Сделать приоритетами Доктрины продовольственной безопасности РФ не только импортозамещение, а обеспечение качества и доступности продовольствия
Школа управления «Сколково» и Совет по внешней и оборонной политике, отраслевые эксперты и бизнес передали в Совбез, правительство и администрацию президента совместные рекомендации по изменению доктрины продовольственной безопасности РФ. В документе указывается на низкое качество продовольственной и сельскохозяйственной госполитики и предлагается сделать ее приоритетами не импортозамещение, а обеспечение качества и доступности продовольствия, снижение концентрации на сельскохозяйственном и земельном рынках, а также реформу системы господдержки экспортеров и производителей.Экспертные рекомендации по изменению доктрины продовольственной безопасности РФ стали результатом обсуждения аналитического доклада РАНХиГС о ее состоянии в России и за рубежом. По данным доклада, за восемь лет действия доктрины, принятой в январе 2010 года, установленные ею пороговые значения долей отечественной продукции в общем объеме товаров внутреннего рынка достигнуты или превзойдены по всем продуктам, кроме молока и пищевой соли. При этом по основным продуктам в 2017 году достигнуты или превышены рекомендованные Минздравом нормы среднедушевого потребления, кроме фруктов (отставание на 38%), молока (на 28%) и овощей (на 20%). Приближены к нормам (94–98%) общая калорийность рациона питания и содержание белков. На этом фоне во многом благодаря взаимным продовольственным внешнеторговым санкциям рост среднегодового выпуска базовых продуктов в 2016–2017 годах по сравнению с 2011–2015 годами составил от 6,2% (яйца) до 35,5% (зерно) при приросте населения всего на 2,1%, отмечают авторы документа. Импорт продукции АПК за 2013–2017 годы сократился на 33% (до $28,8 млрд) при росте экспорта на 28% (до $20,7 млрд).
Впрочем, изменившиеся за последние восемь лет внешнеполитические, экономические, технологические и регуляторные условия делают нынешнюю политику в сфере продбезопасности неактуальной, как и действующую версию доктрины. Основной проблемой является концентрация на политике импортозамещения «без учета того, что отдельные виды отечественной продукции могут быть дороже импортной». Кроме того, доктрина была направлена на защиту внутренних производителей в условиях сверхвысоких госсубсидий в развитых странах, которые благодаря политике ВТО в последние годы были снижены. Теперь «коэффициент номинальной защиты сельхозпроизводителей в РФ в среднем выше, чем в США, ЕС, Бразилии, Канаде. Это обеспечивается преимущественно за счет кошельков потребителей, которые переплачивают за многие виды российской продукции по сравнению с аналогами на внешнем рынке», отмечается в документе. Доктриной также не установлены индикаторы обеспечения экономической доступности продовольствия для населения, особенно малообеспеченного, которое «находится на грани недоедания (около 2 тыс. калорий на человека в день)». Для обеспечения малообеспеченных граждан продовольствием предлагается развивать банки продовольствия (системы его распределения для особо нуждающихся категорий).
В силу принудительности импортозамещения отечественная продукция остается неконкурентоспособной. «От поля до прилавка производитель тратит средства на получение различных сертификатов и разрешений, что приводит к издержкам до 2,5 трлн руб. по пищевым продуктам в год. Это составляет до 25% стоимости потребленного населением продовольствия»,— отмечают аналитики. Аргументы экспертов сводятся к тому, что текущая политика продовольственной независимости не стимулирует конкурентоспособности производителей на внутренних и внешних рынках. «Необходимо содействовать импорту дешевого, но качественного продовольствия, вывозить избыточное, производить из отечественного и импортного дешевого сырья продукты с высокой добавленной стоимостью»,— отмечают они. В частности, предлагается заменить репрессивные методы контроля качества продовольствия, которые приводят к росту издержек, риск-ориентированными (реформа сейчас реализуется), а также создавать качественную маркировку продукции (сейчас идет в пилотном режиме), органическую сертификацию (на основе мировых практик) и повышать ответственность производителя за несоответствие этикетки содержимому.
По мнению авторов документа, несмотря на успехи в импортозамещении продовольствия, РФ сохраняет импортозависимость от семян, племенного скота, птицы, кормов, сельхозмашин и оборудования для животноводства. «Учитывая хронически низкое финансирование научных исследований в области сельского хозяйства, ресурсная импортозависимость будет сохраняться. Это в определенной степени обесценивает достигнутые результаты развития сельского хозяйства»,— говорится в докладе, авторы которого предлагают при этом не отказываться от соответствующего качественного импорта.
В то же время работа Минсельхоза и Россельхознадзора, по мнению участников рынка, не всегда адаптирована к условиям ВТО. Так, более 64% господдержки (по стоимости) относится к «желтой» корзине, уровень которой контролируется и ограничивается в соответствии с правилами ВТО, тогда как более чем 40% мер поддержки по стоимости могут быть безболезненно переформатированы в меры зеленой корзины, применение которых не ограничивается. Кроме того, предусмотренное с 2014 года дополнительное финансирование импортозамещения молока, говядины, овощей закрытого грунта, семенного картофеля, племенных животных, элитных семян, тонкорунной шерсти из-за недостаточного объема средств и несовершенных механизмов господдержки не обеспечивает импортозамещение, а в некоторых случаях препятствует ему.
