Выступление члена Правления Кузбасского союза работодателей, НИКИТЕНКО С.М. на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года»
8 февраля 2008 года,Несмотря на отдельные успехи последних лет – отдельные успехи последних лет, нам пока не удалось уйти от инерционного энергосырьевого сценария развития. Естественно, ничего плохого ни в подъёме энергетики, ни в росте добычи сырья нет. Напротив, формирование современного, лучшего в мире энергетического сектора, создание высокотехнологичных предприятий, добывающих и перерабатывающих сырьё, входят в число наших безусловных приоритетов.
Единственной реальной альтернативой такому ходу событий (как мы это, собственно, ранее и определяли) является стратегия инновационного развития страны, опирающаяся на одно из наших главных конкурентных преимуществ – на реализацию человеческого потенциала, на наиболее эффективное применение знаний и умений людей для постоянного улучшения технологий, экономических результатов, жизни общества в целом.
Повторю – занимаясь всеми этими конкретными направлениями социально-экономической политики, мы должны сконцентрировать усилия на решении трех ключевых проблем.
Первое, создание равных возможностей для людей.
Второе, формирование мотивации к инновационному поведению.
Третье, радикальное повышение эффективности экономики, прежде всего на основе роста производительности труда.Формирование кластеров как условие экономического роста региона.
Задача кардинального повышения производительности труда сегодня необыкновенно актуальна для российской экономики. Прежде всего - для добывающих и перерабатывающих отраслей, где наиболее велика доля добавленной стоимости.
Важным направлением разработки практических рекомендаций по созданию институтов и экономических механизмов реализации региональной экономической политики является новаторский подход к организации и регулированию новых форм хозяйственных практик. Механизмы стратегических взаимодействий власти и бизнеса на региональном рынке отраслей специализации должны опираться на логику определения региональных отраслевых приоритетов, учитывающую, что конкурентоспособность отраслей экономики и хозяйствующих субъектов, входящих в состав регионального рынка отраслей специализации, определяется, в итоге, на глобальных рынках. А там, как известно, действуют субъекты, обладающие более сильной экономической властью, чем органы управления регионом и органы местной власти. При этом глобальный рынок достаточно сильно сегментирован, каждый сегмент характеризуется высокими неценовыми барьерами входа на рынок. Органы регионального управления не могут напрямую влиять на ситуацию на глобальном рынке. Но в тоже время активная политика по улучшению экономических условий, необходимых для развития приоритетных отраслей, которые обладают потенциалом для завоевания позиций на глобальном рынке, может способствовать привлечению в регион ТНК и иных субъектов глобальной экономики на партнерских принципах.
Инициативы федерального центра, в настоящее время, фактически создают условия для развития на региональном уровне кластеров. В частности, особые экономические зоны, которые сами по себе кластерами не являются, выступают в качестве инфраструктуры для оформления и развития кластерных инициатив. Те территории, которые сегодня получили статус особых экономических зон, имеют потенциал для развития кластеров: в Санкт-Петербурге — это автомобильный кластер и кластер приборостроения, в Зеленограде — кластер микроэлектроники, в Томской области — биотехнологический и ИКТ-кластер, в Липецкой области — кластер производства «белой техники».
При кластерном подходе отраслевая цепочка разделяется между участниками, входящими в кластер и сфокусированными на конкретном виде деятельности, за счет чего происходит повышение эффективности их деятельности. В отличие от отраслевого подхода кластерный подход позволяет сформировать комплексный взгляд на государственную политику развития региона с учетом потенциала роста региональных экономических субъектов. Более того, основанная на развитии диалога между ключевыми игроками региона, формировании совместного видения и общих целей, кластерная политика снимает ограничения территориального подхода, не позволяющего адекватно оценить взаимосвязи между корпорациями и другими субъектами рынка
Создание кластеров позволяет в существенной мере решить как проблему восстановления нарушенных производственных связей, так и создание новых сетей сотрудничества внутри кластеров.
