Встреча представителей организаций и объединений работодателей стран-членов Международной организации работодателей Европы и Центральной Азии
13-14 сентября 2018 года в г. Риге (Латвия) прошла встреча представителей организаций и объединений работодателей стран-членов Международной Организации Работодателей Европы и Центральной Азии.В Совещании от Российского союза промышленников и предпринимателей участие принял Александр Васильевич Мурычев, Исполнительный вице-президент РСПП.
В ходе встречи представители стран обсудили следующие вопросы:
Социальная политика и вызовы для Правительства Латвии
Реформы рынка труда и производственных отношений: социальный диалог для инклюзивного роста
Приоритеты членов МОР из Европы и Центральной Азии
Деятельность МОТ в Европе и Центральной Азии
Более открытые организации работодателей: как мобилизовать малый и средний бизнес, многонациональные корпорации?
Навыки работы в будущем: как повысить уровень занятости молодежи и ее обучение предпринимательству в свете цифровых преобразований.
13 сентября 2018 состоялось празднование 25-летияя Латвийской конфедерации работодателей (ЛКР).
Неофициальный перевод выступления А.В. Мурычева на встрече стран - членов Международной организации работодателей Европы и Центральной Азии.
Материалы для выступления А.В. Мурычева на встрече представителей организаций работодателей стран – членов МОР Европы и Центральной Азии
Рига, 13-14 Сентября 2018
Pullman Рига Старый город,
24 Jekaba street, Riga, Latvia
Сессия «Рынки труда и трансформация индустриальных отношений : социальный диалог и устойчивое развитие».
(Labour market and industrial relations reforms: social dialogue for sustainable growth)
Модератор Рената Хорнунг-Драус , Вице президент МОР по странам Европы. (Moderator: Renate Hornung-Draus, IOE Vice-President for Europe)
1. Рынки труда развиваются как никогда динамично и требуют своевременной адаптации к новым экономическим условиям, которые меняются под влиянием новых технологий, включая цифровые, а также новых способов приобретения знаний и навыков.
Создание высокоэффективных рабочих мест остается первоочередным приоритетом для всех стран мира с учетом текущих вызовов и необходимостью более активного привлечения на рынок труда женщин, молодежи, пожилых граждан и инвалидов.
Необходимы совместные усилия для создания условий, при которых рынок труда был бы формальным и динамичным, и существовал в простых, прозрачных, гибких и предсказуемых правовых рамках, определяющих трудовые отношения.
Эффективные, быстрые и беспроблемные процессы регистрации бизнеса, стимулы для поощрения предпринимателей к работе в формальном секторе остаются ключевыми требованиями для развития инклюзивной и формальной занятости на рынке труда для всех, в том числе и для уязвимых групп населения.
2. Глобальная цифровизация, охватывающая практически все сферы жизни общества, позволяет создавать новые отрасли экономики, сокращает издержки и существенно повышает производительность и эффективность труда.
Этот процесс приводит как к созданию одних, так и к исчезновению других рабочих мест, оказывает воздействие на конкурентоспособность предприятий, влияет на природу социальных (индустриальных) отношений и формы занятости, вызывает необходимость формирования новых профессиональных навыков и компетенций.
Цифровизация является и одним из приоритетов экономической политики России. Принята и реализуется Национальная технологическая инициатива. Это комплекс мер по обеспечению технологического развития России до 2035 года.
Запущена программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Ожидается, что осуществление программы позволит повысить производительность труда в России к 2024 году на 30 процентов. При этом новые сектора российской экономики будут создавать более 10 процентов российского ВВП.
3. Социальный диалог в условиях динамично меняющихся рынков труда представляется эффективным инструментом согласования интересов социальных партнеров, необходимым, в том числе, и для установления более тесного партнёрского сотрудничества между странами в вопросах развития цифровой экономики, способом улучшения качественных и количественных показателей нашего взаимодействия.
Для РСПП тема социального партнёрства традиционно значима. В настоящий момент РСПП поступательно осуществляет меры, стимулирующие работодателей к добровольному участию в социальном диалоге, как одному из показателей ответственной деловой практики. В частности, РСПП подготовил предложения о формировании единой системы объединений работодателей, участвующих в социальном партнерстве. Реализация этих инициатив позволит расширить представительность объединений работодателей и повысить их легитимность в процессах социального диалога.
