Долгосрочная региональная межведомственная целевая программа «Подготовка квалифицированных рабочих и специалистов для основных направлений экономической деятельности в Кемеровской области» на 2008 – 2015 годы
ПриложениеК Закону Кемеровской области
от … ….. 2008 г. № …-ОЗ
«Об утверждении долгосрочной региональной
межведомственной целевой программы
«Подготовка квалифицированных рабочих и специалистов
для основных направлений экономической деятельности
в Кемеровской области» на 2008 – 2015 годы»
Долгосрочная региональная
межведомственная целевая программа
«Подготовка квалифицированных рабочих и специалистов
для основных направлений экономической деятельности
в Кемеровской области» на 2008 – 2015 годы
ПАСПОРТ
долгосрочной региональной межведомственной
целевой программы «Подготовка квалифицированных рабочих и специалистов для основных направлений экономической деятельности
в Кемеровской области» на 2008 – 2015 годы
Наименование Программы | Долгосрочная региональная межведомственная целевая программа «Подготовка квалифицированных рабочих и специалистов для основных направлений экономической деятельности в Кемеровской области» на 2008 – 2015 гг. (далее – Программа) | |
---|---|---|
Основание для разработки Программы | Решение коллегии администрации Кемеровской области от 25.04.2008 № 445-р «О мерах по обеспечению рабочими кадрами и специалистами основных направлений экономической деятельности Кемеровской области»; Приказ департамента образования и науки от 17.06.2008 № 907 «О создании рабочей группы» | |
Государственный заказчик Программы | Коллегия Администрации Кемеровской области | |
Директор Программы | Заместитель Губернатора Кемеровской областиС. А. Муравьев | |
Основные разработчики Программы | Департамент образования и науки Кемеровской области, ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования»; Департамент промышленности и энергетики Администрации Кемеровской области; Департамент строительства Кемеровской области; Департамент сельского хозяйства и продовольствия Кемеровской области; Департамент жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области; Департамент потребительского рынка и предпринимательства Кемеровской области; Департамент транспорта и связи Кемеровской области; Департамент труда и занятости Кемеровской области. | |
Цель Программы | Создание в Кемеровской области институциональных условий для кадрового обеспечения основных направлений и видов экономической деятельности в соответствии со стратегическими ориентирами развития региона | |
Задачи Программы | повышение образовательной, профессиональной и территориальной мобильности трудовых ресурсов;оптимизация территориальной сети учреждений (организаций) профессионального образования, подведомственных органам исполнительной власти Кемеровской области;приведение структуры и качества подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего уровня квалификации (линейных руководителей) в соответствие с запросами рынка труда;формирование экономической основы и нормативно-правовой базы участия работодателей и их объединений в подготовке квалифицированных кадров;реализация комплекса мер по усилению профессионально-трудовой мотивации и совершенствованию системы профессиональной ориентации населения | |
Целевые индикаторы и показатели Программы | сокращение неудовлетворённого спроса на квалифицированную рабочую силу;экономическая активность населения;увеличение доли выпускников учреждений профессионального образования, трудоустраивающихся по полученной профессии (специальности);наличие постоянного мониторинга рынка труда;наличие областного (государственного) заказа на подготовку квалифицированных кадров;увеличение количества и качества заключённых договоров государственно-частного партнёрства в сфере профессионального образования;наличие образовательных комплексов, реализующих инновационные программы начального и среднего профессионального образования;рост числа обучающихся в учреждениях профессионального образования, реализующих разноуровневые (в том числе инновационные) образовательные программы;создание и степень активности территориально-отраслевых ресурсных центров профессионального образования по основным видам экономической деятельности;доля учащихся (студентов) учреждений профессионального образования, получающих образование с использованием информационных и модульных технологий обучения;наличие в учреждениях профессионального образования специализированных учебных групп (мест) для лиц с ограниченными возможностями здоровья;снижение уровня регистрируемой безработицы;доля в общей численности занятых в экономике лиц, обучающихся по программам профессиональной подготовки;обеспеченность учреждений профессионального образования кадрами руководящих и педагогических работников соответствующего уровня образования и квалификации;оптимизация бюджетных расходов на содержание и развитие учреждений профессионального образования;доля доходов областных учреждений профессионального образования от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в общем объеме их финансирования; доля привлеченных средств в общем объеме финансирования учреждений профессионального образования | |
