ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ (информация за период со 2 по 14 ноября 2016г.)
1. Законопроекты, рассмотренные Государственной Думой РФ:- в третьем чтении;
- во втором чтении;
- в первом чтении.
2. Законопроекты, внесенные в Государственную Думу РФ.
3. События.
1. Государственной Думой РФ рассмотрены следующие законопроекты:
1.1. Законопроекты, принятые в третьем чтении
Номер и наименование законопроекта | Субъект права законодательной | |
---|---|---|
инициативы | Краткое содержание |
1008268-6
О внесении изменения в статью 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона устанавливается, что вступившие в законную силу решения арбитражных судов по делу об административном правонарушении, решения, принятые ими по результатам рассмотрения жалоб, протестов (представлений), пересматриваются Верховным Судом РФ, если были исчерпаны все предусмотренные арбитражным процессуальным законодательством способы их обжалования в арбитражных судах. Указанные решения пересматриваются в Верховном Суде РФ в соответствии с правилами, установленными Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
1.2. Законопроекты, принятые во втором чтении
Номер и наименование законопроекта | Субъект права законодательной | |
---|---|---|
инициативы | Краткое содержание |
1029636-6
О внесении изменений в Федеральный закон "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и некоторые законодательные акты Российской Федерации Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона:
- уточняются понятия "объекты инфраструктуры морского порта", "портовые гидротехнические сооружения" (из понятия исключаются инженерно-технические сооружения, расположенные в акватории морского порта), вводится понятие "территория морского порта", а также предусматривается положение об установлении и изменении границ территории морского порта в установленном Правительством Российской Федерации порядке;
- устанавливается государственное регулирование деятельности в морском порту, в т.ч. посредством обеспечения возможности приема отходов с судна, образующихся в процессе эксплуатации судна, и отходов, образующихся в результате осуществления операций с грузами, и подлежащих сбору в морском порту;
- исключается норма, предусматривающая утверждение ФОИВом в области транспорта правил оказания услуг по обслуживанию судов в морском порту и на подходах к нему;
- вводится новый портовый сбор – "инвестиционный" (сбор на строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры морского порта, относящихся к объектам федеральной собственности). Порядок определения его размера, а также порядок его взимания и применения утверждается Правительством Российской Федерации;
- возлагается на ФОИВ в области транспорта полномочие по утверждению типовых форм договора об организации работы по обеспечению перевалки грузов в морском порту;
- уточняется порядок заключения договоров аренды объектов инфраструктуры морского порта, условия сдачи арендатором объекта инфраструктуры в субаренду, сроки аренды объектов инфраструктуры морского порта, а также устанавливается срок аренды в отношении буксиров, ледоколов, гидрографических судов и иных судов портового флота (10 лет, если более короткий срок не будет заявлен арендатором такого имущества);
- в Федеральном законе "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" определяются особенности осуществления деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов;
- в КоАП РФ вводится административная ответственность за превышение допустимой массы транспортного средства (ТС) и (или) допустимой нагрузки на ось ТС, либо массы ТС и (или) нагрузки на ось ТС, указанных в специальном разрешении, либо допустимых габаритов ТС, либо габаритов, указанных в специальном разрешении, юр. лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществившими в морском порту погрузку груза в ТС и являющимися сторонами договора перевозки груза, – в виде штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от 80 тыс. до 100 тыс. руб.; на юр. лиц - от 250 тыс. до 400 тыс. руб.
1091253-6
О внесении изменения в статью 333-35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона исключаются требования о необходимости получения результата государственной услуги в электронной форме для применения понижающего коэффициента при уплате государственной пошлины.
1177918-6
О внесении изменения в статью 333-21 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации Проект федерального закона дифференцируется размер государственной пошлины при подаче заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) в зависимости от лица, обращающегося в арбитражный суд с соответствующим заявлением: для юридических лиц размер государственной пошлины предусматривается сохранить на существующем уровне 6 тыс. руб., а для физических лиц установить его на уровне 300 руб.
