Вниманию членов КСО РСПП СФО: «Цифровая экономика"
Уважаемые коллеги!Цифровая экономика находятся сейчас в центре внимания как органов власти, так и предпринимательского сообщества. Показательно, что накануне состоялось заседание Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам, посвященное этой теме, в частности, программе «Цифровая экономика».
На совещании в РСПП присутствовали представители федеральных органов исполнительной власти, объединений бизнеса, ведущих компаний, научных организаций и технических комитетов по стандартизации.
Открывая совещание, Первый заместитель Председателя Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия А.Н.Лоцманов отметил, что вопросы цифровой экономики сегодня звучат на самых разных площадках, рассматриваются с различных точек зрения. Комитет РСПП тоже не остался в стороне от данных процессов. Это логично: уже сейчас очевидно, что стандарты играют значительную роль, как в процессах создания, так и при функционировании цифровой экономики.
При Комитете уже несколько лет работает Межотраслевой совет по стандартизации и техническому регулированию в сфере цифровых технологий под руководством С.А. Головина. Кроме того, вопросы цифровой экономики все чаще обсуждаются в процессе взаимодействия Комитета РСПП с международными организациями по стандартизации.
В частности, на конференции в апреле в Ганновере Президент СЕНЕЛЕК Бернард Тис выступил с предложением к нашим специалистам включиться в разработку стандартов по цифровой экономике и индустрии 4,0. Руководство Европейского комитета по стандартизации в электротехнике заинтересовано в участии российских представителей в разработке и реализации концепции цифровой стандартизации.
В июне 2017 года в РСПП создан подкомитет по цифровой экономике, его возглавляет И.В.Богачев. По мнению А.Н.Лоцманова, тесное сотрудничество Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия с данным подкомитетом может быть достаточно продуктивным.
Именно поэтому было принято решение собрать на площадке Комитета РСПП представителей основных заинтересованных в этой теме сторон, в том числе, и органов государственной власти, которые с готовностью откликнулись на приглашение.
Цель совещания А.Н.Лоцманов определил таким образом: познакомить его участников друг с другом, поделиться информацией о том, что конкретно делается и уже сделано по формированию цифровой экономики, узнать, какое видение совместной работы присутствует у участников совещания, оценить перспективы совместной работы и возможные механизмы ее координации.
Заместитель директора департамента госрегулирования Минэкономразвития А.О.Лебедев в своем выступлении сообщил, что на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам при Президенте России основные положения программы «Цифровая экономика» были концептуально одобрены, речь сейчас идет о необходимости доработки конкретных документов.
Сама программа развития цифровой экономики в стране развивалась по разным направлениям, многие органы исполнительной власти занимались ее разработкой. Отдельный блок, которым занималось Минэкономразвития, касался правового регулирования. Причем одной из составляющих этого блока как раз и являются вопросы стандартизации.
Далее движение планируется по трем трекам. Подготовка краткосрочных мер – 2017-2018 г.г., среднесрочная перспектива – 2018-2019 годы, и долгосрочная – 2020 – 2024 годы. Принято решение, что по каждому из этих блоков будет принята соответствующая концепция. В существующем ныне проекте Программы определено, что разработка данных концепций должна проходить с активным привлечением представителей экспертного сообщества.
По мнению А.О.Лебедева, «наше совещание может служить отправной точкой для выработки понимания: что нужно сделать, чтобы подключить к этой работе представителей предпринимательского сообщества».
Главный на сегодняшний день вопрос – сквозной анализ существующего законодательства с точки зрения наличия в нем правовых ограничений, которые могут препятствовать развитию цифровой экономики. Например, до сих пор не изжиты вопросы с обязательным бумажным документооборотом. Или вопросы, связанные с трудовыми отношениями, так как понятно, что цифровая экономика предполагает широкое использование дистанционного труда.
То есть, краткосрочная концепция нацелена, прежде всего, на снятие правовых ограничений.
