Бизнес считает недопустимым запрет на увольнение людей накануне пенсии
Бизнес готовится «отпасовать мяч» обратно государству в дискуссии о том, за чей счет поддерживать россиян, задержавшихся на рынке труда после повышения пенсионного возраста. Работодателям нужно дать финансовые стимулы для сохранения возрастных сотрудников на рабочих местах, а не «давить» административными мерами, следует из проекта решения заседания комитета по рынку труда и социальному партнерству РСПП, с которым ознакомились «Ведомости» (представитель союза подтвердил его подлинность). Документ в целом одобрен, хотя будет дорабатываться с учетом замечаний участников, сообщила «Ведомостям» управляющий директор управления рынка труда и социального партнерства РСПП Марина Москвина.Увольнение не равно преступлению
Обязывать компании сохранять работников предпенсионного возраста, ужесточать надзор, расширять круг «запрещенных» к увольнению работников недопустимо, отмечается в проекте решения: «Такие меры становятся факторами их «позитивной» дискриминации». В четверг документ обсуждался на заседании комитета по рынку труда и социальному партнерству и представители Минтруда и Роструда подняли вопрос об ужесточении – вплоть до уголовной – ответственности работодателей за увольнение людей в предпенсионном возрасте, рассказывает участвовавший в заседании адвокат по трудовым спорам Павел Андреев. Такое предложение, по словам представителя Минтруда, поступило в ходе общественного обсуждения, и министерство включило его в проект дорожной карты по смягчению последствий пенсионной реформы.
Бизнес высказался категорически против этой меры, говорит Андреев. Введение уголовной ответственности приведет лишь к тому, что работодатели будут увольнять мужчин до 60 лет и женщин до 55 лет, говорил ранее «Ведомостям» президент РСПП Александр Шохин. Само повышение пенсионного возраста бизнес концептуально поддерживает, следует из проекта решения, но «жесткий» сценарий реформы предлагает обосновать актуарными расчетами. Участники заседания предложили Минтруду еще раз проанализировать региональную демографическую ситуацию, замечает Андреев: говорилось, что в 36 российских регионах продолжительность жизни мужчин сейчас равна текущему возрасту выхода на социальную пенсию – 65 годам.
Как уволить и не уволить одновременно
Одновременно с повышением пенсионного возраста властям предстоит исполнять майский указ президента Владимира Путина: готовить прорыв в производительности труда, т. е. внедрять цифровые технологии. Это сократит потребность предприятий в кадрах, говорит Москвина, – а они будут обязаны поддерживать занятость «несостоявшихся» пенсионеров. На самом деле рост производительности труда может увеличивать ВВП и расширять возможности для занятости, продолжает она, – при условии, что работники обладают нужными компетенциями, умеют работать с новой техникой и технологиями: нужна масштабная программа переподготовки.
Пока планы Минтруда по трудоустройству 1,5 млн россиян, которые в следующем году не выйдут на пенсию, в лучшем случае консервируют и без того неэффективный рынок труда, рассуждает другой участник совещания – профессор Высшей школы экономики Евгений Гонтмахер. Люди останутся на рабочих местах и будут получать мизерные зарплаты – за счет фонда оплаты труда, который иначе распределился бы на остальных работников, говорит он. И это не вина Минтруда, продолжает Гонтмахер, дело в общем состоянии экономики: даже если переобучить людей старшего возраста, при росте ВВП ниже 2% в год они вряд ли найдут работу или начнут свой бизнес.
