ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ (информация за период с 10 по 17 апреля 2018г.)
1. Законопроекты, рассмотренные Государственной Думой РФ:- в третьем чтении;
- в первом чтении.
2. Законопроекты, внесенные в Государственную Думу РФ.
3. События.
1. Государственной Думой РФ рассмотрены следующие законопроекты:
1.1. Законопроекты, принятые в третьем чтении
Номер и наименование законопроекта | Субъект права законодательной | |
---|---|---|
инициативы | Краткое содержание |
285955-7
О внесении изменений в статьи 6 и 25 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона органы государственной власти Российской Федерации в области энергосбережения
и повышения энергетической эффективности наделяются полномочиями по установлению требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования. Требования к содержанию указанных программ будут устанавливаться в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ.
344300-7
О внесении изменения в статью 112 Федерального закона " О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (по вопросу списания сумм неустоек (штрафов, пеней) Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона устанавливается, что суммы неустоек (штрафов, пеней) за неисполнение или ненадлежащее исполнение в 2015 и (или) 2016 годах обязательств, предусмотренных контрактом, начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком, подлежат списанию в случаях и в порядке, которые определяются Правительством РФ.
243883-7
О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в части особенностей осуществления контрольно-надзорной деятельности в отношении организаций, эксплуатирующих лифты, подъемные платформы для инвалидов и иные подобные средства) Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона предусматривается, что начало предпринимательской деятельности по монтажу, демонтажу, эксплуатации (обслуживание и ремонт) лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах будет носить уведомительный характер.
Лицо, осуществляющее данные работы, обязано в течение 6-ти месяцев после дня вступления в силу Федерального закона уведомить федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление гос. контроля (надзора), об осуществлении деятельности в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
125702-7
О внесении изменений в статью 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации (о приведении в соответствие программ комплексного развития с генеральными планами) Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона предусматривается, что в случае, если в генеральные планы поселений или городских округов внесены изменения, предусматривающие строительство или реконструкцию объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, которые являются объектами местного значения и не включены в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений или городских округов, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений или городских округов, программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений или городских округов, или изменения наименований, основных характеристик, местоположения таких систем (объектов), данные программы подлежат приведению в соответствие с генеральными планами поселений или городских округов в трехмесячный срок с даты внесения соответствующих изменений в генеральные планы.
В случае внесения в документы территориального планирования изменений в части размещения объектов федерального, регионального или местного значения, программы и решения подлежат приведению в соответствие с документами территориального планирования в двухмесячный срок соответственно с даты их утверждения, даты внесения в них изменений.
134557-7
О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статью 13 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (в части приведения законодательства Российской Федерации, затрагивающего вопросы осуществления аудиторской деятельности, в соответствие с Рекомендацией ФАТФ) Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона для аудиторской организации или индивидуального аудитора устанавливается обязанность при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, уведомить об этом Росфинмониторинг в порядке, установленном Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Закрепляется понятие "личный кабинет", а также предусматривается, что он используется:
- организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальными предпринимателями для получения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, решений межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами уполномоченного органа для реализации иных прав и обязанностей;
- в случаях, предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами уполномоченного органа, адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, а также хозяйственными обществами и федеральными унитарными предприятиями, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности РФ, хозяйственными обществами, находящимися под их прямым или косвенным контролем, государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями для реализации своих прав и обязанностей, уполномоченным органом, правоохранительными и надзорными органами для реализации своих функций.
Уполномоченный орган по согласованию с соответствующими надзорными органами определяет объем и порядок представления через личные кабинеты соответствующих надзорных органов информации, необходимой для осуществления ими контроля (надзора) за исполнением требований Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
1006906-6
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона исключаются из обращения такие финансовые инструменты как сберегательная книжка на предъявителя и сберегательный (депозитный) сертификат на предъявителя. В то же время сохраняется возможность удостоверения внесения вклада именными сберегательным или депозитным сертификатами, а также именной сберегательной книжкой.
Детализируются полномочия Банка России в части регистрации условий выдачи сберегательных и депозитных сертификатов или отказа в такой регистрации, а также предусматривается обязанность кредитной организации, выдавшей сертификат, по требованию его владельца предоставить ему выписку или иной документ, подтверждающий внесение записи о его праве на сертификат в систему учета кредитной организации.
