КОНЦЕПЦИЯ долгосрочной региональной межведомственной целевой программы «Подготовка квалифицированных рабочих и специалистов для основных направлений экономической деятельности в Кемеровской области» на 2008 – 2015 годы
Необходимость разработки данной Концепции вызвана особенностями современного этапа развития Кузбасса. Одной из таких особенностей являет-ся обострение проблемы обеспечения экономики региона трудовыми ресур-сами, решение которой требует совместных усилий органов государственной власти, образовательного сообщества, работодателей, общественных объеди-нений и организаций области.Концепция разработана в соответствии с распоряжением Администра-ции Кемеровской области от 25 апреля 2008 г. № 445-р «О мерах по обеспе-чению рабочими кадрами и специалистами основных направлений экономи-ческой деятельности Кемеровской области». В ней учтены ключевые поло-жения Стратегии развития России до 2020 года, Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области на долгосрочную перспекти-ву, других программных документов федерального и регионального уровней.
Концепция служит теоретико-методологической основой долгосрочной региональной межведомственной целевой программы «Подготовка квалифи-цированных рабочих и специалистов для основных направлений экономиче-ской деятельности в Кемеровской области» на 2008 – 2015 годы.
I. Экономика Кузбасса: общая характеристика и приоритеты развития
Кемеровская область относится к числу наиболее развитых индустри-альных регионов России, основу экономики которых образуют добыча и пер-вичная переработка сырья. Промышленность и энергетика вносят наиболь-ший вклад в валовой региональный продукт – до 50 %, что гораздо выше со-ответствующих средних показателей по Сибирскому федеральному округу и по Российской Федерации в целом. В отраслевой структуре промышленного производства преобладают чёрная металлургия, угольная и химическая про-мышленность, на долю которых приходится более 75 % общего объёма про-изводства.
Промышленно-производственный комплекс области обеспечивает 56 % общего объёма добычи угля в стране, в том числе 76 % – коксующихся ма-рок. Его доля в общероссийском производстве стали составляет 14 %, прока-та чёрных металлов – 14 %, ферросилиция – 53 %, железнодорожных магист-ральных рельсов – 80 %, трамвайных рельсов – 100 %, химических волокон и нитей – 12 %. В Сибирском федеральном округе (СибФО) область занимает первое место по инвестициям в основной капитал и второе место по объёму производства промышленной продукции. На её территории сосредоточено около трети промышленно-производственных фондов Западной Сибири.
В силу исторически сложившейся производственной специализации ре-гиона динамика его социально-экономического развития во многом опреде-ляется внешними, макроэкономическими факторами – общим состоянием национальной экономики, особенностями проводимой государством про-мышленной и кредитно-денежной политики, ситуацией на мировых товар-ных рынках и др. Высокая степень зависимости региональной экономики от этих факторов существенно ограничивает возможности оперативного и гиб-кого управления её развитием.
Область примерно в равной мере удалена от западных и восточных гра-ниц Российской Федерации; она расположена в стороне от основных внеш-неторговых транспортных путей. В условиях открытости региональной эко-номики, на долю которой приходится до половины экспортного товарообо-рота Западной Сибири, и сохранения высоких транспортных тарифов это от-рицательно сказывается на стоимости продукции кузбасских товаропроизво-дителей, её конкурентоспособности на внешних рынках.
Системной проблемой региона является нерентабельность его основных материальных активов, прежде всего – старых индустриальных. Физический и моральный износ промышленно-производственных фондов составляет бо-лее 40 %, при этом около 20 % фондов изношено полностью. Область зани-мает одно из первых мест в России по доле ветхого и аварийного жилья, ко-торая наиболее высока в старопромышленных поселениях (до 50 %).
В регионе один из самых высоких в стране уровней урбанизации. Удель-ный вес городского населения составляет 85 %, что на 12 % превышает зна-чение соответствующего среднего показателя по СибФО в целом. В области 22 городских поселения, в числе которых 2 города с численностью населения свыше 500 тыс. человек – Кемерово и Новокузнецк, 5 городов с численно-стью населения более 100 тыс. человек и 5 городов с численностью населе-ния от 50 до 100 тыс. человек. Многие города образованы путём объединения ранее автономных поселений, что обусловливает значительную протяжён-ность коммунальных сетей, износ которых превышает 60 %, и наличие боль-шого парка мелких, неэффективных котельных. Это оборачивается высокой аварийностью и немалыми (до 40 %) потерями на источниках теплоснабже-ния и в тепловых сетях. Как следствие, расходы на содержание жилищно-коммунального хозяйства здесь выше, чем в соседних регионах.
В результате активного индустриального освоения территории Кузбасса в регионе сложилась и сохраняется неблагоприятная, местами кризисная эко-логическая обстановка, прямо влияющая на состояние здоровья и продолжи-тельность жизни живущих здесь людей. Как следствие, область имеет наи-худшие экологические показатели и самые высокие абсолютные значения ес-тественной убыли населения среди регионов СибФО.
К числу основных проблем социально-экономических проблем Кузбасса также относятся:
– преобладание в региональной экономике вертикальных связей над го-ризонтальными при недостаточном уровне её интеграции в экономическое пространство Западной Сибири и СибФО в целом;
– высокая (до 50 %) доля убыточных предприятий, расположенных в ос-новном в депрессивных старопромышленных территориях с монопрофиль-ной производственной специализацией и небольшим количеством жителей;
– проектная и технологическая недостаточность, структурно-отраслевая несбалансированность регионального машиностроительного комплекса, тор-мозящие его развитие;
– заметное отставание области по уровню инновационности развития от большинства сибирских регионов и индустриальных регионов-аналогов;
– несоответствие структуры малого бизнеса, направлений и показателей его деловой активности потребностям развития региональной экономики;
– низкая конкурентоспособность областного агропромышленного ком-плекса, которая во многом обусловлена отсутствием крупных интегрирован-ных объединений производителей и переработчиков его продукции;
– невысокая в целом бюджетная отдача от использования объектов ре-гиональной и муниципальной собственности.
В программных документах регионального значения решение указанных выше проблем связывается, прежде всего, с ускоренной реструктуризацией отраслей экономики для повышения общей инновационности развития об-ласти.
За последние полтора десятилетия в промышленно-производственном комплексе Кузбасса выделились два сектора с совершенно различными эко-номическими параметрами – корпоративный (чёрная и цветная металлургия, угольная и химическая промышленность, энергетика) и некорпоративный (машиностроение и металлообработка, производство строительных материа-лов, лесопромышленный комплекс, пищевая и лёгкая промышленность, сель-ское хозяйство и др.).
Высокодоходные, ориентированные в значительной мере на экспорт от-расли корпоративного сектора, в которых действуют крупные интегрирован-ные бизнес-группы, демонстрируют максимальные темпы роста производст-ва и вносят основной вклад в валовой региональный продукт. Здесь сосредо-точена наибольшая часть региональных инвестиций в основной капитал и реализуются крупные капиталоёмкие проекты.
Ключевые позиции в корпоративном секторе занимает угольная про-мышленность. Угледобыча начинает металлургическую, химическую и энер-гетическую технологические цепочки, выступая в качестве базовой отрасли для соответствующих производств. Отрасль обеспечивает заказами смежни-ков в машиностроении, на железнодорожном транспорте, в строительном комплексе, лёгкой промышленности. Таким образом, экономика Кузбасса в основе своей остаётся углезависимой, что имеет решающее значение для её устойчивого функционирования и развития как в настоящем времени, так и в обозримом будущем.
Угольная промышленность – единственная отрасль, в которой процесс реструктуризации, связанный с привлечением дополнительных крупных ин-вестиций, консолидацией профильных и выведением непрофильных активов, реформой управления, технологической модернизацией и выходом на новые рынки, в основном завершён. В металлургии, химической промышленности и энергетике этот процесс ещё продолжается, что будет определять общее на-правление и динамику их развития в среднесрочной перспективе.
