Законопроект «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и (или) иных иностранных государств»
В Думе подготовлен «рамочный» законопроект о санкциях против США, он дает президенту широкий мандат на применение 16 возможных ответных мер. От них пострадают как американские компании, так и российские предприятия и потребителиЛидеры парламентских фракций в пятницу, 13 апреля, внесли в Госдуму законопроект «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и (или) иных иностранных государств» — российский ответ на семи страницах (.doc) на закон CAATSA, который был предложен и принят американским конгрессом в 2017 году. Законопроект внесен ровно через неделю после объявления Минфином США самых жестких с 2014 года антироссийских санкций, затронувших бизнес семи отечественных миллиардеров.
Проверенная схема
Законопроект внесли в Думу лидеры всех фракций и председатель палаты Вячеслав Володин. По такой же схеме вносились несколько громких законопроектов, которые впоследствии быстро становились законами, например законопроект о приравнивании ряда СМИ к иностранным агентам и поправки в законопроект о реновации в Москве.
«Учитывая, что законопроект об ответных санкциях внесен лидерами всех фракций, решение, скорее всего, принималось не на уровне Думы, а выше», — считает политолог Евгений Минченко. При этом он предположил, что Дума выбрана средством донесения инициативы, так как это может быть «тестовая история», которую можно будет переиграть в случае необходимости. Правительство и Дума консультировались при разработке законопроекта, сообщил вице-премьер Аркадий Дворкович. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сказал, что Кремлю пока не удалось ознакомиться с предлагаемым набором антисанкций.
С инициативой в данном случае выступила Госдума, а не правительство и не президент, во-первых, потому что президент до инаугурации не готов брать подобные инициативы на себя и вряд ли захочет демонстрировать стремление к эскалации с Западом, говорит политолог Константин Калачев. Правительство уже не станет выступать с яркими шагами до своей плановой отставки в мае, уверен он. «Кроме того, инициативу Госдумы проще поправить — всегда остается пространство для маневра. Жесткие предложения в дальнейшем могут быть скорректированы», — пояснил Калачев.
«Рамочный» документ
Законопроект предлагается рассмотреть в первом чтении 8 мая, следует из карточки проекта в думской базе. Отзывы и замечания, в том числе от президента и правительства, принимаются до 3 мая.
Документ не предполагает немедленного введения ответных санкций — он, по сути, предлагает рамки возможных мер, выбирать из которых предстоит президенту Владимиру Путину. «Закон наполнен нормами достаточно общего характера, которые оставляют широкое поле альтернативных форм реагирования», — отмечает партнер юридической компании «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов. Меры воздействия «вводятся правительством», но «по решению президента». Предложенный набор из 16 мер может быть использован полностью или частично, в любой комбинации и временной последовательности, следует из законопроекта. Федеральный чиновник подтвердил РБК, что законопроект «рамочный»: он не обязывает президента и правительство объявлять о введении сразу всех санкций, указанных в документе.
У президента и сейчас есть правовой инструмент для введения санкций — закон о специальных экономических мерах, которого было достаточно, чтобы вводить продовольственные контрсанкции в 2014 году и санкции против Турции в 2015 году. Но появление в США закона CAATSA, который сделал антироссийские санкции бессрочными, потребовало зеркальной меры (закон о специальных экономических мерах заставляет устанавливать сроки их действия и при необходимости их продлять).
РБК
Обсуждаемый в правительстве законопроект о создании специальных административных районов (САР) на островах Русский во Владивостоке и Октябрьский в центре Калининграда есть в распоряжении “Ъ”. По данным “Ъ”, он разработан юристами Сколково, ВШЭ, двух российских юркомпаний и АНО «Центр международных и сравнительно-правовых исследований» (ЦМСПИ) — и предназначен не для репатриации капиталов компаний, попавших под санкции, а для замещения стандартных офшоров, используемых российским и международным бизнесом, в том числе для регистрации судов и самолетов. Вероятность принятия этой схемы правительством невелика — так как высока вероятность внесения САР в список «несотрудничающих» офшоров, что почти лишит проект смысла.