261235-7
О внесении изменений в статьи 24.7 и 32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (об определении критериев взыскания издержек с индивидуальных предпринимателей, совершивших административное правонарушение) Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона к индивидуальным предпринимателям (ИП) предлагается применять такой же подход по взысканию издержек по делам об административных правонарушениях, как к юридическим лицам, и отнести издержки на счет ИП, а издержки по делу об административном правонарушении, совершенном ИП и предусмотренном законом субъекта Российской Федерации - на счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
В случае прекращения производства по делу об административном правонарушении в отношении юр. лица или ИП по реабилитирующим основаниям издержки по делу относятся на счет бюджета, а в случае прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, в отношении юр. лица или индивидуального предпринимателя при наличии указанных обстоятельств - на счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Предусматривается возможность исполнять таможенными органами судебные постановления о конфискации изъятых предметов административного правонарушения путем передачи на исполнение в Росимущество, минуя судебного пристава-исполнителя.
313594-7
О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" в части страхования объектов товарной аквакультуры с государственной поддержкой Депутаты Государственной Думы В.И.Кашин, А.Ж.Бифов, О.А.Лебедев, А.Н.Пономарев Проектом федерального закона :
- предлагается распространить на объекты товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) действие норм Федерального закона "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства";
- предусматриваются понятия "объекты товарной аквакультуры (товарного рыбоводства)" и "утрата (гибель) объектов товарной аквакультуры (товарного рыбоводства)";
- в отношении объектов товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) устанавливается срок заключения договора сельскохозяйственного страхования не менее чем на один год;
- устанавливается перечень событий, в результате воздействия которых осуществляется страхование рисков утраты (гибели) объектов товарной аквакультуры, а также оказывается государственная поддержка.
410960-7
О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (в целях усиления ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд) | Президент | |
---|---|---|
Российской Федерации | Проектом федерального закона: |
- УК РФ дополняется новой статьей 2044, предусматривающей уголовную ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд работником контрактной службы, контрактным управляющим, членом комиссии по осуществлению закупок, лицом, осуществляющим приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, либо иным уполномоченным лицом, представляющим интересы заказчика в сфере закупок, которые не являются должностными лицами или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации, если деяние причинило крупный ущерб. Совершение этого преступления группой лиц по предварительному сговору, а также причинение этим преступлением особо крупного ущерба будет наказываться строже;
- УК РФ дополняется новой статьей 2005, предусматривающей уголовную ответственность за незаконную передачу работнику контрактной службы, контрактному управляющему, члену комиссии по осуществлению закупок, лицу, осуществляющему приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, либо иному уполномоченному лицу, представляющему интересы заказчика в сфере закупок, а также за незаконное получение указанными лицами денег, ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, других имущественных прав (в т.ч. когда по указанию таких лиц имущество передается или услуги имущественного характера оказываются иному лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц в связи с закупкой. Совершение этих преступлений группой лиц по предварительному сговору, а также причинение этими преступлениями крупного либо особо крупного ущерба будет наказываться строже, равно как и получение указанных материальных благ, если это было сопряжено с вымогательством предмета подкупа. Также предусматриваются условия освобождения от уголовной ответственности лица, передавшего незаконное вознаграждение в связи с закупкой;
- вводится уголовная ответственность за провокацию подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- уголовные дела о преступлениях, предусмотренных новыми статьями 2004 и 2005 УК РФ, предлагается отнести к подследственности следователей Следственного комитета РФ.
303395-7
О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (по вопросам уголовной ответственности за нарушение правил безопасности при ведении строительных или иных работ, а также требований промышленной безопасности опасных производственных объектов) Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона:
- из ст. 216 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба, исключается указание на горные работы;
- уточняется состав преступления, закрепленный в ст. 217 УК РФ, в части закрепления уголовной ответственности за нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба;
- признается утратившей силу ст. 269 "Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов" УК РФ.
Корреспондирующие изменения вносятся в УПК РФ.