В докладе также указывается на вытеснение из АПК малого бизнеса, на концентрацию производства и реализации продукции в агрохолдингах, а также экспорта зерна в руках иностранных компаний (в результате НДС сельхозпроизводителям не возвращается), а в собственности российских и иностранных компаний сосредоточены огромные площади сельскохозяйственных угодий (100–1000 тыс. га). «Система учета прав на землю в России не позволяет выявить картину концентрации собственности в руках отдельных лиц. Механизмы противодействия концентрации земли не действуют»,— заключается в документе.
Из АРХИВА по истории вопроса
27 апреля 2016 года в Российском союзе промышленников и предпринимателей под председательством Александра Бабурина состоялось заседание Комиссии РСПП по агропромышленному комплексу. На заседании были рассмотрены предложения аграрного бизнес-сообщества в Доктрину продовольственной безопасности Российской Федерации.
В заседании приняли участие: члены Комиссии, представители органов исполнительной власти, руководители отраслевых союзов и ассоциаций АПК, эксперты научного и профессионального сообщества.
Открывая заседание, заместитель председателя Комиссии Александр Бабурин отметил, что в последние годы в Российской Федерации наметился устойчивый рост сельскохозяйственного производства. Благодаря государственной поддержке в аграрном секторе удалось обеспечить привлечение инвестиций в отрасль, достичь продовольственной безопасности по ряду направлений и сформировать экспортный потенциал.
Министерство сельского хозяйства подготовило проект Указа Президента РФ о внесении изменений в Доктрину продовольственной безопасности. В работе по документу приняли участие представители аграрного бизнес-сообщество, в том числе Комиссия РСПП по агропромышленному комплексу совместно с Общероссийским агропромышленным объединением работодателей представили ряд предложений по корректировке Доктрины. Эти предложения были представлены к обсуждению.
Заместитель директора Департамента регулирования агропродовольственного рынка, пищевой и перерабатывающей промышленности Минсельхоза России Маргарита Бражевская проинформировала участников заседания о тех изменениях, которые были внесены Рабочей группой при работе над Доктриной. В частности, в документ были введены и обоснованы новые понятия такие как самообеспеченность, экономическая и финансовая доступность, расширен перечень дополнительных показателей продовольственной безопасности и др.
Она сообщила, что документ предполагает рост минимальных уровней самообеспечения по таким видам продукции как: сахар, подсолнечное масло – с 80- до 90%, рыбная продукция – с 80 до 85%. Отметила, что новая редакция будет способствовать укреплению продовольственной независимости страны, расширению ее экономического сотрудничества с другими странами и организациями.
В обсуждении вопроса приняли участие и выступили: Владимир Богословский - вице-президент Российской Ассоциации защиты растений; Роман Ромашкин - заместитель директора Департамента агропромышленной политики ЕЭК; Анатолий Алтухов - заведующий отделом территориально-отраслевого разделения труда в АПК ВНИИЭСХ; Алексей Харин - президент Группы Гута; Корней Биждов - президент Национального союза агростраховщиков; Юрий Ковалев - генеральный директор Национального союза свиноводов; Валерий Чешинский - президент Российского союза пекарей; Наталья Зудина - заместитель генерального директора ОАО «Росагролизинг»; Юрий Морозов - исполнительный директор Масложирового союза России; Александр Капитонов - генеральный директор ООО «Слава картофелю» (Чувашская Республика); Игорь Бахметьев - ректор Российской академии кадрового обеспечения агропромышленного комплекса; Максим Синельников - заместитель Руководителя Исполкома Национальной мясной ассоциации; Петр Канардов - руководитель Агентства «Имит»; Геннадий Иванов - заместитель начальника Управления санитарного надзора Роспотребнадзора.
Выступающие говорили о показателях, которые предусматривает Доктрина, о вопросах развития АПК и конкурентоспособности аграрного сектора. В том числе были затронуты вопросы построения современного сельского хозяйства, высокотехнологичной пищевой промышленности, конкурентоспособной системы торговли, современного сельскохозяйственного машиностроения.
По результатам заседания будут подготовлены предложения для направления в Минсельхоз России для их учета при корректировке Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации.
Ответственный секретарь Комиссии Юрий Аносов проинформировал о той работе, которую провели члены Комиссии по оценке и разработке Прогноза научно-технологического развития АПК Российской Федерации. Сообщил, что Минсельхоз благодарит Комиссию за проделанную работу и выражает заинтересованность в активном участии РСПП в дальнейшей работе над Прогнозом. Члены Комиссии приняли решение продолжить работу по разработке Прогноза научно-технологического развития АПК и включить эту тематику в план работы Комиссии на второе полугодие 2016 года
АРХИВ по истории вопроса