На Форуме креативного бизнеса обсудили перспективы развития российских творческих индустрий
Россия. Москва, 11 сентября 2020 года. В Москве в рамках международного фестиваля «Российская креативная неделя» стартовал Форум креативного бизнеса. Участники круглого стола «Креативные индустрии: содержание, измерение и меры поддержки» обменялись мнениями о том, как творческий потенциал общества влияет на развитие экономики и как создать наиболее благоприятные условия в России для реализации передовых идей, интеллектуальной собственности.В темпах развития творческого сектора экономики Россия заметно отстает от ведущих мировых держав, заявил первый проректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Леонид Гохберг, выступивший модератором круглого стола. «В Европе и США вклад творческих индустрий в ВВП составляет, по разным оценкам, от 3 до 5 процентов. А в России пока нет даже системного представление ни об их объемах, ни о том, как вовлечь их в повестку реальной экономической политики. Одна из приоритетных задач – научиться профессионально измерять креативные индустрии, чтобы выстроить эффективную государственную политику по их поддержке», – заявил он.
По мнению заместителя председателя Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям, президента Федерации интеллектуальной собственности (ФИС) Сергея Матвеева, все, что компании делают, применяя «ум и талант» ради увеличения прибавочной стоимости продукта, охраняется правом интеллектуальной собственности. В пример он привел сеть кофеен: «На первом этапе выращивания кофе прибавочная стоимость крайне невелика, а на финальном, когда мы заказываем чашку кофе в кофейне, она в разы больше, и достигается это не благодаря «ручному труду», а за счет уникальных рецептов приготовления напитка и высокой репутации бренда. Но именно последнее – продукт ума и таланта – легче всего скопировать конкурентам, а это создает угрозу потери конкурентных преимуществ, и как следствие – девальвации инвестиций в творческую составляющую продукта. Защищенность интеллектуальной собственности – хотя и не достаточное, но точно необходимое условие для развития креативного предпринимательства».
На примере стремительного роста киноиндустрии Сергей Матвеев пояснил, почему каждой творческой отрасли необходима точечная и, вместе с тем, системная государственная поддержка: «Российскому кинопроизводству обеспечили всестороннюю поддержку. Субсидии на производство, вовлечение в работу зарубежных талантов, налоговые преференции – налог на добавленную стоимость отсутствует и на стадии покупки прав для производства фильма, и на стадии его распространения. Здесь и система противодействия пиратам – упрощенная законодательно блокировка торрентов или общественный антипиратский меморандум – все это единый комплекс необходимых и достаточных мер поддержки. Уберите хоть одну – и КПД господдержки упадет в разы», – уверен президент ФИС.
Сергей Матвеев особо подчеркнул, что созданию гармоничной системы развития креативного предпринимательства мешает существующее распределение полномочий между федеральными и региональными органами власти – если грантовую поддержку можно сделать на уровне региона, то налоговая политика или вопросы интеллектуальной собственности – исключительно прерогатива федерального центра.
Также существенной проблемой Сергей Матвеев считает отсутствие у российских компаний и предпринимателей культуры учета инвестиций в основной капитал в виде нематериальных активов. «В результате мы меряем креативность грубым инструментом ОКВЭД, оставляя за бортом системы господдержки множество перспективных компаний, особенно работающих на стыке отраслей», – полагает президент ФИС.
В круглом столе также приняли участие заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Гульназ Кадырова, руководитель Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы Алексей Фурсин, директор Департамента экономического развития – заместитель губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Николай Милькис, профессор, University of Manchester, Великобритания, научный руководитель Лаборатории экономики инноваций, ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Ян Майлз, заместитель директора Центра научно-технической, инновационной и информационной политики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Михаил Гершман, директор Фонда развития интернет-инициатив Кирилл Варламов, руководитель Ростуризма Зарина Догузова, заместитель директора Департамента развития промышленности социально значимых товаров Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Лилия Нургатина, заместитель руководителя Департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы Кирилл Ильичев, директор ФГБУ «Роскультцентр» («Центр поддержки молодежных творческих инициатив») Марина Абрамова, директор Фонда содействия социальному развитию «Инносоциум» Елена Маринина, руководитель Школы культурологии НИУ ВШЭ Виталий Куренной, директор Центра «Российская кластерная обсерватория» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Евгений Куценко.
