РСПП на IV Восточном экономическом форуме
12 сентября 2018 года президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин принял участие в пленарном заседании IV Восточного экономического форума.Президент России Владимир Путин в своём выступлении, в частности, изложил видение перспектив сотрудничества на Дальнем Востоке и подходы России к региональной экономической интеграции, дал оценку наиболее острым вызовам и угрозам в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Он сообщил, что в России будет создана специальная Национальная программа, направленная на кардинальное улучшение жизни дальневосточников. Документ объединит мероприятия всех действующих национальных проектов и госпрограмм, учтет стратегию развития всех дальневосточных регионов. Ключевыми направлениями программы должны стать жилищная сфера, транспортная доступность, связанность Дальнего Востока со всей Россией, здравоохранение, культура и возможности для занятий спортом. Результатом реализации стратегии станут предметные изменения в перечисленных сферах.
«Мы настроены на углубление инвестиционных, торговых, финансовых связей со всеми партнёрами, как с восточного, так и с западного берегов Тихого океана. Тем более что пространство для вложения капиталов на российском Дальнем Востоке, действительно, безгранично», - сказал глава государства.
Он также озвучил новые условия для ведения бизнеса на Дальнем Востоке.
«Любой инвестор, ставший резидентом территории опережающего развития или свободного порта Владивосток до 2025 года, будет иметь десятилетнюю льготу по уплате страховых взносов, тогда как прежде эту льготу можно было получить не позднее трёх лет с момента создания ТОР. Для крупных инвестиционных проектов – свыше 100 миллиардов рублей – будет продлена льгота по налогу на прибыль: с 10 до 19 лет», - сказал Владимир Путин.
Также он предложил в ближайшее время заключить мирный договор между Россией и Японией. Присутствующий на мероприятии японский премьер-министр Синдзо Абэ подтвердил готовность сообща двигаться к заключению соглашения, однако конкретного ответа на выдвинутую российским лидером инициативу пока не дал.
«Семьдесят лет мы ведем переговоры. Синдзо сказал: «Давайте поменяем подходы». Давайте. Так вот какая идея мне пришла в голову: давайте заключим мирный договор - не сейчас, но до конца года, без всяких предварительных условий», - сказал Владимир Путин.
Он назвал Японию «естественным партнером» России, отметив желание Москвы развивать полноценные отношения с Токио.
IV Восточный экономический форум проходит во Владивостоке 11-13 сентября. Более 6000 человек — представители официальных, деловых, научных и экспертных кругов из 60 стран обсуждают вопросы развития Дальнего Востока и международного сотрудничества в АТР. Среди гостей — председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин, премьер-министр Японии Синдзо Абэ, президент Монголии Халтмагийн Баттулга и премьер-министр Республики Корея Ли Нак Ён.
11 сентября 2018 года Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин принял участие в работе сессии IV Восточного экономического форума «Перекрестки Шелкового пути».
Модератор сессии, заместитель министра экономического развития Российской Федерации Сергей Горьков отметил, что масштабная инициатива «Один пояс, один путь» затрагивает не только пространство исторического Шелкового пути, но почти все Восточное полушарие Земли.
«Для России основным форматом взаимодействия с китайской инициативой стал формат сопряжения строительства ЕАЭС и «Одного пояса, одного пути», который уже дает первые плоды. Однако стратегическим приоритетом для России является строительство Большого евразийского партнерства на основе синергии потенциалов стран ЕАЭС, ШОС, АСЕАН. Стержневым элементом этого партнерства становится сотрудничество между Россией и Китаем: создание совместных проектов и формирование пространства развития», - сказал Сергей Горьков.
Он предложил участникам сессии ответить на вопросы как чиновникам и предпринимателям ориентироваться среди множества инициатив и проектов, появившихся в Евразии; как сбалансировать интересы партнеров и прийти к взаимовыгодным решениям; как управлять комплексными проектами в условиях гармоничного сотрудничества Востока и Запада.