Главным результатом реструктуризации отраслей корпоративного сек-тора должно стать увеличение количества и расширение профилей сформи-рованных в нём кластеров – не связанных прямой производственной коопе-рацией экономических объединений (ассоциаций), обеспечивающих продви-жение сырья или продукции по цепочке производства добавленной стоимо-сти к финишным переделам и конечному потребителю. Если в угольной от-расли и металлургии такие структуры уже сложились, то в химической про-мышленности и энергетике они пока только формируются.
В условиях кластерной диверсификации отраслей экономики, расшире-ния и углубления производственной специализации региона главным квали-фицирующим признаком хозяйствующих субъектов становится не их отрас-левая принадлежность (форма собственности, ведомственная подчинённость, организационно-правовая форма и т. п.), а фактически осуществляемая ими основная и другая экономическая деятельность. В Общероссийском класси-фикаторе видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД) отмеча-ется, что такая деятельность «имеет место тогда, когда ресурсы… объединя-ются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (оказание услуг)».
Для предприятий корпоративного сектора региональной экономики ос-новными видами экономической деятельности, согласно ОКВЭД, являются: 1) добыча топливно-энергетических полезных ископаемых; 2) производство кокса и нефтепродуктов; 3) металлургическое производство и производство готовых металлических изделий; 4) химическое производство; 5) производ-ство и распределение электроэнергии, газа и воды.
В ориентированных исключительно или преимущественно на внутрен-ний рынок, инвестиционно малопривлекательных отраслях некорпоративно-го сектора, предприятия которого в основной своей массе ещё находятся в поиске стратегического собственника, динамика производства значительно хуже. По большинству товарных групп отмечается либо продолжающийся спад, либо неустойчивая динамика. Здесь сохраняется наибольшее количест-во убыточных и низкорентабельных предприятий; немало простаивающих и недозагруженных производственных мощностей.
В ряде отраслей некорпоративного сектора реструктуризация уже нача-лась. И всё же большинству его предприятий пока только предстоит пройти через период глубоких – вплоть до смены производственной специализации – преобразований. Наиболее высокие темпы институциональных и технологи-ческих изменений будут поддерживаться в машиностроении, лёгкой про-мышленности, агропромышленном и лесопромышленном комплексах с це-лью повышения их конкурентоспособности. Главным результатом реструк-туризации отраслей некорпоративного сектора должно стать укрепление их позиций на внутреннем (региональном) рынке, а также создание необходи-мых условий для выхода на новые рынки – в том числе путём формирования и наращивания кластеров.
Для предприятий некорпоративного сектора региональной экономики основными видами экономической деятельности, согласно ОКВЭД, являют-ся: 1) производство машин и оборудования; 2) сельское и лесное хозяйство; 3) производство пищевых продуктов; 4) обработка древесины и производство изделий из дерева; 5) текстильное и швейное производство.
Динамика роста валового регионального продукта в последние годы оп-ределялась, главным образом, промышленным производством, в качестве «локомотивов» которого выступали предприятия базового (корпоративного) сектора. Как полагают эксперты, эта модель экономического роста сохранит-ся в обозримом будущем при любых изменениях рыночной конъюнктуры. Таким образом, экономика Кузбасса в долгосрочной перспективе будет раз-виваться с опорой на базовый сектор по пути реструктуризации отраслей и формирования кластеров в направлении расширения производственной спе-циализации региона, что позволит создать необходимые условия для макси-мально полного и эффективного использования его потенциала.
Развитие с опорой на базовый сектор требует наращивания уже достиг-нутых объёмов добычи сырья, использования водных ресурсов и производст-ва электроэнергии ввиду наличия в нём большого количества крупных энер-го- и водоёмких предприятий. Это, в свою очередь, обусловливает необходи-мость проведения масштабных, дорогостоящих работ по воспроизводству и расширению сырьевой базы, являющейся одним из главных конкурентных преимуществ региона, а также по энерго- и водосбережению, восстановле-нию нарушенных земель, утилизации попутных продуктов первичного пере-дела и промышленных отходов.
Рост производства в отраслях некорпоративного сектора (как прогнози-руется, темпами, близкими к среднероссийским) в среднесрочной перспекти-ве существенным образом не скажется на объёме и структуре валового ре-гионального продукта. Тем не менее, значимость этого сектора для стимули-рования экономической активности и обеспечения занятости населения, под-держания относительно стабильной конъюнктуры на региональном рынке труда и сохранения сложившейся в области системы расселения не только не уменьшится, но даже возрастёт.
В плане создания «точек роста» за рамками базового сектора и выхода на новые рынки весьма перспективной является промышленность строитель-ных материалов. Уже сегодня около 40 % выпускаемого кузбасскими произ-водителями кирпича и значительная часть цемента поставляются за пределы области. Для реализации созданных здесь заделов необходима модернизация действующих производственных мощностей, обеспечивающая снижение их энергоёмкости и переход на новейшие технологии.
Большое значение для устойчивого функционирования промышленно-производственного комплекса Кузбасса и всей экономики региона имеет хо-рошо развитая областная транспортная сеть, которая в условиях сравнитель-но компактной территории предоставляет широкие возможности для обеспе-чения территориальной мобильности населения и формирования динамично развивающихся региональных рынков труда, капитала, жилья и услуг.
В структуре внутриобластных и ближних межрегиональных грузовых и пассажирских перевозок доминирует автомобильный транспорт. Область за-нимает четвёртое место в России и первое место в СибФО по объёму грузо-оборота автомобильного транспорта. К 2011 году будут значительно расши-рены сервисные возможности и увеличена протяжённость автотранспортных коридоров, связывающих Кузбасс с соседними и отдалёнными российскими регионами, Казахстаном и Монголией.
Дальние межрегиональные и трансграничные (главным образом, грузо-вые) перевозки обеспечивает железнодорожный транспорт. Кузбасское отде-ление Западно-Сибирской железной дороги занимает первое место в стране среди всех отделений ОАО «Российские железные дороги» по объёму по-грузки и четвёртое – по объёму грузооборота. Область занимает первое место в России по плотности железнодорожных линий. В 2010 году будут заверше-ны основные работы по развитию системы грузовых железнодорожных пере-возок из Кузбасса в направлении основных портов страны.
Значительный вклад в развитие инфраструктуры региона вносят также строительный комплекс, крупнейшие торговые организации и предприятия сферы услуг. Динамика роста в этих отраслях во многом определяется (и бу-дет определяться в дальнейшем) притоком средств на потребительский ры-нок из базового сектора экономики.
Для предприятий и организаций Кузбасса, не входящих в корпоратив-ный и некорпоративный секторы региональной экономики, основными вида-ми экономической деятельности, согласно ОКВЭД, являются: 1) транспорт и связь; 2) строительство; 3) оптовая и розничная торговля, ремонт автотранс-портных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного поль-зования; 4) предоставление коммунальных, социальных и персональных ус-луг.
Согласно Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области на долгосрочную перспективу, главной целью проводимой област-ными властями политики является повышение конкурентоспособности ре-гиона и рост на этой основе благосостояния его жителей. Для достижения указанной цели, подчёркивается в документе, необходимо обеспечить уско-ренную диверсификацию отраслей региональной экономики – прежде всего, её базового сектора (как в направлении глубины переработки добываемого сырья, так и путём включения в него новых направлений и видов экономиче-ской деятельности). В связи с этим Стратегия ориентирует на реализацию комплекса масштабных программ и проектов, в том числе направленных на:
– развитие сырьевой базы;
– повышение глубины переработки добываемого сырья, его комплексное и эффективное использование;
– наращивание потребления производимой в области продукции на тра-диционных рынках и поддержку выхода её производителей на новые рынки;
– снятие инфраструктурных ограничений для развития базового сектора экономики;
– обеспечение технологического подъёма в некорпоративном секторе экономики (включая развитие специализированного машиностроения);
– совершенствование системы подготовки кадров, устранение диспро-порций в развитии областных рынков труда и образовательных услуг;
– развитие инновационных центров и городской среды в «ядрах» агло-меративных систем региона – Кемерово и Новокузнецке.
