ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ (информация за период с 5 по 21 марта 2019г.)
1. Федеральные законы, подписанные Президентом РФ.2. Законопроекты, рассмотренные Государственной Думой РФ:
- в третьем чтении;
- в первом чтении.
3. Законопроекты, внесенные в Государственную Думу РФ.
4. Правоприменительная практика.
5. События.
1. Президентом Российской Федерации в период с 5 по 21 марта 2019 г. подписаны следующие
федеральные законы:
Федеральный закон от 18 марта 2019 г. № 29-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(подробнее)
Федеральным законом вводится административная ответственность должностных лиц, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц за невыполнение мероприятий, предусмотренных сводным планом тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации, в виде штрафа: для должностных лиц – от 15 тыс. до 25 тыс. руб.; для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 30 тыс. до 50 тыс. руб.; для юридических лиц – от 150 тыс. до 250 тыс. руб.
За совершение указанного административного правонарушения в условиях особого противопожарного режима либо режима чрезвычайной ситуации предусматриваются следующие штрафы: для должностных лиц – от 25 тыс. до 40 тыс. руб.; для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 50 тыс. до 70 тыс. руб.; для юридических лиц – от 250 тыс. до 300 тыс. руб.
Федеральный закон от 18 марта 2019 г. № 32-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон
«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части регулирования обмена информацией и документами, полученными при проведении идентификации, между организациями, входящими в банковскую группу или банковский холдинг, и использования таких информации и документов"
(подробнее)
Федеральный закон закрепляет возможность обеспечения обмена и использования информации, полученной при проведении идентификации, для организаций, входящих в банковскую группу (банковский холдинг), являющихся субъектами исполнения Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
В указанных целях головная кредитная организация банковской группы, головная организация банковского холдинга, являющаяся организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, разрабатывает и утверждает целевые правила внутреннего контроля банковской группы (банковского холдинга) по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, и финансированию распространения оружия массового уничтожения включающие, в том числе правила обмена информацией, а также осуществляет контроль за соблюдением данных целевых правил внутреннего контроля.
Вводится перечень условий, при одновременном соблюдении которых организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, которые являются участниками одной банковской группы или одного банковского холдинга, для целей идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца, обновления информации о них и установления сведений вправе будут осуществлять обмен полученными ими в указанных целях в соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" информацией и документами и их использование в порядке, установленном целевыми правилами внутреннего контроля. При этом предусматривается, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, которые являются участниками банковской группы или банковского холдинга не вправе будут предоставлять информацию и документы в рамках указанного обмена информацией и документами другим организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, являющимся участниками этой же банковской группы или этого же банковского холдинга и зарегистрированным за пределами Российской Федерации.
Федеральный закон от 18 марта 2019 г. № 33-ФЗ "О внесении изменений в статьи 7 и 71 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статьи 7 и 10 Федерального закона «О национальной платежной системе»"
(подробнее)
Федеральным законом на адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в случаях, если они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента операции с денежными средствами или иным имуществом распространяются:
- обязанность в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях;
- требования в отношении идентификации клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, бенефициарных владельцев, установления иной информации о клиенте, применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, организации внутреннего контроля, фиксирования, хранения информации, приема на обслуживание и обслуживания публичных должностных лиц. При этом применение мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" не будет являться основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг.
Федеральный закон от 18 марта 2019 г. № 34-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации"
(подробнее)
Федеральным законом вводится понятие "цифровые права", названные в таком качестве в законе обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам. Осуществление, распоряжение, в том числе передача, залог, обременение цифрового права другими способами или ограничение распоряжения цифровым правом возможны только в информационной системе без обращения к третьему лицу. Обладателем цифрового права признается лицо, которое в соответствии с правилами информационной системы имеет возможность распорядиться этим правом. В случаях и по основаниям, предусмотренным законом, обладателем цифрового права признается иное лицо. Переход цифрового права на основании сделки не требует согласия лица, обязанного по такому цифровому праву.