398002-7
О внесении изменений в главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части определения порядка использования резерва на возможные потери по ссудам, сформированного банком до отзыва у него лицензии) Члены Совета Федерации Е.В.Бушмин, Н.А.Журавлев, М.М.Ульбашев; Депутат Государственной Думы М.Л.Шаккум Проектом Федерального закона
1) в перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, включаются доходы:
- в виде сумм прекращенных обязательств банка по договорам субординированного кредита (депозита, займа, облигационного займа) по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О банках и банковской деятельности", при осуществлении в отношении такого банка мер по предупреждению банкротства с участием Банка России или государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов»;
- в виде имущества (включая денежные средства), полученного банком от реализации Банку России облигаций федерального займа, которые были использованы ГК "АСВ" для оплаты акций (долей) такого банка;
2) устанавливается, что суммы резервов, не использованные банком до отзыва лицензии (аннулирования), не подлежат восстановлению в составе доходов на дату отзыва лицензии. При этом суммы сформированных резервов в целях определения налоговой базы будут фиксироваться на дату отзыва у банка лицензии и использоваться после отзыва лицензии в порядке, установленном Банком России.
162100-7
О внесении изменений в статьи 255 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (о расширении перечня расходов на оплату труда, учитываемых для целей исчисления налога на прибыль организаций) Члены Совета Федерации В.В.Рязанский, И.В.Фомин, А.Г.Варфоломеев; Депутат Государственной Думы И.И.Гильмутдинов Проектом федерального закона:
- к расходам на оплату труда, учитываемым при налогообложении налогом на прибыль организаций, относятся расходы на оплату услуг по организации туризма, санаторно-курортного лечения и отдыха на территории Российской Федерации в соответствии с договором о реализации туристского продукта, оказанных работникам и членам их семей. Размер расходов, понесенных на оплату услуг по организации туризма и отдыха на территории РФ, предлагается ограничить суммой 50 тыс. руб. на человека. Такие расходы (в совокупности со взносами по договорам добровольного личного страхования) будут включаться в состав расходов на оплату труда в пределах 6% от общей суммы расходов на оплату труда;
- в состав расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль организаций, включается оплата услуг по реализации туристского продукта не только работнику, но и супругу (супруге), родителям, детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет, а также детям работника (в том числе усыновленным) в возрасте до 24 лет, обучающимся по очной форме обучения в образовательной организации);
- из состава расходов, не учитываемых при налогообложении прибыли, исключаются расходы по оплате отдыха и путешествий в пределах установленного норматива.
Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на прибыль организаций. Положения Федерального закона применяются к договорам о реализации туристского продукта, заключенным начиная с 1 января 2019 года.
311128-7
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части санации страховых организаций) Депутаты Государственной Думы А.Г.Аксаков, И.Б.Дивинский и др. Проектом федерального закона предусматриваются следующие меры по предупреждению банкротства страховых организаций с участием Банка России и предлагаются изменения:
- в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации", уточняющие порядок определения величины собственных средств (капитала) и оценки страховых резервов страховой организации; порядок приведения в соответствие размера уставного капитала страховой организации и величины собственных средств (капитала) страховой организации; меры, применяемые органом страхового надзора, при выявлении нарушения страхового законодательства; порядок ограничения и (или) запрета на совершение отдельных сделок; порядок ограничения или приостановления действия лицензии; основания отзыва у страховой организации лицензии, прекращения страховой деятельности субъекта страхового дела или его ликвидации в связи с отзывом лицензии;
- предоставляющие Банку России возможность за счет средств Фонда консолидации страхового сектора приобретать акции (доли в уставном капитале) страховых организаций, в отношении которых осуществляются меры по предупреждению банкротства, предоставлять им субординированные займы, приобретать имущество (имущественные права) санируемых страховых организаций и отчуждать их, предоставлять управляющей компании кредит без обеспечения для приобретения активов таких страховых организаций, а также осуществлять продажу их акций (долей в уставном капитале), в том числе по цене, ниже цены их приобретения Банком России. К функциям Совета директоров Банка России относится также утверждение плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка или страховой организации;
- предусматривающие, что при наличии признаков неустойчивого финансового положения страховой организации Банк России может принять решение о приостановлении действия лицензии страховой организации с назначением временной администрации страховой организации или об участии Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства страховой организации, а также вправе применять к страховой организации меры, направленные на ограничение осуществления сделок, связанных с отчуждением имущества страховой организации;
- предусматривающие аналогичный механизм финансового оздоровления страховых компаний, как и кредитных организаций, а также внесудебный порядок прекращения их обязательств перед управляющим персоналом и контролирующими лицами по требованиям в денежной форме, получающими право оспорить прекращение обязательств страховой организации перед ними в судебном порядке;
- в Федеральный закон "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в РФ» уточняющие порядок оценки инвестиционного портфеля (совокупного инвестиционного портфеля) – по стоимости, рассчитанной в соответствии с нормативными актами Банка России (действует – по рыночной стоимости). Правительство РФ устанавливает максимальную долю в инвестиционном портфеле активов, оцениваемых по стоимости, отличной от рыночной, а также требования к таким активам;
- в Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" уточняющие, что порядок осуществления приема денежных средств от заявителей в счет уплаты платежей в бюджет устанавливается Минфином России по согласованию с Банком России.