Сроки реализацииПрограммы | 2008 - 2015 годы | |
Характеристика основных программных мероприятий | оптимизация распределения рабочей силы по профессиям (специальностям), отраслям и секторам экономики, видам экономической деятельности;создание условий для инновационного развития учреждений профессионального образования и повышения качества профессиональной подготовки;формирование сети ресурсных центров, обеспечивающих обновление содержания и внедрение передовых технологий обучения по основным направлениям и видам экономической деятельности;обеспечение материально-технической и ресурсной оснащенности учреждений профессионального образования;обеспечение адресной поддержки проектов инновационного развития учреждений профессионального образования по наиболее востребованным экономикой Кузбасса профессиям и специальностям;совершенствование системы профессиональной ориентации населения;совершенствование мониторинга рынка труда;формирование областного банка вакансий и свободных рабочих мест (должностей) для трудоустройства граждан. | |
Основные исполнителиПрограммы | Департамент образования и науки (далее – ДОиН); департамент промышленности и энергетики (далее –ДПиЭ); департамент строительства (далее – ДС); департамент сельского хозяйства и продовольствия (далее – ДСХиП); департамент жилищно-коммунального и дорожного комплекса (далее – ДЖКиДК); департамент потребительского рынка и предпринимательства (далее – ДПРиП); департамент транспорта и связи (далее – ДТиС); департамент труда и занятости (далее – ДТиЗ); департамент экономического развития (далее – ДЭР), департамент социальной защиты населения (далее ДСЗН), Государственная лицензионно-аттестационная служба Кемеровской области (далее – ГЛАС), государственное образовательное учреждение «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования (далее – ГОУ «КРИРПО»), областной центр профориентации молодежи и психологической поддержки населения (далее – ОЦПМиППН). | |
Объемы и источники финансированияПрограммы | Всего на 2008-2015 годы – млн. руб., в т.ч. из средств областного бюджета* - млн. руб. , привлеченные средства – млн. руб.2008 год:бюджет области – млн. рублейпривлеченные средства – млн. рублей.2009 год:бюджет области – млн. рублей;привлеченные средства – млн. рублей.2010 год:бюджет области – млн. рублей;привлеченные средства – млн. рублей.2011год:бюджет области – млн. рублей;привлеченные средства – млн. рублей.2012 год:бюджет области – млн. рублей;привлеченные средства – млн. рублей. 2013 год:бюджет области – млн. рублей;привлеченные средства – млн. рублей. 2014 год:бюджет области – млн. рублей;привлеченные средства – млн. рублей.2015 год:бюджет области – млн. рублей;привлеченные средства – млн. рублей | |
Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | обеспечение регулируемого воспроизводства квалифицированных рабочих кадров и специалистов для основных направлений экономической деятельности в Кемеровской области в условиях неблагоприятной демографической ситуации и колебаний конъюнктуры на рынках капитала, труда, сырья и энергоносителей, средств производства и технологий;стабилизация спроса и предложения рабочей силы на рынке труда и обеспечение реального сектора экономики рабочими кадрами; сокращение периода трудоустройства не занятых в экономике граждан;расширение охвата населения различными формами профессионального образования и обучения;повышение эффективности регулирования занятости;расширение вовлеченности работодателей в процесс подготовки профессиональных кадров;повышение эффективности бюджетных расходов на профессиональное образование (обучение) граждан;повышение доли доходов от внебюджетной деятельности в общем объеме финансирования учреждений профессионального образования;достижение и поддержание в Кемеровской области баланса спроса и предложения на подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников;оптимизация сети учреждений профессионального образования, объемов и структуры подготовки в них квалифицированных кадров в соответствии с потребностями рынка труда | |
Система организации контроля исполнения Программы | Контроль за выполнением Программы осуществляет государственный заказчик Программы, Губернатор Кемеровской области, Совет народных депутатов Кемеровской области. |
Примечания: * - объем финансирования уточняется ежегодно после принятия бюджета области;
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
её решения программными методами
На современном этапе развития Кузбасса особую остроту приобретает проблема обеспечения отраслей и секторов региональной экономики (прежде всего – базовых) квалифицированными кадрами. Это обусловлено тем, что состояние трудовых ресурсов и системы профессионального образования области не отвечает требованиям растущей экономики; не обеспечивает, а затрудняет достижение стратегических ориентиров социально-экономического развития региона.
