Рекомендации по формированию программы инновационного развития Кемеровской области до 2025 года через механизм диверсификации на основе интеллектуальных ресурсов.
Согласно Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области на долгосрочную перспективу, главной целью проводимой областными властями политики является повышение конкурентоспособности региона и рост на этой основе благосостояния его жителей. Для достижения указанной цели, подчёркивается в документе, необходимо обеспечить ускоренную диверсификацию отраслей региональной экономики - прежде всего, её базового сектора (как в направлении глубины переработки добываемого сырья, так и путём включения в него новых направлений и видов экономической деятельности). В связи с этим Стратегия ориентирует на реализацию комплекса масштабных программ и проектов, в том числе направленных на:
- развитие сырьевой базы;
- повышение глубины переработки добываемого сырья, его комплексное и эффективное использование;
- наращивание потребления производимой в области продукции на традиционных рынках и поддержку выхода её производителей на новые рынки;
- снятие инфраструктурных ограничений для развития базового сектора экономики;
- обеспечение технологического подъёма в некорпоративном секторе экономики (включая развитие специализированного машиностроения);
- совершенствование системы подготовки кадров, устранение диспропорций в развитии областных рынков труда и образовательных услуг;
- развитие инновационных центров и городской среды в "ядрах" агломеративных систем региона - Кемерово и Новокузнецке.
В Стратегии отмечается, что в ходе её реализации могут возрасти существующие и возникнуть новые риски.
Риски, связанные с освоением ранее привлечённых инвестиций и реализацией уже анонсированных проектов, генерализируются в период до 2010 года, что обусловлено дальнейшей консолидацией активов в угольной отрасли, металлургии и химической промышленности, а также началом основного этапа реформирования энергетической и транспортной систем. Примерно в это же время развернутся процессы технологической модернизации в базовом секторе региональной экономики, что приведёт к незначительному в целом сокращению численности промышленно-производственного персонала, которое будет сопровождаться высвобождением работников со старыми квалификациями и ростом потребности в кадрах с новыми квалификациями.
Главным индикатором конъюнктуры на рынке труда является уровень экономической активности населения, занятости и безработицы. За последнее десятилетие численность экономически активного населения существенно не изменилась, тогда как его доля в общей численности населения области возросла с 48 до 51 %. За тот же период численность занятых в экономике увеличилась более чем на 7 %, а численность безработных сократилась почти вдвое, что способствовало существенному улучшению соотношения занятых и безработных - с 6:1 до 12:1.
Развитие с опорой на базовый сектор требует наращивания уже достигнутых объёмов добычи сырья, использования водных ресурсов и производства электроэнергии ввиду наличия в нём большого количества крупных энерго- и водоёмких предприятий. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость проведения масштабных, дорогостоящих работ по воспроизводству и расширению сырьевой базы, являющейся одним из главных конкурентных преимуществ региона, а также по энерго- и водосбережению, восстановлению нарушенных земель, утилизации попутных продуктов первичного передела и промышленных отходов. Результаты опроса показали, что потребность в таких специалистах в настоящий момент формируется как крупными, так и малыми предприятиями, работающими в сфере научно-технологического бизнеса. Респонденты высказали пожелание принять к себе на работу от одного до двух специалистов по управлению инновациями. Представители администрации (областной и муниципальных) отметили, что, по их мнению, на малых и средних предприятиях производственной сферы такими знаниями должен обладать как минимум один человек - первый руководитель.
В целом исследование показало, что предприятия региона готовы ежегодно принимать на работу 650 - 670 специалистов по управлению инновационной деятельностью. Предположительно рост данного показателя будет увеличиваться на 7-10% ежегодно.
Результаты опроса показали, что требования реального сектора экономики к специалистам по управлению инновационной деятельностью имеют свою специфику. Анализ и систематизация требований работодателей позволили составить предполагаемый портрет инновационного менеджера:
- обязательное высшее образование;
- наличие определенного багажа базовых способностей менеджера;
- опыт практической деятельности;
- готовность работать в стрессовой ситуации;
- преданность корпоративной культуре;
- высокая мотивация к достижению цели;
- инициативность и творчество;
- постоянная жажда нового;
- способность генерировать идеи.
