполагающая диф-ференцированные размеры премирования в зависимости от напряженности ра-боты, своевременности и полноты достижения плановых индикаторов (показа-телей) Госпрограммы, с утвержденной методикой расчетов.
Контроль выполнения мероприятий и уточнение Сводного плана осуще-ствляются в еженедельном режиме в рамках специально созданной рабочей группы по реализации мероприятий Госпрограммы, которая утверждена при-казом Министерства.
Внедрена ежеквартальная система определения рейтингов регионов по реализации Госпрограммы, учитывающая напряженность принятых субъекта-ми Российской Федерации обязательств. Результаты данной оценки регулярно публикуются на сайте www.rost.ru.
Создан Совет по экспертному сопровождению Госпрограммы, в который вошли представители научных организаций и основных объединений сельхоз-производителей, в структуре Совета созданы 13 рабочих групп по всем основ-ным направлениям Госпрограммы.
В целом сформирована система мониторинга отчетности по Госпро-грамме, разработаны соответствующие формы, по которым в настоящее время регионы отчитываются за реализацию мероприятий.
Минсельхоз России в постоянном режиме осуществляет мониторинг рисков и готовит решения по обеспечению реализации Госпрограммы в изме-няющихся условиях, совместно с Росстатом ежеквартально обобщает и анали-зирует статистическую отчетность по ее реализации и представляет в Минэко-номразвития России и Минфин России доклады о ее выполнении.
В соответствии с Федеральным законом «О развитии сельского хозяйст-ва» ежегодно до 15 мая Минсельхоз России будет готовить Национальный доклад о ходе и результатах реализации Госпрограммы и после его утвержде-ния Правительством Российской Федерации направлять в Федеральное Собра-ние Российской Федерации.
I. ДИНАМИКА И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
В соответствии с решением президиума Совета при Президенте Россий-ской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демо-графической политике от 25 декабря 2007 г. №25 для оценки реализации при-оритетного национального проекта «Развитие АПК» в рамках Госпрограммы определены восемь агрегированных показателей, характеризующих развитие сельского хозяйства.
В 2008 г. по предварительной оценке Росстата индекс производства про-дукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах составил 110,8% к соответ-ствующему периоду 2007 г. при запланированном на 2008 г. показателе 103,8%, в том числе в растениеводстве – 117,6% при годовом плановом пока-зателе 102,9%, в животноводстве – 103,4% при плане 104,8%.
По итогам 2008 года ожидается выполнение в полном объеме плановых заданий по увеличению доли отечественного производства в формировании ресурсов мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо), молока и молокопро-дуктов (в пересчете на молоко) – соответственно 61,1% и 78,3%.
Принято решение об осуществлении с 2009 года регулирования рынка сухого молока путем проведения закупочных интервенций.
По предварительным данным Росстата, располагаемые ресурсы домаш-них хозяйств в сельской местности в расчете на одного члена хозяйства в ме-сяц в третьем квартале 2008 г. составили 8163,3 руб., что на 15,2% больше за-планированного годового показателя.
Темп роста заработной платы в сельском хозяйстве, начиная с прошлого года, стал превышать темп роста заработной платы в экономике в целом, одна-ко в абсолютном выражении заработная плата в сельском хозяйстве остается довольно низкой и составляет около 8,9 тыс.руб. (январь-октябрь 2008г.).
В последние годы повысилась финансовая устойчивость сельскохозяй-ственных организаций, выросли рентабельность и, как следствие, количество прибыльных хозяйств. Удельный вес прибыльных сельхозорганизаций в их общем числе за 2005-2007 годы вырос с 58% (в 2005 году) до 75% (в 2007 го-ду), уровень рентабельности по всей деятельности повысился с 7,8% до 17,2%. По итогам 2008 года ожидается снижение рентабельности по сравнению с 2007 годом на 2,2 п.п.
II. ДАННЫЕ О ВЫПОЛНЕНИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ В 2008 г.
2.1. Устойчивое развитие сельских территорий
Повышение уровня развития социальной инфраструктуры и инже-нерного обустройства сельских поселений. В 2008 г. в рамках реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечению доступным жильем молодых семей и мо-лодых специалистов на селе запланировано ввести 1489,2 тыс. м2 жилья, в том числе 647,1 тыс. м2 жилья для молодых семей и молодых специалистов на се-ле.
