Президент РСПП А.Н.Шохин: "Еще раз об инновациях и модернизации..."
В последнее время на бизнес-форумах и правительственных заседаниях "модернизация" и "инновации" - предмет наиболее активных дискуссий. Темы действительно злободневные - стратегическим приоритетом развития России является построение "умной" экономики, ориентированной не на экспорт ресурсов, а основанной как раз на высокотехнологичных отраслях и инновациях. О необходимости модернизации постоянно говорит Президент. Необходимость модернизации подтверждают все статистические данные и экспертные оценки. Одним словом, все согласны, что "надо" и "давно пора".Однако пока показатели развития инновационной сферы в России демонстрируют обратную картину: на мировом рынке инновационной продукции Россия занимает менее 1%, а на энергетических рынках 15-20%.
Можно утверждать, что истинная причина "недоразвитости" инновационного сектора – отнюдь не наличие на территории Российской Федерации значительных запасов природных ресурсов, а отсутствие реальной стратегии развития, содержащей не только пожелания, но и четкие, эффективные и осязаемые механизмы развития и внедрения инноваций.
Без подобной стратегии невозможно определить дальнейшую траекторию развития инновационного сектора: должны ли мы заниматься инновационным протекционизмом, или наоборот, создавать в нем жесткую конкуренцию – такую, как на мировом рынке? Каким образом привлекать инвестиции в сектор: создавать тепличные условия в отдельных отраслях или реформировать системные институты?
Необходим комплексный подход, предполагающий создание общей системы стимулов для обновления технологической базы во всех секторах российской экономики. Как показала практика, использование принципа локальных точек роста и прорыва и догоняющего развития всей остальной экономики без серьезных стимулов неэффективно: догнать, как правило, не получается.
То есть наличие "идеальной" стратегии развития инновационного сектора в России является необходимым, но недостаточным условием. В настоящий момент необходимо сосредоточиться не на точечных инновациях как таковых, а на модернизации технологической базы. В чем отличие, может спросить читатель? Дело в том, что инновациями принято считать некие научные прорывы, а модернизацией – замену старого оборудования на более современное, более производительное, энергоэффективное, безопасное и т.д.
Для нас важнее сейчас именно модернизация. Посмотрим правде в глаза: состояние промышленной базы в России таково, что думать об инновациях - все равно, что грезить о полетах в космос, сидя в пещере.
На наш взгляд, если употреблять термины точно, и делать ставку именно на инновации в узком смысле слова , мы никогда не сдвинем с места процесс обновления экономики. Он просто утонет в массе возникших проблем – "инновационная лодка разобьётся о немодернизированный быт". А "немодернизированный быт" - это заводы, которы останутся, какими были - со своими ветхими корпусами, в которых, как прежде, выпускается отсталая продукция на старом оборудовании. Выпускается неэффективно, с высокими издержками. В результате мы имеем дорогой, несовершенный, неконкурентоспособный товар.
Для нас важнее сейчас именно модернизация. Посмотрим правде в глаза: состояние промышленной базы в России таково, что думать об инновациях - все равно, что грезить о полетах в космос, сидя в пещере. Нет, курс на инновации никто не отменял. Инновации можно стимулировать на проектной основе, в рамках схемы реализации прорывных решений. Собственно, пять отраслей уже названо, и под них можно было бы задействовать венчурные механизмы, институты развития и прочие инструменты, чем в мире принято стимулировать рискованный, венчурный бизнес, польза которого сегодня неочевидна.
Но если к этому все и сведется, это будет означать одно: для завтрашних инноваций мы базы не создадим. Невозможно стартовать к инновациям с не модернизированным, устаревшим, архаичным производством. Модернизация должна быть широкой базой инноваций. Допускаю, что у нас есть отрасли, которые могут заняться инновациями уже сегодня, поскольку технологически достаточно оснащены, но общее правило именно такое. Упустим сегодня модернизацию, погонимся за очередной "синей птицей" - и вновь окажемся с "ножками Буша". Мы будем вынуждены пробежать несколько штрафных кругов, промахнувшись по мишени на стенде для стрельбы (биатлонный сюжет Ванкуверская олимпиада навеяла).