Не кнутом, а пряником
Бизнесу нужны стимулы для сохранения рабочих мест за возрастными сотрудниками, следует из проекта решения. Например, льготные взносы за таких работников в ПФР, ФСС и ФОМС или субсидирование их занятости. Такое уже практиковалось, напоминает Гонтмахер: во время кризиса 2008 г. ввиду угрозы масштабной открытой безработицы государство бросило на поддержание занятости десятки миллиардов рублей – по сути, давало работодателям деньги, из которых те платили зарплаты. Недавно правительство также реализовывало программы по снижению напряженности на региональных рынках труда, напоминает Москвина: если работодатель нанимал тех выпускников, в трудоустройстве которых государство заинтересовано, ему в течение полугода-года компенсировали часть их зарплаты. Можно компенсировать зарплаты и людей предпенсионного возраста в размере МРОТа, предлагает она – это стимулировало бы бизнес сохранять возрастных сотрудников на работе и даже принимать новых. Сейчас власти на это не пойдут, убежден Гонтмахер: обещанные министром труда (Максимом Топилиным) 5 млрд руб. из федерального бюджета на переобучение людей в возрасте – это максимум, что они могут предоставить.
Также в проекте решения предлагается сократить размер и срок компенсационных выплат работнику после увольнения и упростить само увольнение. Эта проблема назрела безотносительно пенсионной реформы, замечает Москвина: сегодня работодатель, увольняя работника, обязан выплатить ему не только выходное пособие в размере месячного заработка, но и еще два месячных заработка, если тот за месяц новую работу при поддержке службы занятости не нашел; на северных территориях такие выплаты достигают и шестимесячного заработка. Работодатели понимают, что на них лягут расходы по содержанию дополнительного контингента работников, и хотят получить компенсацию: либо деньги на содержание рабочих мест, либо снижение взносов в социальные фонды, либо облегчение правил увольнения, рассуждает Гонтмахер. Чтобы после официального установления начала предпенсионного возраста, например 50 лет, легко и без затрат увольнять тех, кому 48, говорит он.
Государственная защита
Одновременно РСПП предлагает усилить социальную защиту от безработицы. Сейчас минимальное пособие по безработице составляет 850 руб., максимальное – 4900 руб., говорит Москвина. Уволенным мужчинам от 60 лет и женщинам от 55 РСПП его предлагает повысить: максимальное пособие рассчитывать на основе средней зарплаты по региону (75% от утраченного заработка в первые три месяца, 60% – в следующие четыре и затем – 45%) либо платить пособие на уровне не ниже средней пенсии по региону, но не выше утраченного заработка. Если же во время «переходного периода» (2019–2034 гг.) их уволят и в течение года они при поддержке службы занятости не найдут новую работу, им нужно дать право выйти на пенсию досрочно, но получать пониженные выплаты. Работающим пенсионерам РСПП предлагает возобновить индексацию пенсий – с повышением пенсионного возраста их станет меньше.
Все расходы Пенсионного фонда, сэкономленные от пенсионной реформы, до окончания переходного периода (2034 г.) должны направляться на повышение пенсий, предлагает РСПП, а деньги, сэкономленные федеральным бюджетом от сокращения трансферта в Пенсионный фонд, – на финансирование мероприятий по поддержке занятости людей старшего возраста. Сэкономленные средства федерального бюджета можно направить не только на увеличение пособий по безработице и переподготовку людей старших возрастов, но и на развитие здравоохранения и компенсацию других рисков, связанных с реформой, говорит Москвина.
Облегчить нагрузку на пенсионную систему предприниматели предлагают через сокращение оснований для выплаты досрочных пенсий. Работники предприятий с особыми условиями труда, с их точки зрения, должны получать не государственные, а корпоративные пенсии. Также облегчить бремя государственных трат может развитие на таких предприятиях системы страхования от несчастных случаев, считает РСПП.
Представитель Минфина переадресовал вопросы Минтруду как ответственному за разработку дорожной карты по смягчению последствий повышения пенсионного возраста. «Ведомости» ожидают комментариев представителя Минтруда.
Ведомости
21 августа 2018 года Президент РСПП Александр Шохин принял участие в парламентско-общественных слушаниях по совершенствованию пенсионного законодательства, которые прошли в Госдуме РФ.
В своем выступлении он отметил, что изменения в пенсионном законодательстве необходимы, но «мы видим и целый ряд рисков и недоработок в том обосновании, которое сделало правительство».