684157-6
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения компетенции федеральных органов исполнительной власти по осуществлению различных видов государственного контроля (надзора) в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона таможенные органы наделяются полномочиями по осуществлению санитарно-карантинного контроля, ветеринарного надзора, надзора в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий и карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, определенных Правительством РФ из числа специализированных пунктов пропуска. Правительство РФ наделяется правом устанавливать компетенцию ФОИВов, а также порядок осуществления данных видов контроля. Уточняются отдельные права и обязанности контрольных органов и их должностных лиц при осуществлении гос. контроля. При этом устанавливается срок применения данных положений до 1 января 2022 года.
Предусматривается возможность осуществления между ФОИВами взаимодействия в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия при осуществлении указанных видов контроля.
1.2. Законопроекты, принятые в первом чтении
Номер и наименование законопроекта Субъект права законодательной инициативы Краткое содержание Примечание
376267-7
О внесении изменения в статью 43 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в части признания результатов регистрационных испытаний, полученных иностранными юридическими лицами Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона устанавливается, что оценка опасности веществ и отдельных видов продукции для человека и среды обитания, установление гигиенических и иных нормативов содержания веществ и отдельных компонентов продукции в среде обитания, разработка защитных мер будет осуществляться также иностранными юридическими лицами в случаях, предусмотренных законодательством РФ. Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по агропромышленному комплексу
367470-7
О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в части уточнения правил распределения судебных расходов по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона:
устанавливаются особенности порядка распределения судебных расходов при удовлетворении требований об оспаривании результатов ранее определенной в порядке массовой оценки кадастровой стоимости объекта недвижимости при использовании недостоверных сведений об объекте, в т.ч. в связи с исправлением ошибки в сведениях об объекте оценки, а также при удовлетворении требований об оспаривании – на основании установления в отношении объекта его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Предусматривается, что обязанность доказывания достоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, лежит на административном ответчике, а обязанность доказывания величины рыночной стоимости объекта недвижимости на дату, по состоянию на которую установлена (определена) его кадастровая стоимость, лежит на административном истце. Предложения РСПП
288750-7
О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в части уточнения вопросов пользования недрами и использования единой терминологии Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона:
- определяется, что верхняя или нижняя границы участка недр устанавливаются в метрах, исчисляемых от земной поверхности, определяются абсолютной отметкой от уровня моря, или глубиной залегания продуктивного пласта (пластов), или глубиной подсчета запасов полезных ископаемых, или привязывается к определенному геологическому контакту (литологическому, геохронологическому, тектоническому и другому);
- устанавливается, что заявка на внесение изменений в лицензию на пользование недрами в случае продления срока пользования участком недр должна быть подана не позднее 3-х месяцев до окончания срока действия лицензии на пользование недрами;
- предусматриваются два самостоятельных основания получения права пользования недрами: для целей регионального геологического изучения, за исключением проведения таких работ в соответствии с государственным контрактом или государственным заданием; для целей геологического изучения пользователями недр, проводившими работы по региональному геологическому изучению участка недр, за исключением проведения таких работ в соответствии с государственным контрактом или государственным заданием;
- определяется, что в случае, если конкурс на право пользования участком недр признан несостоявшимся в связи с наличием только одного участника, чья заявка соответствует требованиям базового Закона и условиям объявленного конкурса, лицензия на пользование недрами выдается указанному участнику конкурса на условиях такого конкурса с учетом предложений участника, отвечающих объявленным условиям конкурса;
- устанавливается, что, если аукцион на право пользования участком недр признан несостоявшимся в связи с наличием только одного участника, чья заявка соответствует требованиям закона и условиям объявленного аукциона, лицензия на пользование недрами выдается указанному участнику на условиях такого аукциона с установлением размера разового платежа за пользование недрами не ниже установленного условиями аукциона, увеличенного на шаг аукциона;
- определяются органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений о прекращении, в т.ч. досрочном, приостановлении или ограничении права пользования участками недр, а также порядок принятия указанных решений;
- уточняется право пользователя недр привлекать для проведения отдельных видов работ на участке недр, связанных с пользованием недрами, лиц, которые должны обладать техническими средствами и квалифицированными специалистами, необходимыми для проведения работ на участке недр, а также в случаях, установленных федеральными законами, разрешениями (лицензиями) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами;