654002-6
О внесении изменений в статьи 281 и 282 Федерального закона «О теплоснабжении» и статьи 411 и 412 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона дисконтированная валовая выручка, применяемая для оценки заявок на участие в конкурсе на заключение договора аренды объектов централизованных систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, дополняется расходами арендатора, подлежащими возмещению в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения (при условии согласования таких расходов с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов), в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (состав указанных расходов определяется Правительством Российской Федерации) и не возмещенными арендатору на дату окончания срока действия договора аренды. Существенные условия договора аренды также дополняются порядком возмещения расходов арендатора, подлежащих возмещению в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения и не возмещенных арендатору на момент окончания срока действия договора аренды.
880424-6
О внесении изменений в статью 266 части второй Налогового кодекса Российской Федерации Депутаты Государственной Думы Р.В.Кармазина, А.В.Скоч и др. Проектом федерального закона предлагается исчислять суммы создаваемого резерва по сомнительным долгам по итогам налогового периода от выручки текущего налогового периода в размере, не превышающем 10%. При этом сумма резерва, исчисленного в течение налогового периода по итогам отчетных периодов, не может превышать большую из величин: 10% от выручки предыдущего налогового периода или 10% от выручки текущего отчетного периода.
1.3. Законопроекты, принятые в первом чтении
Номер и наименование законопроекта Субъект права законодательной инициативы Краткое содержание Примечание
1093625-6
О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительство Российской Федерации Законопроектом предлагается дополнить перечень единых требований, предъявляемых к участнику закупки, следующими обязательными требованиями:
- отсутствие судимости за преступления, предусмотренные статьями 289 "Незаконное участие в предпринимательской деятельности", 290 "Получение взятки", 291 "Дача взятки", 2911 "Посредничество во взяточничестве" Уголовного кодекса Российской Федерации;
- непривлечение участника закупки – юридического лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 "Незаконное вознаграждение от имени юридического лица" КоАП Российской Федерации.
Единые требования также распространяются на лицо, исполняющее функции единоличного исполнительного органа организации. Для подготовки позиции РСПП законо-проект направлен в Комитет РСПП по развитию конкуренции
1099583-6
О внесении изменения в статью 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона устанавливается, что на заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства, не распространяются предусмотренные базовым Федеральным законом ограничения в части установления предельной цены контракта при осуществлении закупок у единственного поставщика. Для подготовки позиции РСПП законо-проект направлен в Комитет РСПП по развитию конкуренции
1117053-6
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам подтверждения компетентности работников опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений и объектов электроэнергетики Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона устанавливаются обязанность работников организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, в сфере электроэнергетики, проходить подготовку и аттестацию по вопросам безопасности, а также определяются функции федеральных органов исполнительной власти по данным вопросам.
