Исполнительный вице-президент РСПП – Управляющий директор по взаимодействию с региональными и отраслевыми объединениями В.М.Черепов. Тезисы доклада: «Инновационная и модернизационная политика Российского союза промышленников и предпринимателей».
Предложения, которые будут сегодня представлены Российским союзом промышленников и предпринимателей, подготовлены в развитие позиции РСПП по инновационной и модернизационной политике, одобренной на заседании Бюро Правления РСПП 24 марта 2010 г., а также обсуждались на заседании Правления РСПП 12 мая 2010 г. Повышение инновационности российской экономики всегда было одним из приоритетов РСПП.Российский бизнес в целом, и компании – члены РСПП в частности, занимаются инновациями: разрабатывают и реализуют инновационные стратегии и планы, инвестируют в технологии и разрабатывают новые продукты даже в кризис.
Докризисные вложения в модернизацию и инновации оправдались. Инновационно и модернизационно активные предприятия оказались более конкурентоспособными, у них выше производительность труда. 62% опрошенных РСПП компаний-членов РСПП, представляющих средний и крупный бизнес, аявили, что у них есть модернизационный план развития, в среднем рассчитанный на 6 лет.
Но проблемы остаются. Почти треть компаний, опрошенных в мае 2010 г. РСПП, указали на то, что базовые технологии, используемые в их отрасли, отстают от среднемировых. Более 40% респондентов считает, что в отрасли отсутствует компания – технологический лидер. Пожалуй, самый пессимистичный прогноз относительно перспектив отечественного инновационного развития дали результаты анализа ответов на вопрос об источниках появления прорывных технологий. Менее 15% процентов предприятий ожидает инноваций от отечественных научных организаций. А от зарубежных транснациональных компаний ожидают больше чем от всей отечественных источников вместе взятых. Поэтому не вызывает вопроса и то, что 90 % компаний в среднесрочном периоде планируют приобретать технологии и оборудование на западе.
Наша задача – переломить негативную тенденцию. Мы не утратили навыки разработки новых технологий. Во многих секторах есть возможность вернуть утраченные позиции на мировом рынке или, как минимум, сохранить их. Бизнес верит в технологическое лидерство России в ключевых секторах в долгосрочной перспективе.
Есть множество ограничений для инвестиций в инновации:
кредиты дорогие, а приоритеты финансирования у компаний смещены в сторону более быстрой «отдачи»;
недостаточное количество квалифицированных работников даже для модернизации производства, не говоря о технологическом рывке.
В числе причин – неуверенность бизнеса в завтрашнем дне, недостаточная защищенность прав собственности, в том числе интеллектуальной и т.д.
Поэтому остро необходима реальная работа по созданию благоприятного инновационного климата во всей стране, как для разработчиков, так и для тех, кто эти инновации использует и внедряет.
Нельзя ограничиваться ни универсальными, ни специфическими мерами. У России нет 3-5 лет, чтобы подождать, пока центры коммерциализации технологий дадут результат – масштабно стимулировать инновации нужно уже сейчас. Но без специализированных инновационных центров нельзя обеспечить развитие критических направлений, решить «нерешаемые» задачи - например, отработать механизмы коммерциализации технологий. В скорейшем решении нуждается проблема кадров. Нам нужен массовый выпуск не только «инноваторов», но и тех, кто эти инновации будет реализовывать.
Необходимо ликвидировать все сохранившиеся барьеры для инновационно активных компаний. Барьер – это способ заработать для чиновника.
Базовый закон об инновационной деятельности не должен быть рамочным. Он должен четко определить, что такое инновационная компания, инновационная деятельность. Нам нужны конкретные законодательные решения по стимулам – внесение изменений в Налоговый кодекс, в таможенное законодательство, учитывая, что в рамках Таможенного союза оно все равно меняется.
Вместе разработчики, бизнес, государство могут решить любые задачи, даже такие сложные, как переход от сырьевой к высокотехнологичной экономике.