Член коллегии (министр) по торговле Евразийской экономической комиссии Вероника Никишина обратила внимание аудитории на то, что сегодня, в условиях санкционной экономики, «мир находится в зоне турбулентности».
«Мы не знаем, с какой стороны, и по каким секторам ударят односторонние защитные меры, наиболее уязвимы в непредсказуемых условиях торговли являются крупные проекты. Мы с сожалением видим, что некоторые проекты в рамках «Одного пояса, одного пути» замедляются», - сказала она.
Вероника Никишина подчеркнула, что для Евразийского экономического союза «Один пояс, один путь» – не модная тема, а естественный экономический выбор.
«Сила и неуязвимость этой инициативы заключается в том, что она основана на взаимном интересе и полной добровольности. Неоправданно мала вовлеченность стран ЕврАзЭс в торговлю с Азией. Проект поможет сбалансировать наши внешнеторговые связи посредством привлечения иностранных инвестиций», - сказала Вероника Никишина.
Председатель совета директоров Китайской национальной нефтегазовой корпорации Ван Илинь отметил, что сотрудничество между РФ и Китаем открывает возможности взаимодействия «по всем направлениям в широком масштабе». «У нас есть тысячи доводов для налаживания энергетического сотрудничества посредством общих усилий», - сказал он.
Вице-председатель совета директоров Боаоского Азиатского форума Чжоу Сяочуань поставил вопрос об усилении финансирования проектов, в том числе «Ямал СПГ».
«Есть проблемы, связанные с финансированием столь крупных инфраструктурных проектов. «Один пояс, один путь» предполагает привлечение бюджетов стран, которые причастны к проекту. К сожалению, сегодня не так много конкретных примеров реализации задуманного, поэтому нужно стимулировать проекты, имеющие потенциальной коммерческий эффект», - сказал он.
Генеральный директор Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона Алексей Чекунков также отметил проблемы с инвестированием.
«Партнеры готовы рисковать при суверенном уровне риска, либо хотят госгарантий. Сегодня мы видим зарождение новых механизмов – создаются фонды прямых инвестиций проектов, которые могут стать своего рода локомотивами», - отметил он.
Также с докладами выступили председатель правления компании СИБУР Дмитрий Конов и главный исполнительный директор компании «Полиметалл» Виталий Несис.
Президент РСПП Александр Шохин отметил, что за пятилетнее существование проекта «Один пояс – один путь» произошла его значительная трансформация.
«Сегодня мы говорим о создании условий для формирования Большого евразийского партнерства (БЕП), и это неслучайно. Так как кроме, собственно, инфраструктурных проектов, мы вынуждены говорить об институтах их поддержки, в том числе о мерах таможенного администрирования, санитарного контроля, защиты прав института собственности. Безусловно, важно использовать финансовые механизмы, перейти от точечных проектов к масштабным, реализовывать структуру «бесшовного рынка». Необходимо использовать лучшие практики интеграционных проектов, в частности Тихоокеанского партнерства, по части разрешения механизмов инвестиционных споров. Важно максимально использовать режимы типа «дедушкиной оговорки» для инвестиционных проектов на весь период их реализации», - сказал Александр Шохин.
Он подчеркнул, что в основу идеологии БЕП мог бы лечь принцип учета интересов всех участвующих сторон, а не отдельных центров силы, в качестве основы «интеграции интеграций», близкий и членам ЕАЭС, и КНР.
«Сегодняшний разговор показывает, что, несмотря на пятилетие проекта «Один пояс – один путь» мы находимся на начальном этапе пути. Потенциал этого проекта далеко не исчерпан», - подытожил Александр Шохин.
На Дальнем Востоке уже собраны все имеющиеся в РФ льготные режимы для бизнеса, однако их использованию отчасти препятствует ограничение на получение льгот только новыми компаниями, заявили участники ВЭФ. Перспективы же создающегося специального административного района большинство инвесторов пока оценивает весьма аккуратно: для его реализации потребуется развитие рынка финансовых услуг, ранее не отмечавшееся в регионе. Зарубежным же инвесторам трансакции через остров Русский будут интересны лишь при обеспечении доступа к российским проектам и за пределами острова.