Показатели на 2008 г. по вводу жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, а также показатели по вводу в действие распределительных газовых сетей (за-планировано 5387 км), локальных водопроводов (план – 1660 км) полностью выполнены. Фактически введено (приобретено) 1714,68 тыс. м 2 жилья для граждан, проживающих в сельской местности (или 115,1% к плану), в том числе – 837,02 тыс.м 2 для молодых специалистов (или 129,3% к плановому показателю), 5485,95 км газовых сетей (или 101,8% к плану), 1668,4 км ло-кальных водопроводов (или 100,5% к плану). Уровень газификации сельских населенных пунктов составил 43,8% при плане 43,6%, обеспеченность сель-ского населения питьевой водой – 45,95% (при плане 45,9%).
Начиная с 2009 г. предусмотрена реализация мероприятий Госпрограм-мы по оказанию государственной поддержки комплексной компактной за-стройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов.
Реализация пилотных проектов направлена на формирование нового об-лика российского села, отвечающего современным, сопоставимым с город-ским уровнем жизни, требованиям комфортности и привлекательности прожи-вания и задачам развития агропромышленного комплекса, которые определе-ны Госпрограммой.
В целях реализации данного мероприятия принято постановление Пра-вительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 г. № 949 «Об утвержде-нии Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на поддержку комплексной компактной за-стройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов».
Для сокращения сроков разработки и повышения качества подготовки муниципальными образованиями субъектов Российской Федерации техниче-ской документации на пилотные проекты Минсельхозом России разработаны методические рекомендации по технико-экономическому обоснованию и со-ставлению перспективных пилотных проектов комплексной компактной за-стройки и благоустройства сельских поселений.
Председателем Правительства Российской Федерации В.В. Путиным 19 мая 2008 г. Минсельхозу России совместно с Минэкономразвития России и Минфином России поручено разработать и реализовать комплекс мер, направ-ленных на обеспечение устойчивого развития сельских территорий и улучше-ние качества жизни на селе.
Минсельхозом России подготовлен проект Концепции устойчивого раз-вития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, ко-торый рассмотрен 23 декабря 2008 г. на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам агропромышленного комплекса.
Концепцией предусмотрен комплексный подход к реализации политики устойчивого сельского развития, в первую очередь по повышению уровня бла-госостояния, улучшению условий и качества жизни сельского населения, по-вышению занятости сельского населения, в том числе путем развития малого предпринимательства в АПК и несельскохозяйственных видов деятельности, стимулирования развития потребительской кооперации в сельской местности.
2.2. Создание общих условий функционирования сельского хозяйст-ва
Поддержание почвенного плодородия. На 2008 г. было запланировано:
предотвращение выбытия из оборота 700 тыс.га сельскохозяйственных угодий;
обеспечение защиты земель от водной эрозии и подтопления на площади 19,5 тыс.га и от ветровой эрозии и опустынивания – на 45 тыс.га.
Фактически предотвращено выбытие из оборота 914 тыс.га сельскохо-зяйственных угодий (130,6% к плану), проведены защитные мероприятия от водной эрозии и подтопления на площади 95,1 тыс.га (в 4,8 раза больше за-планированного) и от ветровой эрозии и опустынивания на площади 121,3 тыс.га (в 2,6 раза больше запланированного).
Вовлечено в интенсивный сельскохозяйственный оборот 60 тыс.га зе-мель, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС (в 11,6 раза больше плана).
Объем внесения минеральных удобрений в 2008 г. планировался на уровне 2 млн.т действующего вещества, что на 11% больше, чем в прошлом году. Благодаря принятым Правительством Российской Федерации и Мин-сельхозом России мерам по снижению негативного эффекта от роста цен на минеральные удобрения, сельскохозяйственные товаропроизводители факти-чески внесли 2,16 млн.т минеральных удобрений, что составляет 108,0% пла-нового показателя.
Для преодоления негативных последствий на рынке минеральных удоб-рений были предусмотрены дополнительные средства на компенсацию части затрат на приобретение минеральных удобрений сельскохозяйственным това-ропроизводителям в размере 8 млрд.руб. в 2008 г. и ежегодно в таком же объ-еме на период 2009-2011 гг.
Создание системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства. С субъектами Российской Федерации заключены соглашения по созданию указанной системы.
Доля региональных органов управления АПК, использующих функцио-нальные возможности, предоставляемые системой информационного обеспе-чения, в 2008 г. составила 30% (100% к запланированному показателю). Госу-дарственные услуги сельскохозяйственным товаропроизводителям в элек-тронном виде предоставляются в 42 регионах.
Оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаро-производителям и переподготовка специалистов для сельского хозяйства. В 2008 году центры сельскохозяйственного консультирования осуществляли свою деятельность в 58 субъектах Российской Федерации: на региональном уровне работали 56 консультационных центров (100% к запланированному показателю), на районном уровне – 419 центров различных организационно-правовых форм.
В консультационных центрах занято 2520 консультантов, из которых 1152 работают в региональных центрах и 1368 – в районных.
Участие союзов (ассоциаций) сельхозтоваропроизводителей в фор-мировании государственной аграрной политики. Минсельхозом России за-ключены соглашения с 38 союзами (ассоциациями) сельскохозяйственных то-варопроизводителей, в которых определены конкретные мероприятия участия этих организаций в реализации Госпрограммы (при плановом показателе – 32 союза (ассоциации).
2.3. Развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства
Развитие животноводства. В 2008 г. по плану производство скота и птицы на убой в живой массе в хозяйствах всех категорий должно увеличиться на 3,8% по сравнению с 2007 г. и составить 8,95 млн.т., молока - на 2,5% (33 млн.т.).
За 2008 год производство скота и птицы на убой в живом весе в хозяйст-вах всех категорий по данным Росстата России составило 9300,2 тыс. тонн, что на 6,5% больше уровня 2007 года и на 3,9% больше запланированного целево-го индикатора.
В целом по стране можно выделить 65 территорий, в которых общие объемы производство скота и птицы за 2008 год увеличились к уровню 2007 года.
Наибольшая прибавка за этот период составила в Белгородской области – на 197 тыс. тонн или на 37,3%, Челябинской области – на 48 тыс. тонн или на 22,2%, Ленинградской области – на 41 тыс. тонн или на 24,3%, Республике Та-тарстан – 37 тыс. тонн или на 10,5%, Ростовской области – на 27 тыс. тонн или на 8,5%, Томской области – на 22 тыс. тонн или на 31,1%, Липец кой области – на 18 тыс. тонн или на 11,7%.
Производство молока в хозяйствах всех категорий за 2008 год по данным Росстата России составило 32381,7 тыс. тонн или 101,1% к уровню 2007 года.
В целом по стране в 49 регионах производство молока возросло к уров-ню 2007 года. В Республике Татарстан его объемы увеличились на 81 тыс. тонн или на 4,7%, Саратовской области – на 62 тыс. тонн или на 7,3%, Ростов-ской области – на 50 тыс. тонн или на 5,3%, Республике Башкортостан – на 49 тыс. тонн или на 2,2%, Новосибирской области – на 48 тыс. тонн или на 6,3%, Тюменской области – на 45 тыс. тонн или на 9%,, Оренбургской области – на 35 тыс. тонн или на 4,3 процента.
Средний надой молока на 1 корову в сельхозпредприятиях за 2008 год составил 4024 кг, что на 6% или на 228 кг больше уровня 2007 года.
На 1 января 2009 г. поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий (по оценке) составило 21,1 млн.голов, или 98,5% к соответствующей дате 2008 г., в том числе коров – 9,3 млн.голов (99,0%), свиней – 16,4 млн.голов (102,5%), овец и коз – 21,8 млн.голов (104,0%) и птицы в сельхоз-предприятиях – 293 млн.голов (107,6%).
За 2008 г. в рамках реализации Госпрограммы ОАО «Росагролизинг» по-ставлено 50,4 тыс.голов племенного крупного рогатого скота, или 100,8% от запланированного на 2008 г. Количество введенных в эксплуатацию скотомест составило 69,6 тыс.ед. (107,1% к плану).
В 2008 году поголовье северных оленей в сельскохозяйственных органи-зациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей по оценке составит 1 млн. тонн (при целевом индикаторе на 2008 г. - 940 тыс. голов) или 106,4% от плана, поголовье маралов ожидается на уровне 70 тыс. голов или 100% к плановому показателю, мясных табунных лошадей – 256 тыс. голов (при целевом индикаторе на 2008 год - 130 тыс. го-лов), маточное поголовье овец и коз составит 7,1 млн. голов или 114,3% к пла-новому показателю.
Поддержка племенного животноводства. В 2008 г. запланировано увеличить реализацию племенного молодняка на 15,2% относительно 2007 г., удельный вес племенного скота в общем поголовье довести до 8,3%.