В программных документах регионального значения решение стоящих перед областью задач связывается с ускоренной реструктуризацией отраслей экономики, главным результатом которой должно стать формирование и развитие кластеров – не связанных прямой производственной кооперацией экономических объединений, обеспечивающих продвижение сырья или продукции по цепочке производства добавленной стоимости к финишным переделам и конечному потребителю.
Основу экономики Кузбасса образует промышленно-производственный комплекс, в котором за последние полтора десятилетия выделились два сектора – корпоративный (чёрная и цветная металлургия, угольная и химическая промышленность, энергетика) и некорпоративный (машиностроение и металлообработка, производство строительных материалов, лесопромышленный комплекс, пищевая и лёгкая промышленность, сельское хозяйство и др.).
Динамика роста валового регионального продукта в последние годы определялась, главным образом, промышленным производством, в качестве «локомотивов» которого выступали предприятия базового (корпоративного) сектора. Эта модель экономического роста сохранится в обозримом будущем при любых изменениях рыночной конъюнктуры. Таким образом, экономика Кузбасса в долгосрочной перспективе будет развиваться с опорой на базовый сектор по пути реструктуризации отраслей и формирования кластеров в направлении расширения производственной специализации региона. При этом могут возрасти существующие и возникнуть новые риски.
Риски, связанные с освоением ранее привлечённых инвестиций и реализацией уже анонсированных проектов, генерализируются в период до 2010 года, что обусловлено дальнейшей консолидацией активов в угольной отрасли, металлургии и химической промышленности, а также началом основного этапа реформирования энергетической и транспортной систем. Примерно в это же время развернутся процессы технологической модернизации в базовом секторе региональной экономики, что приведёт к незначительному в целом сокращению численности промышленно-производственного персонала, которое будет сопровождаться высвобождением работников со старыми квалификациями и ростом потребности в кадрах с новыми квалификациями.
В более отдалённой перспективе (начиная с 2010-2011 гг.) будет динамично расти объём неудовлетворённого спроса на рабочую силу вследствие устойчивого сокращения её предложения, обусловленного масштабным «демографическим сжатием» региона. Кроме того, в этот период генерализуются следующие риски, повышающие вероятность затяжного структурного кризиса на областном рынке труда:
– риск резкого сокращения количества рабочих мест в базовом секторе региональной экономики вследствие общего циклического ухудшения рыночной конъюнктуры или обострения конкурентной борьбы между крупнейшими мировыми производителями (экспортёрами) угля и стали;
– риск утраты эффективности региональной системой профессионального образования, до сих пор ориентированной не столько на запросы рынка труда, требования работодателей и приоритеты развития области, сколько на собственные (ведомственные) интересы, возможности бюджета, личные потребности граждан и уровень платёжеспособности населения.
Таким образом, основные риски для устойчивого функционирования и развития региональной экономики связаны с влиянием изменений в экономике и демографической ситуации на занятость, а также с растущим влиянием демографических факторов и системы профессионального образования на экономику. Нейтрализация или, по меньшей мере, снижение указанных рисков – необходимое условие достижения стратегических ориентиров развития области.
Демографическая ситуация в Кузбассе, как и по стране в целом, характеризуется устойчивым сокращением численности населения вследствие его естественной убыли. За последние десять лет численность населения области уменьшилась более чем на 170 тыс. человек, или почти на 6 %.
В области сохраняется впервые зафиксированное в 1993 году кратное – в среднем, в 1,5 раза – превышение коэффициентом смертности коэффициента рождаемости. Растёт смертность среди лиц трудоспособного возраста (прежде всего, мужчин). Это во многом связано с тем, что более половины работников промышленных предприятий Кузбасса занято на тяжёлых работах, работах с вредными и опасными условиями труда. Начиная с 2000 года в области отмечается устойчивое повышение уровня рождаемости. Тем не менее, сегодня он более чем в 1,5 раза ниже того, который необходим для простого воспроизводства населения.