«Очень слабо просчитаны многие вещи. Нет достаточно подробного анализа ситуации на рынке труда», — сказал Александр Шохин, предложив далее совместно «работать над поправками ко второму чтению». «И второе – принятие целого пакета законопроектов по развитию пенсионной системы, без которых мы не сможем говорить, что мы комплексно заботимся о благополучии лиц пенсионного возраста», — сказал глава РСПП. Также он обратил внимание на то, что предложенные параметры возрастных изменений стоит обосновать более убедительно, чем указано в законопроекте сейчас.
Министр труда и социальной защиты Максим Топилин отметил, что главная цель – это обеспечение стабильного развития пенсионной системы как в настоящее время, так и в будущем. Ключевой предпосылкой для предлагаемых изменений, по его словам, является увеличение размера пенсий неработающих пенсионеров с 2019 года на тысячу рублей в месяц. Изменения, предлагаемые законопроектом, позволяют достичь поступательного увеличения пенсий до 20 тысяч рублей в течение шести лет, сказал министр.
Максим Топилин подчеркнул, что многие сейчас говорят о необходимости «повременить» с предлагаемыми изменениями. «Если мы повременим, то у нас не будет таких соотношений между входящими на рынок труда малочисленными когортами и теми, кто выходит на пенсию», — сказал он. «Поэтому именно сейчас с точки зрения рынка труда, с точки зрения перспективы, с точки зрения того, чтобы в последующем, через 15 и 20 лет у нас были нормальные соотношения между количеством работающих и количеством пенсионеров, эти решения необходимо принимать», — подытожил министр.
Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин заявил о недопустимости низкого уровня пенсии. «Переход от нормальной зарплаты на треть от нее – это большой вызов и шок для любого человека», — сказал глава он. «У нас уровень жизни пенсионеров стагнирует, а в последние годы даже снижается. Ситуация усугубляется тем, что доходов Пенсионного фонда и возможностей бюджетной системы дополнительно выделить средства уже недостаточно. Мы должны ставить цель, чтобы пенсия была от 60 до 70% от заработной платы. Если мы сегодня не решаем вопрос о повышении пенсионного возраста, мы перечеркиваем эти цели», — считает Алексей Кудрин.
«Мы должны увеличить продолжительность здоровой жизни и помочь человеку жить полноценно и дольше в рамках программ активного долголетия. Вот на этом мы должны сфокусироваться», - отметил Алексей Кудрин. Он также сказал, что необходима система непрерывного образования, чтобы люди могли находить работу и в 40, и в 50, и в 60 лет.
Председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков отметил, что 90% членов профсоюзов против принятого в первом чтении законопроекта. По его мнению, говоря о совершенствовании пенсионной системы, не стоит «вырывать из этой большой проблемы то пенсионный возраст, то льготы какой‑то категории, то что‑то еще, иначе мы снова получим лоскутное одеяло, которые не будет работать. Поэтому мы считаем, что все это надо рассматривать в целом».
Ректор Высшей школы экономки Ярослав Кузьминов подчеркнул, что «если ничего не менять в пенсионной системе, то численность лиц пенсионного возраста вырастает на 2,6 млн человек к 2024, а к 2030 году практически треть населения нашей страны будут составлять люди старших возрастов». По словам Ярослава Кузьминова, нужен «дополнительный пакет мер» по поддержке людей старшего поколения, которыми будет сопровождаться проведение изменений пенсионного законодательства.
Лидер фракции КПРФ Геннадий Зюганов вновь выступил с критикой обсуждаемого законопроекта и его основных положений. В частности, он выступил против повышения пенсионного возраста для женщин. Он также призвал срочно заняться реализацией послания президента Федеральному собранию.