В 2008 году по данным, представленным регионами, прирост реализации племенного молодняка составил 17,3% при плане в 15,2%. По реализации пле-менного молодняка следует отметить следующие регионы: Республику Татар-стан прирост реализации составил 24,3%, Пензенскую область – 17,2%, Став-ропольский и Алтайский края, Московскую, Оренбургскую области, где при-рост реализации составил 15,2 процентов.
Удельный вес племенного скота в общем поголовье за 2008 год составил 9,6% при целевом показателе 8,3 процента.
В целях укрепления племенной базы отрасли и обеспечения потребности отечественных сельскохозяйственных производителей в племенной продукции создан Головной центр по воспроизводству сельскохозяйственных животных.
Развитие отраслей растениеводства. В текущем году в России собран рекордный за последние 15 лет урожай зерна – 108,1 тыс.тонн зерновых и зер-нобобовых культур (в чистом весе).
В 2008 г. удельный вес площади, засеваемой элитными семенами, в об-щей площади посевов должен составить 8%.
По данным отчетов органов управления АПК субъектов Российской Фе-дерации, удельный вес площади, засеваемой элитными семенами, в общей площади посевов в целом по Российской Федерации составил 9,2%, т.е. плано-вый показатель по данному направлению выполнен.
Развитие производства льна. В 2008 г. из-за неблагоприятных погод-ных условий производство льноволокна составило 53,2 тыс.т (69,0% к запла-нированному показателю Госпрограммы), а валовой сбор семян льна-долгунца – 10 тыс.т (36,4% к плановому показателю).
Производство рапса. В 2008 г. в хозяйствах всех категорий планирова-лось засеять рапсом озимым и яровым 800 тыс.га. Фактически в субъектах Российской Федерации было посеяно рапса озимого 271 тыс.га, ярового – 552,6 тыс.га. Однако в связи с неблагоприятными погодными условиями в пе-риод зимовки, а также из-за весеннего возврата холодов посевы озимого рапса погибли на площади более 100 тыс.га, т.е. общая посевная площадь рапса со-ставила 691,1 тыс.га, или 86,4% к запланированному показателю.
Кроме того, дождливая погода в период уборки не позволила своевре-менно обмолотить посевы ярового рапса на площади более 200 тыс.га, в ре-зультате чего валовой сбор семян рапса составил 574,3 тыс.т, или 60,0% к пла-новому показателю. Урожайность рапса составила 12,3 ц/га при плановом по-казателе 12 ц/га.
Закладка многолетних насаждений. На 2008 г. предусматривалась за-кладка многолетних насаждений на 7,9 тыс.га.
Фактически заложено 7,94 тыс.га многолетних насаждений, или 100,5% к плановому показателю, в том числе плодовых ягодных кустарниковых наса-ждений – 5,4 тыс.га; садов интенсивного типа – 1,1 тыс.га. Площадь закладки виноградников составила 6,9 тыс.га, или 75% от плана 2008 года.
2.4. Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства
Повышение доступности кредитов. В 2008 г. планировалось привле-чение субсидируемых кредитов в объеме 279 млрд.руб., в том числе кратко-срочных – 120 млрд.руб., инвестиционных – 80 млрд.руб., инвестиционных на приобретение техники и оборудования сроком до десяти лет – 49 млрд.руб.
В 2008 году объем привлеченных кредитных ресурсов сельхозтоваропроиз-водителями составил 372,7 млрд.руб., в том числе 224,2 млрд.руб. субсидируе-мых краткосрочных кредитов (186,8% от планового показателя), 86,2 млрд.руб. инвестиционных кредитов (107,7% к плану) и инвестиционных кре-дитов на приобретение техники и оборудования – 62,3 млрд.руб. (127,1% к плану).
Повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе. По предварительным итогам 2008 года (по данным кредитных органи-заций), в рамках Госпрограммы малым формам хозяйствования на селе в 2008 г. предоставлено 184,6 тыс. новых кредитов и займов на общую сумму 48,3 млрд.руб.
Наибольший объем кредитов малым формам предоставлен ОАО «Рос-сельхозбанк» – 121,1 тыс. договоров на общую сумму 33,6 млрд.руб., на вто-ром месте Сбербанк России – 37,8 тыс. договоров на 9,9 млрд.руб., прочими банками предоставлено более 3,6 тыс. кредитов на 1,7 млрд.руб., кредитными кооперативами – 22,1 тыс. займов на 3,0 млрд.руб.
Темпы кредитования малых форм хозяйствования на селе в 2008 году ниже темпов кредитования прошлого года. Необходимо отметить, что растет удельный вес кредитов и займов, привлеченных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.