Об обсуждении законопроектов по созданию «офшоров» в Калининграде и Владивостоке для спасения попавших под санкции США компаний РФ сообщали «Ведомости» 10 апреля. “Ъ” ознакомился с пакетом законопроектов, обсуждаемых в Белом доме, и с презентацией его одним из разработчиков — ЦМСПИ. Также над проектами предположительно трудились представители юридических компаний «Клифф» и «Иванян и партнеры» и Института права и развития ВШЭ — Сколково. По косвенным данным, ряд разработчиков документа трудится в Минэкономики.
Часть документов пакета датированы началом 2018 года, а в целом он имеет черты комбинации нескольких законопроектов, написанных с разными целями. Это законопроекты о двух САР (один из них должен быть создан на острове Русский, другой — на острове Октябрьский в центре Калининграда, на котором сейчас расположен стадион «Арена Балтика» — обвинения в адрес Зиявудина и Магомеда Магомедовых выдвинуты в связи с его строительством), «О международных предпринимательских компаниях (МПК)», связанный с ним проект поправок к Кодексу торгового мореплавания и к Трудовому кодексу, а также поправки к закону «О валютном контроле» и Налоговому кодексу. Из текста можно предположить, что проект двух САР исходно планировался как «морской офшор» для создания льгот под участников российского судового реестра (в том числе для снятия ограничений на наем иностранцев и т. д.). Позже описания САР дополнены кратким упоминанием возможности регистрации в них воздушного транспорта и «сколковскими» по схеме льготами по развитию территорий, иногда смелыми: так, на Русском и на болотистых пустырях центра Калининграда предлагается осуществлять медицинскую и образовательную деятельность без лицензий.
Видимо, уже после этого в проект САР был интегрирован и проект МПК — это не «внутренний офшор», а его прямая противоположность, выделение части юрисдикции (по аналогии, например, с швейцарским кантоном Цуг) в отдельные зоны для регистрации офшорных компаний. Их деятельность в РФ должна облагаться налогами, но доходы от деятельности за пределами РФ — нет, вместо этого резидентам САР предлагается платить классический годовой регистрационный сбор в 150 тыс. руб. Режим МПК, предлагаемый проектом, крайне либерален — так, он предусматривает самостоятельное ведение реестра участников компаний (компании в общем виде подчиняются закону РФ об ООО и Гражданскому кодексу, но с большим числом изъятий), сертификаты долей в МПК на предъявителя и прочие свойства классических офшорных территорий. В САР предлагается перерегистрировать (по процедуре редомицилирования) компании из традиционных офшоров (см. “Ъ-Онлайн”) и ЕС — эта процедура позволяет компаниям остаться теми же офшорами, но уже в российской юрисдикции (точнее, в юрисдикции САР). Поправки к закону «О валютном контроле» объявляют МПК валютными нерезидентами и разрешают им рассчитываться по контрактам с нерезидентами валютой — через уполномоченные банки. Режим МПК при этом ориентирован не только на компании РФ: так, право резидентства в САР может быть получено при подписании компанией «специнвестконтракта, концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве или иного договора». Это очень широкая трактовка, и схема может быть полезна как для иностранных инвестиций, так и для офшорных схем российских компаний ради оптимизации налогообложения.
В действующем виде режим МПК вряд ли может быть полезен уже подсанкционным структурам или для репатриации капиталов, его основное назначение — непрозрачность собственности в SPV-компаниях при рисках утечки информации из «старых» офшоров. Впрочем, САР для МПК, строго говоря, не нужен вообще, риск же проекта очевиден — в случае полной непрозрачности и отказа РФ от информационного обмена по банковским операциям МПК оба САР с большой вероятностью будут объявлены черными офшорами в понимании FATF, ОЭСР и ЕС. Возможность помещения в САР структур подсанкционных лиц лишь увеличит этот риск — маловероятно, чтобы США и ЕС не воспользовались шансом разом репрессировать всех обитателей САР, что лишит использование МПК любого смысла, кроме участия в экономическом развитии островов Русский и Октябрьский под контролем российской власти.