Миграционные процессы, в отличие от других регионов СибФО, на динамику воспроизводства населения влияют незначительно. В то же время, Кузбасс – один из немногих сибирских регионов, стабильно сохраняющих положительное сальдо миграции.
Произошедшие за последние десять лет изменения возрастной структуры населения характеризовались увеличением доли лиц трудоспособного возраста и уменьшением доли лиц в возрасте моложе трудоспособного (доля лиц в возрасте старше трудоспособного существенно не изменилась). Однако уже в ближайшие годы численность лиц трудоспособного возраста начнёт быстро сокращаться, тогда как численность лиц в возрасте моложе и старше трудоспособного будет устойчиво расти. Таким образом, демографическая ситуация становится одним из главных факторов, влияющих на положение дел в сфере занятости.
За последнее десятилетие численность экономически активного населения существенно не изменилась, тогда как его доля в общей численности населения области возросла с 48 до 51 %. За тот же период численность занятых в экономике увеличилась более чем на 7 %, а численность безработных сократилась почти вдвое, что способствовало существенному улучшению соотношения занятых и безработных. Вместе с тем, весьма неустойчивым остаётся соотношение спроса на рабочую силу и её предложения: так, в последние годы нагрузка незанятого населения на одну заявленную вакансию колебалась в пределах от 0,9 до 3,9 человек.
Устойчиво растёт объём спроса на рабочую силу: потребность в работниках, заявленная работодателями в органы государственной службы занятости в 2007 году, возросла по сравнению с 2000 годом в 14 раз и составила 187,3 тысяч рабочих мест. 81 % от общего количества заявленных работодателями вакансий составляют места рабочих (в 2000 году – 76,2 %). Более половины вакансий заявлено промышленными предприятиями (20,4 %), строительными организациями (15,0 %), организациями торговли и общественного питания (14,5 %).
В целом, динамика занятости в течение последних лет характеризовалась устойчивой тенденцией к увеличению количества вакантных рабочих мест в абсолютном большинстве отраслей и секторов экономики, что свидетельствует о росте неудовлетворённого спроса на рабочую силу, одна из главных причин которого – непривлекательность значительной части рабочих мест для основной массы экономически активного населения (главным образом, из-за низкой оплаты и неблагоприятных условий труда).
В условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, трудятся более 40 % всех занятых в экономике; около 4 % занятых работают на оборудовании, не отвечающем требованиям промышленной безопасности и охраны труда. Более 20 % работников заняты тяжёлым физическим трудом. Очевидно, что без глубокой технико-технологической модернизации производства и улучшения условий труда удерживать персонал на таких рабочих местах будет всё труднее, а привлекать новых (тем более, молодых) работников – вряд ли возможно.
Одним из признаков неблагополучной ситуации в сфере занятости является прогрессирующее старение квалифицированных кадров, прежде всего – промышленно-производственного персонала. Так, «молодёжная» (в возрасте до 30 лет) группа рабочих промышленных предприятий Кузбасса сегодня составляет немногим более 26 % от общей численности их персонала. При этом по своей численности она почти в два раза уступает «предпенсионной» (50-60 лет и старше) группе. С учётом этого обстоятельства можно прогнозировать выбытие по достижению пенсионного возраста уже в ближайшие годы не менее 20 % занятых в промышленности рабочих.
Всё более заметное негативное влияние на ситуацию в сфере занятости оказывают диспропорции в развитии региональных рынков труда и образовательных услуг. В условиях острого дефицита рабочих кадров указанные диспропорции оборачиваются практикой необоснованного замещения соответствующих вакансий лицами с высшим и средним профессиональным образованием, постепенно приобретающей массовый характер. С учётом того, что в структуре среднемесячных затрат предприятий на рабочую силу расходы на обучение, дообучение и переобучение персонала занимают последнее место, эта тенденция вызывает серьёзное беспокойство.
Растёт неформальная занятость: количество рабочих мест здесь составляет около 26 % от общей численности занятых в экономике и в 1,8 раза превышает количество вакантных рабочих мест, заявленных работодателями в органы государственной службы занятости.
В связи со сказанным выше особую актуальность и значимость приобретает задача обеспечения эффективной занятости путём включения в планы развития предприятий (организаций) и территорий комплекса мер по реструктуризации рабочих мест. Для этого необходимо создать систему экономических стимулов и правовых гарантий, обеспечивающих заинтересованное, активное участие работодателей в формировании и осуществлении политики эффективной занятости в регионе.
