Восточный экономический форум -2017
6 сентября т.г. на «полях» Восточного экономического форума-2017 состоялась встреча Президента РСПП Александра Шохина с активом Приморского регионального отделения РСПП.На встрече обсуждались вопросы развития бизнеса Дальнего Востока в нынешних экономических условиях и в рамках реализации инструментов развития Дальнего Востока, а также меры его поддержки и совместной работы с РСПП.
Член Правления РСПП, президент Конгресса промышленников и предпринимателей (работодателей) «Приморье» (региональное отделение РСПП) Роман Титков отметил проблемы обеспечения, обучения и удержания профессиональных кадров для среднего и крупного бизнеса в ДФО.
Александр Шохин проинформировал участников встречи об экономических и политических тенденциях в России и стран АТР. Особое внимание было уделено обсуждению перспектив развития Дальневосточного бизнеса, мер его поддержки и совместной работе РСПП.
Во встрече приняли участие руководители крупного регионального бизнеса, представитель японского бизнеса, представители Союза промышленников и предпринимателей Сахалинской области, а также Сергей Смоленцев – заместитель председателя Координационного совета отделений РСПП в ДФО
Т Е З И С Ы
к выступлению Президента Российского союза
промышленников и предпринимателей А.Н.Шохина
на Круглом столе «Россия – Республика Корея»
ВЭФ-2017
г.Владивосток | 7 сентября 2017 г. | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Зал «Морской» |
Уже девять лет, как действует четырехстороннее Соглашение о сотрудничестве между РСПП, ТПП России, KITA и FKI. За это время многие члены РСПП уже открыли представительства в Сеуле: ОАО «Мечел», ОАО «Аэрофлот», S7 и др. | ||
---|---|---|
Однако история сотрудничества Российского союза промышленников и предпринимателей началась еще 25 лет тому назад, когда руководство корпорации «ДЭУ», прилетев в Москву, сделало предложение о создании консорциума для разработки предварительного ТЭО строительства газопровода из Якутии в Южную Корею (проект САХА-ГАЗ). | ||
В проект были вовлечены десять крупнейших корейских фирм и шесть российских организаций. ТЭО было выполнено, но дальнейшее движение было остановлено из-за появившегося альтернативного варианта прохождения трассы через Китай. | ||
Полагаем, что и сегодня остается актуальной прокладка газопровода из Саха-Якутии через Северную Корею (которая согласовала трассу!) в Южную Корею, что позволило бы решить не только экономические, но и многие политические вопросы и привело бы к сближению разделенного народа. |
Импульс, который был дан на Втором Восточном экономическом форуме уже приносит ощутимые результаты (по итогам четырех месяцев 2017 года товарооборот между регионами Дальнего Востока и Республикой Корея вырос на 25 процентов).
Присутствие южнокорейских компаний однозначно будет широким фронтом продвигаться на Дальний Восток, поскольку западная часть России ими уже освоена в первоочередном порядке (Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Таганрог, Нижний Новгород, Калуга, Ульяновск и др.).
Российский бизнес готов к кооперации с зарубежными компаниями в сфере развития наукоемких производств. Из опрошенных членов РСПП 70 процентов (преимущественно крупный бизнес) уже вовлечены в международное технологическое сотрудничество (совместное ведение НИОКР с зарубежными компаниями; участие по субконтракту в технологической цепочке зарубежной фирмы; приглашение и обмен специалистами-технологами на постоянной основе; заказ на выполнение НИОКР в зарубежных компаниях).
Российско-Южнокорейское научно-техническое сотрудничество является важной составляющей всей системы взаимоотношений между нашими странами. Обе стороны возлагают большие надежды на эту сферу, которая может объединить фундаментальные разработки России в аэрокосмической области, атомной энергетике и других отраслях с прикладными технологиями Республики Корея в робототехнике, электронике, автомобилестроении.
РСПП поддерживает заинтересованность корейских компаний в реализации арктических проектов в самых различных областях, тем более, что в условиях санкционной политики западных стран в отношении России мы активно предпринимаем шаги по привлечению новых иностранных партнеров, особенно из стран Азиатского региона. Корейские компании отвечают взаимностью.