Исключается предусмотренное пунктом 2 статьи 28 Федерального закона от 26.03.2003
№ 35-ФЗ "Об электроэнергетике" указание на необходимость участия субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в осуществлении федерального государственного энергетического надзора в связи с противоречием данной нормы положениям Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Для подготовки позиции РСПП законо-проект направлен в Комитет РСПП по про-мышленной безопаснос-ти
1183284-6
О внесении изменения в статью 164 Налогового кодекса Российской Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона увеличивается с 40% до 45% допустимый объем рекламы в одном номере периодического печатного издания, не специализирующегося на сообщениях рекламного характера, в целях применения ставки НДС в размере 10%. Для подготовки позиции РСПП законо-проект направлен в Комитет РСПП по развитию конкуренции
1183395-6
О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О рекламе" Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона увеличивается объем рекламы, допускаемой к распространению в периодических печатных средствах массовой информации, не специализирующихся на сообщениях рекламного характера, до 45 процентов объема одного номера издания (вместо установленных в настоящее время 40 процентов). Для подготовки позиции РСПП законо-проект направлен в Комитет РСПП по развитию конкуренции
11078-7
О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона:
- ограничивается перенос убытков, полученных налогоплательщиками в предыдущих налоговых периодах, в размере не более 30% налоговой базы текущего отчетного (налогового) периода, рассчитанной без учета переноса убытков прошлых лет. Отменяется ограничение срока переноса убытков;
- изменяется подход к формированию консолидированной налоговой базы консолидированной группы налогоплательщиков (КГН) в части уменьшения налоговой базы КГН, формируемой прибыльными участниками КГН, на сумму убытка, полученного убыточными участниками КГН, размером, не превышающим 30% от прибыли прибыльных участников КГН;
- индексируются ставки акцизов на 2017 г. в отношении отдельных видов подакцизных товаров (в т.ч. вин, изготовленных без добавления ректификованного этилового спирта, вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (увеличение в 2 раза); игристых вин (шампанских); все виды табачной продукции (увеличение на 10%); автомобильный бензин, дизельное топливо), а также устанавливаются ставки акцизов на 2018 и 2019 гг.;
- включаются в перечень подакцизных товаров электронные системы доставки никотина одноразовые (со ставкой акциза 40 руб. за 1 шт.), никотинсодержащую жидкость (со ставкой акциза 10 руб. за 1 мл), а также табачные изделия, предназначенные для потребления путем нагревания (табак нагреваемый) (со ставкой акциза 4 800 руб. за 1 кг в 2017 г.).
- устанавливается коэффициент 1,3 по специфическим ставкам акцизов (в рублях за 1 тысячу штук) в отношении сигарет и папирос, реализуемых налогоплательщиками на территории Российской Федерации в период с 1 октября по 31 декабря каждого календарного года, если объем их реализации в любом из указанных месяцев превышает среднемесячный объем в предыдущем календарном году. Коэффициент применяется к объемам реализации данных подакцизных товаров, в отношении которых определены наибольшие максимальные розничные цены;
- закрепляется приоритет данных ЕГАИС при определении налоговой базы по алкогольной и спиртосодержащей продукции, если такая база, определенная налогоплательщиком, менее объема реализации указанных подакцизных товаров за соответствующий налоговый период, отраженного в ЕГАИС;
- устанавливается ставка НДПИ при добыче многокомпонентных комплексных руд, содержащих, в т.ч. медь, никель и металлы платиновой группы, добываемых на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Красноярского края в размере 730 руб. за тонну добытой руды;
- уточняется порядок определения показателей, используемых при расчете НДПИ при добыче газа горючего природного организациями, являющимися собственниками объектов Единой системы газоснабжения, и аффилированными с ними компаниями, увеличивается ставка НДПИ для данных организаций на 413 руб. за 1 тыс. куб. м в 2017 г. Предложения РСПП
998726-6
О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" Депутаты Государственной Думы А.Г.Аксаков, А.В.Скоч и др. Проектом федерального закона в целях приведения статьи 10 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" в соответствие с положениями федеральных законов "Об акционерных обществах" и "Об обществах с ограниченной ответственностью" предлагается исключить из перечня сведений, которые требуется указывать в учредительных документах кредитных организаций, информацию об адресе (месте нахождения) обособленных подразделений, установив обязанность указывать сведения об адресе (месте нахождения) органов управления. Для подготовки позиции РСПП законо-проект направлен в Комиссию РСПП по банкам и банковской деятельности
1022415-6
О внесении изменений в статьи 51 и 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации Члены Совета Федерации В.И.Матвиенко, А.М.Чернецкий Проектом федерального закона предлагается внести изменения, предусматривающие уточнение сроков, в течение которых уполномоченный орган или организация должны принять решение о выдаче разрешения на строительство и (или) выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, предусмотрев реализацию указанных полномочий в течение семи рабочих дней со дня получения соответствующих заявлений. Для подготовки позиции РСПП законо-проект направлен в Комиссию РСПП по строительству и жилищ-ной политике