13 сентября заместитель председателя Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям, президент Федерации интеллектуальной собственности (ФИС) Сергей Матвеев выступит на специальной дискуссионной площадке Форума креативного бизнеса – IPQuorum.Creative, организатором которой стал партнер Форума – Ассоциация IPChain.
В программе IPQuorum.Creative деловая сессия «Интеллект – ликвидный актив или вечный венчур?» финансово-экономического журнала Forbes и круглый стол «Запустить Ренессанс 2.0 – что должны знать новые Леонардо?». Ключевые вопросы: могут ли креативные идеи стать выгоднее производственных мощностей и каких навыков не хватает современным креативным предпринимателям и российской системе образования.
Креатив в бизнесе и бизнес на креативе. Почему в российское законодательство необходимо ввести понятие креативного предпринимательства
14 Сентября
12
Скачать фотографию
Снимок.PNG
Россия. Москва, 12 сентября 2020 года. На полях Creative Business Forum, проходящего в рамках международного фестиваля «Российская креативная неделя» в Москве, 12 сентября состоялась сессия «Нормативно-правовое регулирование: каким должен быть закон о креативных индустриях?». В ходе живой дискуссии эксперты обсудили самые острые вопросы отрасли – что такое «креативные индустрии», как определить понятие «креативное предпринимательство» и есть ли необходимость в государственном регулировании этой сферы.
Последнее время на самых разных уровнях звучит тезис о том, что талант – это новая нефть. Под этим лозунгом прошла и дискуссия, участие в которой приняли председатель Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям, президент Ассоциации IPChain Андрей Кричевский, заместитель руководителя Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы, директор АНО «Агентство креативных индустрий» Кирилл Ильичев, директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова. Модератором обсуждения выступил исполнительный директор комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Игорь Намаконов.
По словам Игоря Намаконова, жизненно важные для развития креативного сектора экономики вопросы можно обсуждать исключительно в открытом формате: «Для креативных индустрий, которые держатся на талантах, особенно ценен и важен публичный диалог. Эта область экономики очень чувствительна к спорным или необоснованным шагам в регулировании». Однако прежде чем перейти непосредственно к теме дискуссии – необходимости законодательного регулирования – модератор предложил определить, что такое креативные индустрии.
Эксперты отметили, что сложный и очень разный процесс создания продукта в каждой из индустрий, которые обычно относят к креативным – в кино, музыке, дизайне, выставочном деле и так далее – затрудняет точную классификацию, из-за чего нередко составные части одного процесса (например, создание, производство и распространение креативного продукта) требуют совершенно разных видов деятельности, и как следствие – получают абсолютно разные и несвязанные коды ОКВЭД. Из-за этого, как отчетливо показала пандемия, многие предприниматели, которые совершенно точно относятся к креативному сегменту экономики, оказывались за бортом государственной поддержки.
Председатель Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям, президент Ассоциации IPChain Андрей Кричевский предложил отойти от общих определений и опираться на экономические показатели каждого конкретного предприятия – если объем нематериальных активов бизнеса больше, чем материальных, то его автоматически можно отнести к категории креативного предпринимательства. Именно такие компании, работающие над созданием сходных продуктов, и формируют те самые кредитивные индустрии.
Только в Москве подобным видом предпринимательства занято более 400 тысяч человек, а творческим трудом занимается в два раза больше – около 900 тысяч специалистов, рассказал заместитель руководителя Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы, директор АНО «Агентство креативных индустрий» Кирилл Ильичев. При этом, по словам эксперта, менее 30% предпринимателей из креативного сектора экономики были охвачены мерами государственной поддержки за время пандемии.
