Отчет о влиянии мирового кризиса на состояние российской экономики: мнение бизнеса
В целом сложившееся к концу 2008 года положение в стране можно характеризовать как экономический кризис. Об этом свидетельствует как официальная статистика, так и результаты опроса компаний.Так, по данным Росстата, промышленное производство в России в ноябре 2008 г. снизилось: индекс промышленного производства в январе-ноябре 2008г. по сравнению с январем-ноябрем 2007г. составил - 103,7%, в ноябре 2008г. по сравнению с ноябрем 2007г. - 91,3%, по сравнению с октябрем 2008 г. - 89,2%. Просроченная задолженность по заработной плате на 1 декабря 2008 года превысила аналогичный показатель 1 ноября 2008 года на 93%, при этом 95,3% общей суммы задолженности обоснована отсутствием у предприятий оборотных средств. ИПЦ в 2008 г. составил 13,3 %.
Мнение бизнеса об экономической ситуации в стране может быть охарактеризовано следующим образом: за последние полгода ухудшение ситуации отметили практически 59% компаний.
Наиболее остро стоящими проблемами в финансовой части бизнеса стали: нехватка оборотных средств (61% компаний), неплатежи контрагентов (60% компаний), недоступность заемных финансовых ресурсов (47% компаний). С сильным отрывом идет валютная нестабильность (19%), от нее пострадали в основном компании, работающие с иностранными партнерами. Первые три проблемы означают, что система финансовых потоков в стране имеет очень серьезные сбои в работе: «средств на оперативные нужды нет, в долг не дают, обязательства и долги не выплачивают».
В реальной части ведения бизнеса наиболее часто упоминаемой проблемой было снижение спроса на продукцию (57% компаний), что во многом привело к сокращению производства (32%). С учетом «инерции промышленного производства», то есть невозможности за очень короткий срок существенно изменять его объемы в части повышения, можно говорить о том, что последствия кризиса будут сказываться в течение продолжительного отрезка времени.
Естественно, что в условиях острой нехватки средств и сложной, непредсказуемой экзогенной обстановке «сорвались» инвестиционные программы (34% компаний) и совместные проекты с партнерами (11% компаний)
К настоящему моменту кризис стал уже действительно ощутимым: антикризисный план есть у 53% компаний, а еще 39% занимаются его разработкой. В предыдущих раундах опросов РСПП само осознание остроты проблемы кризиса было меньше. Оставшиеся 6% компаний не прорабатывают варианты антикризисной политики.
Возможность внедрения ресурсоэффективных и энергосберегающих технологий рассматривает 36% компаний, эта мера занимает второе место по популярности. Кризис выбил из-под ног почву «нефтегазовых иллюзий», и рекомендации по разумному использованию энергоресурсов стали условием роста и даже сохранения конкурентоспособности.
Среди других популярных мер – требование авансирования со стороны покупателей (29% компаний) и отказ от авансирования поставщиков (22% компаний). В условиях острого дефицита финансовых средств это кажется очень логичным – обе меры ведут к аккумулированию ресурсов внутри компании, но в масштабе всей экономики это означает практически остановку финансовых потоков, что впоследствии перейдет и на реальный сектор. Также компании рассматривают возможность продажи непрофильных активов, отнимающих и без того ограниченные финансовые ресурсы на свое содержание.
Есть и другая категория мер – агрессивная, ориентированная на выжимание конкурентов и захват рынков – например, снижение цен на продукцию (22% компаний) и увеличение производства и/или оборота (12% компаний).
Основной антикризисной мерой 89% компаний считают сокращение расходов. Ключевыми направлениями экономии станут сокращение расходов на персонал (63% компаний), сокращения расходов на потребляемые услуги (63% компаний), сокращение расходов в области корпоративной социальной политики (50%) и экономия на сырье и комплектующих (48%).
В части снижения расходов на персонал предполагается сокращение найма новых работников (58% компаний), сокращения штатов (43% компаний) и переход на неполное рабочее время (39% компаний). Сокращение социальных пакетов планируют 27% компаний. Один из самых очевидных способов снижения расходов на персонал – снижение заработной платы рассматривают только 22% компаний, что может быть связано с законодательными сложностями сокращения зарплаты.
Государство активно вмешивается в рыночные механизмы в целях минимизации негативных последствий кризиса и поддержания их работоспособности. Действия на федеральном уровне пользуются большим признанием в глазах бизнеса: 42% считают, что от принимаемых мер есть реальный эффект. На региональном уровне подобного мнения придерживаются только 34% компаний.
Практически все респонденты считают кризис серьезным и продолжительным событием, который существенно изменит условия ведения бизнеса в стране и в мире. Самые оптимистичные оценки времени окончания кризиса – конец весны 2009 года. 83,7% компаний уверены, что кризис коснется большинства отраслей и компаний.