Президент «Опоры России» вопросов Александр Калинин назвал соотношение страховой пенсии и накопительной пенсии одним из фундаментальных. «Именно в этом ключе многое и нужно решить», — сказал он и также поднял вопрос о пенсиях для ИП. «Сегодня индивидуальные предприниматели получают пенсию, отработав достаточно много лет, меньше, чем обычная социальная пенсия», — отметил Александр Калинин. Он заявил, что необходим механизм справедливого формирования пенсии для ИП.
Председатель Госдумы РФ Вячеслав Володин предложил создать рабочую группу по итогам слушаний. «По итогам наших слушаний создадим рабочую группу. Она продолжит работу с поправками вместе с профильными комитетами и представителями фракций, а также с представителями гражданского общества с тем, чтобы качественно повысить законопроект», — сказал Вячеслав Володин.
По материалам сайта Госдумы РФ
Госдума одобрила в первом чтении законопроект, предлагающий назначать штраф или принудительные работы работодателям, дискриминирующим пожилых работников. Эта мера — первая из пакета поправок, предложенных Владимиром Путиным для смягчения негативных эффектов от предстоящего повышения пенсионного возраста.
Госдума приняла в четверг, 13 сентября, в первом чтении проект закона об уголовном наказании для работодателей за дискриминацию работников пожилого возраста. Владимир Путин лично внес этот документ на рассмотрение парламента как одну из мер смягчения последствий реформы пенсионного возраста. Напомним, в июле в первом чтении одобрен законопроект, увеличивающий возраст выхода на пенсию до 65 лет для мужчин и до 63 лет для женщин. Правительственная реформа вызвала большой общественный резонанс, и в сентябре Владимир Путин выступил с обращением к россиянам, пообещав смягчить отдельные параметры этой инициативы. В частности, он выступил за выход женщин на пенсию в 60 лет и введение мер защиты лиц предпенсионного возраста.
Последняя инициатива и была оформлена в принятый в четверг проект закона — по нему отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение лиц предпенсионного возраста влечет штраф до 200 тыс. руб. или обязательные работы до 360 часов; поправки вносятся в Уголовный кодекс. Под предпенсионным возрастом в документе понимается возрастной период продолжительностью до пяти лет, предшествующий назначению страховой пенсии по старости. Бизнес и профсоюзы публично выступали против этой инициативы, создающей излишнее давление на работодателей (подробнее см. “Ъ” от 13 сентября).
Первый замглавы фракции «Единая Россия» Андрей Исаев в четверг при принятии проекта успокаивал возражавших предположением, что в большинстве случаев защита трудовых прав работников будет идти все же не через следователей и уголовные дела, а через Рострудинспекцию и к нанимателям будет применяться административное наказание. «Новая статья Уголовного кодекса будет работать редко, потому что она будет использоваться в наиболее вопиющих случаях. Здесь необходимо доказать умысел, доказать, что работодатель, заключающий трудовой договор, нарушил права человека, именно руководствуясь тем, что он вступил в предпенсионный возраст»,— сказал депутат.
Сейчас на рынке труда к пенсионному барьеру приближаются 3,6 млн мужчин и 4,8 млн женщин (данные Росстата за 2016 год). Уровень занятости среди мужчин составляет 75%, а уровень безработицы — 4,7%, среди женщин — 82% и 4% соответственно. В целом предпенсионная группа в этом мало отличается от населения в среднем (занятость — 79%, безработица — 5%). Среди причин ухода работников в возрасте 50–55 лет с работы на первом месте находится плохое здоровье (23,4%), на втором — увольнение (18,6%), на третьем — выход на пенсию (13,8%). В следующей группе (55–60 лет) на первом месте — выход на пенсию (35,8%), на втором — состояние здоровья (11,4%) и на третьем — увольнение (7,9%).
Таким образом, хотя часть предпенсионеров действительно проходит через увольнения, включая, возможно, необоснованные, новая норма может иметь ограниченный эффект. Более существенной причиной оставить работу пока является состояние здоровья. С этим, впрочем, планирует бороться Минздрав — ведомство намерено охватить пожилое население более частыми диспансеризациями и развивать геронтологию в здравоохранении.
