Минпромторг России является одним из наиболее конструктивных и открытых для бизнес-сообщества министерств
24 марта 2017 г. состоялось заседание Коллегии Минпромторга России с участием Председателя Правительства РФ Д.А.Медведева, заместителя Председателя Правительства РФ А.В.Дворковича, заместителя Председателя Правительства РФ Д.О.Рогозина, ряда министров, включая Министра финансов РФ А.Г.Силуанова. В работе коллегии принял участие Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев в своем выступлении дал оценку работе Минпромторга в 2016 году и остановился на задачах министерства, особо отметив развитие фармацевтики и диверсификацию оборонно-промышленного комплекса.
Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров отметил положительный разворот инвестиционной активности и начало промышленного роста. Он также остановился на важной роли Фонда развития промышленности (ФРП) в поддержке проектов и его продвижение в регионы страны путем создания более 20 региональных ФРП. Важным вопросом для решения экологических проблем остается вопрос переработки бытовых отходов, для решения этой проблемы уже создано пять заводов. Перспективным направлением совместной деятельности министерства и бизнеса может быть разработка информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям.
«Минпромторг России является одним из наиболее конструктивных и открытых для бизнес-сообщества министерств», - подчеркнул в ходе своего выступления президент РСПП А.Н.Шохин.
Министерство готово обсуждать наиболее острые темы на ранних стадиях подготовки документов, что позволяет оперативно учесть позицию бизнеса. Эффективно работает Общественный совет при Министерстве, в котором представлены деловые объединения, включая РСПП.
Также президент РСПП отметил, что для РСПП принципиально важно участие представителей бизнес-объединений в экспертизе проектов по инструментам и институтам поддержки, подведомственным Минпромторгу России. Это лучшая практика, которую необходимо тиражировать не только на федеральном, но и на региональном уровне.
Среди сфер успешной совместной работы с министерством Александр Шохин отметил подготовку справочников по наилучшим доступным технологиям, развитие стандартизации и оценки соответствия, работу Фонда развития промышленности.
Говоря о направлениях по повышению эффективности дальнейшей работы, президент РСПП упомянул о необходимости повысить предсказуемость механизмов поддержки Минпромторга. «Компаниям важно понимать, какие инструменты поддержки будут действовать через полтора-два года, а какие будут отменены», - отметил он. Ключевые механизмы и инструменты поддержки должны быть отражены в трехлетнем бюджете, основных направлениях бюджетной и налоговой политики.
Как отметил А.Н.Шохин, механизм специальных инвестиционных контрактов (СПИК) относится к числу наиболее эффективных механизмов поддержки инвестиционных проектов, однако пока не все субъекты РФ приняли необходимое региональное законодательство. Он призвал руководителей региональных органов власти ускорить принятие нормативных правовых актов в части заключения СПИК, также поддержал использование инструмента СПИК в рамках региональных программ по повышению производительности труда.
Также А.Н. Шохин отметил, что важным фактором повышения эффективности механизма СПИК и успешного его тиражирования является «донастройка» механизма с учетом предложений бизнеса, в частности, включение в перечень объектов инвестиций, учитываемых в рамках заключения СПИК, объектов интеллектуальной собственности (что особенно важно для высокотехнологичных секторов); введение раздельного учета доходов вместо обязательного выделения проекта в отдельное юридическое лицо; точечное снижение порога инвестиций для отдельных секторов, например, для производителей компонентной базы; повышение эффективности налоговых льгот в рамках СПИК для проектов с длительным сроком окупаемости (свыше 5 лет); обеспечение прозрачности и четкости процедур в части определения продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации.
Президент РСПП обратился к руководству Правительства с просьбой ускорить согласование подготовленных Минпромторгом поправок в нормативные правовые акты, регулирующие данные вопросы (в том числе, в базовое постановление по СПИК № 708) с учетом предложений бизнеса.
