Развитие социального партнёрства - один из приоритетов деятельности Минтруда РФ на предстоящий период.
23 марта 2018 г. Президент РСПП Александр Шохин выступил на расширенном заседании коллегии Минтруда России, посвященной итогам работы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в 2017 году и задачах на 2018 год.В коллегии приняли участие Министр труда и социальной защиты Топилин М.А., Председатель ФНПР Шмаков М.В., заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ Карелова Г.Н., советник Президента РФ Левицкая А.Ю., руководители государственных внебюджетных фондов, депутаты Государственной Думы РФ, экспертыВ своем выступлении А.Шохин отметил, что итоги работы Минтруда в 2017 году свидетельствуют об активной позиции ведомства в формировании социально-трудовой политики государства и предложил считать развитие социального партнёрства одним из приоритетов деятельности Минтруда РФ на предстоящий период.
По мнению А.Шохина, чтобы решить задачи по дальнейшему изменению структуры национальной экономики, увеличению производительности труда на новой технологической, управленческой и кадровой основе, нужно кардинально улучшить деловой климат: обеспечить предсказуемость решений по ключевым элементам деловой среды; стимулировать инвестиционную активность, особенно в сфере высоких технологий; повысить уровень цифровизации экономики и не увеличивать, а лучше снижать фискальную и административную нагрузку на бизнес.
А.Шохин отметил, что сегодня одним из основных факторов успеха становится наличие высококвалифицированных кадров. Кадровый дефицит находится в первой тройке наиболее острых проблем для бизнеса во все годы исследования, проводимого РСПП среди своих членов.
Обновление системы подготовки высококвалифицированных кадров, обучение новой рабочей силы и переобучение высвобождаемых работников требуют ускорения модернизации системы профессионального обучения, сопряжения рынка труда и рынка образовательных услуг.
В своём выступлении А.Шохин отметил, что принятые решения о повышении минимального размера оплаты труда (МРОТ) до величины прожиточного минимума трудоспособного населения (ПМ), а также решения Конституционного суда о применении к МРОТ территориальных (северных) надбавок открывают новую дискуссию о системе регулирования оплаты труда.
«Мы считаем необходимым начать совместную работу по созданию нового механизма и методики определения МРОТ, включая его структуру и вопросы районного регулирования» - сказал Президент РСПП.
По мнению А.Шохина, одной из актуальных задач является построение современной и эффективной системы управления охраной труда, которая должна строиться на дальнейшем совершенствовании законодательства по охране труда и развитии механизмов стимулирования инвестиций, связанных с повышением безопасности и улучшением условий труда.
А.Шохин отметил, что особое внимание в программах развития страны на перспективу должно быть уделено будущему системы социального страхования. «Страховые принципы системы социального страхования считаем важным - сказал он - сохранять и развивать, обеспечивать её устойчивость и эффективность, в том числе за счёт участия социальных партнёров в управлении системами, преобразования внебюджетных фондов в публичные правовые компании».
В заключение Президент РСПП А.Шохин отметил, что для повышения эффективности политики в сфере социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений необходима её предсказуемость, которая может быть обеспечена согласованием интересов бизнеса, работников и государства.
Коллегия Минтруда России 23.03.2018
Материалы для выступления Президента РСПП А.Н. Шохина
1. Итоги работы Минтруда в 2017 году свидетельствуют об активной позиции ведомства в формировании социально-трудовой политики государства.
РСПП поддерживает приверженность Минтруда принципам социального партнёрства.
Заключенное Генерального соглашение на 2018-2020 годы создаёт необходимые условия для взаимодействия социальных партнёров, способствует реализации ключевых направлений их работы на среднесрочную перспективу.
Это касается таких вопросов, как трудовые отношения; система социального страхования; система профессиональных квалификаций; социальная защита от безработицы; охрана труда; МРОТ и ряда других.
2. В своём послании Федеральному Собранию Президентом Российской Федерации В.В. Путиным поставлены задачи по серьёзному обновлению существующей неэффективной структуры занятости, созданию современных, достойно оплачиваемых рабочих мест.
