РЕКОМЕНДАЦИИ Сессии «Агропромышленный комплекс» Всероссийского форума промышленников и предпринимателей
г. Москва 16 апреля 2009 годаI. Участники Сессии «Агропромышленный комплекс» Всероссийского форума промышленников и предпринимателей, рассмотрев меры по поддержке АПК, намеченные Антикризисной программой Правительства Российской Федерации на 2009 год, итоги реализации в 2008 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы считают, что предлагаемая система мер, при условии ее оперативной практической реализации, позволяет рассчитывать на достижение позитивных результатов для обеспечения социальной стабильности в обществе и поступательного развития агропромышленного комплекса. Вместе с тем, отдельные положения Антикризисной программы нуждаются в конкретизации для обеспечения комплексности и повышения эффективности реализуемых мер.
В этих целях участники Сессии рекомендуют Правительству, Минсельхозу, министерствам и ведомствам Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Федерации, соответственно:
В области стимулирования внутреннего спроса, повышения эффективности мер социальной защиты и поддержки населения:
- рассмотреть возможность увеличения государственного, регионального и муниципального заказа на продукцию отечественного АПК за счет внедрения программ рационального питания в школах, детских садах, университетских комплексах, больницах и т.д.;
- законодательно закрепить приоритет сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия отечественного производства при поставках для государственных и муниципальных нужд;
- субъектам Федерации и муниципальным властям рассмотреть вопрос о введении «продовольственных талонов» для социально необеспеченных слоёв населения, предусматривающих скидки при приобретении ими хлебопродуктов, молочных продуктов, растительного масла, овощей и мяса птицы;
- ввести обязательное декларирование производителями устанавливаемых ими предельных отпускных цен на продовольственные товары, для которых ставка НДС составляет в настоящее время 10%;
- органам управления субъектов Российской Федерации организовать мониторинг за соблюдением установленных лимитов для оптовых и розничных торговых надбавок на базовые продовольственные товары и сроков расчетов торговых организаций с поставщиками, с учетом требований разрабатываемого Кодекса добросовестных практик торговых сетей при взаимоотношениях с поставщиками продуктов питания;
- субъектам Федерации разработать меры по организации закупок и доставки в торговые предприятия продукции личных подсобных хозяйств, а также порядок авансирования, регламентирования закупочной цены и контроля за своевременностью расчетов;
- субъектам Федерации организовать централизованную систему привлечения безработных граждан для выполнения ими сезонных работ в сельском хозяйстве (уборка овощей и плодов), с возмещением им стоимости проезда к месту работы и расчетами за выполненный объём работ полностью или частично товарной продукцией;
- предусматривать в бюджетах субъектов Федерации предоставление дотаций организациям потребительской кооперации, специализирующимся на заготовках мяса, молока, овощей и фруктов в личных подсобных хозяйствах граждан, садоводческих и овощеводческих кооперативах;
- внести изменения в Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», предусмотрев в нем норму отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства хозяйственных обществ системы потребительской кооперации, учредителями которых являются потребительские общества или их союзы со 100-процентным участием в формировании уставного капитала (для приведения в соответствие с положениями Налогового кодекса Российской Федерации);
- продлить для организаций потребительской кооперации на три года - до 1 января 2013 года срок действия ст.3 Федерального закона № 155-ФЗ, определяющей порядок применения специального налогового режима в виде Единого налога на вменённый доход (ЕНВД);
- для стимулирования закупок сельскохозяйственной и дикорастущей продукции у населения внести изменение в ст.154 Налогового кодекса Российской Федерации, предусмотрев, что при реализации переработанной продукции, приобретенной у физических лиц, налог на добавленную стоимость (НДС) уплачивается с разницы между ценой продажи и стоимостью закупленной сельскохозяйственной продукции и сырья (аналогично порядку уплаты НДС при реализации автомобилей, п.5.1, ст.154 НК);
- распространить на организации потребительской кооперации порядок расчета за сданную сельскохозяйственную продукцию наличными денежными средствами по аналогии с сельскохозяйственными потребительскими кооперативами.