В Стратегии отмечается, что в ходе её реализации могут возрасти суще-ствующие и возникнуть новые риски.
Риски, связанные с освоением ранее привлечённых инвестиций и реали-зацией уже анонсированных проектов, генерализируются в период до 2010 года, что обусловлено дальнейшей консолидацией активов в угольной отрас-ли, металлургии и химической промышленности, а также началом основного этапа реформирования энергетической и транспортной систем. Примерно в это же время развернутся процессы технологической модернизации в базо-вом секторе региональной экономики, что приведёт к незначительному в це-лом сокращению численности промышленно-производственного персонала, которое будет сопровождаться высвобождением работников со старыми ква-лификациями и ростом потребности в кадрах с новыми квалификациями.
В более отдалённой перспективе (начиная с 2010-2011 гг.) будет дина-мично расти объём неудовлетворённого спроса на рабочую силу вследствие устойчивого сокращения её предложения, обусловленного масштабным «де-мографическим сжатием» региона. Кроме того, в этот период генерализуются следующие риски, повышающие вероятность затяжного структурного кризи-са на областном рынке труда:
– риск резкого сокращения количества рабочих мест в базовом секторе региональной экономики вследствие общего циклического ухудшения ры-ночной конъюнктуры или обострения конкурентной борьбы между круп-нейшими мировыми производителями (экспортёрами) угля и стали;
– риск утраты эффективности региональной системой профессионально-го образования, до сих пор ориентированной не столько на запросы рынка труда, требования работодателей и приоритеты развития области, сколько на собственные (ведомственные) интересы, возможности бюджета, личные по-требности граждан и уровень платёжеспособности населения.
Таким образом, основные риски для устойчивого функционирования и развития экономики Кузбасса связаны с влиянием изменений в экономике и демографического фактора на занятость, а также с растущим влиянием демо-графической ситуации и положения дел в сфере профессионального образо-вания на экономику. Нейтрализация или, по меньшей мере, снижение ука-занных рисков – необходимое условие достижения стратегических ориенти-ров развития области.
2. Население и занятость в Кузбассе: структура, динамика, перспективы
Демографическая ситуация в области, как и по стране в целом, характе-ризуется продолжающимся устойчивым сокращением численности постоян-ного населения вследствие его естественной убыли.
Численность населения области составляет более 2,8 млн. человек (по этому показателю Кузбасс занимает второе место среди регионов СибФО, уступая лишь Красноярскому краю). За последние десять лет она уменьши-лась более чем на 170 тыс. человек, или почти на 6 %.
В области сохраняется впервые зафиксированное в 1993 году кратное – в среднем, в 1,5 раза – превышение коэффициентом смертности коэффициента рождаемости, а также самая низкая среди регионов СибФО средняя продол-жительность жизни. Растёт смертность среди лиц трудоспособного возраста (прежде всего, мужчин): за период с 1999 года их доля в общем количестве умерших возросла более чем на 6 %. Почти половина всех умерших в 2004-2007 гг. лиц указанной категории – лица в возрасте от 30 до 49 лет (в основ-ном, мужчины). Высокая смертность во многом связана с тем, что более по-ловины работников промышленных предприятий Кузбасса занято на тяжё-лых работах, работах с вредными и опасными условиями труда.
Начиная с 2000 года в области отмечается устойчивое повышение уров-ня рождаемости. Тем не менее, сегодня он более чем в 1,5 раза ниже того, ко-торый необходим для простого воспроизводства населения. Вследствие дос-тигнутой в 1996-1999 гг. «нижней точки» падения рождаемости (менее 60 % от уровня 1989 года) численность выпускников общеобразовательных учре-ждений области уменьшится с 46,6 тыс. человек в 2007 году до 35 тыс. чело-век в 2015 году – то есть, почти на 25 %.
Миграционные процессы, в отличие от других регионов СибФО, на ди-намику воспроизводства населения влияют незначительно. В то же время, Кузбасс – один из немногих сибирских регионов, стабильно сохраняющих положительное сальдо миграции. Миграционный прирост за последние пять лет увеличился почти в 10 раз, при этом до половины мигрантов составляют лица в возрасте от 20 до 40 лет, что свидетельствует об общей привлекатель-ности региона для трудовых мигрантов – главным образом, из стран ближне-го зарубежья.
Произошедшие за последние десять лет изменения возрастной структу-ры населения характеризовались увеличением доли лиц трудоспособного возраста и уменьшением доли лиц в возрасте моложе трудоспособного (доля лиц в возрасте старше трудоспособного существенно не изменилась). Однако уже в ближайшие годы численность лиц трудоспособного возраста начнёт быстро сокращаться, тогда как численность лиц в возрасте моложе и старше трудоспособного будет устойчиво расти. В условиях продолжающегося «де-мографического сжатия» области трудовые ресурсы региона начнут сокра-щаться темпами, опережающими сокращение общей численности населения вследствие его естественной убыли.
В 2007 году специалистами Центра бюджетного мониторинга Петроза-водского госуниверситета в рамках реализации федерального проекта «Ры-нок труда и рынок образовательных услуг. Регионы России» был подготов-лен прогноз изменений демографической ситуации в субъектах РФ на период до 2015 года. Согласно этому прогнозу, численность населения области бу-дет ежегодно уменьшаться, в среднем, почти на 20 тыс. человек и составит на конец периода около 2726 тыс. человек.
По подсчётам специалистов управления Федеральной службы государ-ственной статистики по Кемеровской области, численность населения Куз-басса сократится к концу 2015 года примерно на 166 тыс. человек, а к концу 2025 года – не менее чем на 296 тыс. человек. При этом численность лиц тру-доспособного возраста уменьшится к концу 2015 года почти на 248 тыс. че-ловек, а к концу 2025 года – более чем на 391 тыс. человек.
С приведёнными выше данными коррелируют и прогнозные показатели, рассчитанные специалистами Фонда «Центр стратегических разработок “Се-веро-Запад”» (г. Санкт-Петербург). Согласно этим подсчётам, численность трудоспособного населения области к концу 2015 года уменьшится более чем на 200 тыс. человек, а к концу 2025 года – почти на 354 тыс. человек.
Таким образом, демографическая ситуация в самом скором времени ста-нет одним из главных факторов, определяющих конъюнктуру на областном рынке труда и непосредственно влияющих на положение дел в сфере занято-сти. Следовательно, уже сегодня этот фактор следует в полной мере учиты-вать при разработке и реализации программ и проектов, направленных на достижение стратегических ориентиров социально-экономического развития Кузбасса.
Главным индикатором конъюнктуры на рынке труда является уровень экономической активности населения, занятости и безработицы. За послед-нее десятилетие численность экономически активного населения существен-но не изменилась, тогда как его доля в общей численности населения области возросла с 48 до 51 %. За тот же период численность занятых в экономике увеличилась более чем на 7 %, а численность безработных сократилась почти вдвое, что способствовало существенному улучшению соотношения занятых и безработных – с 6:1 до 12:1.
В силу высокого уровня урбанизации региона основная часть регистри-руемого рынка труда формируется городским населением. Наиболее высокий (7-10 % от общей численности трудоспособного населения) уровень безрабо-тицы, носящей застойный характер, сохраняется в 5 муниципальных районах из 19. В остальных районах и области в целом отмечается устойчивая тен-денция к уменьшению объёма нереализованного предложения рабочей силы лицами, зарегистрированными в органах государственной службы занятости в качестве безработных.