В первый день Восточного экономического форума, открывшегося во вторник во Владивостоке, представители бизнеса и власти обсуждали детали действующих и готовящихся льготных режимов, в том числе создание специального административного района (САР) на острове Русском. Глава Минэкономики Максим Орешкин заверил, что САР — «это история с позитивным бюджетным эффектом», так как режим обеспечивает удобный перенос иностранных компаний, сейчас зарегистрированных в других офшорах, в российскую юрисдикцию, тогда как ранее деофшоризация предполагала высокие издержки, связанные с закрытием бизнеса в одной стране и открытием в другой. Второй этап подготовки документов по САР будет касаться облегчения регулирования, сообщил министр.
Пока на финансовом рынке региона нет конкуренции: почти все кредиты выдают три госбанка, по уровню проникновения кредитных и страховых проектов регион занимает последнее место, услуг проектного финансирования, необходимых новым инвестпроектам, также нет, заметил замминистра развития Дальнего Востока Александр Крутиков. Для покрытия спроса на острове Русском планируется создание финансового центра, где смогут работать иностранные банки, и независимого финансового регулятора в Свободном порту Владивостока (СПВ). Российским же банкам и другим финансовым компаниям, оказывающим услуги инвестпроектам, разрешат пользоваться льготами ТОР и СПВ, поправки сейчас готовятся, сообщил замминистра.
Участники сессии сравнили САР с Гонконгом, который стал крупным финансовым центром на фоне роста экономики в Китае. Однако в Китае специальные экономические зоны также привлекают офшорные деньги, но для проектов внутри страны, в случае САР китайские инвесторы были бы заинтересованы в создании моста для инвестиций, не ограниченных островом, отметил вице-председатель совета директоров Боаоского форума Чжоу Сяочуань. При этом он предупредил, что лишь по финансовым услугам режиму будет трудно конкурировать с давно действующими офшорами. Пока управляющая компания САР получила лишь одну заявку на резидентство.
Российские компании, не попавшие под санкции и уже работающие в регионе, больше интересовало изменение подхода к тому, на какие проекты распространяются меры поддержки. «Сейчас все режимы заточены под новые инвестпроекты, реализуемые новыми предприятиями, но это сопряжено с рядом проблем, в частности с необходимостью получения лицензий»,— посетовал гендиректор СУЭК Владимир Рашевский. По его словам, опасения Минфина относительно размывания налоговой базы в случае распространения поддержки и на новые проекты уже действующих предприятий можно решить раздельным учетом расходов и доходов по новым и старым проектам. Из-за текущих ограничений не работают и специнвестконтракты — для получения льгот 90% бизнеса компании должно приходиться на новые проекты, добавил партнер КПМГ Михаил Орлов. Он предложил использовать Дальний Восток в качестве «экспериментальной площадки для обкатки всех налоговых новаций», а Минвостокразвития — провести оценку того, какие льготы оказались самыми эффективными.
В то же время инвесторы, в том числе зарубежные, зафиксировали улучшение инфраструктуры в макрорегионе, но отметили необходимость расширения каналов поставок, где сейчас наблюдается нехватка проходимости. В частности, это касается доступа к портовой инфраструктуре для добывающих компаний и поставок по железной дороге. Участники форума отметили, что хотя «товары и двигаются в сторону востока, но периодически застревают», и попросили прояснить планы РЖД по расширению БАМа и Транссиба, а также сделать предсказуемый железнодорожный тариф.
Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин провел сессию «Дальний Восток, как центр экономического сотрудничества с АТР: диалог бизнеса и власти», которая вызвала значительный интерес у представителей российского и зарубежного бизнеса.
Александр Шохин отметил, что комплексное развитие Дальнего Востока – одно из ключевых направлений политики нашей страны. За последние годы удалось достигнуть немало.
«Так, резиденты территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток уже вложили в экономику региона 260 млрд рублей, создали и модернизировали на своих предприятиях около 14 тысяч рабочих мест. Открыты 108 новых предприятий с общей суммой инвестиций 123 млрд руб. Ожидается, что до конца 2018 года заработают более 200 предприятий», - сказал Александр Шохин.