По предварительным данным субъектов Российской Федерации*, на 1 января 2009 года зарегистрировано 5100 сельскохозяйственных потребитель-ских кооперативов, из которых 1738 –кредитных, 912 – перерабатывающих, 2450 – снабженческо-сбытовых (*– уточненные данные будут получены после сдачи бухгалтерской отчетности по итогам 2008 года в мае 2009 года).
Из общего числа зарегистрированных кооперативов фактически рабо-тающих – 3315, или 65,0%, в том числе кредитных – 1242 (71,5%), перераба-тывающих –520 (57,0%), снабженческо-сбытовых – 1553 (63,4%).
Техническая и технологическая модернизация сельского хозяйства. В рамках технической модернизации в 2008 г. запланировано приобретение 23 тыс. тракторов, 7,9 тыс. зерноуборочных и 3 тыс. кормоуборочных комбайнов.
Фактически приобретено (с учетом лизинга) 23,9 тыс. тракторов (103,9% от плана), 9,5 тыс. зерноуборочных (113,9% к плану) и 3,045 тыс. кормоубо-рочных комбайнов (93% к плану).
В 2008 году значительно повысился уровень энергообеспеченности сельскохозяйственного производства, который превысил запланированный Госпрограммой на 2008 год показатель. Уровень энергообеспеченности сель-скохозяйственных организаций на конец 2008 г. составил 145 л.с. на 100 га по-севной площади, что на 11 л.с. больше запланированного показателя. Это объ-ясняется тем, что в 2008 году сельскохозяйственными товаропроизводителями закупалась, в основном, энергонасыщенная высокопроизводительная техника.
2.5. Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции и про-довольствия
Рынок зерна. В связи с увеличением валового сбора зерновых и зерно-бобовых растут их объемы реализации на внутреннем рынке. За 11 месяцев 2008 г. сельхозорганизациями было реализовано 36,7 тыс.т зерна, что на 5,1% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года.
В целях поддержания стабильной ценовой ситуации на внутреннем рын-ке зерна с 19 августа 2008 г. Минсельхоз России проводит государственные закупочные интервенции. По состоянию на 31 декабря 2008 г., объем закупок составил 5,256 млн.т зерна на сумму 25,6 млрд.руб.
Экспорт зерна в 2008/2009 сельскохозяйственном году (с 1 июля 2008 г.) составил 12,1 млн.т (на 31 декабря 2008 г.).
Таким образом можно прогнозировать сохранение российского экспортно-го потенциала и выполнение заложенных Госпрограммой целевых показателей: по итогам года прогнозируется довести реализацию зерна до 52 млн.т, экспорт зерна – до 13 млн.т.
В то же время темпы экспорта зерна из России по сравнению с 2007 г. замедляются. В октябре-декабре 2008 года объемы экспорта зерна сократились на 14% по сравнению с аналогичным периодом 2007 г.
Необходима реализация мер по развитию инфраструктуры внутреннего рынка в части оптимизации товарных потоков зерна и увеличению объемов экспорта. С этой целью требуется ускорить создание интегрированной компа-нии, ориентированной на хранение, переработку и транспортировку зерна (ОАО «Объединенная зерновая компания»).
Рынок мяса. Целевым показателем по данному подразделу является удельный вес импорта в формировании общих ресурсов мяса и мясопродуктов в размере 34%.
По результатам 2008 г. импорт мяса всех видов, кроме мяса птицы, уве-личился. Импорт говядины составил 784,8 тыс.т, что на 10,6% больше уровня 2007 г., свинины – 764,6 тыс.т, на 18,0% больше уровня 2007 г. Импорт мяса птицы сократился на 6,1% и составил 1161,0 тыс.т.
В 2009 г. ожидается снижение темпов роста потребительского спроса на продовольственные товары, прежде всего, продукцию животного происхожде-ния – мясопродукты и молокопродукты, потребление которых может остаться на уровне 2008 г.
В 2008 г. принято решение о снижении импортных квот на мясо птицы на 2009 г. при повышении ставки внеквотной пошлины до запретительного уровня при импорте птицы и свинины, имея в виду стабилизацию спроса на эти виды продукции на внутреннем рынке и прогнозируемый дальнейший рост производства.