В области стимулирования производства и экспорта отечественной сельскохозяйственной продукции:
- предусмотреть объединение всех видов дотаций в растениеводстве (на средства защиты растений, минеральные и органические удобрения, ГСМ) в единую, приведенную к площади обрабатываемой земли выплату, дифференцированную в зависимости от достигнутых результатов деятельности сельхозпредприятий по расширению посевных площадей и повышению урожайности (выплачивается при условии соблюдения установленных технологических критериев и параметров производства);
- принять при снабжении природным газом организаций АПК (сельхозпроизводители, предприятия по хранению и переработке и т.п.) льготный режим ценообразования, исключив возможность отключения газо- и энергоснабжения тепличных и животноводческих хозяйств;
- установить гибкие тарифы на перевозку сельхозпродукции во внутригосударственном сообщении и на экспорт, корректируемые в зависимости от изменений конъюнктуры рынка, увязав масштабы государственной поддержки ОАО «РЖД» с мерами, предпринимаемыми этой организацией для сохранения объемов и стабилизации тарифов на перевозку зерна;
- обеспечить субсидирование транспортировки отечественной сельхозтехники, изготовленной в Европейской части России и на Урале, в регионы Дальнего Востока и в Приморский край (по аналогии с автомобилями);
- обеспечить опережающее развитие инфраструктуры аграрного рынка, в частности модернизацию действующих и строительство новых элеваторов, а также отгрузочного зернового терминала на Дальнем Востоке;
- включить в Госпрограмму по поддержке АПК раздел по развитию элеваторных мощностей в Российской Федерации;
- привлечь Министерство регионального развития Российской Федерации и другие уполномоченные ведомства к софинансированию инфраструктурной составляющей проектов зернового комплекса - строительство дорог, газопроводов и электросетей;
- принять меры по реальной поддержке экспорта аграрной продукции, предусматривая:
- включение зерна и продуктов его переработки в перечень продукции, по которой оказывается государственная поддержка экспорта (субсидирование кредитов на производство и закупку экспортной продукции, предоставление госгарантий и др.);
- корректировку ставок вывозных таможенных пошлин в отношении сельскохозяйственной продукции (в т.ч. соевые бобы, семена рапса, подсолнечника, горчицы);
- предоставление связанных кредитов зарубежным государствам- покупателям российской аграрной продукции;
- ускоренное возмещение НДС при экспорте агропродовольственной продукции;
- установление уровня предельных цен на закупки зерна в интервенционный фонд, обеспечивающих сельхозтоваро-производителям необходимый уровень рентабельности производства.
- внести изменения в порядок исчисления и уплаты НДС в отношении сельхозпродукции, приобретаемой у плательщиков единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
- увеличить с 30% до 50% размер амортизационной премии для сельскохозяйственной техники, включённой в 4-5 амортизационные группы;
- дополнить перечень оборудования, предоставляемого в лизинг, мелиоративной техникой;
- отменить пошлины или понизить ставки пошлин на ввоз в страну импортного сырья для производства кормов, кормовых ингредиентов, витаминов, а также готовых премиксов и концентратов (микроэлементов, ферментов, аминокислот, соевого шрота, рыбной муки, кукурузного глютена), не производящихся в настоящее время в РФ;
- ускорить принятие Постановления Правительства РФ, утверждающего перечень технологического оборудования, ввозимого из-за границы и не имеющего аналогов в РФ, освобождаемого от НДС.
Финансирование научных разработок и подготовки кадров необходимо рассматривать в качестве одного из высокоэффективных методов поддержки агропродовольственного комплекса.