Коммерсантъ
Богатство, выведенное россиянами в офшоры с 1990 г., к 2015 г. составило около 75% национального дохода страны. Столько же составляют «официальные» финансовые активы всех российских домохозяйств, оценили аналитики Национального бюро экономических исследований США (NBER). Фактически богатые россияне держат за рубежом такое же финансовое состояние, какое все россияне – внутри страны.
Национальное богатство России выросло за эти годы не очень сильно и не за счет финансовых активов, которые обесценились в результате гиперинфляции 1990-х гг. и до сих пор до конца не восстановились (составив чуть больше 70% национального дохода), а прежде всего за счет роста недвижимости в цене.
С 1990 г. богатство не выросло, а перетекло от одних групп к другим, пишут авторы доклада: его доля под контролем 10% самых обеспеченных россиян стремительно выросла и сейчас составляет 45–50% национального дохода, доля под контролем 1% самых богатых – 20–25%, больше, чем в США. Доля же самых необеспеченных россиян – пенсионеров и низкооплачиваемых работников – сократилась до 18% национального дохода. Credit Suisse оценивал неравенство еще выше: 10% самых богатых россиян владеют 89% общего благосостояния всех российских домохозяйств.
С 1989 по 2016 г. национальный доход, приходящийся на взрослого россиянина, вырос на 40%: в 1989–1990 гг. он составлял 60–65% от западноевропейского, сейчас – 70–75%. Но рост произошел за счет самых богатых людей, пишут авторы доклада. Неравенство же в России выше, чем в странах Восточной Европы, где на 1% самых богатых приходится 10–14% национального дохода и миллиардеров, по данным Forbes, гораздо меньше. Состояние российских миллиардеров эксперты оценивают в 25–30% национального дохода против 5–15% в США, Германии и Франции (см. график).
Но российское правительство, домохозяйства и компании должны были бы быть богаче, следует из доклада. С начала 1990-х благодаря нефтегазовому экспорту торговый баланс России из года в год был профицитным и обеспечивал в среднем 9,8% национального дохода, пишут его авторы, но официальные чистые международные активы России к 2015 г. составили всего 25% национального дохода. Некоторые россияне присвоили часть доходов от международной торговли, уведя деньги в офшоры, приходят к выводу авторы: если суммировать профицит торгового баланса за 1990–2015 гг., отток составил около 200% национального дохода, если учесть недополученный накопленный доход от иностранных активов – 300%.
Вывод капитала из России колоссален, согласен главный аналитик Сбербанка Михаил Матовников: в год утечка капитала составляет $15–20 млрд, а в отдельные годы достигала $30–50 млрд. В 2013–2015 гг. за счет фиктивных экспортно-импортных операций из России незаконно выведено 1,2 трлн руб., оценивала Счетная палата. А по оценкам Boston Consulting Group, почти треть от $2 трлн частных денег россиян находилась в 2013–2014 гг. в офшорах. По их прогнозам, к 2019 г. эта доля мало изменится. Только в 2014 г. за границу было выведено более $30 млрд, или 8% всей суммы на банковских депозитах за год, оценивает Матовников. Но оценивать вывод средств по данным платежного баланса сложно, считает он: основной вывод капитала осуществляется так, что связь между бенефициаром и получателем средств разрывается и у российских резидентов иностранных активов не образуется.
При оценке состояния в офшорах, как правило, анализируется отток капитала, если прибавить к нему неучтенный доход от инвестирования этих средств, оценка NBER не кажется фантастической, рассуждает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Если суммировать депозиты населения, пенсионные сбережения, страхование и другие сбережения, финансовые активы россиян в сумме могут составить около 32 трлн руб., или $500 млрд, считает она. При этом авторы оценивают вывод капитала в 75% от национального дохода, т. е. около $700 млрд.
Неравенство должно стимулировать рост экономики, но в России этого не происходит: существенная часть богатства не инвестируется в экономику, не создает новые рабочие места и не расширяет средний класс, а выводится за пределы страны, рассуждает директор Института социальной политики ВШЭ Лилия Овчарова. С ужесточением санкций, возможно, выведенные капиталы могут вернуться в Россию, считает Орлова, но условия для инвестиций пока плохие. Экспорт капитала – в том числе следствие плохих экономических условий, созданных в стране для сбережений и инвестиций, согласен Матовников: часто в России их и некуда, и страшно вкладывать.