Предусматривается, что:
- письменная форма сделки считается соблюденной также в случае совершения лицом или лицами сделки с помощью электронных либо иных технических средств, позволяющих воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сделки, при этом требование о наличии подписи считается выполненным, если использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, выразившее волю. Законом, иными правовыми актами и соглашением сторон может быть предусмотрен специальный способ достоверного определения лица, выразившего волю;
- решение собрания может приниматься посредством голосования с помощью электронных или иных аналогичных технических средств;
- договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами (в т.ч. электронного), или обмена письмами, телеграммами, электронными документами либо иными данными;
- договор страхования может быть также заключен путем составления одного электронного документа, подписанного сторонами, или обмена электронными документами либо иными данными в соответствии с установленными правилами;
- запрещается составление завещания с использованием электронных либо иных технических средств.
Федеральный закон от 18 марта 2019 г. № 38-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей"
(подробнее)
Федеральным законом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления наделяются полномочиями по разработке региональных (муниципальных) программ по защите прав потребителей, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации – также полномочием по оказанию содействия органам местного самоуправления и общественным объединениям потребителей (их ассоциациям, союзам) в осуществлении ими защиты прав потребителей. Методические рекомендации по разработке и реализации этих программ будет утверждать Роспотребнадзор.
2. Государственной Думой РФ рассмотрены следующие законопроекты:
2.1. Законопроекты, принятые в третьем чтении
Номер и наименование законопроекта | Субъект права законодательной | |
---|---|---|
инициативы | Краткое содержание |
564258-7
О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" (в части проведения торгов исключительно в электронной форме) Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона предусматривается, что:
- утверждаемый Правительством РФ перечень юр. лиц, организующих продажу приватизируемого имущества и (или) осуществляющих функции продавца, будет распространяться не только на приватизируемое федеральное имущество, но и на приватизируемое имущество субъектов РФ, муниципальных образований;
- органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления наделяются правом самостоятельно осуществлять функции по продаже соответственно государственного и муниципального имущества, а также своими решениями поручать юр. лицам, включенным в указанный перечень, организовывать от имени собственника в установленном порядке продажу приватизируемого имущества, находящегося в собственности субъектов РФ или муниципальных образований, и (или) осуществлять функции продавца такого имущества;
- исключается возможность проведения торгов с закрытой формой подачи претендентом предложений о цене продаваемого имущества (в запечатанных конвертах);
- закрепляется обязательность проведения в электронной форме продажи государственного или муниципального имущества, осуществляемой следующими способами: продажа на аукционе; продажа акций АО, долей в уставном капитале ООО и объектов культурного наследия на конкурсе; продажа посредством публичного предложения; продажа без объявления цены.
546226-7
О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона предусматривается:
- утверждение Правительством РФ единого порядка осуществления контроля в сфере закупок, что обеспечит формирование вертикали процедурного контроля, а также единой правоприменительной практики и методологии реализации контрольных полномочий на федеральном и региональном уровнях;
- установление возможности органов исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок, осуществлять полномочия органов местного самоуправления муниципального района, органов местного самоуправления городского округа, уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок, на основании соглашений между субъектами Российской Федерации и находящимися на их территориях муниципальными образованиями;
- утверждение Правительством РФ порядка оценки эффективности деятельности органов контроля, предусматривающего в том числе показатели такой оценки;
- установление запрета на возложение функций по централизации закупок на органы контроля в целях исключения несвойственных контрольным органам функций и снижения коррупционных рисков.