- закрепляется обязанность пользователя недр по сохранности горных выработок, скважин и иных связанных с пользованием недрами сооружений, находящихся на участке недр, которые могут быть использованы при разработке месторождений полезных ископаемых и (или) в иных целях, а также ликвидации в установленном порядке горных выработок и скважин, не подлежащих использованию;
- предусматривается, что в случае, если до даты прекращения, в т.ч. досрочного, права пользования недрами пользователем недр не исполнены обязанности по ликвидации и консервации горных выработок, скважин и объектов инфраструктуры, связанных с пользованием участком недр, и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, указанные обязанности осуществляются лицом, право пользования недрами которого прекращено, в т.ч. досрочно, до даты их полного исполнения. Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по горнопромышленному комплексу
374843-7
О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части саморегулирования деятельности юридических лиц, осуществляющих негосударственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона:
- вводится понятие "саморегулируемая организация в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства";
- упраздняется система аккредитации юр. лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации или негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий с одновременным введением института саморегулирования в области негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;
- на экспертные организации и на работников (экспертов) таких организаций, осуществляющих деятельность в указанной сфере, распространяются требования Градостроительного кодекса РФ к саморегулированию в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования;
- повышаются требования, предъявляемые к аттестации физ. лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации или экспертизы результатов инженерных изысканий;
- устанавливается ответственность экспертов в виде аннулирования аттестата (без права переаттестации в течение 3 лет) за выдачу положительного заключения при несоответствии проектной документации или результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов;
- устанавливается ответственность саморегулируемых организаций за некачественное проведение ее членами негосударственной экспертизы проектной документации или негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий. Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комисcию РСПП по строительству и жилищ-ной политике
419616-7
О внесении изменений в статьи 256 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части уточнения доходов и расходов судовладельцев судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов) Депутаты Государственной Думы Р.В.Кармазина, М.С.Шеремет и др. Проектом федерального закона вносятся изменения в пункт 3 статьи 256 Налогового кодекса РФ в целях устранения неравноправного положения налогоплательщиков - судовладельцев судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, построенных иностранными судостроительными организациями, в случаях их использования для каботажных перевозок, доходы от которых учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Уточняется редакция пункта 485 статьи 270 Налогового кодекса РФ, согласно которой при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не будут учитываться расходы судовладельцев, осуществленные для эксплуатации и (или) реализации судов, указанных в подпункте 33 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ (в редакции законопроекта), в том числе через амортизационные отчисления по судам, зарегистрированным в Российском международном реестре судов. Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по транспорту и транспорт-ной инфраструктуре
412518-7
О внесении изменения в статью 12-4 Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" (в части установления обязанности лиц, осуществляющих рыболовство в экономической зоне проходить контрольные пункты (точки) и соблюдать порядок их прохождения) Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона для лиц, осуществляющих рыболовство в исключительной экономической зоне Российской Федерации, устанавливается обязанность проходить контрольные пункты (точки) и соблюдать порядок их прохождения, установленные федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и федеральным органом исполнительной власти по обороне. Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре
381792-7
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в целях расширения имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства) Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона:
1) вводится бессрочное право выкупа арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства государственного и муниципального имущества. При этом отменяется привязка к дате, по состоянию на которую арендуемое имущество должно находиться в аренде у субъекта МСП для реализации преимущественного права выкупа;
2) предусматривается распространение преимущественного права выкупа арендуемого субъектами МСП имущества на федеральное имущество;
3) в целях создания возможности для вовлечения земельных участков в механизм оказания имущественной поддержки субъектам МСП в Земельный кодекс РФ вносятся следующие изменения:
- устанавливается возможность проведения специализированных аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, включенных в перечни государственного и муниципального имущества, только среди субъектов МСП;
- запрещается передача третьим лицам прав и обязанностей по заключенным с субъектами МСП договорам аренды земельных участков;