Неслучайно на прошедшем 3 июня текущего года в Сеуле на 8-й Азиатской конференции лидерства состоялась специальная сессия «Россия – Республика Корея: расширение экономического сотрудничества в рамках «Большой Евразии, на которой среди главных тем были: | ||
---|---|---|
- совместная реализация проектов развития транспортной инфраструктуры (трансконтинентальное железнодорожное сообщение, Северный морской путь); | ||
- расширение сотрудничества российского и южнокорейского бизнеса по освоению евразийских рынков, в первую очередь на Дальнем Востоке России, где в настоящее время создаются беспрецедентные условия для привлечения российских и зарубежных инвестиций в промышленные и инфраструктурные проекты; | ||
- производственная кооперация и участие российских и южнокорейских предприятий в построении цепочек добавленной стоимости на евразийском пространстве; | ||
- институты поддержки международного бизнеса на территории России и связанные с этим возможности для бизнеса Республики Корея; | ||
- создание единой энергетической системы на Дальнем Востоке (Азиатское энергетическое кольцо); | ||
- возможности участия России в интеграционных проектах экономической направленности на Корейском полуострове. | ||
Дальний Восток открывает для Южной Кореи все свои возможности по сотрудничеству: логистика, социальная инфраструктура, сельское хозяйство, туризм, здравоохранение. Новые проекты создают обширный рынок для поставки технологий и современного оборудования.
Между компаниями наших стран продолжается тесное сотрудничество: Hyunday Heavy Industries строит СПГ-танкер для Газпрома, Samsung Heavy Industries Co. строит челночные танкеры высокого ледового класса для «Совкомфлота», биотехнологическая компания «Грин Кросс» совместно с «Нанолек» продолжают взаимодействие по производству высокотехнологичных биофармацевтических препаратов. О готовности
развивать сотрудничество с корейскими фирмами
заявили также РКЦ «Прогресс» (осуществление полного комплекса услуг по выведению на рабочую орбиту полезных нагрузок заказчика, космических аппаратов различной размерности), Электростальский завод им.Н.В.Зелинского ( производстве средств индивидуальной защиты) и другие.
Россия является глобальным «держателем» рыбных ресурсов, однако пока основным «выгодоприобретателем» выступает Китай, где концентрируется переработка и откуда на мировой рынок уже идет готовая продукция. Взаимодействие корейского и российского бизнеса в этом вопросе имеет реальную перспективу.
Очень важно наращивание взаимодействия в не сырьевых секторах экономики, к которым, прежде всего, относится станкостроение, информационные технологии, нефтехимия. Южная Корея представляет для нас значительный интерес как важный партнер в развитии высокотехнологичных отраслей. | ||
---|---|---|
Особый интерес вызывает создание новых материалов. Здесь ключевую роль играет корпорация РОСНАНО, заинтересованная в создании совместного фонда с корейской стороной, привлечении долгового и акционерного капитала для развития новейших технологий. | ||
Уверен, что перечисленные направления сотрудничества, как и проекты производства жидкостных ракетных двигателей, освоение Западно-Камчатского шельфа Охотского моря, контейнерных перевозок по Транскорейской и Транссибирской железнодорожной магистрали будут успешны. | ||
Стоит упомянуть о «Сколковском проекте», президентом которого является член Бюро Правления РСПП В.Ф.Вексельберг. Думаем, что прямое участие в инновационных проектах «Фонда Сколково» могут быть интересны большому числу южнокорейских фирм. | ||
Корея занимает второе место среди азиатских стран с точки зрения их инвестиционной привлекательности для иностранных компаний (по исследованиям Корейского агентства содействия торговле и инвестициям КОТРА), поэтому российский бизнес, безусловно, будет стремиться наращивать свое присутствие в этой стране, что свяжет нас экономически на долгие годы. | ||
Один из бывших послов Республики Корея в России господин Ли Гю Хен перед возвращением на родину заметил: «У меня сложилось впечатление, что русские в глубине души – азиаты, ко всему они подходят не формально, а с сердцем и душой. Именно поэтому я чувствую близость к русским». Будем надеяться, что сближение будет продолжаться не только на духовном, но и на экономическом направлении. |
Т Е З И С Ы
к выступлению Президента Российского союза
промышленников и предпринимателей на
бизнес-диалоге «Россия-Япония»
ВЭФ | 7 сентября 2017 г. | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Доверительные отношения между Россией и Японией укрепляются, давая обоснованную надежду бизнесу на скорейший выход к масштабному сотрудничеству, которое требует постоянной позитивной динамики. Очередной шаг мы запланировали с Кэйданрэном на 28 ноября текущего года: в Москве состоится совместное заседание Российско-Японского и Японо-Российского комитетов по экономическому сотрудничеству, на котором обсудим конкретные предложения. | ||
---|---|---|
РСПП прилагает значительные усилия по улучшению делового климата в стране. Нас радует, что предпринимательское сообщество Японии отмечает изменения к лучшему: упрощение процедуры регистрации компаний, локализации, совершенствование деятельности контрольно-надзорных органов. Однако японские компании отмечают и то, что пока не ликвидирована «хлопотность получения разрешений на работу», а порой также вместо облегчения бремени таможенных пошлин вводится какой-нибудь «налог на утилизацию». | ||