© Газета «Ведомости»
14 мая
Госдума решила смягчить законопроект о контрсанкциях, убрав из него основные спорные пункты и сделав его полностью рамочным. Первоначально предложенные меры «вызвали беспокойство в обществе», и от них решили отказаться
Санкции убрали в рамки
Авторы законопроекта об ответе России на американские санкции решили исключить из него запрет на импорт в страну лекарств из США и стран, поддержавших введенные ими ограничения, а также убрать из документа пункт о запрете работы в России иностранных специалистов. Об этом РБК рассказала доцент Института общественных наук РАНХиГС Екатерина Шульман, которая присутствовала на заседании Совета по законотворчеству при председателе Госдумы 11 мая.
Соответствующие изменения депутаты решили внести в законопроект в ходе его доработки ко второму чтению.
Из текста документа исключат и упоминание определенных отраслей, товаров и услуг, при этом расширят полномочия президента и правительства по применению санкций в отношении иностранных физлиц и юрлиц. Совет по законотворчеству решил, что меры воздействия, установленные законопроектом, не должны распространяться на жизненно необходимые товары, аналоги которых не производятся в России и (или) иных иностранных государствах.
Смягчение позиции Госдумы в вопросе о контрсанкциях, в частности в сфере медицины, связано с непопулярностью первоначально предложенных мер, отметил заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» Михаил Емельянов. «В обществе это вызвало беспокойство, и от этого решили отказаться», — пояснил он.
Жесткие заявления руководства Думы и первая редакция законопроекта имели цель обозначить свою ответную реакцию на жесткие действия Запада, объясняет политолог Евгений Минченко. По его мнению, когда вносился закон, никто не успел просчитать реальные последствия. «Впоследствии руководство Думы осознало, что необходимо смягчить позицию», — сказал эксперт. Власти поняли, что погорячились, согласился с ним политолог Аббас Галлямов. Экономическая логика возобладала над политической, уверен он.
Запреты первой версии
Проект закона об ответных мерах на санкции США предусматривал запрет или введение ограничений на закупки Россией лекарственных средств из США и поддержавших американские санкции государств. Кроме того, в России должны были быть введены ограничения на ввоз из указанных стран табачной, алкогольной и сельскохозяйственной продукции. Депутаты предлагали запретить или ограничить «допуск в Россию технологического оборудования и программного обеспечения» из США, а также приостановить сотрудничество с Соединенными Штатами в атомной, авиастроительной и ракетно-двигательной отраслях.
Кто был против
Некоторые положения первой версии законопроекта об ответных санкциях вызвали резкую критику, в том числе со стороны медицинского сообщества и представителей госкомпаний, крупного бизнеса. «Нельзя в ответ на санкции бомбить Воронеж. Вводить ответные меры надо очень взвешенно, так, чтобы не нанести ущерб интересам российской промышленности», — говорил РБК директор по международному сотрудничеству и региональной политике «Ростеха» Виктор Кладов.
Совладелец крупнейшего в мире производителя титана, корпорации «ВСМПО-Ависма», Михаил Шелков и вовсе заявил РБК, что закон о контрсанкциях подготовлен «вредителями». Ограничение торговли титаном могло отразиться на контрактах компании, в том числе с Boeing и Airbus.
Предложение внести в санкционный список иностранные лекарства раскритиковали профильные комитеты Совета Федерации. Комитет по социальной политике верхней палаты в отзыве на законопроект выразил опасения, что ограничения на ввоз иностранных лекарств в Россию могут привести к нехватке необходимых препаратов либо вынудят значительно повысить цены на лекарства, не входящие в перечень жизненно необходимых.
Вместо отраслевых запретов в законопроекте появилась норма о помощи пострадавшим от западных санкций. Депутаты планируют рекомендовать правительству при подготовке проекта федерального закона о бюджете на 2019 год и плановый период 2020–2021 годов рассмотреть вопрос об оказании поддержки из бюджета отраслям экономики, отдельным отечественным предприятиям и моногородам в связи с введением санкций иностранных государств.