Решение этих задач требует формирования благоприятного делового климата; обеспечения экономики высококвалифицированными кадрами; гибкого регулирования трудовых отношений и повышения качества занятости, включая достойную оплату труда, улучшения условий труда и повышение эффективности социальной защиты.
Как отметил Президент РФ В.В. Путин, для дальнейшего изменения структуры национальной экономики необходимо будет увеличить производительность труда на новой технологической, управленческой и кадровой основе. При этом темп роста производительности труда на средних и крупных предприятиях в базовых отраслях должен быть не ниже 5% в год.
Но для того, чтобы решить эту задачу, нужно кардинально улучшить деловой климат:
обеспечить предсказуемость решений по ключевым элементам деловой среды,
стимулировать инвестиционную активность, особенно в сфере высоких технологий,
повышать уровень цифровизации,
не увеличивать, а лучше снижать фискальную и административную нагрузку на бизнес.
Однако продолжают разрабатываться предложения, а зачастую и вносятся в ГД законопроекты, предполагающие рост неналоговых платежей, введение новых штрафных санкций и сборов.
Справочно:
Среди них:
- в очередной раз обязательное страхование заработной платы работников в случае банкротства работодателя,
- резкое (в разы) увеличение штрафных санкций и введение обязательных платежей за нетрудоустроенных инвалидов.
По мнению бизнеса, следует воздерживаться от принятия таких решений.
3. Сегодня одним из основных факторов успеха становится наличие высококвалифицированных кадров.
Кадровый дефицит находится в первой тройке наиболее острых проблем для бизнеса во все годы исследования, проводимого РСПП среди своих членов.
Справочно:
В 2017 году 58,2% компаний-членов РСПП прогнозируют нехватку профессиональных кадров в среднесрочной перспективе
Половина компаний уже в 2017 году испытывала нехватку специалистов высшей квалификации. Самая большая потребность у компаний в квалифицированных рабочих – их не хватает двум третям компаний, принявшим участие в опросе.
Обновление системы подготовки высококвалифицированных кадров, обучение новой рабочей силы и переобучение высвобождаемых работников требуют ускорения модернизации системы профессионального обучения, сопряжения рынка труда и рынка образовательных услуг.
Этому уделено внимание Президента Российской Федерации В.В. Путина в его послании Федеральному Собранию.
Особое значение это приобретает при реализации приоритетных программ «Повышение производительности труда и поддержка занятости», а также «Цифровая экономика Российской Федерации».
В связи с этим актуальной для бизнеса и Министерства является задача по развитию национальной системы квалификаций.
В предыдущие годы нами совместно проделана большая работа по формированию такой системы.
Справочно:
Сегодня продолжается разработка профессиональных стандартов, ведётся работа по созданию Советов по профессиональным квалификациям. На сегодня в основных отраслях экономики и видах профессиональной деятельности, прежде всего, на базе отраслевых объединений работодателей и ассоциаций бизнеса создано 30 советов по профессиональным квалификациям, с участием бизнеса разработано более 1200 современных профессиональных стандартов.
Начинается этап апробации и внедрения профессиональных стандартов на рабочих местах, их актуализации с учётом потребности цифровой экономики. Это потребует совершенствования установленного порядка разработки и актуализации профстандартов, повышения оперативности внесения изменений.
Необходимо направить совместные усилия на ускорение формирования системы независимой оценки квалификаций. Нам необходимо сделать так, чтобы и сама система независимой оценки квалификации, и полученные результаты вызывали доверие со стороны бизнеса.
Предстоит обеспечить также своевременную корректировку федеральных государственных образовательных стандартов среднего и высшего профессионального образования, образовательных программ с учётом профессиональных стандартов и прогнозов появления новых технологий, в первую очередь цифровых.
4. Решение поставленных Президентом РФ задач по прорывному развитию экономики, кардинальному улучшению делового климата, повышению производительности труда требует наличия соответствующего трудового законодательства.
Сегодня Трудовой кодекс, как главный инструмент регулирования социально-трудовых отношений, не является прямым отражением изменений в области производственных отношений. Многие нормы советского трудового права, принятые в иных социально-экономических условиях, сохранили своё действие и сегодня.
Опыт последних лет показал необходимость дальнейшей модернизации трудового законодательства.