Он подчеркнул, что при этом из более чем 1100 резидентов Территории опережающего развития (ТОР) и свободного порта Владивостока лишь около 10% – компании с иностранным участием преимущественно из КНР, Японии и Республики Корея.
«В этой связи встает логичный вопрос: что же препятствует нашим партнерам из стран АТР использовать те серьезные преимущества и льготы, которые сегодня предоставляются на российском Дальнем Востоке? Недостаточное присутствие в России партнеров из столь непростого региона, как АТР, затрудняет не только выход российского бизнеса на азиатские рынки, но и интеграцию российского Дальнего Востока в глобальные и региональные цепочки создания добавленной стоимости. При этом в условиях глобальной неопределенности, снижения динамики процессов международной интеграции, расширения применения неправомерных политических практик, потребность в переформатировании производственных цепочек и диверсификации сотрудничества постоянно растет не только у нашей страны, но и у многих партнеров по АТР», - сказал Александр Шохин.
Первый заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока Сергей Тырц сообщил о том, что Минвостокразвития России внесло ряд поправок в законодательство, которые упрощают процедуру получения статуса резидента ТОР, а также дают инвесторам ряд гарантий при реализации проектов.
«На Дальнем Востоке сегодня самый высокий прирост инвестиций в России - 17 %. В России этот средний показатель – 4,5 %. При этом объем прямых иностранных инвестиций в экономику Дальнего Востока составляет около 30 % от всех иностранных инвестиций, размещенных в России. При этом более 70 % таких проектов – экспортно-ориентированные, в основном, на страны АТР», - сказал Сергей Тырцев.
По словам замглавы Минвостокразвития России, на Дальнем Востоке сегодня реализуются 73 инвестиционных проекта с прямыми иностранными инвестициями, а объем вложенных средств превышает 3,7 млрд долларов. По мнению Сергея Тырцева, этому способствуют преференциальные режимы, которые действуют на Дальнем Востоке.
«Мы постоянно сравниваем те преференциальные режимы, которые у нас существуют, с российскими и иностранными, и видим, что мы по-прежнему остаемся достаточно конкурентноспособными на этом поле, но при этом мы ежегодно улучшаем ситуацию для наших инвесторов, чтобы они могли больше вкладывать деньги в свои инвестпроекты», - отметил Сергей Тырцев.
Для улучшения условий ведения бизнеса на Дальнем Востоке для резидентов ТОР и СПВ Минвостокразвития России были внесены изменения в действующее законодательство.
«Мы продлили сроки применения пониженной ставки страховых взносов для инвесторов ТОР и СПВ. В июле 2018 принят закон о так называемой «дедушкиной оговорке». В соответствии с этим законом, в течение 10 лет после того как инвестор стал резидентом, мы гарантируем ему неизменные условия по предоставленным льготам», - сказал Сергей Тырцев.
Руководитель компании СУЭК, вице-президент, член Правления РСПП Владимир Рашевский подчеркнул, что стимулы для развития инвестиций должны быть направлены не только на новые проекты и компании, но и на существующие юридические лица.
«Сейчас все стимулирующие режимы заточены на новые и специально созданные предприятия, а вот для старых юридических лиц все сложнее», – отметил он. При этом создавать под проект новые компании неудобно, объяснил бизнесмен: часто это и вопрос лицензий, и трудовых ресурсов.
Владимир Рашевский призвал внести поправки в Налоговый кодекс, позволяющие разделять учет расходов и доходов старых и новых бизнесов в одной компании, выделять старую и новую налоговые базы, чтобы получать льготы на новые проекты действующего юридического лица.
Также он указал на проблемы отсталости инфраструктуры и нехватку качественного доступного жилья в регионе. Бизнес готов их решать самостоятельно, но хотел бы получить компенсацию в будущем – за счет налогов будущих инвестпроектов, отметил он. Проблему доступности жилья Владимир Рашевский предложил решать субсидированием ипотечной ставки. Всего СУЭК инвестировала в дальневосточные проекты больше 53 млрд руб., сообщил глава СУЭК.