Разрабатывая критерии отбора людей, с которыми предстояло работать, организаторы исходили, прежде всего, из такого понятия, как инновационный цикл. Известно, что идея от момента появления до момента внедрения должна пройти несколько стадий развития. Причем на каждом этапе требуется участие совершенно разных специалистов. Финансисты, экономисты, технологи, эксперты, менеджеры по презентациям, переводчики, журналисты - усилиями всех этих специалистов идея и превращается в конкурентоспособный товар. Выпускники, которым в результате защиты дипломов были присвоены подобные квалификационные категории и были приглашены для работы в адаптере. В течение полугода вчерашние студенты тренировались под контролем наставников, руководителей, работая над реальными проектами, представляющими собой заказы действующих предприятий региона. В результате молодые специалисты получили первый производственный опыт, который помог им уже после выпуска из стен адаптера успешно пройти конкурсные отборы работодателей. Сегодня все те, кто прошел через адаптер, успешно работают в организациях и на предприятиях области. Столь позитивные результаты говорят сами за себя. Бизнес-адаптер молодых специалистов имеет полное право на существование. Однако для организации подобной структуры требуются определенные средства. Вопрос в том, кто их предоставит. Многие местные предприятия могут инвестировать средства в развитие бизнес-адаптера, но только при одном условии: готовить специалистов для работы в условиях данного производства. Однако, в этом случае структура автоматически становится в зависимость от состояния и политики конкретного предприятия. Видится целесообразным, что проблему финансирования такой структуры, как бизнес-адаптер, должна решить местная власть. И чем скорее она это сделает, тем быстрее можно будет удовлетворить все возрастающую потребность региональных предприятий в квалифицированных и опытных менеджерах-новаторах.
Опыт практической подготовки кадров показал, что обучение азам инновационного менеджмента необходимо начинать еще до того, как дипломированный специалист покинет стены родного вуза. Это позволит существенно снизить социально-психологическую напряженность выпускников, связанную с проблемой будущего трудоустройства, а также полностью сохранить образовательный, научный и профессиональный потенциал молодых специалистов.
(Исследования выполнены Патентным поверенным РФ, к.э.н. Патраковой Людмилой Петровной).
По итогам 2006 г. в семи федеральных округах РФ по количеству поданных заявок на изобретения места округов распределились следующим образом:
Федеральный округ |
Заявки на изобретения |
|
Количество поданных заявок |
% от общего количества заявок российских заявителей |
|
Центральный |
13983 |
50,15 |
Приволжский |
4403 |
15,79 |
Сибирский |
2528 |
9,07 |
Северо-Западный |
2423 |
8,69 |
Южный |
2552 |
9,15 |
Уральский |
1425 |
5,11 |
Дальневосточный |
542 |
1,94 |
Округ не определен |
28 |
0,10 |
Всего |
27884 |
100,00 |
Сравнительная характеристика подачи заявок на изобретения по федеральным округам РФ в 2006 г.
1-е место с большим отрывом занимает Центральный округ (в основном за счет Москвы и Московской области), Сибирский округ по данному показателю занимает 4-е место, что составляет 9,07 % от общего количества заявок российских заявителей
Из входящих в состав Сибирского федерального округа шестнадцати регионов изобретательскую активность по количеству заявок за период 1999-2006 гг. в основном определяют: Новосибирская область, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Томская область, Алтайский край и Омская область). Заявки на изобретения и полезные модели отражают инновационную активность заявителей-разработчиков, как юридических, так и физических лиц. Поэтому динамика подачи заявок имеет большое значение для рассмотрения инновационных процессов в регионах.
В 2006 г. в Кузбассе поданы 275 заявок на изобретения (4-е место в округе, пропустив вперед Новосибирскую область (625 заявок), Красноярский край (424 заявки) и Томскую область (406 заявок) и 121 заявка на полезные модели (4-е место в округе, опередив явных лидеров - Новосибирскую область (181 заявка), Томскую область(154 заявки) и Красноярский край (134 заявки).
:Распределение поданных в 2007 г. заявок на изобретения по регионам Сибирского федерального округа
Распределение поданных в 2007 г. заявок на полезные модели по регионам Сибирского федерального округа
Кемеровская область имеет очень неравномерную статистику подачи заявок на изобретения и полезные модели по годам до 2002 г. Такая неравномерность процессов защиты ОИС объясняется стихийностью этого процесса, зависящего только от инициативности заявителей, отсутствием в регионе целенаправленной политики интенсификации инновационных процессов.
По данным исследования, в Кемеровской области с 2002 года наблюдается стабильный рост количества заявок на изобретения, что свидетельствует о поступательном, хотя и очень медленном инновационном развитии региона.