Сложившаяся ситуация подстегнула интерес со стороны творческого сообщества и представителей государства к вопросу о регулировании креативных индустрий. По мнению Андрея Кричевского, принятие закона, вопреки ожиданиям органов власти, скорее приведет к негативным последствиям и затормозит развитие творческого потенциала страны и его использование в качестве ресурса развития экономики: «Лидеры этих индустрий хотят поддержки государства, но не хотят госрегулирования. Невозможно зарегулировать то, что до конца пока не удается даже сформулировать, определить. Единственное, что можно вписать в такой закон, – это экономические механизмы, своего рода договоренности о способах взаимодействия между государством и креативными индустриями. То есть ввести понятие креативного предпринимательства, дать ему адекватные, подходящие именно для этого вида предпринимательской деятельности налоговые режимы, зафиксировать правила работы фондов, которые нужны, в том числе грантовой или гарантийной поддержки и так далее», – сказал он. Однако, по мнению Андрея Кричевского, для этого необходимы лишь точечные новеллы и поправки, которые вряд ли образуют самостоятельный закон.
С коллегой согласилась директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова, которая также призвала срочно пересмотреть Федеральный закон № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», так как он существенно тормозит творческие процессы и «душит» креативную экономику. «Нигде в мире нет законов о креативных индустриях. Творческие люди всегда неудобны. Поэтому закон о креативных индустриях скорее всего выльется в очередной 44-ФЗ», – предостерегла Ольга Свиблова.
Поскольку самым главным ресурсом для креативных индустрий являются результаты интеллектуальной, творческой деятельности, а защита инвестиций обеспечивается правом интеллектуальной собственности, Андрей Кричевский в качестве серьезного барьера в развитии отметил общую правовую неграмотность: «Мало кто понимает, что интеллектуальная собственность – это не только те объекты и способы защиты, которые перечислены в Гражданском кодексе. Можно защищать свои права и формировать капитализацию с помощью совершенно новых методов – например, депонирования через цифровые сервисы. В том числе в различных юрисдикциях, не только в России».
В ходе дискуссии эксперты пришли к выводу, что закон о креативных индустриях нужен чиновникам на местах, чтобы регламентировать внутриаппартные процессы и дать возможность государству на разных уровнях власти без рисков осуществлять поддержку креативного бизнеса. Сами представители бизнеса выразили мнение, что необходимости в лишнем регулировании нет – креативная индустрия построена на интеллектуальной собственности, и «новое колесо» изобретать не нужно. Скорее, необходимо повысить уровень информированности предпринимателей о своих правах и привить обществу уважение к интеллектуальному труду на всех стадиях творческого процесса.
По итогам сессии Андрей Кричевский выделил две основные проблемы, решение которых требует законодательного подхода: «Во-первых, необходимо выделить в отдельную категорию креативное предпринимательство, что позволит сфокусировать поддержку именно на таких компаниях. Во-вторых, создать общественно-государственную инфраструктуру для развития человеческого капитала, его удержания в стране и консолидации усилий профессиональных сообществ, государства в этом направлении на региональном и федеральном уровнях». Конкретные меры, позволяющие государству оказать необходимую поддержку креативным индустриям без излишнего регулирования, были подготовлены Комитетом РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям и направлены премьер-министру Михаилу Мишустину в мае 2020 года. С документом можно ознакомиться онлайн на официальном сайте Комитета.
Ассоциация IPChain и Комитет РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям выступили официальными партнерами Creative Business Forum, который проходит 11–13 сентября в парке Горького в Москве в рамках программы международного фестиваля «Российская креативная неделя». В ходе деловой программы Форума Ассоциация IPChain также организует специальную дискуссионную площадку IPQuorum.Creative.