В условиях обострения проблемы обеспечения экономики Кузбасса трудовыми ресурсами возникает необходимость поэтапного технологического переоснащения отраслей экономики, планомерного перераспределения трудовых ресурсов и системной трансформации структуры занятости, а также ускоренного роста на этой основе производительности труда. Наиболее перспективными в указанном плане являются отрасли корпоративного сектора, машиностроение, транспорт, строительство, торговля и сфера услуг.
Решение указанных выше задач требует, прежде всего, принятия комплекса мер по совершенствованию системы подготовки квалифицированных кадров в регионе. В связи с этим следует подчеркнуть, что качество трудовых ресурсов и состояние системы профессионального образования становятся одними из основных, решающих факторов конкурентоспособности области в долгосрочной перспективе.
В Кемеровской области сложилась развитая сеть учреждений профессионального образования, включающая:
– 67 образовательных учреждений начального профессионального образования (далее – ОУ НПО), 11 из которых находятся в ведении Федеральной службы исполнения наказаний Минюста России;
– 51 образовательное учреждение среднего профессионального образования (далее – ОУ СПО);
– 10 созданных на территории области государственных учреждений высшего профессионального образования и 1 аккредитованный негосударственный вуз с 16 филиалами, а также 33 филиала расположенных за пределами области государственных и аккредитованных негосударственных вузов.
За последние десять лет численность обучающихся в учреждениях профессионального образования увеличилась почти в 1,4 раза, а их доля в численности трудоспособного населения возросла с 8 до 10,7 %. Отмеченный рост был обусловлен более чем двукратным увеличением численности студентов вузов и на 16,5 % – численности студентов ОУ СПО, тогда как численность учащихся ОУ НПО сократилась почти на треть. В общей численности обучающихся в системе профессионального образования доля студентов вузов составляет более 55 %, студентов ОУ СПО – около 28 %, учащихся ОУ НПО – менее 17 %.
За тот же период выпуск учреждениями профессионального образования квалифицированных рабочих и специалистов увеличился с 40,5 до 43,3 тыс. человек (главным образом, за счёт выпускников вузов, численность которых возросла вдвое), тогда как приём на обучение сократился с 51,2 до 50,3 тыс. человек (в результате сокращения более чем в два раза приёма в ОУ НПО). При этом в общей численности принятых на обучение доля поступивших в вузы увеличилась в 1,8 раза, поступивших в ОУ СПО – возросла незначительно, поступивших в ОУ НПО – уменьшилась в 2,1 раза.
В структуре выпуска доля специалистов с высшим профессиональным образованием (ВПО) составляет 40 %, специалистов с СПО – 34 %, квалифицированных рабочих и служащих с НПО – 26 %. В то же время, в общей численности занятых доля специалистов высшего уровня квалификации составляет 13,5 %, специалистов среднего уровня квалификации – 14,3 %, а квалифицированных рабочих – 36,3 %. Таким образом, структура выпуска кадров с ВПО, СПО и НПО описывается соотношением 1,0 : 0,8 : 0,6, тогда как распределение численности занятых в экономике по указанным категориям – соотношением 1,0 : 1,1 : 2,7.
Приведённые выше данные свидетельствуют о неравномерном развитии на протяжении последних лет профессиональной школы Кузбасса, которое характеризовалось ускоренной «массовизацией» высшего и «демассовизацией» начального профессионального образования. В связи с этим следует признать, что формирование регионального рынка образовательных услуг происходило стихийно и сопровождалось обострением противоречия между повышенным спросом населения на узкий круг наиболее «престижных» специальностей профессионального образования – прежде всего, высшего – и запросами рынка труда. Как следствие, возникла опасность утраты региональной системой профессионального образования эффективности (вплоть до её дезориентации, глубокого кризиса и даже распада) в результате дальнейшего «сжатия» подсистемы НПО и нарастания дисфункциональных изменений в подсистеме СПО.