В тоже время по стат. данным РОСПАТЕНТа в Кемеровской области в 2006 г. были использованы в производстве 50 изобретений (6-е место в округе), в 2005 г. - 32 изобретения (7-е место), в 2004 г. -19 изобретений. В 2006 г. в Кемеровской области использовались 15 полезных моделей, 4-е место в округе (2005 г. 14- 4-е место), в 2004 г. промышленно использовалось 8 полезных моделей (5-е место в округе).
Доля патентов на изобретения в различных отраслях народного хозяйства в Кемеровской области
Доля патентов на полезные модели в различных отраслях народного хозяйства в Кемеровской области
- Следующей отраслью, проявляющей высокую активность в патентовании своих инноваций, является базовая для региона горнодобывающая промышленность, патентующая сравнительно большое количество патентов, как на изобретения, так и на полезные модели. Другой базовой отраслью региона является металлургическая промышленность. Патентование, преимущественно изобретений, в этой отрасли имеет тенденцию к росту.
- Т.о. наибольшая активность в патентовании инноваций проявляется в здравоохранении, горнодобывающей и металлургической промышленности, что совпадает с приоритетными направлениями экспорта нашей страны. Однако отсутствие зарубежных патентов в этих отраслях означает, что патентование направленно не на защиту экспорта, а на совершенствование производственных процессов.
- В ходе исследования выявлено, что некоторые приоритетные направления научно-технического развития, на которые направлено бюджетное финансирование, не получают должного развития в Кузбассе, (в т.ч. IT-технологии, новые полимерные материалы) и должны быть поддержаны на региональном уровне. Следует выделить также важные для социально - экономического развития Кузбасса отрасли, которые практически не участвуют в процессе создания и внедрения ОИС (доля каждой из них составляет менее 1% в общем количестве патентуемых инноваций): строительство, эл. машиностроение, сельскохозяйственное производство, транспорт.
О карте интеллектуальной активности:
Согласно сформированной карте уровня защиты объектов промышленной собственности в Кемеровской области, наибольшее число патентов на изобретения имеют организации, расположенные в Новокузнецке - 60 % и Кемерове- 35 %, далее с большим отрывом Юрга - 1 %, Междуреченск - 2 % от общего числа. Доля организаций других муниципальных образований не превышает 2 %. Формирование карты активности позволяет сделать вывод о неиспользовании потенциала районов Кемеровской области и диспропорции региональной инфраструктуры создания и защиты ОИС.
Взезка:
Распределение организаций - обладателей патентов по территории Кемеровской областиПроведенные исследования состояния рынка лицензий показывают слабую лицензионную активность (менее 5 % от количества договоров по Сибирскому федеральному округу) и отсутствие инновационной политики, направленной на развитие рынка передовых технологий, защищенных патентными правами.
Врезка:
В исследования выявлены следующие тенденции, характерные для регионального рынка лицензий:
- наибольшая активность в заключении всех видов договоров у негосударственных организаций, что в настоящих экономических условиях при нехватке средств и высококвалифицированных кадров на разработку собственных инноваций вполне оправдано;
- высокая активность физических лиц в качестве передающей стороны, что является наилучшим способом реализации своих инноваций;
- наименьшая активность в лицензионном обмене инновациями государственных организаций, которые имеют высококвалифицированные кадры (особенно НИИ и вузы) и получают почти половину патентов в регионе, но чаще всего не имеют средств на подготовку созданных инноваций к реализации, без чего невозможна их передача в производство;
- наибольший объем соглашений по договорам неисключительной лицензии, что соответствует тенденциям в России и означает потребность в более полном использовании прав на ОИС, однако не соответствует мировым тенденциям - в условиях сильной конкуренции лицензиат стремится приобрести исключительную лицензию, чтобы максимально оградить рынок от конкурентов;
- малый объем закупки лицензий на технологии иностранных фирм (практически единичные случаи), которые имеют высокую степень проработки и подготовки для реализации в производстве.
Одним из направлений исследований в ходе выполнения гранта было выявление наиболее значимых факторов и основных направлений активизации инновационной деятельности, основанной на создании и использовании объектов интеллектуальной собственности (ОИС) на региональном уровне.