Рынок сахара. В настоящее время постановлением Правительства Рос-сийской Федерации от 16 сентября 2008 г. № 695 «О сезонных пошлинах на сахар-сырец тростниковый и отдельные виды сахара, ввозимые на территорию Российской Федерации в 2008 и 2009 годах» установлена сезонная ставка ввозной таможенной пошлины на сахар-сырец в размере от 270 до 220 долл. США за 1 т на период с 1 декабря 2008 г. по 31 мая 2009 г. Учитывая положи-тельный опыт использования сезонной пошлины для регулирования импорта сахара-сырца в период производства и реализации отечественного сахара, представляется целесообразным продолжить применение данной пошлины.
III. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ В 2008 г.
Вместе с тем реализация Госпрограммы в 2008 г. осуществлялась под воздействием ряда негативных факторов, в частности быстрого роста цен на материальные ресурсы, используемые в сельскохозяйственном производстве и строительстве, а также осложнившейся ситуации с кредитованием сельскохо-зяйственных товаропроизводителей.
В период сезонных работ рост цен на минеральные удобрения достигал 70% по сравнению с декабрем 2007 года. Цены на электроэнергию выросли на 14,6%, газ природный – на 14,4%, что привело к значительным дополнитель-ным затратам в сельском хозяйстве.
При этом цены на продукцию сельского хозяйства в январе-декабре 2008г., по данным Росстата, выросли лишь на 2,5%.
В целях преодоления указанных негативных тенденций приняты реше-ния об увеличении ресурсного обеспечения отдельных направлений развития сельского хозяйства.
За последние месяцы только к федеральной части бюджета Госпрограммы на 2008 г. было добавлено около 60 млрд.руб., т.е. увеличение составило около 75%.
В соответствии с Планом действий, направленных на оздоровление си-туации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики, утвержден-ным Председателем Правительства Российской Федерации В.В.Путиным 6 но-ября 2008 г. №4863-п-П13, Минсельхозом России разработан и утвержден Министром сельского хозяйства Российской Федерации А.В.Гордеевым 12 но-ября 2008 г. план действий Минсельхоза России, направленных на оздоровле-ние ситуации с финансированием и кредитованием АПК.
Был принят ряд ключевых для отрасли решений:
• об увеличении размера возмещения затрат на уплату процентов по краткосрочным и инвестиционным кредитам (займам) с 2/3 (66,7%) до 80% ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (общий объем дополнительного финансирования до 10 млрд.руб.);
• о субсидировании процентной ставки по кредитам в размере 100% ставки рефинансирования Банка России для объектов животноводства (допол-нительное финансирование 7 млрд.руб.);
• об увеличении уставного капитала ОАО «Росагролизинг» в объеме 25 млрд.руб. для закупки отечественной сельскохозяйственной техники;
• повышены ставки пошлины на импорт мяса птицы и свинины, сниже-ны объемы квот на мясо птицы;
• об увеличении уставного капитала ОАО «Россельхозбанк» на 45 млрд.руб. для возможности увеличения объема интервенционных закупок, а также для замещения доли региональных банков, свернувших кредитование АПК, и поддержания устойчивости региональной сети.
Кроме того, в соответствии с решением Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики от 23 декабря 2008 года приказом от 14 января 2009 г. № 4 при Минсельхозе России утверждён состав Комиссии по мониторингу системообразующих организаций пищевой промышленности и агропромышленного комплекса (далее – Комиссия), вклю-ченных в перечень системообразующих организаций.
В состав Комиссии вошли представители ОАО «Сберегательный банк Российской Федерации», Внешэкономбанка, ОАО «Россельхозбанк», ОАО «Банк ВТБ» и основных объединений сельхозтоваропроизводителей.
Для регулярного мониторинга финансово-экономического состояния предприятий, включенных в перечень системообразующих организаций, обес-печения рассмотрения новых заявок от регионов разработаны формы анкет.
Все представленные регионами заявки планируется рассмотреть на засе-дании Комиссии, и при необходимости новые предприятия будут рекомендо-ваны для рассмотрения на межведомственной рабочей группе по мониторингу за финансово-экономическим состоянием организаций, входящих в перечень системообразующих организаций на предмет дополнительного включения в федеральный Перечень системообразующих организаций, утверждаемый Пра-вительственной Комиссией.
Главная задача работы с такими предприятиями - поддержание их ус-тойчивости, используя не только кредитные инструменты, но и другие меры государственной поддержки, такие как:
предоставление государственных гарантий по кредитам АПК;
реструктуризация налоговой задолженности;
ускоренный порядок возмещения экспортного НДС;
возможность вхождения государства в капитал проблемных компаний, предприятий.