Кроме того, в новой версии документа говорится, что «для минимизации угрозы интересам и безопасности России» и ее граждан из-за санкций будет достаточно прекратить или приостановить международное сотрудничество России и российских компаний с «недружественными иностранными государствами и организациями, находящимися в их юрисдикции». Законопроект также предполагает «запрет или ограничение ввоза в Россию продукции или сырья из недружественных иностранных государств».
Еще одной ответной мерой должен стать «запрет или ограничение на вывоз» из страны продукции «гражданами или организациями из недружественных стран». Помимо этого, «недружественным странам» и находящимся в их юрисдикции компаниям российские депутаты предложили запретить или ограничить возможность оказания услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Гражданам и организациям из поддержавших американские санкции стран могут запретить участвовать в приватизации российского государственного или муниципального имущества.
Остальные ответные меры авторы законопроекта предложили вводить «в соответствии с решением президента». Санкции могут вводиться и отменяться президентом на основании предложений Совета безопасности, прописано в новой версии документа.
Участвовавший в заседании Совета по законотворчеству президент Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин выразил уверенность в том, что вводить контрсанкции правительство должно только после консультаций с бизнесом. «Нужно законодательно обязать правительство провести до введения ответных санкций калькуляцию их экономических последствий и не допустить нанесения ущерба российской экономике», — передает слова Катырина пресс-служба ТПП.
Передумали за день
Накануне, 10 мая, комитет Госдумы по охране здоровья поддержал законопроект с учетом запрета на ввоз лекарств и даже был готов включиться в работу над формированием перечня запрещенных медикаментов. Против такого решения не проголосовал никто, два депутата воздержались — Алексей Куринный (КПРФ) и Федот Тумусов («Справедливая Россия»). «Я предложил законопроект одобрить, но исключить из него слова «лекарственные средства» или «медицинские изделия», поэтому я не стал голосовать целиком против законопроекта, но и поддержать его не мог», — пояснил РБК свое решение Тумусов.
Сразу после заседания Совета по законотворчеству 11 мая состоялось заседание комитета Госдумы по экономической политике, промышленности и предпринимательству, который является ответственным за обсуждаемый законопроект. Как заявил глава комитета Сергей Жигарев, решение уйти от конкретизации отраслей промышленных предприятий и направлений «никоим образом не ущемляет, а наоборот, расширяет возможности поддержки наших граждан». По словам Жигарева, это расширит «сферу мер, при которых правительство и президент с учетом динамичности меняющейся политической, международной и экономической обстановки сами определяют направления, которые отвечают контрсанкциям».
Жигарев отметил, что на 10 мая в комитет поступило более 80 предложений к законопроекту от правительства, Совета безопасности, администрации президента, а также более 130 обращений от разного рода промышленных предприятий.
Первое чтение без изменений
Первое чтение законопроекта запланировано на 15 мая. Совет по законотворчеству при председателе Госдумы — это консультативный орган, состоящий из председателя палаты, вице-спикеров, глав комитетов и приглашенных экспертов. Регламентной базы у документов, одобренных на совете 11 мая, нет, но это консолидированная позиция руководства Думы, отметила Шульман. При этом 15 мая, по ее словам, в первом чтении документ будет принят в прежней редакции, чтобы не нарушать регламент Госдумы, рассказала она.
Для противодействия санкциям была анонсирована другая мера. В понедельник, 14 мая, в Госдуму планируется внести проект закона, разработанного спикерами обеих палат парламента Вячеславом Володиным и Валентиной Матвиенко при участии лидеров всех четырех фракций Госдумы. Он устанавливает уголовную ответственность за оказание властям других государств помощи в введении санкций против российских граждан и компаний. По данным ТАСС, документ предлагает дополнить Уголовный кодекс новой статьей, в соответствии с которой будет караться совершение россиянином любых «умышленных действий», способствующих введению санкций против «российских частных и публичных субъектов, а также подконтрольных им лиц». Преступлением, в частности, будет считаться «предоставление рекомендаций и передача сведений», которые привели или даже просто «могли привести» к введению санкций.