Участники сессии отмечали специфику ведения бизнеса в странах АТР.
«Чтобы проникать на эти рынки, нужно знать культуру и менталитет стран, просто усилиями бизнеса развернуться в эту сторону очень сложно», - сказал председатель совета директоров группы компаний «ЕСН», член Бюро Правления РСПП Григорий Березкин.
При этом на долю стран АТР сейчас приходится около 45% мировой торговли, и доля региона будет расти и скоро превысит 50%, подчеркнул заместитель министра экономического развития Российской Федерации Сергей Горьков.
Первый заместитель гендиректора РЖД Александр Мишарин говорил о проекте Долгосрочной программы развития РЖД до 2025 года, которая предусматривает расходы до 10 трлн рублей на перспективные проекты развития для АТР, в том числе мост на Сахалин, развитие грузовых высокоскоростных магистралей, второй Северо-Муйский тоннель.
Руководитель Федеральной таможенной службы России Владимир Булавин заявил о том, что для привлечения инвестиций в свободную таможенную зону и свободный порт Владивосток ФТС готова может провести четыре вида мероприятий: упростить таможенные процедуры, снизить таможенные нагрузки на бизнес, обеспечить прямой диалог с бизнесом, а также расширять связи с другими странами АТР.
С докладами также выступили главный информационный директор Sumitomo Corporation Хидеки Ямано, генеральный директор Российского экспортного центра Андрей Слепнев, председатель совета директоров компании «Колмар Груп» Анна Цивилева, генеральный директор Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона Алексей Чекунков и другие.
Участники сессии подчеркнули, что выстраивание эффективного взаимодействия между органами государственной власти и деловым сообществом необходимо для улучшения условий ведения бизнеса и наращивания притока азиатских инвестиций в российскую экономику.
Среди ключевых барьеров, ограничивающих потенциал российского Дальнего Востока, были названы технические барьеры, различия в регуляторной среде, отсутствие или недостаток необходимой информации и опыта сотрудничества. При этом зарубежные коллеги отметили, что по многим направлениям они наблюдают существенное улучшение ситуации, что, в свою очередь, оказывает положительное воздействие на принятие ими решений о налаживании или углублении сотрудничества с российскими партнерами.
Российские и зарубежные участники позитивно оценили результаты диалога и обмена мнениями относительно существующих сложностей и возможностей сотрудничества в рамках сессии. Стороны пришли к выводу, что проведение подобных мероприятий – важный шаг в налаживании комплексной многоканальной системы взаимодействия всех участников сотрудничества, способствующей разрешению сложностей бизнеса и повышению конкурентоспособности российской экономики.
12 сентября 2018 года президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин принял участие в работе сессии IV Восточного экономического форума «Современная интеграционная повестка АТР: открытость или протекционизм. Уроки для ЕАЭС».
Модератор заседания, председатель коллегии Евразийской экономической комиссии Тигран Саркисян отметил, что одновременно с ростом протекционистских настроений и эскалацией торговых конфликтов, в Азиатско-Тихоокеанском регионе и за его пределами сохраняется приверженность принципам совместного экономического развития за счет экономической интеграции.
Он подчеркнул, что снижение темпов прироста количества соглашений в последние годы обусловлено переходом интеграционных процессов в более высокое качество.
Подтверждением этой тенденции служит подписание Всеобъемлющего и прогрессивного соглашения для Транстихоокеанского партнерства (ВПТТП), завершение переговоров по соглашению о формировании зоны свободной торговли между ЕС и Японией, запуск переговорного процесса между ЕС и Австралией, а также Новой Зеландией. Правила и договоренности, сформулированные в рамках соглашений нового поколения, направлены преимущественно на устранение нетарифных барьеров и гармонизацию внутреннего регулирования стран.