- закрепляется требование о включении сведений о льготах по арендной плате в отношении земельного участка в состав сведений, подлежащих указанию в извещении о проведении аукциона. Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по собственности и судеб-ной системе
371545-7
О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности представителей интересов Российской Федерации в органах управления юридических лиц Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона устанавливается административная ответственность за неисполнение лицом, не являющимся федеральным государственным служащим или не замещающим федеральную государственную должность, представляющим интересы РФ в органах управления юр. лиц, за исключением государственных или муниципальных учреждений и государственных или муниципальных унитарных предприятий, обязанностей по представлению таких интересов, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния. Предложения РСПП
387276-7
О внесении изменения в статью 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (об ответственности приглашающей стороны за непринятие мер по контролю соблюдения иностранными гражданами и лицами без гражданства заявленной цели въезда и сроков пребывания в Российской Федерации) | Правительство Российской Федерации | Проектом федерального закона устанавливается ответственность юридических и должностных лиц, выступающих в качестве приглашающей стороны, за непринятие мер по контролю соблюдения иностранными гражданами заявленной цели въезда в Российскую Федерацию и сроков их пребывания в Российской Федерации. | |
---|---|---|---|
Законопроект предусматривает отсрочку даты вступления в силу Федерального закона в связи с необходимостью разработки проекта постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающего перечень и порядок осуществления таких мер. | Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по рынку труда и социаль-ному партнерству |
371628-7
О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде перспективных исследований" (в части передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности) Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона расширяются полномочия Фонда перспективных технологий по управлению правами на результаты интеллектуальной деятельности (РИД), созданные по заказу Фонда или приобретенные им на основании договоров. Фонду при передаче прав на РИД будет предоставлено право выбора одного из следующих действий:
- отчуждение исключительного права на РИД на основе договора об отчуждении исключительного права;
- предоставление права использования РИД на основе лицензионного договора;
- внесение исключительного права на РИД в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества, складочный капитал хозяйственного партнерства, в уставный фонд унитарного предприятия, передача указанного права некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника, а также государственной корпорации в качестве имущественного взноса либо его передача в залог в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Фонд будет вправе передавать полномочия по осуществлению прав Российской Федерации на РИД федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному осуществлять такое право, по согласованию с ним. Также уточняются полномочия попечительского совета Фонда в части установления порядка и условий передачи Фондом прав на результаты интеллектуальной деятельности. Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по инновационной поли-тике и инновационному предпринимательству
2. В Государственную Думу РФ внесены следующие законопроекты:
Номер и наименование законопроекта Субъект законодательной инициативы
Примечание
435964-7
О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
Проектом федерального закона предлагается изложить название статьи 11.23 КоАП РФ в следующей редакции «Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, несоблюдение установленного законодательством РФ режима труда и отдыха водителей». В дополнение к административной ответственности для лица, управляющего транспортным средством, предусмотренной действующей редакцией указанной статьи, устанавливается возможность привлечения к административной ответственности также должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Правительство Российской Федерации Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комиссию РСПП по транспорту и транспортной инфраструктуре
437961-7
О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
Проектом федерального закона предлагается снять ограничение по суммарной доле участия в уставном (складочном) капитале малых и средних предприятий в размере 49% для иностранных юридических лиц при их соответствии следующим условиям:
размер среднесписочной численности сотрудников и размер дохода от ведения предпринимательской деятельности за предшествующих календарный год не превысил 250 чел. и 2 млрд. рублей соответственно;
юридическое лицо не является офшорной компанией согласно критериям, определенным Минфином России в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
Соответствие иностранных юридических лиц (за исключением офшорных компаний) условиям по среднесписочной численности сотрудников и размеру дохода от ведения предпринимательской деятельности подтверждается на основе заключения аудиторской организации. Аудиторские организации ежегодно представляют в ФНС России перечень обществ с ограниченной ответственностью, участниками которых являются иностранные юридические лица, соответствующие по состоянию на 1 января текущего календарного года установленным условиям. Правительство Российской Федерации Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет РСПП по собствен-ности и судебной системе