Средняя продолжительность поиска работы лицами, зарегистрирован-ными в органах государственной службы занятости в качестве безработных, за последние пять лет сократилась в 1,5 раза. Однако уровень трудоустройст-ва указанных лиц остаётся невысоким (не более 40 %).
Заметно изменился состав зарегистрированных безработных. За послед-ние пять лет доля в их общей численности высвобожденных работников со-кратилась с 19,5 до 14,7 %; доля лиц в возрасте от 18 до 29 лет возросла с 28 до 34 %, а доля выпускников учреждений общего и профессионального обра-зования – с 6,2 до 7,9 %. В связи с этим заслуживает внимания, что сегодня более 60 % безработных – лица в возрасте до 40 лет, средний возраст кото-рых на 4 года ниже среднего возраста занятых в экономике.
Весьма неустойчивым остаётся соотношение спроса на рабочую силу и её предложения: так, в последние годы нагрузка незанятого населения на од-ну заявленную вакансию колебалась в пределах от 0,9 до 3,9 человек. Это, как и сказанное выше, свидетельствует о сложности и противоречивости об-щей ситуации, сложившейся на областном рынке труда.
Среднегодовая численность занятых в экономике за период с 2001 года существенно не изменилась и составляет около 1320 тыс. человек. Наиболь-шая часть работников занята в промышленности (до 30 %), торговле и сфере непроизводственного обслуживания населения (19,5 %), а также на предпри-ятиях транспорта и связи (9,1 %). Почти 68 % занятых в экономике работают на крупных и средних предприятиях.
В регионе на сегодня сложилось следующее распределение общей сред-несписочной численности работников (без учёта работников сельского и лес-ного хозяйства, а также работников сферы коммунальных, социальных и персональных услуг): руководители – 8,8 %; специалисты – 24,1 %; другие служащие – 3,7 %; рабочие – 63,4 %.
В базовом секторе экономики Кузбасса трудятся около 257 тыс. человек, что составляет почти 20 % от общей численности занятого населения. В сек-торе сложилось следующее распределение численности работников по видам экономической деятельности: добыча полезных ископаемых – 48,5 %; метал-лургическое производство и производство готовых металлических изделий – 21,5 %; производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 21,1 %; химическое производство – 6,9 %; производство кокса и нефтепродуктов – 2,0 %. Среднесписочная численность работников распределяется по катего-риям персонала следующим образом: руководители – 10,4 %; специалисты – 9,7 %; другие служащие – 1,1 %; рабочие – 78,8 %.
В некорпоративном секторе заняты около 180 тыс. человек, что состав-ляет почти 14 % от общей численности занятого населения. Здесь сложилось следующее распределение численности работников по видам экономической деятельности: сельское и лесное хозяйство – 32,5 %; производство пищевых продуктов – 19,1 %; производство машин и оборудования – 15,5 %; текстиль-ное и швейное производство – 5,7 %; обработка древесины и производство изделий из дерева – 4,5 %; другие виды – 22,7 %. Среднесписочная числен-ность работников (без учёта работников сельского и лесного хозяйства) рас-пределяется по категориям персонала следующим образом: руководители – 8,4 %; специалисты – 10,7 %; другие служащие – 4,1 %; рабочие – 76,8 %.
В третичном секторе занято работников вдвое больше, чем в обоих ука-занных выше секторах вместе взятых – около 868 тыс. человек, что составля-ет почти 66 % от общей численности занятого населения. Здесь сложилось следующее распределение численности работников по видам экономической деятельности: оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 23,9 %; транспорт и связь – 13,6 %; строительство – 9,1 %; предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг – 5,7 %; другие виды – 47,7 %. Среднесписочная численность работников (без учёта работников сферы коммунальных, социальных и персональных услуг) распределяется по категориям персонала следующим образом: руководители – 8,6 %; специали-сты – 12,7 %; другие служащие – 2,3 %; рабочие – 76,3 %.
В Кузбассе отмечается позитивная в целом динамика движения работни-ков: если в 2003 году численность выбывших работников превысила числен-ность принятых на работу почти на 18,5 тыс. человек, то в 2007 году эта раз-ница сократилась вдвое. Более чем в 1,5 раза сократилась численность работ-ников, высвобожденных с угледобывающих предприятий, что связано, преж-де всего, с завершением реструктуризации и улучшением общей ситуации в угольной отрасли. В то же время, указанная динамика остаётся весьма неус-тойчивой: в течение последних десяти лет отношение численности принятых на работу к численности выбывших работников колебалось в пределах от 87 до 101 %. Ещё более существенно – в некоторых случаях разительно – отли-чаются значения данного показателя по отраслям (секторам) экономики и ви-дам экономической деятельности.
За период с 2001 года численность занятых в базовом секторе регио-нальной экономики по пяти основным видам экономической деятельности сократилась почти на 20 тыс. человек, или на 6,2 %. Сокращение отмечено по двум видам: металлургическое производство и производство готовых метал-лических изделий – на 25,4 тыс. человек (-31,5 %); химическое производство – на 3,8 тыс. человек (-17,8 %). Увеличение численности работников зафик-сировано по трём видам: добыча топливно-энергетических полезных иско-паемых – на 4,5 тыс. человек (+3,4 %); производство кокса и нефтепродуктов – почти на 3 тыс. человек (в 2,2 раза); производство и распределение элек-троэнергии, газа и воды – на 2,2 тыс. человек (+2,9 %).
За указанный выше период численность занятых в некорпоративном секторе по пяти основным видам экономической деятельности сократилась почти на 24 тыс. человек, или на 14,7 %. Сокращение отмечено по трём ви-дам: производство машин и оборудования – на 15,1 тыс. человек (-35,0 %); сельское и лесное хозяйство – на 14,2 тыс. человек (-19,6 %); текстильное и швейное производство – почти на 3 тыс. человек (-22,0 %). Увеличение чис-ленности работников зафиксировано по двум видам: производство пищевых продуктов – на 5,7 тыс. человек (+ 20,0 %); обработка древесины и производ-ство изделий из дерева – на 2,6 тыс. человек (+ 48,1 %).
За тот же период численность занятых в третичном секторе по четырём основным видам экономической деятельности увеличилась почти на 76 тыс. человек, или на 20,0 %. Увеличение отмечено по всем четырём видам: опто-вая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – более чем на 50 тыс. человек (+ 31,8 %); предоставление коммунальных, социальных и персональ-ных услуг – на 14,6 тыс. человек (+ 41,5 %); транспорт и связь – почти на 9 тыс. человек (+ 8,0 %); строительство – более чем на 2 тыс. человек (+ 2,9 %).
Таким образом, небольшой (на 75 тыс. человек, или на 6 %) рост общей численности занятого населения в Кузбассе обеспечивался в последние годы положительной динамикой третичного сектора. Лидерами здесь были и, как уже ясно, останутся в ближайшем будущем торговля, общественное питание и сфера обслуживания. Согласно прогнозу специалистов областного депар-тамента потребительского рынка и предпринимательства, для замещения ва-кантных и вновь создаваемых здесь рабочих мест в ближайшие два года по-надобятся дополнительно не менее 15 тыс. человек, а в последующий период (по 2015 год включительно) – от 5 до 6,5 тыс. человек ежегодно.
Наилучшее отношение численности принятых на работу к численности выбывших работников по основным видам экономической деятельности от-мечается в третичном секторе – 106 %. Гораздо более низкие показатели де-монстрируют базовый и некорпоративный секторы – 79 и 74 % соответст-венно. Лучший показатель в базовом секторе – по металлургическому произ-водству и производству готовых металлических изделий (95 %); «аутсайде-ры» здесь – производство кокса и нефтепродуктов, химическое производство (62 и 65 % соответственно). В некорпоративном секторе лидируют производ-ство пищевых продуктов, сельское и лесное хозяйство (93 и 88 % соответст-венно); на последнем месте – текстильное и швейное производство (32 %).