В стратегическом плане кластерная организация производств позволяет обеспечить возможность совместного развития и использования сырьевой базы (обеспечение бесперебойной поставки качественного сырья по приемлемым ценам); рационально использовать производственные мощности (возможности по специализации предприятий, входящих в кластеры и снижение издержек производства, устранение неэффективных производств); снизить коммерческие риски.
В плане конкуренции появляется возможность повысить эффективность управления (подчинение бизнеса единой стратегии, снижение административных издержек за счет реорганизации системы управления, и т.д.); снизить затраты по всей цепочке добавленной стоимости от производства сырья до реализации конечной продукции; обеспечить эффективные масштабы производства.
В финансово-экономическом плане позволяет за относительно короткое время обеспечить стабильный рост бюджетных отчислений; облегчает контроль за использованием бюджетных средств и налоговых льгот, а также исполнение доходной части бюджета; успешно функционирующий кластер обеспечивает развитие целой группы предприятий, входящих в единую технологическую цепочку; кластеры являются более эффективным объектом для применяемых государством различных форм содействия инвестициям, а также адресного бюджетного финансирования.
В технологическом и инновационном плане кластеры позволяют создавать устойчивые каналы передачи передовых знаний и упрощают их освоение; - современные технологии часто возникают на стыках наук или отраслей. Кластеры расширяют горизонты компаний и упрощают доступ к неизвестным ранее технологиям; технологическое лидерство сопряжено с высокой неопределенностью и рисками. Совместные разработки и инновационные проекты позволяют снижать издержки инновационного процесса; открытость информации и системы ее распространения через Интернет способствуют созданию межфирменных сетевых инновационно-ориентированных структур; - кластеры позволяют выходить на международную арену и включаться в глобальную экономическую деятельность; совместные усилия позволяют эффективнее вводить новые стандарты там, где они не получили еще соответствующего оформления.
В Кузбассе сырьевой сектор экономики основан на монополизации использования тех или иных природных ресурсов крупными региональными компаниями. К этому сектору могут быть отнесены несколько межотраслевых конгломератов, имеющих в основе базовое производство:
- угледобывающее производство (АО «Кузбассразрезуголь», УК «Кузбассуголь», ООО «Холдинг Сибуглемет», филиал «СУЭК» в Ленинске-Кузнецком, УК «Южкузбассуголь»);
- энергетика (ОАО «Кузбассэнерго»);
- металлургический комплекс (Западно-Сибирский и Новокузнецкий металлургические комбинаты, ОАО «Гурьевский металлургический комбинат», ОАО «Новокузнецкий алюминиевый завод»);
- химическое и химико-фармацевтическое производство (ОАО «Азот», ОАО «Химпром», ОАО «Химволокно-Амтел-Кузбасс», АФ «Токем», ПО «Прогресс», ПО «Органика», ПО «Спектр», ОАО «Асфарма»).
Хотя имеющиеся в Кузбассе предприятия химической и фармацевтической отраслей не относятся к сырьевым, имеет смысл упомянуть их именно здесь, поскольку наиболее крупные из них превратились в процессинговые центры ТНК. ОАО «Азот» принадлежит холдинговой группе «Сибур». ОАО «Химволокно» с марта 2001 г. принадлежит сингапурской торгово-промышленной группе «Амтел», и предприятие стало именоваться ОАО «Химволокно Амтел-Кузбасс».
В перспективе сырьевой сектор экономики области будет развиваться в сторону постепенного сокращения числа занятых в основном производстве (за счет повышения его технологического уровня) и минимизации региональными компаниями налоговых и экологических платежей (эти компании могут выбирать, где платить налоги, устанавливая трансфертные цены внутри своей технологической цепочки).