Российско-американский торговый конфликт переходит в новую стадию. В ответ на повышение пошлин со стороны Вашингтона Москва объявила о планах по введению ответных пошлин на американский импорт — причем ровно на ту же самую сумму, примерно полмиллиарда долларов. Каких американских товаров это коснется и какими будут последствия?
В Минэкономразвитии рассказали о списке товаров из США
чет ввести пошлины в размере 537,6 млн долларов на товары из США стоимостью 3,16 млрд долларов, говорится в документе, поданном Москвой во Всемирную торговую организацию (ВТО). Мера может стать ответом на введенные Вашингтоном в конце марта сборы за импорт стали и алюминия в размере 25% и 10% соответственно.
Москва указала, что экспорт стали из России в США составляет 1,512 млрд долларов в год, алюминия — 1,646 млрд долларов. Соответственно, годовые пошлины на сталь оцениваются в 378,1 млн долларов, алюминий — 159,5 млн долларов. Иными словами, из-за американских пошлин российские металлурги вынуждены будут заплатить 536 млн долларов при экспорте товара. Ответными мерами Москва собирается ввести пошлины на американские товары на эквивалентную сумму. Брюссель, кстати, в ответ на пошлины от США на их сталь и алюминий, хочет сделать то же самое. Вот только для некоторых стран, в том числе для Евросоюза, действие установленных США пошлин на сталь и алюминий приостановлено до 1 июня. Россия же в список стран-исключений не вошла.
Россия еще 19 апреля направила США запрос на проведение консультаций по мерам, компенсирующим потери российских экспортеров, которые вызваны повышением США ввозных пошлин на сталь и алюминий сверх уровня американских тарифных обязательств. В свою очередь США отказались проводить переговоры с Россией в рамках ВТО, заявив, что введенные пошлины на сталь и алюминий они не считают защитными мерами, отмечает «Интерфакс». В таком же духе США ответили и других членам ВТО, обратившимся в организацию. По правилам ВТО, на проведение консультаций дается месяц, но договориться за это время не удалось.
«Поэтому исходим из того, что у России есть право на дальнейшие шаги, необходимые для введения ответных мер. Через 30 дней после такого уведомления у России появится право ввести ответные меры, эквивалентные ущербу от ограничений США для российского экспорта стали и алюминия», — пояснило Минэкономразвития.
Российские пошлины будут действовать до тех пор, пока США не отменят свои. На что и насколько вырастут пошлины, пока неизвестно. Какие же американские товары в теории могут подорожать благодаря ответным пошлинами России?
По данным ФТС, товарооборот между США и Россией в 2017 году составил 23,1 млрд долларов. Россия экспортировала за океан товаров на 10,6 млрд долларов, а импортировала из США на 12,5 млрд Пошлины предполагается ввести в отношении товаров стоимостью 3,16 млрд долларов — это четверть от общего объема американского импорта в Россию.
В структуре экспорта из США в Россию почти треть или 3,6 млрд долларов приходится на скрытый раздел. Но он в основном не связан с поставками товаров, а касается оплаты услуг, финансовых операций, выплаты дивидендов и т.п., поэтому повышение пошлин скрытый раздел не затронет, отмечает директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский.
Вторым важным разделом американского экспорта в Россию являются машины, оборудование и аппаратура — это почти четверть от общих поставок или 2,9 млрд долларов.
«На мой взгляд, именно на этот раздел придется основная сила ответного удара по американской промышленности со стороны России», — говорит Жарский.
28 мая
Депутаты намерены сузить категорию лиц, которых хотят наказывать за подстрекательство к введению санкций. Норму об исполнении санкций бизнесом переведут из УК в КоАП и отложат ее принятие
Как поправят закон
На следующей неделе запланировано очередное заседание Совета по законотворчеству при председателе Госдумы Вячеславе Володине. На нем депутаты представят скорректированные ко второму чтению поправки, вводящие наказание за исполнение зарубежных санкций и за способствование введению новых санкций против России. Предварительно заседание запланировано на среду, но, возможно, пройдет и раньше, сказал РБК один из членов совета.