1031837-6
О внесении дополнений в статью 55 Налогового кодекса Российской Федерации Депутаты Государственной Думы Т.О.Алексеева, В.В.Гутенев и др. Проектом федерального закона вносятся изменения, предусматривающего распространение правил определения налогового периода, установленных для организаций, на индивидуальных предпринимателей. Для подготовки позиции РСПП законо-проект направлен в Комитет РСПП по налоговой политике
1132055-6
О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона вносятся изменения в Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 2416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", предусматривающие включение индивидуальных предпринимателей в круг лиц, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организацию водопроводноканализационного хозяйства), горячее водоснабжение. Для подготовки позиции РСПП законо-проект направлен в Комиссию РСПП по жилищно-коммунально-му хозяйству
978680-6
О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона предлагается дополнить информацию о потребительских кредитах (займах), обязательную к размещению кредитором, сведениями о повышенных рисках заемщиков, получающих доходы в валюте, отличной от валюты кредитов (займов). Для подготовки позиции РСПП законо-проект направлен в Комиссию РСПП по банкам и банковской деятельности
2. В Государственную Думу РФ внесены следующие законопроекты:
Номер и наименование законопроекта Субъект законодательной инициативы
Примечание
15466-7
О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование"
Проектом федерального закона в Федеральный закон вносятся изменения, предусматривающие сохранение на период до 2019 года включительно тарифов страховых взносов, действующих в 2016-2018 годах для основной категории плательщиков, в размере 30% (из них 22% на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной величины базы для исчисления страховых взносов, 2,9% на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной величины базы для исчисления страховых взносов, 5,1% на обязательное медицинское страхование) и в размере 10% на обязательное пенсионное страхование сверх установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов. Правительство Российской Федерации Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет по развитию пенсион-ных систем и со-циальному страхова-нию
19750-7
О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части создания и деятельности базовых подразделений образовательных организаций)
Проектом федерального закона уточняется статус базовых подразделений, как кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся при реализации отдельных частей образовательных программ (предметов, курсов, дисциплин, практик и иных). Указанные подразделения создаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) высшего образования на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы. По программам медицинского образования и фармацевтического образования, а также образовательным программам в области подготовки специалистов авиационного персонала и работников железнодорожного транспорта устанавливается возможность создания базовых подразделений на базе самих организаций, осуществляющих образовательную деятельность в соответствующей области. Создание базовых подразделений осуществляется на основе типового договора, утверждаемого Минобрнауки России (за исключением случаев создания базовых подразделений на базе самих организаций). Минобрнауки России утверждает порядок создания и прекращения деятельности базовых подразделений, а также перечни укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки по образовательным программам, в рамках которых могут создаваться базовые подразделения. Правительство Российской Федерации Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет по профессиональному обучению и профес-сиональным квали-фикациям
3. События
07 ноября 2016 года Президент РСПП А.Н. Шохин направил Председателю Комитета Государственной Думы ФС РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству С.А.Жигареву замечания и предложения РСПП по проекту федерального закона «О федеральном бюджете на плановый 2017 год и на плановый период 22018 и 22019 годов» и Прогнозу социально-экономического развития РФ на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.
(подробнее)
08 ноября 2016 года Президент РСПП А.Н. Шохин направил Директору Департамента экономики и финансов Аппарата Правительства РФ В.В.Сидоренко предложения РСПП к проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 19 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и исключении части 8 статьи 24 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке».
(подробнее)
09 ноября 2016 года Президент РСПП А.Н. Шохин направил Помощнику Президента РФ – начальнику Государственно-правового управления Президента РФ Л.И.Брычевой заключение РСПП на проект федерального закона «О внесении изменений в статью 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
(подробнее)
14 ноября 2016 года Президент РСПП А.Н. Шохин направил Заместителю Министра труда и социального развития РФ А.А.Черкасову предложения РСПП к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
(подробнее)