2.2. Законопроекты, принятые в первом чтении
Номер и наименование законопроекта Субъект права законодательной инициативы Краткое содержание Примечание
603170-7
О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе" (в части уточнения требований к деятельности иностранных платежных систем и иностранных поставщиков платежных услуг) Депутаты Государственной Думы А.Г.Аксаков, И.Б.Дивинский и др. Проектом федерального закона:
- уточняется понятие "иностранной платежной системы", а также определяется понятие "иностранный поставщик платежных услуг" и "оператор услуг информационного обмена";
- устанавливаются требования к приему на территории Российской Федерации электронных средств платежа;
- устанавливается запрет для иностранных поставщиков платежных услуг на оказание услуг по переводу денежных средств клиентам-резидентам и на предоставление им электронных средств платежа;
- закрепляются требования к функционированию иностранных платежных систем на территории Российской Федерации, в том числе предусмотреть наличие на территории Российской Федерации представителя оператора иностранной платежной системы, а также определить, что правила иностранной платежной системы должны содержать требования о защите информации, систему управления рисками и т.д., обязав оператора иностранной платежной системы соблюдать правила иностранной платежной системы, обеспечивать публичную доступность этих правил;
- определяется порядок осуществления Банком России контроля за соблюдением операторами иностранных платежных систем (Банк России вправе запрашивать и получать от представителя оператора иностранной платежной системы документы и иную необходимую информацию, в том числе содержащую персональные данные, направлять требования об устранении нарушений);
- определяется порядок взаимодействия Банка России с субъектами национальной платежной системы посредством личного кабинета на официальном сайте Банка России в сети "Интернет". Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по банкам и банковской деятельности
603192-7
О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе" (в части регулирования сферы платежных сервисов) Депутаты Государственной Думы А.Г.Аксаков, И.Б.Дивинский и др. Проектом федерального закона регулируется деятельность платежных агрегаторов, предоставляющих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям программные и (или) технические средства, обеспечивающие прием электронных средств платежа, и участвующих в переводе денежных средств в пользу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе по операциям с использованием электронных средств платежа, а также определяется взаимодействие между оператором по переводу денежных средств и поставщиками платежных приложений, привлекаемых операторами по переводу денежных средств для предоставления своим клиентам программных средств. Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по банкам и банковской деятельности
567405-7
О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части регулирования вопросов административной ответственности в сфере государственного оборонного заказа) Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона предусматривается усиление административной ответственности должностных лиц за принятие решения о размещении государственного оборонного заказа у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона, а также устанавливается административная ответственность должностных лиц за изменение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий государственного контракта не предусмотрена законодательством РФ. Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по оборонно-промышлен-ному комплексу
448690-7
О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в части уточнения оснований пересмотра и последствий отмены судебных постановлений по новым обстоятельствам Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона вносятся изменения в пункт 5 части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации:
в части возможности пересмотра только при условии, что в соответствующем постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации или Президиума Верховного Суда Российской Федерации содержится прямое указание на придание сформулированной в нем правовой позиции обратной силы применительно к делам со схожими фактическими обстоятельствами;
закрепляется недопустимость придания обратной силы толкованию правовых норм, ухудшающему положение граждан в их правоотношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями (их должностными лицами), по сравнению с тем, как оно было определено в пересматриваемом судебном постановлении;
устанавливается процессуальный срок, в течение которого допускается пересмотр вынесенного по конкретному делу и вступившего в законную силу судебного постановления в связи с таким новым обстоятельством, как определение (изменение) практики применения правовой нормы, примененной судом в конкретном деле, в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации или в постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации, принятом по итогам рассмотрения другого дела в порядке надзора. Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по собственности и судеб-ной системе
635570-7
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в целях повышения эффективности функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона уточняются состав, полномочия и задачи органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, условия установления и порядок принятия решений об установлении уровней реагирования на чрезвычайные ситуации, также уточняются полномочия Правительства РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также соответствующие полномочия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления и задачи аварийно-спасательных служб, в том числе в части принятия решений об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального, межмуниципального и муниципального характера, планирования действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по промышленной безопас-ности
3. В Государственную Думу РФ внесены следующие законопроекты:
Номер и наименование законопроекта Субъект законодательной инициативы
Примечание
658641-7
О внесении изменений в статью 23-1 Федерального закона "Об электроэнергетике" (в части исключение права регулирующего органа субъекта Российской Федерации превышать установленные предельные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии)