Более 30% запатентованных изобретений и полезных моделей принадлежит вузам области. Научно-исследовательский потенциал, основой которого является вузовский и академический секторы науки, становится залогом развития наукоемкой промышленности. А успешное решение задач ускорения экономического и социального развития и перевода экономики на инновационный путь напрямую зависит от эффективности процессов трансформации результатов исследований в т.ч. объектов интеллектуальной собственности, в инновации, их коммерциализации и грамотного управления ими. Некоторые предприятия осуществляют весь инновационный цикл, и управление инновационными проектами проводится через определенные функции персонала. Квалификационный справочник возлагает ответственность за осуществление инновационной деятельности на руководителей структурных подразделении: начальника научно-исследовательской лаборатории, главного инженера, патентоведа, менеджера по управлению персоналом и т.д. На практике, как показал опрос, управлением инновационной деятельностью занимается, в основном, "директорат" предприятия и специальные подразделения, которые занимаются инновационной деятельностью частично в рамках основных задач. Представители администрации,областной и муниципальных, отметили, что, по их мнению, на малых и средних предприятиях производственной сферы такими знаниями должен обладать как минимум один человек - первый руководитель. На большинстве предприятий, из числа охваченных обследованием, нет пока специальных подразделений или отдельных специалистов, выполняющих функции инновационного менеджера. Можно заметить, что "выпадают" как раз те функции, которые обеспечивают динамику инновационной деятельности: производственное проектирование выпуска новой продукции; оценка и экспертиза коммерческой перспективности новшеств; бизнес-планирование процесса создания и продвижения нового продукта; приобретение патентов и лицензий; сертификация, аттестация и стандартизация новшеств, управление интеллектуальной собственностью. Можно также сделать вполне логичный вывод о необходимости корректировки образовательных программ с целью обеспечения необходимыми знаниями обучающихся в настоящее время студентов вузов.
Однако, в ходе реализации учебных программ возникают трудности связанные с отсутствием в вузах комплексного подхода к обучению будущих менеджеров для инновационной сферы. С точки зрения конечного результата процесс обучения должен быть ориентирован на подготовку специалистов не только обладающих определенным объемом теоретических знаний, но и говорящих на одном языке с инновационным предпринимателем.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
на выполнение научно-исследовательской работы
Вид и название работы: Выполнение первого этапа разработки программы инновационного развития Кузбасса "Научно-аналитическое обоснование и рекомендации по формированию программы инновационного развития Кемеровской области до 2025 на основе управления интеллектуальными ресурсами".
Цель работы: повышение эффективности реализации "Стратегии развития Кемеровской области на период до 2025 года" через создание условий для формирования наукоемких секторов экономики региона.
Ожидаемый результат и основное практическое назначение планируемых результатов:
В результате работы по первому этапу должны быть обоснованы различные виды эффектов программы инновационного развития региона, в том числе: экономический эффект; экологический; социальный; научно-технический
.Основание для разработки темы: Стратегия развития Кемеровской области на период до 2025 года, которая предполагает обеспечить повышение устойчивости экономики к внешним колебаниям, в том числе через механизм диверсификации.
Программа экономического и социального развития Кемеровской области на 2005-2010 годы, главная цель которой - структурные преобразования в экономике, повышение ее конкурентоспособности.
Концепция создания Технопарка в сфере высоких технологий на территории Кемеровской области.
Научные, технические, социальные, экономические и другие требования к научно-технической продукции:
- научные: результаты работы должны быть научно обоснованы и опираться на новейшие достижения в данной области;
- технические: предполагаемые решения по инновационному развитию Кузбасса должны базироваться на использовании новых технических решений, а также данных отечественной и зарубежной практики.
- экономические: предполагаемые технологические решения должны быть экономически эффективными.
Основные источники, взаимосвязь с другими работами:
- Программа экономического и социального развития Кемеровской области на 2005-2010 годы;
- среднесрочная региональная целевая программа "Развитие инновационной деятельности в Кемеровской области" на 2008-2010 годы;
- статистические данные.
Отрасли хозяйства, организационные структуры и т.д., где может быть осуществлено внедрение и использование практических результатов: Администрация Кемеровской области, промышленные предприятия и организации Кемеровской области, технопарк в сфере высоких технологий на территории Кемеровской области.
Предполагаемые сроки внедрения: 2008-2025 годы.
Основное содержание работы:
Исследование современного состояния с не менее чем пятилетней ретроспективой и прогнозом развития интеллектуальных ресурсов, как основы инновационного развития (объектов и рынка интеллектуальной собственности, кадрового потенциала) Кемеровской области для формирования условий инновационного развития региона. Конечная цель исследования - формирование рекомендаций по разработке программы инновационного развития Кемеровской области до 2025 года через механизм диверсификации на основе системного управления интеллектуальными ресурсами.
