Заседание рабочей группы по подготовке Госсовета РФ по малому и среднему бизнесу
20 февраля в Туле состоялось третье заседание рабочей группы по подготовке Госсовета РФ, в котором приняли участие Александр Шохин и представители других бизнес-объединений. В ходе работы обсуждался доклад по проблемам малого и среднего бизнеса, который, с дополнениями, будет представлен на ближайшем заседании Госсовета.С точки зрения приглашённых на мероприятие, главные проблемы — избыточный контроль со стороны надзорных органов и чрезмерная налоговая нагрузка. Александр Шохин отметил: «Крупному бизнесу, безусловно, близки проблемы, которые ставятся в докладе, и мы всегда исходим из того, что если решить проблемы применительно к малому бизнесу, и если вопросы системно решать, то тогда и экономика в целом выиграет, крупный бизнес в том числе».
Помимо административного давления, по мнению присутствовавших, бизнес страдает от недостатка квалифицированных кадров: составители доклада уделили большое внимание теме бизнес-образования, нацеленного, в частности, на тех, кто только собирается начать своё дело.
В заседании также приняли участие М.Д. Брюханов (Администрация Президента РФ), С.Н. Катырин (ТПП РФ), В.Л. Корочкин («Опора России»), Н.И. Ларионова (заместитель министра экономического развития РФ), А.Е. Репик («Деловая Россия»), представители региональных властей и федеральных ведомств, и предприниматели.
Модератором выступил руководитель Агентства стратегических инициатив А.С.Никитин.
Материалы к рабочей группе Государственного совета Российской Федерации по вопросу «О мерах по развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
В целом проект доклада содержательный, с конкретными предложениями.
Длительный срок обсуждения ряда предложений, например, по расширению применения упрощенной системы налогообложения, лишь подтверждает их важность - льготы по налогу на имущество для нового оборудования РСПП добивался более 5 лет.
Ключевой элемент доклада (не считая доступности финансовых ресурсов и снижения административного давления) – уровень фискальной нагрузки.
Основные предложения и вопросы, которые надо сохранить в докладе и даже усилить формулировки:
1. Повышение предельных значений выручки для использования упрощенного режима налогообложения.
Даже если порог будет увеличен в 2 раза с 60 до 120 млн. рублей, это лишь компенсирует инфляцию за прошедшие годы.
Но необходимо не только увеличить порог, но и предусмотреть работающий механизм ежегодной индексации порога в дальнейшем.
2. Широкая трактовка уровня фискальной нагрузки.
Обязательные неналоговые платежи исчисляются десятками, от универсальных (социальное страхование) до отраслевых и региональных. Недостаточно объявить мораторий на увеличение налогов и страховых платежей – должен быть жестко ограничен рост нагрузки и по остальным обязательным сборам и платежам.
3. Создание условий для привлечения к работе в режиме аутсорсинга (и просто как поставщика для крупных компаний) малого бизнеса, использующего спецрежимы.
Решение проблемы потери права на возмещение НДС при работе с компаниями, использующими спецрежимы и не являющимися плательщиками НДС, должно быть максимально универсальным, как это предусмотрено в докладе. Без решения этой проблемы крупный бизнес не будет заинтересован в работе с малым из-за прямых финансовых потерь.
4. Стимулирование промышленных компаний.
Есть пакет проектов законов и других НПА, подготовленных Минпромторгом России. К ним есть замечания (например, некоторые льготы распространяются только на проекты «greenfield», но не «brownfield», что не совсем правильно), но в целом это важные меры для среднего бизнеса.
Можно подумать об инкорпорировании отдельных предложений Минпромторга в проект решения, например, по расширению применения ускоренной амортизации по сравнению с мерами, предусмотренными в докладе.
5. Возможность отнесения на себестоимость расходов на обучение лиц, не являющихся сотрудниками компании, имеющей собственный учебный центр или корпоративный университет.
Обучение без налоговых последствий в корпоративном центре компании сотрудников фирм-поставщиков способствует более успешному вовлечению малого и среднего бизнеса в деятельность крупных компаний. Сейчас доклад предусматривает налоговый механизм стимулирования обучения работников малых и средних предприятий в учебных центрах крупных предприятий, но вопрос стоит ставить шире – о расширении стимулирующих мер в отношении расходов компаний на образование.
6. Механизмы акселерации роста компаний.
РСПП неоднократно предлагал предусмотреть смягчение «шокового барьера» при переходе с упрощенного на стандартный режим налогообложения. Механизмы акселерации необходимо сохранить в докладе и перечне поручений, в противном случае бизнес будет не расти, а «делиться».
Сегодня состоялось заседание рабочей группы по подготовке к заседанию государственного Совета Российской Федерации, посвященного вопросу развития малого и среднего предпринимательства в регионах.
Корреспонденту ИА «Тульские новости» удалось пообщаться с руководителем Российского союза промышленников и предпринимателей Александром Шохиным. Он рассказал о основных направлениях в докладе.
- Сокращение административного давление через сокращение полномочий надзорно-контрольных органов, передача части этих полномочий в саморегулируемые организации бизнеса, либо на уровень регионов. Безусловно очень важно, чтобы были механизмы, которые стимулируют трансформацию малого и среднего бизнеса, динамично развивающийся средний бизнес.
Для малых предприятий сейчас нет стимула становиться средним и успешным, потому что сразу он попадает в условия довольно жесткого и налогового, и административного давления, и поэтому нужны переходные механизмы, механизмы так называемой акселерации — выращивания успешных компаний, быстрорастущих средних компаний из средних предприятий. На этом тоже безусловно члены рабочей группы будут концентрировать свое внимание. Одна из развилок состоит в том — надо ли нам реализовывать те меры о необходимости которых мы в последнее время говорили, и которые до сих пор не приняты. Или говорить о новых подходах, радикальных решениях проблемы, в частности сейчас брошена в обсуждение идея объединения нескольких структур которые занимаются малым бизнесом, например Агентство кредитных гарантий, региональные гарантийные фонды - объединить их в единый такой институт, который бы работал по единым правилам, и в том числе контролировал бы соблюдение тех норм, которые уже введены, ну в частности норма регулирующая доступ малых предпринимателей к государственному и муниципальному заказу, и т.д.
Безусловно, ответ на этот вопрос должен быть где-то на уровне золотой середины. В частности, безусловно, нужно реализовать то о чем мы уже устали говорить и нужно думать о том как продвинуться достаточно быстро по созданию единой системы поддержки малого бизнеса. У нас очень много институтов, каждый из которых в отдельности многое делает, но единой технологии, стандартизации нет. Поэтому в этом году может понадобится создать что-то вроде федеральной администрации по поддержке малого бизнеса, которая бы, ну если не формально объединила бы все эти институты, то внедрила единую технологию работы, - заключил Александр Шохин.