Более сложной выглядит ситуация с приемом пожилых на работу. Пенсионеров, меняющих место работы, в большинстве случаев ждет понижение социального статуса и зарплаты. Аналогичная ситуация складывается и в предпенсионной возрастной группе. Предположение об ухудшении профессионального положения реалистично, особенно если учесть, что в целом, по данным Высшей школы экономики, заработки россиян после 45 лет начинают падать.
© Газета "Коммерсантъ" №167 от 14.09.2018
Рабочая группа Госдумы по совершенствованию пенсионного законодательства обсудила вчера президентские поправки к законопроекту о пенсионной реформе. Представители бизнеса и профсоюзов возражали против уголовного преследования работодателей за дискриминацию пожилых. Вопросы вызвала и норма о сокращении срока выплаты пособия по безработице. Отдельной темой обсуждения стало смягчение реформы для отдельных групп граждан — к их числу предложено добавить деятелей культуры, часть врачей и жителей Севера.
Горячей темой второго закрытого заседания рабочей группы Госдумы по совершенствованию пенсионного законодательства под руководством спикера Вячеслава Володина стало введение уголовной ответственности за ущемление трудовых прав работников предпенсионного возраста. Напомним, Владимир Путин внес на рассмотрение Госдумы законопроект, предусматривавший наказание работодателей за необоснованный отказ в приеме на работу предпенсионеров или за такое же увольнение: штраф до 200 тыс. руб. или обязательные работы сроком до 360 часов — палата рассмотрит проект в первом чтении уже сегодня.
Как рассказал присутствовавший на заседании источник “Ъ”, против такого ужесточения выступили представители РСПП, «Опоры России», ФНПР, Конфедерации труда России (КТР) и Счетной палаты. «Аналогичные меры в Белоруссии привели к тому, что за три года до наступления предпенсионного возраста людей перестали брать на работу, и правительство страны отказалось от этого подхода»,— пояснил после заседания глава ФНПР Михаил Шмаков. Представлявший Счетную палату аудитор Владимир Катренко высказался за смягчение президентской нормы, но предложил переложить бремя доказывания своей невиновности на работодателя, если уголовные дела все-таки будут открываться.
«Даже уголовная ответственность будет бессильна против многомиллионной безработицы, которая возможна к 2021 году»,— сказал член рабочей группы, депутат от «Справедливой России» Олег Шеин. По его словам, представители профсоюзов критически высказались и о другом спорном моменте реформы — о предложении сократить срок выплаты пособия по безработице до шести месяцев. На их доводы глава Минтруда Максим Топилин возразил, что средний срок поиска работы безработными не превышает четырех месяцев, поэтому такое сокращение времени выплат не скажется на их положении.
Еще одной темой для обсуждения стало смягчение пенсионной реформы для отдельных категорий работников. По словам Игоря Ковальчука, представлявшего КТР, говорили о проживающих в районах Крайнего Севера: «Новый возраст выхода на пенсию не действует для представителей коренных народов, однако в тех же условиях на этих территориях проживают и остальные жители». Глава комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов сообщил, что в фокусе внимания остается вопрос о пенсионном обеспечении медицинских работников, особенно с опасными условиями труда (рентгенологи, врачи, работающие с ВИЧ-инфицированными и в сфере психиатрии). Глава комитета по культуре Елена Ямпольская заявила о необходимости сохранить пенсионные льготы для танцоров балета, некоторых артистов цирка, а также музыкантов, играющих на духовых инструментах.
Следующее заседание рабочей группы состоится 24 сентября. Вероятно, второе чтение законопроекта о повышении пенсионного возраста пройдет еще до конца сентября.
Коммерсантъ
Владимир Путин заявил об отсутствии выигрыша для бюджета от пенсионной реформы
3 октября
Отправить в: twitter facebook
Правительство должно профинансировать предложения президента о смягчении пенсионной реформы, заявил Владимир Путин. По его словам, после принятия поправок от повышения пенсионного возраста не будет никакого дохода для бюджета
Пенсионная реформа после президентских поправок даст отрицательный финансовый результат для государства, заявил президент Владимир Путин на совещании с правительством во вторник, 2 октября. Правительство должно найти средства в федеральном бюджете для финансирования этих изменений, сказал Путин.