Устойчиво растёт объём спроса на рабочую силу: потребность в работ-никах, заявленная работодателями в органы государственной службы занято-сти, возросла по сравнению с 2000 годом в 14 раз и составила в 2007 году 187,3 тысяч рабочих мест. 81 % от общего количества заявленных работода-телями вакансий составляют места рабочих (в 2000 году – 76,2 %). Более по-ловины вакансий заявлено промышленными предприятиями (20,4 %), строи-тельными организациями (15,0 %), организациями торговли и общественного питания (14,5 %).
В целом, динамика занятости в течение последних лет характеризовалась устойчивой тенденцией к увеличению количества вакантных рабочих мест в абсолютном большинстве отраслей и секторов экономики, что свидетельст-вует о росте неудовлетворённого спроса на рабочую силу, одна из главных причин которого – непривлекательность значительной части рабочих мест для основной массы экономически активного населения (главным образом, из-за низкой оплаты и неблагоприятных условий труда).
Сохраняющаяся в большинстве отраслей некорпоративного сектора эко-номики система оплаты труда не способствует развитию наиболее перспек-тивных и значимых для региона видов экономической деятельности. Если в отраслевом разрезе соотношение размеров среднемесячной заработной платы работников корпоративного, некорпоративного и третичного секторов опи-сывается соотношением 1,0 : 0,5 : 0,6, то в разрезе основных видов экономи-ческой деятельности – 1,0 : 0,4 : 0,7. Не менее (а в отдельных случаях, ещё более) проигрывает уровень оплаты труда в указанных выше отраслях в со-поставлении со средними заработками в сфере неформальной занятости. По-казательно, что предприятия и организации этих отраслей испытывают наи-более острый «кадровый голод».
В условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, трудятся более 40 % всех занятых в экономике; около 4 % занятых работают на обору-довании, не отвечающем требованиям промышленной безопасности и охра-ны труда. Более 20 % работников заняты тяжёлым физическим трудом. Оче-видно, что без глубокой технико-технологической модернизации производ-ства и улучшения условий труда удерживать персонал на таких рабочих мес-тах будет всё труднее, а привлекать новых (тем более, молодых) работников – вряд ли возможно.
Одним из признаков неблагополучной ситуации в сфере занятости явля-ется прогрессирующее старение квалифицированных кадров, прежде всего – промышленно-производственного персонала. Так, «молодёжная» (в возрасте до 30 лет) группа рабочих промышленных предприятий Кузбасса сегодня со-ставляет немногим более 26 % от общей численности их персонала. При этом по своей численности она почти в два раза уступает «предпенсионной» (50-60 лет и старше) группе. С учётом этого обстоятельства можно прогнозиро-вать выбытие по достижению пенсионного возраста уже в ближайшие годы не менее 20 % занятых в промышленности рабочих.
Всё более заметное негативное влияние на ситуацию в сфере занятости оказывают диспропорции в развитии региональных рынков труда и образова-тельных услуг. В условиях острого дефицита рабочих кадров указанные дис-пропорции оборачиваются практикой необоснованного замещения соответ-ствующих вакансий лицами с высшим и средним профессиональным образо-ванием, которая постепенно приобретает массовый характер. С учётом того, что в структуре среднемесячных затрат организаций на рабочую силу расхо-ды на обучение и переобучение персонала занимают последнее место (от 0,1 до 0,7 %), эта тенденция вызывает серьёзное беспокойство.
Растёт неформальная занятость: количество рабочих мест здесь состав-ляет более 26 % от общей численности занятых в экономике и в 1,8 раза пре-вышает количество вакансий, заявленных работодателями в органы государ-ственной службы занятости. Так, по группе «обрабатывающие производства» общее количество рабочих мест неформальной занятости составляет около 27 % от общей численности занятых в соответствующих отраслях (в том чис-ле в лесопромышленном комплексе – 65 %, текстильном и швейном произ-водстве – более 62 %). В торговле и непроизводственном обслуживании на-селения этот показатель достигает 55 %; в сфере коммунальных, социальных и персональных услуг – 32 %; в строительстве – 25 %.
В связи со сказанным выше на первый план выдвигается задача перехода от политики экстенсивной занятости к политике эффективной, или «продук-тивной» занятости путём включения в планы работы отраслевых департа-ментов, планы развития предприятий и территорий комплекса мер по рест-руктуризации рабочих мест. Для этого необходимо, прежде всего, сформиро-вать систему экономических стимулов и правовых гарантий, обеспечиваю-щих заинтересованное, активное участие работодателей в осуществлении та-кой политики. При этом следует предусмотреть создание механизма налого-обложения, аналогичного установленному во многих странах «налогу на ква-лификацию», который бы стимулировал работодателей увеличить расходы на работу с персоналом (включая подбор, подготовку, переподготовку и повы-шение квалификации кадров), как минимум, до 1,5-2 % от фонда оплаты тру-да.
Проведённый анализ показывает, что обеспечить хотя бы простое вос-производство постоянного населения в обозримом будущем не удастся: чис-ленность умерших будет значительно превышать численность родившихся, а достигнутый уровень смертности – снижаться медленнее, чем расти уровень рождаемости и средняя продолжительность жизни. Численность лиц трудо-способного возраста будет сокращаться быстрее, чем общая численность на-селения вследствие его естественной убыли. Миграционный прирост не смо-жет компенсировать связанные с этим потери в той мере, в какой это необхо-димо для решения стоящих перед областью задач. Таким образом, в долго-срочной перспективе человеческие ресурсы региона будут сокращаться, а персонал организаций и население в целом – стареть, что ведёт к росту дефи-цита рабочей силы темпами, опережающими структурные изменения в эко-номике, а также к увеличению нагрузки на бюджеты всех уровней в части расходов на здравоохранение и социальное обеспечение. Кроме того, возрас-тает риск опережающего роста стоимости рабочей силы по отношению к росту производительности труда.
В условиях обострения проблемы обеспечения экономики Кузбасса тру-довыми ресурсами возникает необходимость поэтапного технологического переоснащения отраслей экономики, планомерного перераспределения тру-довых ресурсов и системной трансформации структуры занятости, а также ускоренного роста на этой основе производительности труда. Наиболее пер-спективными в указанном плане являются отрасли корпоративного сектора, машиностроение, транспорт, строительство, торговля и сфера услуг.
Решение указанной выше проблемы требует принятия комплекса мер по совершенствованию системы подготовки квалифицированных кадров в ре-гионе. В связи с этим следует подчеркнуть, что ситуация на рынке труда и состояние системы профессионального образования становятся одними из основных, решающих факторов конкурентоспособности области в долго-срочной перспективе.
3. Профессиональная школа Кузбасса
перед лицом необходимых перемен
На современном этапе развития региона перед профессиональной шко-лой Кузбасса встаёт задача эффективного кадрового обеспечения основных направлений и видов экономической деятельности в соответствии со страте-гическими ориентирами развития области. Для этого необходимо создать ин-ституциональные условия и механизмы, обеспечивающие устранение дис-пропорций на областных рынках труда и образовательных услуг; привести структуру подготовки квалифицированных кадров в учреждениях профес-сионального образования в соответствие с актуальными и перспективными потребностями экономики региона.