За последнее десятилетие региональная подсистема НПО в значительной мере утратила свой былой потенциал. Количество ОУ НПО в Кузбассе сократилось почти в 1,4 раза (с 92 до 67), а выпуск из них квалифицированных рабочих и служащих – в 1,7 раза (с 19,3 до 11,4 тыс. человек). Структура подготовки в них квалифицированных кадров, в целом, до сих пор не сбалансирована с запросами рынка труда; по-прежнему оставляют желать лучшего качество подготовки и уровень квалификации большинства выпускников.
За тот же период количество ОУ СПО сократилось на 12 % (с 58 до 51), тогда как выпуск из них специалистов возрос более на 13,3 % (с 12,8 до 14,5 тыс. человек). В то же время, обозначились негативные тенденции, ведущие к превращению СПО в проходную ступень для получения ВПО, а также к его коммерциализации и «гуманитаризации». Так, доля лиц, обучающихся в ОУ СПО Кузбасса за счёт собственных средств, уже превысила 45 %. При этом в некоторых индустриальных («технических») ОУ СПО до половины специальностей, по которым ведётся подготовка, сегодня составляют специальности социально-гуманитарного профиля – главным образом, экономические, юридические и «сервисные».
Риск утраты эффективности региональной системой профессионального образования ещё более возрастает в условиях неблагоприятной демографической ситуации. Согласно прогнозу, подготовленному специалистами Центром бюджетного мониторинга Петрозаводского госуниверситета, с 2010 года начнёт постепенно, но устойчиво сокращаться выпуск специалистов вузами и ОУ СПО (в подсистеме НПО этот процесс начался в 2000 году). При этом сохранится наметившаяся в 2004-2005 гг. тенденция к сокращению приёма в них на обучение (в подсистеме НПО эта тенденция наблюдается с 1999 года). В результате в 2015 году приём на обучение в ОУ ВПО, СПО и НПО Кузбасса, как прогнозируется, составит около 30 тыс. человек, а выпуск ими квалифицированных кадров – немногим более 28 тыс. человек (то есть сократятся почти в 1,7 и более чем в 1,5 раза по сравнению с приёмом и выпуском в 2007 году соответственно). При этом структура выпуска значительно ухудшится: соотношение численности выпускников с ВПО, СПО и НПО составит 1,0 : 0,6 : 0,4 против 1,0 : 0,8 : 0,6 в 2007 году.
Уже сегодня большинство ОУ НПО и СПО испытывает серьёзные трудности с выполнением государственных заданий по приёму на обучение, в том числе – по наиболее востребованным на рынке труда профессиям и специальностям. Эти трудности во многом обусловлены относительно узким спектром, негибкостью и недостаточным уровнем инновационности реализуемых указанными учреждениями образовательных программ. Так, если «среднестатистический» вуз Кузбасса может сегодня предложить заказчику (непосредственному потребителю) образовательных услуг на выбор не менее 19 основных профессиональных образовательных программ, то «среднестатистическое» ОУ НПО и ОУ СПО – не более 5 таких программ.
Реализуемые ОУ НПО и ОУ СПО основные профессиональные образовательные программы не обеспечивают надлежащего охвата наиболее востребованных на областном рынке труда профессий (специальностей) и основных, наиболее значимых для региона видов экономической деятельности. Так, охват по профессиям НПО составляет 29,1 % (94 профессии из 323), по группам профессий НПО – 31,3 % (50 групп профессий из 160), по специальностям СПО – 49,2 % (94 специальности из 191).
Проведённый анализ не оставляет сомнений в том, что при сохранении несбалансированного развития региональной системы профессионального образования квалифицированные рабочие и специалисты среднего уровня квалификации уже в самом скором времени станут одним из самых дефицитных ресурсов экономики Кузбасса. В этих условиях сохранение и укрепление подсистемы довузовского профессионального образования становится важнейшей задачей, требующей безотлагательного решения.
В Кемеровской области принят ряд мер по преодолению указанных выше противоречий, в том числе путём создания условий для участия работодателей в разработке и реализации государственной политики в сфере профессионального образования (прежде всего – начального и среднего).