Таким образом, в том виде, в каком этот сектор экономики оформляется в настоящий момент в Кемеровской области, он не может обеспечить ее конкурентоспособность как по отношению к другим старопромышленным регионам России, как к новым индустриальным районам на, так называемых, развивающихся рынках, так и на внешнем рынке, как поставщика сырья и продукции с низкой степенью переработки.
Однако сложившуюся ситуацию можно и изменить. Для повышения конкурентоспособности угля необходимо повысить качество угольной продукции за счет увеличения объемов обогащения и глубокой переработки угля, разработки и внедрения государственных стандартов по видам потребления рядовых углей и угольных продуктов. Развитие угольной отрасли требует создания в угольном машиностроении эффективных, современных производств, способных обеспечить выпуск высокорентабельной, конкурентоспособной, инновационной продукции.
Освоение новых технологий позволит расширить ассортимент продукции из угля и выпускать различные виды облагороженного твердого топлива, синтетическое газообразное, жидкое топливо, сажу и углеграфитовые материалы, редкие и редкоземельные элементы, строительные материалы, гуминовые удобрения, сорбенты, а также многие другие химические продукты и сырье. Одним из перспективных направлений научно-технического прогресса и диверсификации основной деятельности угледобывающих предприятий может стать добыча метана из угольных пластов и шахт.
На период до 2020 г. в Кузбассе намечено строительство 15 новых и технически перевооруженных действующих обогатительных фабрик для переработки коксующихся и энергетических углей, на что потребуется около 2 млрд. долл. США капитальных вложений.
Фактически в данных отраслях кластеры уже сложились. В сырьевом секторе уже созданы и работают межотраслевые комплексы. Эти комплексы построены с сочетанием технологического и географического признаков. Поэтому промышленная политика в этой области должна быть акцентирована на создании условий для появления на базе существующих старых кластеров так называемых новых, т.е. обеспечивающих рост конкурентоспособности региона.
Кроме того, здесь возникает проблема финансовых потоков, поскольку для инноваций (а без них создание новых конкурентоспособных кластеров невозможно) требуются значительные инвестиции, которые могли бы идти из сырьевого сектора при правильно сформулированной региональной промышленной политике.
Если говорить об уже сформированных кластерах, то к ним смело можно отнести и машиностроительный комплекс, так как машиностроение Кузбасса развивается стабильно и устойчиво на протяжении последних пяти лет. Лишь за три месяца 2006 г. объёмы производства в отрасли возросли в полтора раза. По темпам развития, по количеству рабочих мест, по суммам выплачиваемых налогов машиностроение прочно занимает третье место в области после топливной и металлургической отраслей.
Машиностроение как отрасль промышленности решает задачу обеспечения отраслей экономики машинам и оборудованием для обновления их производственного аппарата и внедрения достижений научно-технического прогресса, а также задачу обеспечения собственно машиностроения оборудованием для его модернизации на новой технологической основе.
Основные направления машиностроения - производство горного, энергосберегающего и природоохранного оборудования. Машиностроительные заводы производят много видов подобного оборудования, однако угольные предприятия чаще предпочитают покупать заграничную технику, поскольку зачастую ресурс импортного оборудования больше, чем отечественного. Только повышение качества продукции кузбасских машиностроительных заводов параллельно со снижением цен обеспечит её конкурентоспособность на внешнем и внутреннем рынке.
В конечном счёте, выиграет то предприятие, которое быстрее и эффективнее обновляет номенклатуру изделий, выпускает современную и качественную продукцию, пользующуюся высоким спросом. Поэтому инновации - одно из главных условий успешного развития машиностроительной отрасли.
Однако особенность машиностроения состоит ещё и в том, что оно обеспечивает инновациями не только себя, но и помогает развитию других отраслей промышленности.
Внедрение новых технологий по глубокой переработке топлива, высокоэффективное обогащение угля - это ещё одна задача, стоящая перед новаторами, поэтому в инновационной сфере машины и механизмы для добычи и переработки угля представляют наибольшую перспективность.