Интервью
Добрый день! Александр Николаевич! Сегодня инновации -- одна из самых обсуждаемых тем. Правительство пытается стимулировать инновационное развитие: так, в аналоге Кремниевой долины в Сколково будет создан специальный правовой режим, будут предоставлены налоговые льготы и послабления. Однако, как мне кажется, едва ли это будет способствовать инновационной активности, ведь для ее взрыва необходим мощный спрос и, прежде всего, со стороны бизнеса. Однако предприниматели во время кризиса заняты сохранением компании, они заняты сокращением расходов, а не, наоборот, их увеличением, чего требует внедрение инновационных технологий. Когда же кризис закончится, предприниматели, скорее всего, снова успокоятся и вернутся к прежней схеме работы без инновационных технологий. С вашей точки зрения, что необходимо сделать властям, чтобы бизнесу действительно было интересно заниматься инновациями? Что должен сделать сам бизнес? // Ольга
Вы знаете, Ольга настолько грамотно формулирует вопрос, что я даже подозреваю, что она знает ответы. Если это действительно так, то, Ольга, напишите -- на сайт РСПП можно отправить ваши предложения. Абсолютно верная формулировка: пока не будет устойчивого спроса на инновации у отечественных компаний, стимулировать производство этих инноваций -- вещь безусловно нужная, чтобы хотя бы не потерять, как говорится, способность генерировать новое в разных отраслях, в том числе в тех, где у нас есть действительно конкурентное преимущество.
Но без спроса, причем в самых разных отраслях, не только в приоритетных, которые названы, скажем, президентом как пять таких приоритетов модернизации, но в любых отраслях без спроса, мы безусловно будем постепенно проигрывать конкуренцию и по той же энергоэффективности, и по производительности, и по «зелености» нашей экономики и так далее. И рано или поздно придется уступать даже отечественный рынок транснациональным или иностранным компаниям в большем объеме, чем, как говорится, это можно было бы допустить при нормальном стимулировании инновационной конкурентоспособности. Поэтому, безусловно, очень важно, базовые вещи все равно остаются: это благоприятный предпринимательский деловой климат. Если у нас, условно говоря, административные барьеры, коррупционные механизмы и так далее будут оставаться заметным препятствием для ведения любого бизнеса -- не только малого или среднего, но любого, крупного в том числе, -- конечно, спрос на инновации будет, как говорится, менее выражен, в том числе потому что инновации -- это действительно допрасходы, дополнительные технологии и технологические, управленческие и так далее. И, безусловно, если на каждом этапе у вас те же административные барьеры или схемы отсылки к уполномоченным структурам, которые сделают экспертизу, заключение и так далее, а на самом деле это технологии отката тем же чиновникам, -- то, безусловно желание удлинять цепочку пропадает.
Это мы возвращаемся к термину, который немножко подзабыт, -- диверсификация экономики: условно говоря, вместо экспорта сырья начать осуществлять глубокую переработку сырья. Во многих отраслях тут не надо придумывать ничего нового, можно использовать лучшие существующие технологии, которые известны, и соответствующее оборудование может быть либо закуплено, либо даже произведено в стране и так далее. Без таких стимулов, которые я уже упоминал, в частности, освободить любое технологическое оборудование, даже не только энергоэффективное, список я бы расширил, и, может быть, критерии какие-то здесь уместны, но пока их нет, можно говорить о том, что любое технологическое оборудование, способствующее энергоэффективности, росту производительности, экологической чистоте производства, улучшению условий труда, -- тут по разным параметрам можно выработать систему критериев, -- оно должно освобождаться от налога на имущество, причем, может быть, не на три года, а навсегда. То есть его вывести из понятия «имущество», в отличие от зданий и сооружений, нужно другими налоговыми стимулами действовать, поощряя в том числе и разработки соответствующего технологинческого оборудованиы и так далее.
В итоге, безусловно, чтобы этот спрос на инновации возник, нужно действительно поставить компании в эту конкурентную среду, когда без технологического, что такое модернизация -- это осовременивание, оно может быть разным, -- или вы берете то, что, условно говоря, видите на витрине последние новинки моды. Либо вы конструируете это сами, пытаясь как бы на шаг или полшага опередить конкурента. И тот и другой вариант нам подходит в ряде отраслей. Первая схема в других отраслях -- к сожалению, более ограниченное их число может сработать; и вторая схема и сколковская «Кремнивая долина» -- это попытка запустить этот самый второй процесс.
Без массовой модернизации, безусловно, массового инновационного процесса быть не может. Но в то же время нам нужно инновации развивать, в том числе отрабатывая механизм стимулирования инновационных процессов, которые, будучи отработанными в том же Сколково или в других наших «Кремниевых долинах», -- я допускаю, что они могут быть не в единственном числе -- в том числе базироваться на крупных научных центрах, которые сохраняют конкурентоспособность сейчас на рынке и знаний фундаментальных, и прикладных разработок. И отработав эти механизмы стимулирования инновации, при наличии спроса на эти инновации, мы можем соединить два процесса. Безусловно, еще раз подчеркну, важен и общий деловой климат, предпринимательский климат, без создания нормальных условий для бизнеса, безусловно, трудно решать и другие задачи. Кстати сказать, на одной из встреч с бизнесом, по-моему, с российским и французским, месяц с небольшим назад президент Медведев говорил, что поддержка бизнеса в России зачастую означает, что не мешать надо бизнесу. И он действительно прав.