Созданы и действуют областной и 27 территориальных координационных советов по профессиональной подготовке рабочих кадров для предприятий Кузбасса. Разработаны, утверждены областными законами и реализуются среднесрочные региональные целевые программы «Содействие профессиональному становлению выпускников учреждений профессионального образования Кемеровской области на 2005 – 2010 годы» (утв. 17.01.2005, № 1-ОЗ), «Развитие профессионального образования в Кемеровской области на 2006 – 2010 годы» (утв. 08.12.2005, № 135-ОЗ), включённые в 2007 году в единую региональную целевую программу «Развитие системы образования и повышение уровня потребности в образовании населения Кемеровской области на 2008 – 2010 гг.». Изданы и выполняются распоряжения Администрации Кемеровской области о развитии социального партнёрства в подсистемах НПО и СПО.
С целью повышения профессионально-квалификационного уровня инженерно-педагогических кадров организуются стажировки мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин на крупных предприятиях, в базовых учреждениях профессионального образования, ведущих вузах и научных организациях Кузбасса.
Работодатели систематически привлекаются к работе по корректировке действующих государственных образовательных стандартов НПО. При их непосредственном участии специалистами ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» были подготовлены рекомендации в адрес Министерства образования и науки Российской Федерации по внесению изменений и дополнений в государственные образовательные стандарты по профессиям металлургической, угольной, строительной отраслей и автомобильного транспорта. В соответствии с этими рекомендациями стандарты по профессиям горного профиля приведены в соответствие с запросами работодателей и технико-технологическим состоянием отрасли.
Разработана и реализуется программа реструктуризации территориальной сети учреждений НПО и СПО на 2006 – 2008 годы. Программа ориентирует на обеспечение доступности и повышение качества профессионального образования в регионе на основе сбалансированного развития сети профессиональных учебных заведений и их филиалов с учётом потребностей рынка труда, в том числе – путём создания крупных интегрированных учреждений и комплексов непрерывного многоуровневого профессионального образования. В результате проведённых мероприятий количество ОУ НПО и ОУ СПО, подведомственных органам управления образованием Кемеровской области, сократилось почти в 1,3 раза – при этом без свёртывания реализуемых образовательных программ и сокращения контингента обучающихся по ним лиц. На базе Кузбасского государственного технического университета создан университетский комплекс, включающий 3 техникума и 5 колледжей.
Участниками регионального образовательного сообщества развёрнута деятельность по разработке и внедрению преемственных и интегрированных образовательных программ, обеспечивающих подготовку конкурентоспособного работника, готового к выполнению широкого круга трудовых функций и решению различных по характеру и степени сложности профессиональных задач в одной или нескольких областях деятельности.
В то же время, приходится констатировать, что принятых мер недостаточно для оптимизации объёмов и структуры подготовки квалифицированных кадров, устранения сложившихся диспропорций в развитии областных региональных рынков труда и образовательных услуг.
Всё сказанное выше свидетельствует о необходимости комплексного решения рассматриваемой проблемы и связанных с этим задач программными методами.
2. Цели и задачи Программы
Цель Программы:
Создание в Кемеровской области институциональных условий для кадрового обеспечения основных направлений и видов экономической деятельности в соответствии со стратегическими ориентирами развития региона
Основными задачами Программы являются:
повышение образовательной, профессиональной и территориальной мобильности трудовых ресурсов;
оптимизация территориальной сети учреждений (организаций) профессионального образования, подведомственных органам исполнительной власти Кемеровской области;
приведение структуры и качества подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего уровня квалификации (линейных руководителей) в соответствие с запросами рынка труда;
формирование экономической основы и нормативно-правовой базы участия работодателей и их объединений в подготовке квалифицированных кадров;
реализация комплекса мер по усилению профессионально-трудовой мотивации и совершенствованию системы профессиональной ориентации населения
3. Система программных мероприятий
По комплексному охвату основных решаемых задач программные мероприятия сгруппированы по разделам:
«Повышение мобильности трудовых ресурсов»;
«Реструктуризация сети учреждений профессионального образования»;
«Оптимизация структуры и качества подготовки квалифицированных кадров»;
«Стимулирование участия работодателей в подготовке квалифицированных кадров»;
«Совершенствование системы мотивации и профессиональной ориентации населения».
4. Сроки реализации Программы
Мероприятия программы реализуются в сроки с 2008 по 2015 гг. (включительно)
5. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем финансирования Программы составляет _____ млн. рублей.
Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета в объеме ___ млн. рублей.
Дополнительное финансирование Программы осуществляется из иных, не запрещенных законодательством источников (внебюджетных средств) в объеме ___ млн. рублей.