Участники сессии искали ответы на вопросы создадут ли новые соглашения условия для формирования по-настоящему открытых рынков, или это станет своего рода «выпуском пара» на фоне политических заявлений и разворачивающихся торговых войн вокруг наиболее емких рынков? Устоит ли тенденция формирования новых ЗСТ перед тенденциями отклонения торговли и появления взамен утраченных новых торговых потоков, ищущих рынки сбыта? И какую линию поведения стоит выбрать Евразийскому экономическому союзу – активизация торговой политики открытости в противовес протекционизму или, наоборот, закрытие чувствительных рынков для недопущения «затоваривания» продуктами глобального перепроизводства?
Министр по торговле ЕЭК Вероника Никишина отметила, что торговые ограничения в мировой торговле могут оказаться сопоставимыми с уровнем ее роста.
«Тарифные войны могут затронуть до 8% мирового импорта, что сопоставимо с общими показателями роста торговли в 2017 году, этот эффект нельзя игнорировать», - сказала Вероника Никишина, отметив, что до 3% мирового экспорта товаров уже подпало под санкционный обмен запретными мерами.
По ее данным, в 2017 году торговля товарами выросла на 11%, или на $1,6 трлн.
«Существует и косвенный ущерб, который не посчитан. Трудно подсчитать фундаментальные потери - отказ от инвестиций, наращивание резервов и многое другое, возникающие из-за непредсказуемости дальнейшего хода торговли», - сказала Вероника Никишина.
По ее информации, товары уже подпавшие под действие торговых санкций, составляют 0,9% мирового импорта ($160 млрд), товары, по которым могут быть введены санкции - 2,2% мирового импорта ($550 млрд), а товары, которые рассматриваются в качестве объектов новых тарифных санкций, составляют 5,2% импорта ($922 млрд).
Президент РСПП Александр Шохин отметил, что сегодня мир находится на своего рода развилке. «С одной стороны, провозглашаются, в том числе лидерами «Большой двадцатки», открытость и либерализация, борьба с протекционизмом, с другой стороны, на этом фоне за последние несколько лет резко выросло количество протекционистских мер. Но, несмотря на тенденции деглобализации, рост протекционизма, разворачивающиеся торговые войны, процессы региональной интеграции продолжают развиваться. На сегодняшний день ВТО зарегистрировано 459 уведомлений о формировании ЗСТ, а совокупное количество действующих ЗСТ составляет 289. И страны АТР являются одними из их ключевых участников: они участвуют 83 соглашениях, несколько уступая только Европе. Однако постоянное увеличение числа соглашений о свободной торговле все чаще приводит к эффекту «миски спагетти» (spaghetti bowl), связанному с одновременным существованием множества двусторонних соглашений и порождающий высокие транзакционные издержки и снижение эффективности функционирования интеграционных объединений», - сказал глава РСПП.
Он отметил, что в последние годы наблюдается стремление стран к заключению мегарегиональных торговых соглашений или соглашений нового типа, каким было соглашение о Транстихоокеанском партнерстве (ТТП) или создающееся Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство (ВРЭП).
Директор Института торговой политики ВШЭ Александр Данильцев подчеркнул, что азиатские страны придерживаются концепции развития свободной торговли. Что касается возможней торгового сотрудничества внутри региона, то они очень велики. «30% превышает взаимодополняемость экспорта со стороны Евразийского экономического союза и азиатских партнеров. При этом череда экономических кризисов, а также политика США, очень рискованная с точки зрения влияния на международную экономику, создают риск некой волны протекционизма. США стремятся силовыми методами создать условия, чтобы перейти к новой либерализации на своих условиях. Их политика заключается в том, чтобы привлечь как можно больше ресурсов на свою территорию для создания условий экономического рывка. При этом условия для остальных мировых участников торговли ухудшаются. Сейчас важно сохранить единство государств, которые заинтересованы в торговой стабильности»,- сказал Александр Данильцев.
Также с докладами выступили президент Корейского института международной экономической политики Ли Чже Йон, президент ассоциации «Познаём Евразию» Антонио Фаллико, генеральный директор Российского экспортного центра Андрей Слепнев.