К сожалению, приходится констатировать, что сегодня имеет место рас-согласование потребностей развивающейся экономики, запросов рынка труда и конъюнктуры на рынке образовательных услуг. Работодатели нуждаются в работниках определённых профессий (специальностей) и уровня квалифика-ции – их не хватает, но выпускаются квалифицированные рабочие и специа-листы, в которых работодатели, экономика в целом не нуждаются или спрос на которых уже удовлетворён. Как следствие, сохраняется и даже усиливает-ся несоответствие между спросом на рабочую силу и её предложением, кото-рое становится всё более ощутимым на фоне экономического роста послед-них лет и всё более опасным в условиях сокращения трудовых ресурсов. Не-соответствие структуры подготовки квалифицированных кадров потребно-стям развивающейся экономики и запросам рынка труда приводит к неэф-фективному использованию государственных и общественных ресурсов, не-продуктивным затратам заказчиков и непосредственных потребителей обра-зовательных услуг.
В Кемеровской области сложилась развитая сеть учреждений профес-сионального образования, включающая:
– 66 образовательных учреждений начального профессионального обра-зования (далее – ОУ НПО), 11 из которых находятся в ведении Федеральной службы исполнения наказаний Минюста России;
– 51 образовательное учреждение среднего профессионального образо-вания (далее – ОУ СПО) с 2 филиалами, а также 4 структурных подразделе-ния вузов, реализующих образовательные программы СПО;
– 10 созданных на территории области государственных учреждений высшего профессионального образования и 1 аккредитованный негосударст-венный вуз с 16 филиалами, а также 33 филиала расположенных за предела-ми области государственных и аккредитованных негосударственных вузов.
За последние десять лет численность обучающихся в учреждениях про-фессионального образования увеличилась почти в 1,4 раза (со 142,5 до 193,8 тыс. человек), а их доля в численности трудоспособного населения возросла с 8 до 10,7 %. Отмеченный рост был обусловлен более чем двукратным уве-личением численности студентов вузов и на 16,5 % – численности студентов ОУ СПО, тогда как численность учащихся ОУ НПО сократилась почти на треть. В общей численности обучающихся в системе профессионального об-разования доля студентов вузов составляет более 55 %, студентов ОУ СПО – около 28 %, учащихся ОУ НПО – менее 17 %.
За тот же период выпуск учреждениями профессионального образования квалифицированных рабочих и специалистов увеличился с 40,5 до 43,3 тыс. человек (главным образом, за счёт выпускников вузов, численность которых возросла вдвое), тогда как приём на обучение сократился с 51,2 до 50,3 тыс. человек (в результате сокращения более чем в два раза приёма в ОУ НПО). При этом в общей численности принятых на обучение доля поступивших в вузы увеличилась в 1,8 раза (с 24,8 до 45,5 %), поступивших в ОУ СПО – возросла незначительно (с 31,6 до 33,6 %), поступивших в ОУ НПО – умень-шилась в 2,1 раза (с 43,6 до 20,9 %).
В структуре выпуска доля специалистов с высшим профессиональным образованием (ВПО) составляет 40 %, специалистов с СПО – 34 %, квалифи-цированных рабочих и служащих с НПО – 26 %. В то же время, в общей чис-ленности занятых доля специалистов высшего уровня квалификации состав-ляет 13,5 %, специалистов среднего уровня квалификации – 14,3 %, а квали-фицированных рабочих – 36,3 %. Таким образом, структура выпуска кадров с ВПО, СПО и НПО описывается соотношением 1,0 : 0,8 : 0,6, тогда как рас-пределение численности занятых в экономике по указанным категориям – соотношением 1,0 : 1,1 : 2,7.
Приведённые выше данные свидетельствуют о неравномерном развитии на протяжении последних лет профессиональной школы Кузбасса, которое характеризовалось ускоренной «массовизацией» высшего и «демассовизаци-ей» начального профессионального образования. В связи с этим следует при-знать, что формирование регионального рынка образовательных услуг про-исходило стихийно и сопровождалось обострением противоречия между по-вышенным спросом населения на узкий круг наиболее «престижных» специ-альностей профессионального образования – прежде всего, высшего – и за-просами рынка труда. Как следствие, возникла опасность утраты региональ-ной системой профессионального образования эффективности (вплоть до её дезориентации, глубокого кризиса и даже распада) в результате дальнейшего «сжатия» подсистемы НПО и нарастания дисфункциональных изменений в подсистеме СПО.
За последнее десятилетие региональная подсистема НПО в значительной мере утратила свой былой потенциал. Количество ОУ НПО в Кузбассе со-кратилось в 1,4 раза (с 92 до 66), а выпуск из них квалифицированных рабо-чих и служащих – более чем в 2 раза (с 19,3 до 9,3 тыс. человек). Структура подготовки в них квалифицированных рабочих и служащих, в целом, до сих пор не сбалансирована с запросами рынка труда; по-прежнему оставляют желать лучшего качество подготовки и уровень квалификации большинства выпускников.
За тот же период количество ОУ СПО сократилось на 12 % (с 58 до 51), тогда как выпуск из них специалистов возрос более на 13,3 % (с 12,8 до 14,5 тыс. человек). В то же время, обозначились негативные тенденции, ведущие к превращению СПО в проходную ступень для получения ВПО, а также к его коммерциализации и «гуманитаризации». Так, доля лиц, обучающихся в ОУ СПО Кузбасса за счёт собственных средств, уже превысила 45 %. При этом в некоторых индустриальных («технических») ОУ СПО до половины специ-альностей, по которым ведётся подготовка, сегодня составляют специально-сти социально-гуманитарного профиля – главным образом, экономические, юридические и «сервисные».
Помимо объективных причин снижения потенциала и нарастания дис-функций в региональных подсистемах НПО и СПО, есть и субъективные, среди которых – недостаточный в целом уровень квалификации руководите-лей и специалистов, отсутствие у большинства профессионально- и инже-нерно-педагогических работников опыта работы в современном секторе эко-номики, сохраняющаяся ориентация значительной части образовательных учреждений не столько на запросы рынка труда и потребности реальной эко-номики, сколько на собственные (ведомственные) интересы.
Риск утраты эффективности региональной системой профессионального образования ещё более возрастает в условиях неблагоприятной демографиче-ской ситуации. Согласно прогнозу, подготовленному специалистами Цен-тром бюджетного мониторинга Петрозаводского госуниверситета, с 2010 го-да начнёт постепенно, но устойчиво сокращаться выпуск специалистов вуза-ми и ОУ СПО (в подсистеме НПО этот процесс начался в 2000 году). При этом сохранится наметившаяся в 2004 – 2005 гг. тенденция к сокращению приёма в них на обучение (в подсистеме НПО эта тенденция наблюдается с 1999 года). В результате в 2015 году приём на обучение в ОУ ВПО, СПО и НПО Кузбасса, как прогнозируется, составит около 30 тыс. человек, а выпуск ими квалифицированных кадров – немногим более 28 тыс. человек (то есть сократятся почти в 1,7 и более чем в 1,5 раза по сравнению с приёмом и вы-пуском в 2007 году соответственно). При этом структура выпуска значитель-но ухудшится: соотношение численности выпускников с ВПО, СПО и НПО составит 1,0 : 0,6 : 0,4 против 1,0 : 0,8 : 0,6 в 2007 году.
Уже сегодня большинство ОУ НПО и СПО испытывает серьёзные труд-ности с выполнением государственных заданий по приёму на обучение, в том числе – по наиболее востребованным на рынке труда профессиям и специ-альностям. Эти трудности во многом обусловлены относительно узким спек-тром, негибкостью и недостаточным уровнем инновационности реализуемых указанными учреждениями образовательных программ. Так, если «среднеста-тистический» вуз Кузбасса может сегодня предложить заказчику (непосредст-венному потребителю) образовательных услуг на выбор не менее 19 основных профессиональных образовательных программ, то «среднестатистическое» ОУ НПО и ОУ СПО – не более 5 таких программ.