Проектом федерального закона предусматривается исключение права регулирующего органа субъекта РФ превышать установленные предельные максимальный и (или) минимальный уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии. Изменение уровня соответствующих цен (тарифов) возможно в случае установления предельных уровней таких цен (тарифов) федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов. В случае непринятия регулирующим органом субъекта РФ решения об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии либо принятия тарифного решения вне рамок установленных предельных максимального и (или) минимального уровней тарифов законопроект предусматривает применение предельных минимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии. Правительство Российской Федерации Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комиссию РСПП по электро-энергетике
658644-7
О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О защите конкуренции" (в части расширения случаев допустимости соглашений)
Проектом федерального закона в Федеральный закон «О защите конкуренции» вносится изменение, в соответствии с которым могут быть признаны допустимым соглашения и согласованные действия, запрещенные статьей 16 «Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации». Правительство РФ наделяется правом определять отдельные случаи допустимости соглашений, которые могут создавать возможности ограничения конкуренции. Правительство Российской Федерации Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет РСПП по развитию конкуренции
664487-7
О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях стимулирования использования отходов недропользования
Проектом федерального закона:
вводится понятие «отходы недропользования» и дается его определение;
пользователь недр наделяется правом осуществлять добычу полезных ископаемых и полезных компонентов из отходов недропользования, образовавшихся в результате выполнения работ, связанных с пользованием недрами на представленным в пользование участке недр, а также использовать указанные отходы для собственных производственных и технологических нужд;
устанавливается требование о предоставлении пользователем недр достоверных данных о полезных ископаемых и полезных компонентах, содержащихся в отходах недропользования, в органы государственной статистики;
закрепляется обязанность пользователя недр по обеспечению сохранности полезных ископаемых и полезных компонентов, содержащихся в отходах недропользования. Правительство Российской Федерации Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет РСПП по экологии и природопользованию
669567-7
О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в части совершенствования порядка распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов"
Проектом федерального закона предлагается введение нового вида квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов – квоты добычи (вылова) крабов, предоставленные в инвестиционных целях в области рыболовства, для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства, которые распределяются между юридическими лицами и индивидуальным предпринимателями федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в долевом соотношении по результатам проведения аукциона. Доли квоты добычи краба в инвестиционных целях закрепляются и предоставляются на 10 лет путем заключения договоров о закреплении и предоставлении доли квоты добычи краба в инвестиционных целях. Общий допустимый улов определенных видов крабов в определенных районах их добычи, распределенный к квоте добычи в инвестиционных целях, определяется в размере 50% общих допустимых уловов таких водных биологических ресурсов в соответствующих районах добычи водных ресурсов, распределяемых применительно к квоте добычи водных биологических ресурсов в морских водах для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства. При проведении аукционных торгов на победителя аукциона возлагается обязательство по реализации проектов по строительству на территории РФ объектов, перечень которых устанавливается Правительством РФ, после заключения договора о закреплении доли. Правительство Российской Федерации Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комиссию РСПП по рыбному хозяйству и аква-культуре
4. Правоприменительная практика
5 марта 2019 года Конституционный Суд РФ дал уточнение ряду норм, применимых в делах о банкротстве.
(подробнее)
6 марта 2019 года Президиум Верховного Суда РФ опубликовал Отдельные вопросы, связанные с применением Закона о банкротстве.
(подробнее)
5. События
6 марта 2019 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил Первому заместителю Министра труда и социальной защиты РФ А.В.Вовченко замечания РСПП к доработанному проекту федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в целях совершенствования регулирования вопросов привлечения и использования иностранной рабочей силы».
(подробнее)
15 марта 2019 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил в Министерство труда и социальной защиты РФ замечания и предложения РСПП к проекту федерального закона «О проведении эксперимента по ведению документов, предусмотренных трудовым законодательством, связанных с работой, в электронном виде у отдельных работодателей».
(подробнее)
18 марта 2019 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил:
Президенту РФ В.В.Путину обращение по вопросу систематизации и формирования единого перечня неналоговых платежей, закреплению в законодательстве РФ единых правил установления, исчисления и взимания таких платежей, а также повышению эффективности их администрирования;
(подробнее)
Первому заместителю Председателя Правительства РФ А.Г.Силуанову поправки в Налоговый кодекс РФ в части совершенствования доступа действующих организаций инвесторов в отношении новых инвестиционных проектов к пониженным налоговым ставкам налога на прибыль при ведении раздельного учета;
(подробнее)
Председателю Комитета Государственной Думы ФС РФ по безопасности и противодействию коррупции В.И.Пискареву предложения РСПП к проекту федерального закона № 636681-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части предотвращения использования беспилотных воздушных судов в противоправных целях).
(подробнее)