Среднесрочная концепция – использование, так называемых, «сквозных» информационных технологий. Речь идет о больших данных, машинном обучении и т.д.
В долгосрочной перспективе сейчас планируется подготовка базового закона о цифровой экономике. Хотя, в настоящее время, существует очень много различных мнений, как конкретно может выглядеть данный закон.
Пока не определено, какие конкретно органы исполнительной власти будут отвечать за те или иные направления программы.
Понятно, что до утверждения Программы она будет согласована с той работой, которая ведется в данный момент в Евразийской экономической комиссии.
По мнению следующего выступающего - Директора Департамента государственной политики в области технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений Минпромторга К.В.Леонидова, опыт Германии показывает, что переход на цифровую экономику это, прежде всего, вопрос общего регулирования. Здесь очень важно определиться, кому конкретно предназначена роль регулятора.
Если мы говорим о техническом регулировании, то понятно, что все технические требования в перспективе должны встраиваться в концепцию 4.0 таким образом, чтобы просто невозможно было выпустить продукт, не соответствующий обязательным требованиям. Причем, это должно быть заложено еще при разработке технического задания на конкретную продукцию.
Докладчик обратил внимание присутствующих на использование стандартов в правовом регулировании. Сегодня законодательство дает такие возможности. Нужно решить, как конкретно привязать стандартизацию к разрабатываемой модели цифровой экономики.
«Нельзя забывать и о том, что сегодня работы по техническому регулированию переданы на наднациональный уровень. Соответственно необходимо четко понимать, как решения, принимаемые ЕЭК, будут включаться в процессы регулирования цифровой экономики в России.
В то же время стандарты, которые обслуживают систему технического регулирования, сегодня базируются на работе Межгосударственного совета по стандартизации. Значит, параллельно необходимо будет решать вопрос об увязке работ по стандартизации в рамках МГС с использованием этих стандартов и в ЕАЭС и в России.
Важно согласовать направления развития введения цифровых методов стандартизации, информатизации системы технического регулирования, а также общие тенденции развития цифровой экономики», - отметил К.В.Леонидов.
Заместитель руководителя Росстандарта А.П.Шалаев сообщил, что ведомство, которое он представляет, участвовало в подготовке раздела программы «Цифровая экономика», касающегося вопросов стандартизации. Определены два основных направления, которыми следует заняться в первую очередь. Первое должно дать достаточно определенный ответ на вопрос, какими должны быть стандарты, обслуживающие цифровую экономику. Второй вопрос – что конкретно должно быть обязательно заложено в этих стандартах.
Первостепенное значение имеет здесь формирование библиотеки национальных стандартов по приоритетным направлениям в машиночитаемом формате. Речь идет не только о тех стандартах, которые разрабатываются сейчас, но и о стандартах уже существующих. Данная работа начинается в этом году с разработки платформы, выбора необходимого формата для этого, определения стандартов, которые необходимо оцифровывать. Должна быть создана возможность для инженеров, конструкторов, проектировщиков использования этих стандартов, даже их частей в практической работе. Поставлена задача завершить создание такой библиотеки национальных и межгосударственных стандартов в 2020 году.
Еще одна задача – осуществить взаимосвязь, так называемой, национальной экосистемы стандартов с корпоративными системами стандартизации. Во многих госкорпорациях, очень хорошо развита корпоративная стандартизация. Техническое решение данного взаимодействия также можно найти в рамках работы по стандартизации для цифровой экономики.
Что касается второго вопроса – что конкретно должно быть заложено в стандартах, то ответ на него должен дать некий системный документ - Программа стандартизации для обеспечения нужд цифровой экономики. Все, что касается IT, аддитивных технологий, киберфизических систем должно создаваться на программном уровне. Необходимо такую программу стандартизации общими усилиями разработать. То есть, определить, какие конкретные стандарты, обслуживающие цифровую экономику, должны появиться. Понятно, что вести эту работу только на национальном уровне не имеет смысла, так как примерно 40% из общего фонда стандартов – межгосударственные. Необходимость взаимодействия и с МГС, и с ЕЭК очевидна.
