Госкомпании создадут инфраструктуру для мелких поставщиков
"Деловая Россия" и Минпромторг вчера обсудили новую индустриальную модель для развития малого и среднего бизнеса — создание кластеров при госкомпаниях. По замыслу предпринимателей и чиновников, на 150 ожидаемых площадках малый бизнес будет производить продукцию, необходимую своим крупным заказчикам. С помощью этого механизма, возможно, наконец будет выполнена установленная сейчас норма о 18-процентной квоте закупок госкомпаний у малого и среднего бизнеса.Общественный совет Минпромторга вчера одобрил представленный "Деловой Россией" проект создания региональных промышленных кластеров малого и среднего бизнеса (МСБ) на базе производственных площадок госкомпаний. Такие образования нужны самим госкомпаниям, убеждал вчера совет презентовавший проект руководитель комитета по взаимодействию бизнеса и госкомпаний "Деловой России" Сергей Фахретдинов. Им необходимо выполнять норму о 18-процентной квоте закупок у малого и среднего бизнеса (10% по прямым договорам). Пока средняя доля таких закупок госкомпаний у МСБ не превышает 2%, сообщил докладчик. Отметим, что пока госкомпании сотрудничают с малым бизнесом неохотно. Согласно мониторингу АСИ, написанные программы партнерства пока формальны и не дают никаких преференций малому бизнесу — при этом из 21 крупнейшей госкомпании такие программы есть только у девяти.
По данным Минпромторга, всего в России сейчас действуют или создаются 59 промышленных и 26 пилотных инновационных территориальных кластеров, а также 120 региональных центров кластерного развития. В качестве успешного примера кластера при госкомпании заместитель директора департамента региональной промышленной политики Минпромторга Денис Цуканов привел авиа- и машиностроительный кластеры на площадке госкомпании ПАО "ОАК" в Иркутской области. Ожидается, что эта компания к 2025 году закупит у малого бизнеса комплектующие и технологии на сумму свыше $5 млрд. "Газпром" и "Роснефть" создали нефтегазовый кластер в Воронежской области, где малый бизнес уже производит нефтегазовое оборудование.
В "Деловой России" уверены, что созданные госкомпаниями кластеры качественно поменяют структуру спроса на продукцию МСБ. Сейчас закупки госкомпаний в основном ограничиваются хозяйственными и офисными потребностями, продуктами питания, рекламными и PR-услугами. Кластерный подход обеспечит МСБ гарантированным спросом и создаст условия для внедрения инноваций. "Резиденты кластеров смогут разрабатывать, производить, а главное — гарантированно сбывать новую технологичную продукцию, в том числе инновационную",— отметил Сергей Фахретдинов. Госкомпании смогут заключать с малым бизнесом долгосрочные контракты с использованием модели жизненного цикла. По прогнозам "Деловой России", в течение пяти-десяти лет госкомпании создадут 150 новых промкластеров.
Уже до конца года "Деловая Россия" совместно с Минпромторгом намерены разработать примерную структуру кластеров, методику их создания и функционирования. Первым результатом нового подхода станет запуск пилотных проектов по созданию "корпоративных университетов" при госкомпаниях в начале 2016 года — предполагается, что на этих площадках предприниматели смогут изучить потребности своих крупных заказчиков.
Спустя полтора года после появления указа президента о проведении мониторинга крупных проектов с госучастием на предмет коррупционных рисков правительство наконец утвердило порядок его осуществления. Мониторинг будет проводиться в отношении проектов стоимостью от 8 млрд руб., в которых не менее 5% финансируется за счет федеральных средств. Госзаказчикам придется отчитываться о затратах на инфраструктуру и среди прочего сообщать об аффилированности с подрядчиками.
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил правила проведения мониторинга крупных проектов с госучастием на предмет коррупционных рисков. Документ подготовлен во исполнение указа президента от 11 апреля 2014 года "О национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы". Такой контроль должен был осуществляться с третьего квартала 2014 года, но в отсутствие утвержденного порядка до сих пор не проводился.
Согласно правилам, крупными считаются проекты стоимостью от 8 млрд руб., включенные в президентские указы, федеральные целевые программы или федеральную адресную инвестиционную программу. Под антикоррупционный контроль попадут проекты, в которых не менее 5% сметной стоимости финансируется из средств федерального бюджета или Фонда национального благосостояния. Конкретный перечень проектов утвердит правительство по представлению Минэкономики. Исполнение мониторинга, сообщили "Ъ" в Минэкономики, закреплено за заместителем главы ведомства Евгением Елиным.
Мониторинг будет осуществляться на основе ежеквартальных отчетов госзаказчиков. Минэкономики будет готовить сводный доклад — для Белого дома, Счетной палаты и "Открытого правительства". Отчитываться заказчики будут о затратах на инфраструктуру, об источниках финансирования, указывая ответственных за реализацию проектов чиновников. Внимание будет обращаться на отбор подрядчиков и на их аффилированность с заказчиком. Сообщать придется и о случаях резкого удорожания выполняемых субподрядчиками работ. Также будет иметь значение проведение технологического и ценового аудита (ТЦА) проекта и его результаты.
Напомним, такой аудит с 2014 года проводится для проектов дороже 8 млрд руб., а с 2015-го — 1,5 млрд руб. За 2014 год ТЦА прошло лишь восемь проектов, за первое полугодие этого года — шесть. При этом глава Минэкономики Алексей Улюкаев заявлял, что ведомству не справиться с большим количеством объектов стоимостью свыше 1,5 млрд руб., и предлагал поэтапное снижение порога, начав с 5 млрд руб. Это предложение внесено на рассмотрение Белого дома, поясняют в Минэкономики, но ответа пока не поступило. Как рассказал "Ъ" Евгений Елин, проектов с порогом 5 млрд руб. может быть порядка сорока.
"У ТЦА и мониторинга на предмет коррупционных рисков разные задачи",— поясняет господин Елин. По его словам, аудит проверяет соответствие технологическим современным решениям и экономической эффективности. Мониторинг же заключается в выявлении признаков потенциальной коррупции — например, при сделках с единственным поставщиком или при наличии конфликта интересов (муж работает в муниципалитете-заказчике, жена возглавляет стройфирму, выигравшую тендер).
В целях мониторинга, отмечает Евгений Елин, будет действовать заявительный принцип, например, наличие аффилированности нужно задекларировать. Это не означает, что сторонам не дадут завершить сделку, подчеркивает он, но это станет основанием для усиленного контроля. "Мониторинг не дает нам полномочий наказывать, это система оповещения контролирующих органов по отформатированным критериям. Конечно, в случае предоставления недостоверных сведений мы этого сразу не увидим, но если далее это выяснится, для тех, кто это сделал, наступят негативные последствия",— говорит заместитель министра.
© Газета "Коммерсантъ" №209 от 13.11.2015
© Газета "Коммерсантъ" №214 от 20.11.2015