Эта позиция была приоритетной при опросе участников съезда РСПП, который состоялся 9.02.2018.
Дисбаланс прав и обязательств субъектов трудовых отношений, избыточность и необоснованность предоставления гарантий и компенсаций снижают и рентабельность компаний, и конкурентоспособность граждан на рынке труда, препятствуют их трудоустройству.
Справочно:
Это, например, относится к запрету введения испытательного срока для выпускников образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, гарантиям работникам, совмещающим работу с обучением, зачастую никак не связанным с видами деятельности организации.
Предлагаемые работодателями России изменения в трудовом законодательстве направлены на рост производительности труда; стимулирование создания новых высокопроизводительных и вывода неэффективных и вредных рабочих мест; на развитие договорных начал в регулировании трудовых отношений; внедрение цифровых технологий в кадровый документооборот, включая так называемую «электронную трудовую книжку».
Мы рассчитываем на конструктивное обсуждение наших предложений.
5. Принятые решения о повышении минимального размера оплаты труда (МРОТ) до величины прожиточного минимума трудоспособного населения (ПМ), а также решения Конституционного суда о применении к МРОТ территориальных (северных) надбавок открывают новую дискуссию о системе регулирования оплаты труда.
Мы понимаем, что МРОТ находится на недопустимо низком уровне, и бизнес поддерживает его повышение.
Однако в связи с этим возникает несколько вопросов.
Во-первых, методика определения размера ПМ одновременно становится методикой определения размера МРОТ, что, по нашему мнению, требует обсуждения. При определении уровня МРОТ должны учитываться не только потребности работников в еде, одежде и услугах, но и уровень заработной платы в стране, экономические факторы, включая необходимость экономического развития компаний, уровень производительности труда и другие.
Во-вторых, Правительством РФ принято решение о том, что величину ПМ на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ устанавливает Минтруд России. Тем самым Минтруд России становится единственным органом, фактически устанавливающим МРОТ.
Не уверен, что этот подход является единственно верным.
Считаем необходимым начать совместную работу по созданию нового механизма и методики определения МРОТ, включая его структуру и вопросы районного регулирования.
При этом мы предлагаем не отказываться от обсуждения возможности установления дифференцированного МРОТ в субъектах РФ.
6. Одной из актуальных задач является построение современной и эффективной системы управления охраной труда
Охрана труда должна строиться на дальнейшем совершенствовании законодательства по охране труда и развитии механизмов стимулирования инвестиций, связанных с повышением безопасности и улучшением условий труда.
Бизнес считает необходимым продолжить работу по исключению имеющегося в законодательстве по охране труда дублирования полномочий органов власти, снятия противоречий, отмены устаревших норм.
Одновременно следует совершенствовать систему государственного надзора (контроля) за соблюдением требований трудового законодательства, в том числе в области охраны труда.
Это предполагает модернизацию применения риск-ориентированных подходов при планировании проверок, оптимизацию перечней обязательных требований и содержания чек-листов.
Учитывая передовой зарубежный опыт, необходимо корректировать законодательство в направлении повышения самостоятельности работодателя в построении своих систем охраны труда, выборе средств обеспечения безопасности труда и здоровья работников.
7. Особое внимание в программах развития страны на перспективу должно быть уделено будущему системы социального страхования.
Эта тема актуальна как для бизнеса, так и для власти и общества, особенно в условиях, когда предлагаются самые разные направления реформирования системы социального страхования, включая различные варианты «налогового манёвра», объединение внебюджетных фондов, полное погружение социальных фондов в бюджетную систему.
Последствия принятия этих решения для бизнеса, граждан и систем социального страхования в целом должны быть просчитаны, обсуждены и поддержаны в обществе.
При этом очевидно, что вопрос тарифной политики системы социального страхования не должен рассматриваться вне связи с параметрами самой системы.
Страховые принципы системы социального страхования считаем важным сохранять и развивать, обеспечивать её устойчивость и эффективность, в том числе за счёт участия социальных партнёров в управлении системами, преобразования внебюджетных фондов в публичные правовые компании.
Для повышения эффективности политики в сфере социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений необходима её предсказуемость, которая может быть обеспечена согласованием интересов бизнеса, работников и государства.