Принцип доверия между государством и бизнесом лежит в основе социального партнёрства и является неотъемлемой частью формирования предсказуемой экономической и социальной политик.
По оценке российского бизнеса, необходимо решить ряд системных задач путем проведения социально-экономической политики, предусматривающей:
- стабильность фискальной нагрузки;
- уход от избыточного и неэффективного государственного контроля и надзора;
- развитие современной инфраструктуры, включая цифровую;
- повышение качества судебной системы.
Согласно Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина, за период до 2024 года Российская Федерации должна войти в число пяти крупнейших экономик мира за счёт достижения темпов экономического роста выше мировых, повышения производительности труда и поддержки занятости.
Социальный диалог в данном случае - один из реальных инструментов решения поставленных задач.
Так, активно обсуждаемый в Российской Федерации вопрос повышения пенсионного возраста выявил ряд комплексных проблем, которые требуют взвешенного подхода и учета мнения всех сторон социального партнерства.
4. Для достижения цели достойной занятости, с учетом меняющейся экономики, на фоне возникновения все новых форм трудовых и производственных отношений экономический рост и конкурентоспособность будут основываться на возможности создавать востребованные рынком труда навыки нынешних и будущих работников, а также быстрой их подготовки и адаптации к меняющимся условиям.
В России недостаток квалифицированных кадров сохраняется в числе главных проблем, препятствующих динамичному развитию экономики. Поэтому развитие человеческого капитала, модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ становятся ключевыми компонентами экономического роста и одними из основных задач как для бизнеса, так и для государства в целом на ближайшую перспективу.
Развитие Национальной системы квалификаций (НСК) является одним из приоритетов для всех социальных партнеров. РСПП был одним из инициаторов данного процесса. (С мая 2014 г. Президент РСПП является председателем созданного Указом Президента РФ от 16 апреля 2014 года № 249 Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (НСПК)).
Компании-члены РСПП активно внедряют разработанные стандарты (сегодня их более 1300), используют внутренний потенциал и значительные финансовые средства для повышения уровня квалификации своих сотрудников и подготовки необходимых им кадров. Среди приоритетных направлений - развитие дуального образования с целью предоставить учащимся образовательных организаций возможность прохождения производственной практики, а также повсеместно используемая система наставничества.
5. Эффективным примером частно-государственного партнерства и сотрудничества на международном уровне можно считать и осуществляемый Международной организацией труда, при финансовой поддержке ПАО «Лукойл», проект «Партнерства в сфере занятости молодежи Содружества Независимых Государств».
Проект доказал свою эффективность в деле борьбы с кризисом молодежной занятости и устранением дисбаланса на рынке труда. Его целью является формирование политики в сфере занятости молодежи с учетом мнений всех социальных партнеров и разработка комплексных программ на рынке труда. ПАО «Лукойл» и сам является примером компании, которая в рамках своей корпоративной социальной ответственности и системы управления человеческими ресурсами сделала вопрос содействия занятости молодежи приоритетным. Новая фаза проекта продлится до 2022 гг.
7. Развитие продуктивного диалога, как социального, так и любого другого, возможно лишь в том случае, когда партнёры играют по правилам и честно в той степени, в которой это определено международными правовыми актами и договорённостями.
В связи с этим хотелось бы отметить, что никакой диалог не будет эффективным, а сотрудничество продуктивным, когда усиливается тенденция применения в обход СБ ООН санкционных мер и односторонних действий некоторых государств в торговле. Это разрушает всю систему международных экономических отношений, подрывает усилия международных организаций, в том числе и МОР, по созданию благоприятных условий для достижения глобальных Целей устойчивого развития и решения актуальных социально-экономических задач.
Мы надеемся, что здравый смысл возобладает, и политика проводимых санкций будет признана неэффективной и пагубной.
В заключение хотелось бы поблагодарить организаторов и поздравить наших коллег из Латвийской Конфедерации Работодателей с 25-летием создания организации. Мы (РСПП) этот юбилей отметили в прошлом году и мне приятно, что многие из присутствующих на сегодняшней встрече были в числе почетных гостей на наших торжественных мероприятиях.
Желаю всем участникам встречи успешной работы!