В области стимулирования инновационного развития отрасли:
- ускорить принятие технических регламентов в сфере АПК, предусматривая законодательное закрепление в них только базовых требований по безопасности продуктов питания, исключив вопросы установления требований к технологиям производства и переработки и качественным показателям продовольствия;
- предусмотреть первоочередное финансирование приоритетных направлений научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обеспечив широкое внедрение их результатов:
- селекционно-генетические исследования по созданию новых сортов семян сельскохозяйственных культур, высокоэффективных пород мясного и молочного скота, птицы;
- биотехнологий переработки сельскохозяйственного сырья, и в первую очередь, животного происхождения, с целью производства продуктов питания с заданной биологической ценностью;
- инициировать проведение совместных исследований российскими и зарубежными специалистами, в том числе с целью адаптации и распространения передового мирового опыта.
В области кадрового обеспечения АПК:
Для повышения качества и обеспечения непрерывности процесса подготовки кадров для агропродовольственного комплекса необходимо:
- создание специализированных университетских научных комплексов путем объединения университетов системы Министерства сельского хозяйства и Министерства образования с научно-исследовательскими институтами Российской академии сельскохозяйственных наук;
- изменение структуры учреждений подготовки кадров, восстановление системы начального профессионального образования;
- разработка профессиональных и новых образовательных стандартов по основным специальностям агропродовольственного комплекса;
- создание системы профориентации и закрепления кадров;
- выделение банками льготных образовательных кредитов;
- решение вопроса о привлечении к учебному процессу специалистов-практиков и зарубежных специалистов;
- расширение практики обучения, переподготовки и повышения квалификации в зарубежных высших учебных заведениях, опытных хозяйствах, образовательных центрах при условии государственного софинансирования;
В области снижения административных барьеров:
- радикальное снижение затрат бизнеса на получение соответствующих разрешительных документов (сертификатов) в уполномоченных государственных органах и учреждениях;
- запрещение органам Россельхознадзора заключать противоречащие действующему законодательству возмездные договоры;
- демонополизация рынка услуг по оценке качества и фумигации зерна, допуск к этим видам деятельности частных операторов;
- совершенствование порядка оформления права собственности на земли сельскохозяйственного назначения в части сокращения сроков оформления и упрощения документооборота в целях предоставления предприятиям АПК больших возможностей для привлечения кредитных ресурсов под залог земли.
В области информационного обеспечения:
- создать единую доступную информационную базу, содержащую постоянно обновляемые, достоверные сведения об уровнях и динамике рыночных цен на сельскохозяйственное сырьё и продукты питания, дифференцированных в соответствии с их качественными показателями;
- перевести информационно-консультационные центры, существующие в форме муниципальных организаций, в форму автономных некоммерческих организаций, выполняющих работы по договорам с администрациями субъектов Федерации;
- ввести обязательное официальное размещение информации о карантинных фитосанитарных зонах на сайтах органов Россельхознадзора, в том числе территориальных, и установление исчерпывающего перечня и порядка отбора проб;
- разработать типовые проекты животноводческих, плодоовощных, рыбоводческих ферм, а также типовые проекты для малоэтажного строительства в сельской местности, обеспечив их доступность широкому кругу пользователей.
В области публичности и прозрачности принятия решений:
- добиваться публичности и прозрачности механизма предоставления государственной антикризисной поддержки компаниям и предприятиям АПК;
- предусмотреть обязательное привлечение отраслевых союзов и ассоциаций к разработке оптимальных тарифов на услуги, оказываемые государственными учреждениями и организациями;
- разработать и внедрить совместно с Комиссией РСПП по АПК, отраслевыми союзами систему постоянного мониторинга кризисной ситуации в АПК.
II. Участники Сессии поддерживают Предложения РСПП по Программе антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год и Повестку дня РСПП на ближайший год.
Ш. Участники Сессии отмечают актуальность мер, изложенных в Дополнительном соглашении к Соглашению о сотрудничестве между РСПП и Минсельхозом России от 7.02.2007 г., Соглашении о разработке Кодекса добросовестных практик торговых сетей при взаимоотношениях с поставщиками продуктов питания, Соглашении о взаимодействии Комиссии РСПП по агропромышленному комплексу и Российской ассоциации производителей удобрений с целью удовлетворения потребностей отечественного АПК в минеральных удобрениях на 2009-2012г., рекомендуют подписать предложенные документы и организовать работу по их реализации.