На финансирование Программы по годам предполагается выделить:
в 2008 году - ___млн. рублей, в том числе: средства областного бюджета - __млн. рублей, дополнительные источники (внебюджетные средства) - __ млн. рублей;
в 2009 году - ___млн. рублей, в том числе: средства областного бюджета - __млн. рублей, дополнительные источники (внебюджетные средства) - __ млн. рублей;
в 2010 году - ___млн. рублей, в том числе: средства областного бюджета - __млн. рублей, дополнительные источники (внебюджетные средства) - __ млн. рублей;
в 2011 году - ___млн. рублей, в том числе: средства областного бюджета - __млн. рублей, дополнительные источники (внебюджетные средства) - __ млн. рублей;
в 2012 году - ___млн. рублей, в том числе: средства областного бюджета - __млн. рублей, дополнительные источники (внебюджетные средства) - __ млн. рублей;
в 2013 году - ___млн. рублей, в том числе: средства областного бюджета - __млн. рублей, дополнительные источники (внебюджетные средства) - __ млн. рублей;
в 2014 году - ___млн. рублей, в том числе: средства областного бюджета - __млн. рублей, дополнительные источники (внебюджетные средства) - __ млн. рублей;
в 2015 году - ___млн. рублей, в том числе: средства областного бюджета - __млн. рублей, дополнительные источники (внебюджетные средства) - __ млн. рублей.
Объемы бюджетных ассигнований подлежат ежегодному уточнению, исходя из возможностей областного бюджета на соответствующий финансовый год.
6. Оценка эффективности реализации Программы
Эффективность реализации Программы оценивается с учетом достижения следующих основных ожидаемых конечных результатов:
– обеспечение регулируемого воспроизводства квалифицированных рабочих кадров и специалистов для основных направлений экономической деятельности в Кемеровской области в условиях неблагоприятной демографической ситуации и колебаний конъюнктуры на рынках капитала, труда, сырья и энергоносителей, средств производства и технологий;
– стабилизация спроса и предложения рабочей силы на рынке труда и обеспечение реального сектора экономики рабочими кадрами;
– сокращение периода трудоустройства не занятых в экономике граждан;
– расширение охвата населения различными формами профессионального образования и обучения;
– повышение эффективности регулирования занятости;
– расширение вовлеченности работодателей в процесс подготовки профессиональных кадров;
– повышение эффективности бюджетных расходов на профессиональное образование (обучение) граждан;
– повышение доли доходов от внебюджетной деятельности в общем объеме финансирования учреждений профессионального образования;
– достижение и поддержание в Кемеровской области баланса спроса и предложения на подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников;
– оптимизация сети учреждений профессионального образования, объемов и структуры подготовки в них квалифицированных кадров в соответствии с потребностями рынка труда
7. Организация управления Программой
и контроль за ходом её реализации
Управление Программой осуществляют директор Программы и государственный заказчик Программы.
Контроль за реализацией Программы осуществляет государственный заказчик Программы, Губернатор Кемеровской области, а также Совет народных депутатов Кемеровской области.
Директор Программы ежеквартально (не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом) представляет государственному заказчику Программы, главному финансовому управлению Кемеровской области и контрольно-счетной палате Кемеровской области отчет о ходе реализации Программы по форме, утвержденной Коллегией Администрации Кемеровской области.
Директор Программы ежегодно направляет в Главное финансовое управление Кемеровской области и в департамент экономического развития Администрации Кемеровской области предложения по объемам финансирования предусмотренных Программой мероприятий. Директор Программы разрабатывает и представляет государственному заказчику Программы ежегодные отчеты о реализации Программы, а также итоговый отчет о выполнении Программы.
Государственный заказчик Программы направляет указанные отчеты Губернатору Кемеровской области, а также в Совет народных депутатов Кемеровской области. В Совет народных депутатов Кемеровской области указанные отчеты должны быть направлены не позднее даты направления отчета об исполнении областного бюджета за прошедший финансовый год.
Директор и государственный заказчик Программы с учетом объемов финансирования и промежуточных результатов реализации Программы , уточняют и (или) корректируют планы и содержание программных мероприятий, сроки их выполнения и объемы финансирования. Итоги корректировки представляются в Совет народных депутатов Кемеровской области.