Реализуемые ОУ НПО и ОУ СПО основные профессиональные образова-тельные программы не обеспечивают надлежащего охвата наиболее востребо-ванных на областном рынке труда профессий (специальностей) и основных, наиболее значимых для региона видов экономической деятельности. Так, охват по профессиям НПО составляет 29,1 % (94 профессии из 323), по группам про-фессий НПО – 31,3 % (50 групп профессий из 160), по специальностям СПО – 49,2 % (94 специальности из 191).
Соотношение численности обучающихся в ОУ НПО и ОУ СПО (1,0 : 2,3) не соответствует сложившемуся распределению общей численности за-нятых в экономике по указанным уровням образования (1,0 : 0,7). При этом по отдельным отраслям экономики и видам экономической деятельности это соотношение ещё хуже: по металлургическому производству – 1,0 : 9,4; по горнодобывающей отрасли – 1,0 : 3,5; по железнодорожному транспорту – 1,0 : 2,7; по химическому производству – 1,0 : 2,6.
Проведённый анализ не оставляет сомнений в том, что при сохранении сложившихся диспропорций на областных рынках труда и образовательных услуг, несбалансированного развития региональной системы профессиональ-ного образования именно квалифицированные рабочие и специалисты сред-него уровня квалификации уже в самом скором времени станут одним из са-мых дефицитных ресурсов экономики Кузбасса. В этих условиях сохранение и укрепление системы довузовского профессионального образования стано-вится важнейшей задачей, требующей безотлагательного решения.
В связи со сказанным выше заслуживают внимания результаты социоло-гических опросов, проведённых в 2003-2007 гг. специалистами ГОУ «Куз-басский региональный институт развития профессионального образования» (далее – ГОУ «КРИРПО») по заказу департамента образования и науки Ке-меровской области. В них приняли участие работодатели, представляющие ведущие отрасли региональной экономики: горнодобывающую промышлен-ность, металлургию, электроэнергетику, машиностроение и металлообработ-ку, строительство, транспорт и др.
Начиная с 2003 года работодатели достаточно остро ставят вопрос о де-фиците квалифицированных работников с опытом работы (прежде всего, ра-бочих определённых профессий), оценивая при этом как недостаточный в целом уровень квалификации персонала, уже работающего на предприятии. В качестве наиболее предпочтительной меры, способствующей решению указанных проблем, работодатели указывают подготовку непосредственно на рабочем месте путём наставничества (в 2006 году такого мнения придержи-вались 55,3 % респондентов, а в конце 2007 года – уже 58,4 %). Вместе с тем, количество опрошенных, считающих необходимым создавать и (или) разви-вать собственную учебно-производственную базу, существенно не измени-лось: 10,5 % респондентов в 2006 году и 11,2 % – в 2007 году. В то же время, существенно увеличилось количество работодателей, считающих необходи-мым развивать систему подготовки квалифицированных рабочих в ОУ НПО и заключать с последними соответствующие договоры – с 39,5 и 44,7 % оп-рошенных в 2006 году до 57,3 и 59,6 % в 2007 году соответственно. При этом если в 2003-2006 гг. мнение работодателей склонялось с небольшим переве-сом в пользу узкопрофильной подготовки рабочих высокой квалификации и широкопрофильной подготовки рабочих средней и низкой квалификации, то в 2007 году большинство респондентов высказались в пользу подготовки ра-бочих широкого профиля по всем трём квалификационным группам.
В Кемеровской области принят ряд мер по преодолению указанных вы-ше противоречий, в том числе путём создания условий для участия работода-телей в разработке и реализации государственной политики в сфере профес-сионального образования (прежде всего – начального и среднего).
Созданы и действуют областной и 27 территориальных координацион-ных советов по профессиональной подготовке рабочих кадров для предпри-ятий Кузбасса. Разработаны, утверждены областными законами и реализуют-ся среднесрочные региональные целевые программы «Содействие профес-сиональному становлению выпускников учреждений профессионального об-разования Кемеровской области на 2005 – 2010 годы» (утв. 17.01.2005, № 1-ОЗ), «Развитие профессионального образования в Кемеровской области на 2006 – 2010 годы» (утв. 08.12.2005, № 135-ОЗ), включённые в 2007 году в единую региональную целевую программу «Развитие системы образования и повышение уровня потребности в образовании населения Кемеровской об-ласти на 2008 – 2010 гг.». Изданы и выполняются распоряжения Админист-рации Кемеровской области о развитии социального партнёрства в подсисте-мах НПО и СПО.
Реализуется целевая программа по созданию системы непрерывного профессионального образования в рамках социального партнёрства, разрабо-танная творческим коллективом профессионального лицея № 19 г. Новокуз-нецка совместно со специалистами Западно-Сибирского металлургического комбината и при научном сопровождении ГОУ «КРИРПО». В 2007 году про-грамма была представлена к участию в объявленном и проведённом Прави-тельством РФ открытом конкурсе среди государственных учреждений НПО и СПО, внедряющих инновационные образовательные программы. По итогам конкурса кузбасский лицей вошёл в число победителей, что обеспечило по-лучение им дополнительного финансирования в объёме 29,5 млн. рублей из средств федерального бюджета. Ещё более 26 млн. рублей лицей получил в счёт софинансирования из средств управляющей компании «ЕвразХолдинг». Всё это позволило создать на базе лицея инновационный образовательный комплекс интегративного типа – ресурсный центр по подготовке квалифици-рованных кадров металлургического профиля, реализующий широкий спектр инновационных программ основного и дополнительного профессионального образования.
В 2008 году профессиональное училище № 78 г. Юрги и Кемеровский горнотехнический колледж вошли в число победителей конкурса, проводи-мого Минобрнауки России в рамках реализации приоритетного националь-ного проекта «Образование». Указанные образовательные учреждения полу-чили федеральные гранты (по 30 млн. рублей каждый) за реализацию инно-вационных моделей социального партнёрства. Ещё по 30 млн. рублей они получат за счёт средств социальных партнёров и областного бюджета.
С целью повышения профессионально-квалификационного уровня ин-женерно-педагогических кадров организуются стажировки мастеров произ-водственного обучения и преподавателей специальных дисциплин на круп-ных предприятиях, в базовых учреждениях профессионального образования, ведущих вузах и научных организациях Кузбасса.
В целях преодоления противоречия между содержанием государствен-ных образовательных стандартов НПО и требованиями работодателей спе-циалистами ГОУ «КРИРПО» созданы Общероссийский классификатор про-грамм профессиональной подготовки и модель образовательной программы профессиональной подготовки нового типа (Федеральный проект Ф-176). Классификатор и модель позволяют готовить рабочих и служащих повышен-ного уровня квалификации в соответствии с требованиями работодателей и за счёт их средств. В 2007 году обе разработки были отмечены дипломом Международного конгресса-выставки «Образование без границ», а их созда-телями получены свидетельства о государственной регистрации классифика-тора и модели в качестве практических результатов интеллектуальной дея-тельности.
Работодатели систематически привлекаются к работе по корректировке действующих государственных образовательных стандартов НПО. При их непосредственном участии специалистами ГОУ «КРИРПО» были подготов-лены рекомендации в адрес Министерства образования и науки Российской Федерации по внесению изменений и дополнений в государственные образо-вательные стандарты по профессиям металлургической, угольной, строи-тельной отраслей и автомобильного транспорта. В соответствии с этими ре-комендациями стандарты по профессиям горного профиля приведены в соот-ветствие с запросами работодателей и технико-технологическим состоянием отрасли.