Программные рекомендации должны быть тезисно и конструктивно описаны по следующей схеме:
I. Блок "Региональная многофакторная система управления объектами интеллектуальной собственности"
- Концепция инновационного развития области.
- Система поиска и отбора инновационных проектов.
- Система формирования патентных портфелей и портфелей проектов.
- Система управление интеллектуальными ресурсами.
II. Блок "Инфраструктура"
- Формирование необходимой инфраструктуры в регионе.
- Ключевые организации, их основные функции.
- Органы управления (в части реализации проектного подхода).
III. Блок "Мониторинг"
- Система мониторинга и отчетности.
- Перечень показателей эффективности проектов программы.
- Информационное обеспечение реализации программы.
IV. Блок "Инвестиции и финансы"
- Механизмы привлечения местных, российских и международных инвесторов в инновационные проекты.
- Механизмы поддержки инновационных компаний на начальном этапе деятельности.
- Ключевые направления, инвестирование в которые обеспечит существенный вклад в экономику области.
- Система продвижения инновационной продукции и услуг компаний региона на российский и международный рынки.
V. Блок "Обучение участников программы и методическое обеспечение"
- Подготовка кадров для инновационной сферы.
- Система взаимодействия с региональными и российскими инновационными и научно-образовательными структурами.
- Перечень необходимых научно-методических материалов.
Конечный результат по работе: разработанные рекомендации по формированию программы инновационного развития Кемеровской области до 2025 года через механизм диверсификации на основе интеллектуальных ресурсов.
Понятно, что желающих заниматься воспитанием менеджера "под себя", сегодня, мягко говоря, мало. Для решения этой задачи на базе межвузовского инновационного научно-производственного центра "ИННОТЕХ" был организован экспериментальный бизнес-адаптер молодых специалистов. Главная цель, которую преследовали создатели новой обучающей структуры, заключалась в том, чтобы профессионально и психологически адаптировать вчерашних выпускников к их будущей деятельности. Для работы в адаптере были отобраны первые 12 дипломированных специалистов, которые встали на учет в Кемеровский городской Центр занятости населения сразу же после окончания вуза. Разрабатывая критерии отбора людей, с которыми предстояло работать, организаторы исходили, прежде всего, из такого понятия, как инновационный цикл. Известно, что идея от момента появления до момента внедрения должна пройти несколько стадий развития. Причем на каждом этапе требуется участие совершенно разных специалистов. Финансисты, экономисты, технологи, эксперты, менеджеры по презентациям, переводчики, журналисты - усилиями всех этих специалистов идея и превращается в конкурентоспособный товар. Выпускники, которым в результате защиты дипломов были присвоены подобные квалификационные категории и были приглашены для работы в адаптере. В течение полугода вчерашние студенты тренировались под контролем наставников, руководителей, работая над реальными проектами, представляющими собой заказы действующих предприятий региона. В результате молодые специалисты получили первый производственный опыт, который помог им уже после выпуска из стен адаптера успешно пройти конкурсные отборы работодателей. Сегодня все те, кто прошел через адаптер, успешно работают в организациях и на предприятиях области. Столь позитивные результаты говорят сами за себя. Бизнес-адаптер молодых специалистов имеет полное право на существование. Однако для организации подобной структуры требуются определенные средства. Вопрос в том, кто их предоставит. Многие местные предприятия могут инвестировать средства в развитие бизнес-адаптера, но только при одном условии: готовить специалистов для работы в условиях данного производства. Однако, в этом случае структура автоматически становится в зависимость от состояния и политики конкретного предприятия. Видится целесообразным, что проблему финансирования такой структуры, как бизнес-адаптер, должна решить местная власть. И чем скорее она это сделает, тем быстрее можно будет удовлетворить все возрастающую потребность региональных предприятий в квалифицированных и опытных менеджерах-новаторах.
Опыт практической подготовки кадров показал, что обучение азам инновационного менеджмента необходимо начинать еще до того, как дипломированный специалист покинет стены родного вуза. Это позволит существенно снизить социально-психологическую напряженность выпускников, связанную с проблемой будущего трудоустройства, а также полностью сохранить образовательный, научный и профессиональный потенциал молодых специалистов.