«Еще один очень чувствительный вопрос: при планировании пенсионной реформы правительство исходило из того, что будет положительный финансовый результат в течение нескольких лет от этих мероприятий, но после принятия президентских поправок стало ясно, что не будет никакого дохода от этих мероприятий по изменению пенсионной системы, а, наоборот, правительство должно будет профинансировать президентские поправки», — заявил Путин (цитата по ТАСС).
Изначально правительство планировало, что реформа будет нейтральной для бюджетной системы до 2024 года: вся экономия от повышения пенсионного возраста (сокращение расходов на выплаты вновь назначаемых пенсий) пойдет на дополнительное увеличение текущих пенсий. Экономия от повышения пенсионного возраста в 2019–2024 годах превысит 3 трлн руб., и все эти средства будут направлены на повышенную индексацию пенсий, сказал министр труда Максим Топилин 21 августа. Но коррективы Путина, объявленные в конце августа, сократили потенциальную экономию на 0,5 трлн руб. за шесть лет. На повышение пенсий, так чтобы увеличить среднюю пенсию по старости до 20 тыс. руб., все равно планируется потратить 3 трлн руб.
Найти 500 млрд руб.
Первый вице-премьер Антон Силуанов, отвечая Путину, сообщил, что Минфин будет увеличивать трансферты Пенсионному фонду России из федерального бюджета, чтобы профинансировать президентские поправки. Объем этих дополнительных трансфертов в первое время составит порядка 100 млрд руб. в год, а в целом потребуется дополнительно более 500 млрд руб. в течение шести лет. Такую цифру (около 0,5 трлн руб.) уже ранее называли Силуанов и вице-премьер Татьяна Голикова. Трансферт из федерального бюджета Пенсионному фонду на обязательное пенсионное страхование составит 1,05 трлн руб. в 2019 году, следует из проекта бюджета ПФР, внесенного в Госдуму в конце сентября.
Оценку чистого фискального эффекта от пенсионной реформы за пределами 2024 года власти не привели.
Госдума 27 сентября одобрила в третьем, заключительном чтении законопроект о повышении пенсионного возраста с учетом всех президентских поправок. Главное изменение, которое предложил Путин, — увеличить пенсионный возраст для женщин с 55 до 60 лет, а не до 63 лет, как предлагало правительство. Но это смягчение никак не отразится на экономии для бюджета в ближайшие шесть лет. За период же с 2029 по 2035 год недополучение доходов Пенсионным фондом по сравнению с первоначальным правительственным сценарием составит 3,6 трлн руб., отмечала Голикова.
В числе других мер по смягчению реформы Путин предложил дать возможность мужчинам 1959–1960 годов рождения и женщинам 1964–1965 годов рождения выйти на пенсию на полгода раньше, а также предоставить многодетным матерям право досрочного выхода на пенсию. Стаж, дающий право на досрочный выход на пенсию, по инициативе главы государства будет уменьшен на три года — до 37 лет для женщин и до 42 лет для мужчин. Кроме того, с 1 января 2019 года для жителей села, имеющих не менее 30 лет стажа в сельском хозяйстве, вводится 25-процентная надбавка к фиксированной выплате страховой пенсии для неработающих пенсионеров.
Понятие предпенсионного возраста после принятия поправок президента увеличится с двух до пяти лет для пенсии на время переходного периода реформы. Для защиты людей предпенсионного возраста президент предложил повысить для них пособия по безработице до 11 280 руб., а также ввести уголовную ответственность для работодателей за увольнение или отказ принять на работу предпенсионеров. Соответствующие поправки в Уголовный кодекс были одобрены Госдумой в окончательном чтении 25 сентября.