В текущей версии законопроекта, который был принят Госдумой в первом чтении 15 мая, за исполнение санкций на территории России предусмотрено наказание вплоть до 600 тыс. руб. или ограничение свободы сроком до четырех лет.
За «совершение гражданином России умышленных действий, способствующих введению» зарубежных санкций в отношении российских «частных и публичных субъектов, а также подконтрольных им лиц», депутаты предлагают ввести штраф до 500 тыс. руб. или в размере зарплаты за период до трех лет. Самое жесткое наказание за способствование введению санкций — ограничение свободы на срок до трех лет.
«Выслушав мнение бизнес-сообщества, мы предварительно решили оставить призывы к введению новых санкций уголовно наказуемыми, а наказание за исполнение санкций для бизнеса перевести в административную плоскость и назначить достаточно высокую сумму штрафа», — рассказал РБК член Совета по законотворчеству, депутат от ЛДПР Вадим Деньгин. По его мнению, «логично наказывать бизнес рублем».
В поправке о помощи введению санкций депутаты, по словам Деньгина, собираются конкретизировать формулировки, так как сейчас «под действие этой нормы попадают все». Под помощью или способствованием введению санкций после корректировки формулировок будут подразумеваться «умышленные действия, имеющие целью добиться введения зарубежных санкций против России», рассказал РБК первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Андрей Исаев.
Среди тех, кому в первую очередь может грозить уголовная ответственность за способствование введению новых санкций, авторы поправок называли зампреда движения «Открытая Россия» Владимира Кара-Мурзу-младшего и оппозиционного политика Дмитрия Гудкова. Те добивались введения санкционных списков в отношении России, уверены депутаты.
Контрсанкции
22 мая Дума одобрила в третьем чтении законопроект о контрсанкциях против США и их союзников. Документ позволяет президенту прекращать или приостанавливать сотрудничество с «недружественными иностранными государствами» и работающими под их юрисдикцией компаниями. Президент России сможет запретить ввоз определенных товаров из таких стран. Список товаров, которые могут быть запрещены к ввозу в Россию, составляет правительство. После волны критики со стороны общества законопроект значительно смягчили ко второму чтению — из документа убрали запрет на импорт в страну лекарств из США и пункт о запрете работы в России для иностранных специалистов. Меры о запрете на ввоз лекарств раскритиковали в Совете Федерации, сенаторы говорили, что подобные ограничения могут вызывать социальные риски.
Поправки рассмотрят отдельно
Кроме того, замечают Исаев и Деньгин, депутаты могут рассмотреть поправки об исполнении санкций и о способствовании к введению новых ограничений в разное время. «Я допускаю, что нормы, касающиеся этого вопроса, будут перенесены на более длительный срок, для того чтобы найти компромиссы, которые позволят не пострадать российскому бизнесу, да и иностранному бизнесу, работающему в России», — цитировал депутата от «Справедливой России» Анатолия Аксакова ТАСС.
В разговоре с РБК Аксаков не исключил, что подход к наказанию за исполнение санкций может быть пересмотрен радикально: «Уголовное наказание вообще необходимо убрать, а что касается административного наказания, то это вопрос, требующий определенной дискуссии».
Если наказание за исполнение санкций для бизнеса пересмотрят и заменят на административное, то в соответствии с регламентом Думы должен создаваться новый законопроект и заново проходить все чтения, отмечает глава комитета по регламенту Ольга Савастьянова. Исаев не исключил, что этот законопроект будет внесен уже после летних каникул.
Решение о корректировке поправок об исполнении санкций и помощи в их подготовке депутаты приняли после критики в свой адрес со стороны бизнес-сообщества и президентского Совета по правам человека. В частности, поправки раскритиковали председатель СПЧ Михаил Федотов, бизнес-омбудсмен Борис Титов и Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). Директор Центра защиты прав СМИ Галина Арапова отмечала, что предложенные депутатами формулировки поправок в УК настолько «широкие» и «двусмысленные», что под них могут попасть и журналисты, чьи материалы могли учитывать власти зарубежных государств при введении санкций в отношении России.
РБК