Уже не на этапе апробации, а в качестве полноценно функционирующей работает система «Береста» - это федеральная государственная система Росстандарта по разработке стандартов. В нее включено около двухсот технических комитетов по стандартизации. За основу была взята система, применяемая в DIN.
Сейчас все этапы голосования, обсуждения, публичного обсуждения, доработки, корректировки и т.д. в рамках ГИС «Береста» у технического комитета будет происходить в онлайн режиме. Частично эта система уже действует. В будущем это приведет к внедрению принципиально новой системы разработки стандартов с целью их дальнейшего применения также на машинном уровне.
Главный менеджер ООО ИК «СИБИНТЕК» В.И.Кукшев в своем выступлении рассказал об основных принципах создания цифровой экономики, зарубежном опыте ее формирования, особенностях индустрии 4.0.
Он особо отметил важность координации деятельности технических комитетов по стандартизации. В новых условиях их задачи станут на порядок сложнее.
С.А.Головин, Председатель Межотраслевого совета по стандартизации в сфере информационных технологий при Комитете РСПП, Председатель ТК-МТК 22 рассказал о взаимодействии технического комитета с международными организациями по стандартизации. Говоря о цифровой экономике, он подчеркнул, что «здесь главная проблема – правильно поставить задачу, определить цель работы в этом направлении. Можно говорить, что наша страна лишилась суверенитета в сфере IT. Может быть, возвращение этого суверенитета и является главной задачей»?
Представитель Институт прикладной математики (ИПМ) им. М. В. Келдыша РАН Г.Г.Маленецкий также считает, что сейчас главное - определить основные направления работы, отрасли, где развитие «цифры» может дать наибольший эффект.
В.А.Матюшин, Заместитель Председателя технического комитета по стандартизации ТК 86 «Управление активами» говорил о необходимости четкой государственной политики в сфере цифровой экономики, определения приоритетных отраслей, направлений. Соответственно, будут определены и технические комитеты по стандартизации, которым предстоит участвовать в этой работе.
В обсуждении также приняли участие заместитель руководителя Комитета РСПП по интеграции, торгово-таможенной политике и ВТО П.А.Исаев, Председатель подкомитета по цифровой экономике и инновациям Комитета РСПП по международному сотрудничеству И.В.Богачев, Председатель ТК 194 "Кибер-физические системы" Н.А.Уткин, Руководитель Представительства ПАО «Ростелеком» в Женеве А.С.Бородин.
Подводя итоги совещания, А.Н.Лоцманов констатировал, что состоявшийся обмен мнениями был чрезвычайно полезным. Наметились перспективы совместной работы.
Понятно, что роль государства в этой работе чрезвычайно важна. Но специалисты, представители промышленности должны четко сформулировать свои предложения, передать эти предложения в заинтересованные государственные органы власти, а затем совместно с государством выработать стратегию и политику формирования цифровой экономики. У РСПП в целом, у Комитета по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия есть очень хороший опыт взаимодействия с государством, который наработан в процессе подготовки, обсуждения и принятия целого ряда базовых федеральных законов.
Конечно, начать совместную работу в таком новом деле нужно с того, чтобы четко определить для себя, понять основные принципы цифровой экономики, Индустрии 4,0. Затем – перейти к выработке общей позиции по наиболее принципиальным вопросам, волнующим бизнес. Нам нужно выработать общую политику на основании тех знаний, которые есть у каждого из нас.
Следующий этап – подготовка предложений органам власти.
А.Н.Лоцманов выразил уверенность, что прошедшее совещание станет важным шагом на пути выработки консолидированной позиции промышленности и органов власти при подготовке стратегии перехода России к цифровой экономике.
Комитет РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценки соответствия совместно с Подкомитетом РСПП по цифровой экономике и инновациям продолжит работу по этой тематике как на российских площадках, так и совместно с зарубежными партнерами Комитета.