Разработана и реализуется программа реструктуризации территориаль-ной сети учреждений НПО и СПО на 2006 – 2008 годы. Программа ориенти-рует на обеспечение доступности и повышение качества профессионального образования в регионе на основе сбалансированного развития сети профес-сиональных учебных заведений и их филиалов с учётом потребностей рынка труда, в том числе – путём создания крупных интегрированных учреждений и комплексов непрерывного многоуровневого профессионального образова-ния. В результате проведённых мероприятий количество ОУ НПО и ОУ СПО сократилось со 150 до 117 – при этом без свёртывания реализуемых образо-вательных программ и сокращения контингента обучающихся по ним лиц.
На сегодня в области функционируют 8 ОУ СПО, реализующих разно-уровневые профессиональные образовательные программы (в том числе – НПО). На базе Кузбасского государственного технического университета создан университетский комплекс, включающий 3 техникума и 5 колледжей.
Участниками регионального образовательного сообщества развёрнута деятельность по разработке и внедрению преемственных и интегрированных образовательных программ, обеспечивающих подготовку конкурентоспособ-ного работника, готового к выполнению широкого круга трудовых функций и решению различных по характеру и степени сложности профессиональных задач в одной или нескольких областях деятельности.
Принятые меры позволили получить следующие результаты:
– заметно увеличился вклад работодателей в организацию производст-венного обучения и производственной практики учащихся (студентов);
– расширилось участие бизнес-сообщества в организации и проведении областных конкурсов профессионального мастерства и выставок образова-тельных достижений, научно-практических конференций и семинаров по во-просам развития профессионального образования;
– средства областного бюджета и работодателей, привлечённые для под-держки инновационных учреждений НПО и СПО в рамках реализации при-оритетного национального проекта «Образование», способствовали укрепле-нию учебно-материальной базы учебных заведений в соответствии с требо-ваниями государственных образовательных стандартов, санитарных правил и инструкций;
– увеличилась доля выпускников ОУ НПО с повышенным рабочим раз-рядом, а также доля выпускников ОУ НПО и ОУ СПО, трудоустроившихся по полученной профессии (специальности) в течение первого года.
В то же время, приходится констатировать, что принятых мер недоста-точно для оптимизации объёмов и структуры подготовки квалифицирован-ных кадров, устранения сложившихся диспропорций в развитии областных региональных рынков труда и образовательных услуг. Решение всего ком-плекса связанных с этим задач возможно лишь на единой, прочной концепту-альной основе с использованием программных методов. В качестве такой ос-новы может и должна быть принята Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области на долгосрочную перспективу (далее – Стра-тегия), одобренная на заседании Министерства регионального развития Рос-сийской Федерации 19.12.2006 и на заседании Коллегии Администрации Ке-меровской области 15.03.2007.
С учётом всего сказанного выше представляется необходимым:
- Каждому отраслевому департаменту Кемеровской области разработать мероприятия и алгоритм реализации Стратегии по своей отрасли, пре-дусмотрев сокращение численности занятых на работах с тяжёлыми и вредными (опасными) условиями труда.
- Привести структуру подготовки квалифицированных рабочих и спе-циалистов в учреждениях профессионального образования в соответст-вие с комплексным прогнозом потребностей экономики и социальной сферы в квалифицированных кадрах, отражающим приоритеты соци-ально-экономического развития региона и демографическую ситуацию. Провести аналогичную работу в городах и муниципальных объедине-ниях, так как в большинстве рассмотренных на Коллегии Администра-ции Кемеровской области программ отсутствует раздел, посвящённый кадровому обеспечению основных видов экономической деятельности.
- В системе ВПО Кемеровской области сделать акцент на подготовку инженерно-технических кадров; устранить избыточную подготовку кадров в вузах за счет бюджетных средств.
- Вернуть в ранг самостоятельных среднесрочные региональные целевые программы «Содействие профессиональному становлению выпускни-ков учреждений профессионального образования Кемеровской облас-ти на 2005 – 2010 годы», «Развитие профессионального образования в Кемеровской области на 2006 – 2010 годы» с их финансированием в полном объёме.
- Сформировать областную законодательную базу, позволяющую пред-приятиям и организациям рыночными способами участвовать в подго-товке будущих рабочих и специалистов, а также обеспечивающую уча-стие бизнеса в создании опережающей материальной базы учреждений профессионального образования.
- Предусмотреть, что сложившаяся система нормативного финансирова-ния учреждений профессионального образования не учитывает теку-щее состояние их учебно-производственной базы и не обеспечивает уровень оснащённости, необходимый для реализации заявленных обра-зовательных программ.
- С целью обеспечения системы профессионального образования
высококвалифицированными педагогическими кадрами:
а) отраслевым департаментам вести отбор на работу в учреждения про-фессионального образования наиболее высококвалифицированных и опыт-ных работников, решив вопрос об оплате их труда на уровне не ниже средней заработной по соответствующей отрасли;
б) ввести в рамках стажировки мастеров производственного обучения и преподавателей спецдисциплин обязательное повышение рабочего разряда путём выполнения производственного задания с последующим представле-нием результата квалификационной комиссии предприятия (организации).
- Провести реорганизацию региональной сети учреждений начального и среднего образования с учётом потребностей экономики области, на-личия ресурсного обеспечения квалифицированных кадров.
- Для совершенствования государственно-общественного управлении подготовки рабочих и специалистов создать:
– информационно-аналитический центр с участием бизнес-структур по формированию регионального заказа на подготовку рабо-чих и специалистов по основным видам экономической деятельности;
– региональные ресурсные центры подготовки квалифицирован-ных кадров для ведущих видов экономической деятельности региона в соответствии со Стратегией;
– региональный координационный центр по разработке и реализа-ции программ профессиональной подготовки и переподготовки за рам-ками государственных образовательных стандартов.
- Переориентировать систему профессиональной ориентации выпускни-ков общеобразовательных учреждений на рабочие профессии с учётом потребностей рынка труда. (Проведённые опросы показывают, что лишь 3,6 % выпускников заявили о наличии у них желания и готовно-сти обучаться по рабочим профессиям, что в 9 – 10 раз ниже соответст-вующего среднего показателя 20-летней давности. Одним из основных критериев успешности общеобразовательной школы по-прежнему счи-тается количество поступивших в вуз выпускников).
- Разработать систему дополнительных мер по профилактике заболевае-мости и стимулированию здорового образа жизни работников (прежде всего лиц среднего и старшего возраста), снижению профессиональных заболеваний и производственного травматизма, расширению спектра и повышению эффективности предоставляемых социальных услуг.
- Разработать прогнозные потребности региональной экономики в ква-лифицированных кадрах (Петрозаводский госуниверситет разработал макроэкономическую методику апробации которой в 2004-2006 годах прошла в республиках Саха (Якутия), Карелия, Томской области и Пермском крае.).
В пользу принятия предлагаемых мер свидетельствует также утверждён-ный Президентом России в июне 2007 г. перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Рос-сийской Федерации, 6 из 43 показателей которого прямо и непосредственно отражают основные результаты проводимой регионами политики в области образования. Особое значение при определении рейтинга региональной сис-темы профессионального образования имеют следующие показатели:
- доля выпускников государственных и муниципальных учреждений на-чального и среднего профессионального образования, трудоустроившихся по полученной профессии (специальности) в течение первого года, в общей чис-ленности выпускников указанных учреждений;
- удовлетворённость населения качеством начального и среднего про-фессионального образования (процент от числа опрошенных);
- расходы консолидированного бюджета субъекта РФ в расчёте на одно-го обучающегося в учреждениях начального и среднего профессионального образования;
- отношение учащихся 9-х и 11-х классов к числу обучающихся на пер-вых курсах в учреждениях соответственно начального и среднего профес-сионального образования;
- среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работни-ков государственных (муниципальных) учреждений начального и среднего профессионального образования - всего, в том числе мастеров производст-венного обучения в этих учреждениях;
- доля автономных учреждений от общего числа государственных учре-ждений в субъекте Российской Федерации.