Концепции развития телерадиовещательной отрасли
Комиссия РСПП по связи и информационно-коммуникационным технологиям на заочном заседании рассмотрела вопрос о необходимости совершенствовании регулирования распространения телевизионных каналов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», что обусловлено бурным ростом данного рынка, внедрением новых технологий и услуг, наличием многих заинтересованных сторон.В целях соблюдения баланса интересов государства, граждан и бизнеса Комиссия выступила с инициативой разработать согласованную всеми заинтересованными сторонами концепцию развития телерадиовещательной отрасли, для чего организовать под эгидой Правительственной комиссии по развитию производства и распространения отечественного аудиовизуального контента рабочую группу по её разработке. Комиссия РСПП также подготовила предложения в Концепцию.
Президентом РСПП А.Н.Шохиным инициатива Комиссии поддержана и направлена письмом Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Чернышенко Д.Н..
РСПП просит подключить операторов связи к разработке концепции ТВ-вещания
Коммерсантъ
Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) просит правительство подключить операторов связи к разработке концепции развития телерадиовещания в России, которую готовят медиахолдинги. Операторы против создания единой структуры для телевизионного вещания в интернете и хотят получить ТВ-частоты для развития стандарта 5G. В качестве компенсации они предлагают передать плату в Фонд поддержки отечественного телевидения. Однако медиахолдинги и Минкомсвязь не хотят участия операторов в подготовке документа.
Президент РСПП Александр Шохин 14 августа направил вице-премьеру Дмитрию Чернышенко письмо (“Ъ” ознакомился с ним), попросив включить участников своей комиссии по связи и ИТ (объединяет крупнейших операторов) в рабочую группу, которая готовит концепцию развития телерадиовещания в РФ. Отправку письма подтвердили несколько членов комиссии, в секретариате господина Чернышенко не ответили на запрос “Ъ”.
О работе над концепцией в январе объявил заместитель главы Минкомсвязи Алексей Волин. Ее готовит рабочая группа при правительственной комиссии по телевещанию, возглавляет группу гендиректор «Национальной Медиа Группы» (НМГ) Ольга Паскина, говорят источники “Ъ”.
Операторов в концепции беспокоит модель онлайн-распространения каналов первого и второго мультиплексов («Первый», «Россия 1», НТВ, СТС и др.) через одного поставщика, следует из письма РСПП.
На статус такого поставщика претендует основанная НМГ компания «Витрина ТВ» (в проекте участвуют также «Газпром-медиа», ВГТРК и «Первый канал»), монополию предлагается закрепить в законе. В РСПП считают нужным сохранить существующий порядок распространения каналов на основе договоров между вещателями и видеосервисами — тогда последние смогут использовать собственный софт, а не «Витрины». В декабре прошлого года НМГ и «Газпром-медиа» пригрозили, что не будут отдавать интернет-версии каналов тем площадкам, которые не перейдут на «Витрину» с февраля. Срок ультиматума не раз продлевался и сейчас отложен до сентября, а «закон о "Витрине"» дожидается второго чтения в Госдуме.
«Если бы «Триколор», который является главным противником «Витрины», не получил в свое время все крупные каналы, у него бы не было сейчас 12 млн абонентов»
Еще одно предложение от РСПП — создать систему измерений ТВ-смотрения в интернете. О подготовке соответствующего законопроекта в Медиакоммуникационном союзе (МКС) стало известно прошлой осенью (см. “Ъ” от 18 ноября 2019 года). Также РСПП просит закрепить в концепции механизмы передачи частот в диапазоне 700 МГц, которые освобождает эфирное ТВ, сотовым операторам для 5G. В качестве компенсации предлагается создать фонд поддержки отечественного ТВ, который будет профинансирован за счет аукционов по распределению частот. Частоты в этом диапазоне выделены операторам в 2011 году, но требуется их расчистка, стоимость которой ФГУП НИИР оценило в 3,5 млрд руб., а порядок распределения до сих пор неясен, поясняет один из операторов.
От сетей связи напрямую зависит развитие телесмотрения, поэтому «ЭР-Телеком» рассчитывает на участие в обсуждении концепции, подтверждают в компании. Предложения РСПП также поддержали МТС, «МегаФон» и «Вымпелком». Прямые договоры операторов с каналами позволят монетизировать контент за счет видео по запросу, отложенного просмотра и других допуслуг, отметил руководитель по правовому взаимодействию с госорганами «МегаФона» Никита Данилов. В «Вымпелкоме» убеждены, что система онлайн-измерений позволит вещателям точнее понимать интернет-аудиторию и эффективнее принимать решения о производстве контента. «Триколор» не входит в РСПП, но идеи поддерживает — они логичны с точки зрения «удовлетворения потребностей абонентов, а не отдельных бизнесов», говорят в компании.
В НМГ и «Газпром-медиа» заявили, что незнакомы с предложениями РСПП, а вопросы на стыке вещателей и операторов регулярно обсуждаются МКС.
Концепцию развития ТВ-вещания ведут крупнейшие вещатели, и на первом этапе договориться должны именно они, поэтому другим игрокам выступать рано, убежден Алексей Волин.
Традиционно, подчеркнул он, вопросы ТВ-вещания решались без участия РСПП.
Телевещание не может работать отдельно от операторов с точки зрения доставки контента, отмечает директор департамента ТВ и контента J’son & Partners Дмитрий Колесов. Идеи РСПП, по его мнению, обоснованны и направлены на развитие конкуренции, ведь появление измерителя в интернете соотносится с интересами рекламодателей, а расчистка эфирных частот под операторов решит проблему запуска 5G в стране. Сейчас эти частоты, подчеркивает эксперт, не используют ни вещатели, ни операторы.
Минкомсвязь определила критерии для социально значимых сайтов
Минкомсвязь РФ разработала проект о внесении изменений в закон «О связи» для определения порядка формирования, ведения и использования перечня социально значимых сайтов; требования к ним будут утверждаться правительством. Как пишут «Ведомости» со ссылкой на письмо замминистра связи Олега Иванова президенту Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александру Шохину, проект проходит процедуру согласования.
Для социально значимых сайтов определены следующие критерии:
∙должен иметь доменную зону .ru, .рф, .su, .дети;
∙должен быть создан и находиться на территории РФ;
∙должно владеть российское юридическое лицо;
∙доля иностранного капитала — не более 20%;
∙не менее 50% аудитории должно иметь доступ к ресурсу с территории РФ;
∙не должен содержать видео-, аудиоконтента и рекламы (кроме социальной);
∙должен состоять преимущественно из российского контента;
∙основным языком должен быть русский язык или государственные языки регионов;
∙запрещается публикация платных услуг или ссылок на них (кроме государственных или муниципальных);
∙должен входить в Реестр организаторов распространения информации;
∙должен быть доступным по одному статическому сетевому адресу.
Эксперимент проекта «Доступный интернет», в рамках которого предоставляется бесплатный доступ к списку социально значимых сайтов, проходит по поручению президента от 15 января. Он начался 1 апреля и до сих пор проводился только в сетях домашнего интернета «Ростелекома», «ЭР-Телекома», МТС, NetByNet («дочка» «МегаФона») и «Вымпелкома».
30 июня министр связи Максут Шадаев объявил о продлении эксперимента до 31 декабря и анонсировал расширение на мобильную связь. К участию в проекте приглашены все операторы связи в России. В Минкомсвязи уточнили, что, по данным самих операторов, бесплатным доступом за время эксперимента воспользовалось более 1 млн уникальных пользователей. В списке социально значимых сейчас 371 сайт.