За последний год между российским и японским бизнесом было подписано более ста двусторонних документов в таких областях, как энергетика, химическая промышленность, медицина, автомобилестроение и многих других. Мы высоко ценим избирательный подход японских партнеров к определению направлений сотрудничества, который однозначно свидетельствует об их долгосрочных планах. |
Исторически для России характерен настрой на реализацию крупномасштабных проектов. К одному из таких можно отнести проработку варианта строительства транспортного перехода с материка на остров Сахалин (по предварительной оценке потребуются вложения около 400 млрд руб.). Нам известно также о готовности Министерства инфраструктуры и транспорта Японии создать рабочую группу для проработки проекта транспортного перехода между Сахалином и Хоккайдо. | ||
---|---|---|
После аварии на Фукусиме в 2011 году Япония пересмотрела свою стратегию в области энергетики и стала ориентироваться на газ как ключевую составляющую в балансе страны. В связи с этим, полагаем целесообразным ориентироваться на прокладку газопровода с Сахалина в страну Восходящего Солнца, хотя мы понимаем, что основная трудность здесь будет связана с отсутствием магистральных и распределительных сетей по стране, поскольку традиционно каждый японский потребитель обеспечивал себе поставки и хранение газа самостоятельно. | ||
Россия крайне заинтересована в привлечении японских инвестиций в производство такой продукции, которая бы также была востребована на рынках третьих стран и в этой связи можно приветствовать недавний запуск проекта по совместному производству линейки токарно-фрезерных обрабатывающих центров нового поколения на территории Ковровского электромеханического завода (объем инвестиций составил 79 млн долл.), а также начало реализации инвестиционного контракта с компанией «Мазда-Соллерс Рус» по производству двигателей. |
Следует затронуть еще несколько важных направлений сотрудничества.
Российская сторона уже представила на рассмотрение японскому бизнесу перспективные предложения о взаимодействии в области гражданского авиастроения и вертолетостроения.
В энергетике одной из возможностей является ее экспорт в Японию путем реализации проекта строительства энергомоста между островами Сахалин и Хоккайдо (с привлечением ОАО «Интер РАО»). | ||
---|---|---|
Представляется важным продвижение брендов российской продукции АПК на японский рынок, например, крупный поставщик мясной продукции Группа компаний «Талина» крайне заинтересована в этом. | ||
В России стали уделять повышенное внимание «Концепции умного города». Сегодня в «Сколково» работает объединенный центр управления городом, в том числе интеллектуальная электросеть, энергоэффективные технологии водо- и теплоснабжения, использования ливневой воды в единой системе жилищно-коммунального хозяйства. В увязке с японскими системами регулирования транспорта, которые сегодня апробируются в Воронеже, все системы в комплексе могут давать весомый экономический эффект. Однако, слабым местом пока остается внедрение систем «умного домоуправления», которое позволило бы снизить расходы на «коммуналку» на 40 процентов. | ||
Мы готовы тиражировать в регионах России современную технологию компании Мицубиси, заложенную в пилотных проектах в Бурятии по созданию мусороперерабатывающего завода. |
В торговле наши страны теряют деньги «на ровном месте»: почему Япония завозит фуражное сено из самых далеких стран (Австралия, США, Канада), а не закупает те же 1,8 млн. тонн в год в соседней России? И если проблема только в недостатке цехов по фитосанитарной обработке и упаковке фуража, то, наверное, проще построить такие сооружения в Приморском крае, а не возить за тысячи километров.
В условиях внешнего давления на Россию, организация заемного финансирования с привлечением японского фондирования по традиционной двухступенчатой схеме, практически не работает, поскольку ведущие российские банки – кредиторы второй ступени (Сбербанк, Газпромбанк, ВТБ), находятся под санкциями финансовых регуляторов США и ЕС. Зарубежные коммерческие банки не готовы выдавать и поддерживать кредиты вышеперечисленных российских банков, особенно в долларах США. JBIC рассматривает альтернативу российским банкам из санкционного списка для того, чтобы восстановить работоспособность двухступенчатой схемы кредитования, однако результатов такого рассмотрения нет. Кроме того, альтернативные российские банки имеют кратно меньшие возможности по размеру капитала, а значит и последующего кредитования. При прямом корпоративном финансировании JBIC размер такого финансирования не может превышать 10% стоимости активов заемщика.
В заключение отмечу, что руководителями двух стран принято решение о проведении в 2018 году Года России в Японии и Года Японии в России. В связи с этим хочется пожелать нашим деловым сообществам использовать его так, чтобы этот Год вспоминался десятилетиями, как один из наиболее успешных, в котором были заложены фундаменты очень больших свершений.