Заместитель Председателя правительства РФ Аркадий Дворкович высоко оценил результаты работы министерства в 2016 году и отметил ряд существующих проблем, в том числе связанных с развитием автомобильных перевозок и производством отечественной автотранспортной техники, локализацией производств иностранных компаний. Он обратил особое внимание министерства на согласованность действий с другими ведомствами в части реализации региональных программ повышения производительности труда.
Тезисы на заседание Коллегии Минпромторга России
Минпромторг России является одним из наиболее конструктивных и открытых для бизнес-сообщества министерств.
Министерство готово обсуждать наиболее острые темы на ранних стадиях подготовки документов. Это позволяет оперативно учесть позицию бизнеса, и при необходимости отказаться от дальнейшей разработки предложений, как в случае с инициативой по введению утильсбора для продукции инвестиционного машиностроения.
Эффективно работает Общественный совет при Министерстве, в котором представлены деловые объединения, включая РСПП, позицию которого Минпромторг не только слушает, но и учитывает.
Для РСПП принципиально важно включение представителей бизнес-объединений в экспертизу проектов по инструментам и институтам поддержки, подведомственным Минпромторгу России. Это лучшая практика, которую необходимо тиражировать не только на федеральном, но и на региональном уровне.
Неплохо ведется работа по наилучшим доступным технологиям. Много сделано для развития стандартизации и оценки соответствия. Предоставлялись субсидии по комплексным инвестиционным проектам, востребованные бизнесом.
Успешно работает Фонд развития промышленности, заключаются специальные инвестиционные контракты, но есть ряд предложений по повышению эффективности инструментов поддержки и институтов развития.
Предлагаем:
1. Повысить предсказуемость механизмов поддержки Минпромторга хотя бы на трехлетний период. Учитывая сроки подготовки проектов, компаниям важно понимать, какие инструменты поддержки будут действовать через полтора-два года, а какие будут отменены. Просили бы поддержки Минфина в данной работе.
2. Многие меры поддержки регионального уровня не работают в полной мере, хотя в этом нет вины Министерства. Даже в отношении одного из наиболее интересных бизнесу инструментов – специальных инвестиционных контрактов – не все субъекты приняли необходимое региональное законодательство. Просили бы руководителей профильных РОИВов обратить на это внимание.
3. В части СПИК предлагаем с одной стороны активнее использовать данный инструмент, как в приоритетных секторах, так и по функциональному признаку, а также предлагаем использовать инструмент СПИК для региональных программ по повышению производительности труда (в соответствии с итогами Стратсовета при Президенте РФ).
В целом считаем важным направлением совместной работы с Минпромторгом в 2017 году снятие барьеров для повышения производительности труда, особенно для промышленного сектора.
4. Для успешного тиражирования инструмента СПИК нужна его донастройка с учетом предложений бизнеса:
- включение в перечень объектов инвестиций, учитываемых в рамках заключения СПИК, объектов интеллектуальной собственности – для многих секторов это важно (например, фармацевтическая промышленность);
- введение раздельного учета доходов вместо обязательного выделения проекта в отдельное юрлицо;
- точечное снижение порога инвестиций для отдельных секторов, например, для производителей компонентной базы;
- повышение эффективности налоговых льгот в рамках СПИК для проектов с длительным сроком окупаемости (свыше 5 лет);
- большая прозрачность и четкость в части определения продукции, не имеющей аналогов – принципиально важно для проектов, обеспечивающих локализацию производства в России. Считаем целесообразным разработку с участием всех ведущих деловых объединений и отраслевых ассоциаций детализированных критериев локализации по наиболее «спорным» отраслям.
Мы понимаем, что не всегда это вопросы к Минпромторгу, но и к другим ФОИВам. Минпромторгом были подготовлены поправки в нормативные правовые акты с учетом предложений бизнеса (в том числе проект поправок в постановление Правительства № 708 – базовое постановление по СПИК), но согласительные процедуры идут медленнее, чем хотелось бы бизнесу, и чем того требует задача запуска инвестиционного роста российской экономики.
Надеемся на еще более конструктивное взаимодействие с Минпромторгом по всем вопросам промышленной политики.