440116-7
О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (в части введения механизма обоснования инвестиций в отношении объектов капитального строительства, строительство (реконструкция) которых осуществляется за счет средств бюджетной системы Российской Федерации)
Проектом федерального закона в целях формирования механизма обоснования инвестиций предусматривается:
введение понятий «задание на проектирование объекта капитального строительства», «обоснование инвестиций» и «технологический и ценовой аудит обоснования инвестиций», а также установление объекта и предмета такого аудита;
обязательность подготовки обоснования инвестиций в отношении объекта капитального строительства предполагаемой стоимостью строительства, реконструкции или технического перевооружения от 1,5 млрд. рублей, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ, юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием, юридических лиц, доля РФ, субъекта РФ, муниципального образования в уставном (складочном) капитале которых составляет более 50 процентов;
введение требования об обязательном наличии обоснования инвестиций, задания на проектирование, результатов аудита обоснования инвестиций при принятии решений об осуществлении капитальных вложений;
наделение Правительства РФ полномочиями по установлению состава и содержания обоснования инвестиций, порядка организации и проведения аудита обоснования инвестиций. Правительство Российской Федерации Предложения РСПП
441842-7
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования отдельных требований кредиторов в делах о банкротстве кредитных организаций)
Проектом федерального закона предусматривается ограничение в правах Агентства по страхованию вкладов, путем исключения возможности его участия в качестве кредитора в принятии решений на собраниях кредиторов, том числе через уполномоченный орган (ФНС России). Требования Агентства по страхованию вкладов включаются в реестр требований кредиторов независимо от даты его закрытия. Правительство Российской Федерации Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет РСПП по собствен-ности и судебной системе
441858-7
О внесении изменений в Федеральный закон "О кадастровой деятельности" и Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" в части приведения положений о комплексных кадастровых работах в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации
Проектом федерального закона в целях приведения положений федеральных законов «О кадастровой деятельности» и «О государственной регистрации недвижимости» в соответствие с Градостроительным кодексом РФ уточняются условия, при которых наличие утвержденного проекта межевания территории не является обязательным для проведения комплексных кадастровых работ. Предусматривается ряд положений, направленных на упрощения доступа к документам, необходимым для проведения комплексных кадастровых работ. Правительство Российской Федерации Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет РСПП по собствен-ности и судебной системе
441399-7
О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и (или) иных иностранных государств
Проект федерального закона предоставляет Правительству Российской Федерации полномочия по введению ряда мер, имеющих как экономический, так и политический характер, и направленных, прежде всего, на устранение Соединенными Штатами Америки и другим государствами так называемых актов недружественного характера. Такие меры будут вводится Правительством Российской Федерации по решению Президента Российской Федерации. Депутаты Государственной Думы В.В.Володин, Г.А.Зюганов и др. Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в комитеты и комиссии РСПП
3. События
10 апреля 2018 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил Заместителю Министра природных ресурсов и экологии РФ М.К.Керимову замечания и предложения РСПП к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» и отдельные законодательные акты в части снижения загрязнения атмосферного воздуха, а также проведения эксперимента по квотированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух».
(подробнее)
11 апреля 2018 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил министру финансов РФ А.Г.Силуанову обращение по вопросу нецелесообразности включения экологического сбора в формируемый перечень неналоговых платежей, предлагаемых к включению в Налоговый кодекс РФ.
(подробнее)
12 апреля 2018 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил:
Помощнику Президента Российской Федерации-Начальнику Государственно-правового управления Президента Российской Федерации Л.И.Брычевой:
заключение РСПП на проект федерального закона «О свободных портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
(подробнее)
предложения РСПП к проекту федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» по вопросу оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых».
(подробнее)
Заместителю Председателя Правительства РФ О.Ю.Голодец предложения РСПП к проекту федерального закона № 350179-7 «О внесении изменений в статьи 2, 20 и 21 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
(подробнее)
Заместителю Министра экономического развития РФ М.А.Расстригину заключение РСПП на проект Концепции федерального закона «О регулировании объема выбросов парниковых газов в Российской Федерации».
(подробнее)
17 апреля 2018 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил Помощнику Президента Российской Федерации-Начальнику Государственно-правового управления Президента Российской Федерации Л.И.Брычевой обращение РСПП по итогам рассмотрения проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».
(подробнее)