ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ (информация за период с 13 по 25 декабря 2017г.)
1. Федеральные законы, подписанные Президентом РФ.2. Законопроекты, рассмотренные Государственной Думой РФ:
- в третьем чтении;
- во втором чтении;
- в первом чтении.
3. Законопроекты, внесенные в Государственную Думу РФ.
4. Правоприменительная практика
5. События.
1. Президентом Российской Федерации в период с 13 по 25 декабря 2017 г. подписаны следующие
федеральные законы:
Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. № 404-ФЗ "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "Об общественных объединениях»
(текст закона)
Федеральным законом предусматривается возможность отнесения уставом общественной организации к компетенции постоянно действующего коллегиального руководящего органа общественной организации таких вопросов, как: утверждение годового отчета и бухгалтерской (финансовой) отчетности общественной организации; принятие решений о создании общественной организацией других юридических лиц; об участии общественной организации в других юридических лицах; о создании филиалов и об открытии представительств общественной организации; утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора общественной организации.
Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. № 417-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов"
(текст закона)
Федеральным законом предусматривается, что уловы водных биоресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении прибрежного рыболовства, рыбная и иная продукция, произведенная из таких уловов на судах рыбопромыслового флота, подлежат транспортировке, хранению и выгрузке в живом, свежем и охлажденном виде в морские порты РФ и иные места выгрузки. Исключается возможность осуществления в рамках прибрежного рыболовства транспортировки и выгрузки в замороженном виде уловов водных биоресурсов, а также рыбной и иной продукции, произведенной на судах рыбопромыслового флота.
2. Государственной Думой РФ рассмотрены следующие законопроекты:
2.1. Законопроекты, принятые в третьем чтении
Номер и наименование законопроекта | Субъект права законодательной | |
---|---|---|
инициативы | Краткое содержание |
1181957-6
О внесении изменений в статью 360 Трудового кодекса Российской Федерации (о возможности проведения федеральной инспекцией труда внеплановой проверки работодателей в случае неоформления ими трудовых отношений с работниками либо заключения гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения) Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан Проектом федерального закона предлагается установить в качестве основания проведения внеплановой проверки в рамках осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, поступление в федеральную инспекцию труда обращений и заявлений граждан, в т.ч. ИП, юр. лиц, информации от органов государственной власти и МСУ, профессиональных союзов, из СМИ о фактах уклонения от оформления трудового договора, ненадлежащего оформления трудового договора или заключения гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем. Проверка по указанному основанию может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в установленном порядке и без согласования с органами прокуратуры.
217713-7
О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в части закрепления возможности предоставления в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг нескольких государственных (муниципальных) услуг посредством подачи заявителем единого заявления Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона:
- устанавливается, что исчерпывающие перечни оснований для приостановления предоставления государственной или муниципальной услуги или отказа в ее предоставлении определяются соответственно федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами;
- изменяется порядок размещения проектов административных регламентов в сети «Интернет»;
- предусматривается возможность обращения заявителя в МФЦ с комплексным запросом о предоставлении двух или более государственных и (или) муниципальных услуг. При этом МФЦ в указанном случае наделяются правом от имени заявителя формировать комплекты необходимых документов и осуществлять все необходимые действия в целях предоставлении каждой из услуг по комплексному запросу, в том числе подписывать от имени заявителя заявления о предоставлении соответствующих услуг. Заявитель имеет право обратиться в МФЦ в целях получения информации о ходе предоставления конкретной государственной и (или) муниципальной услуги, указанной в комплексном запросе, или о готовности документов;
- устанавливается, что перечень государственных услуг федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, которые могут быть предоставлены на основании комплексного запроса, будет определен актом Правительства РФ, а перечни государственных услуг субъектов Российской Федерации и муниципальных услуг, которые не предоставляются в рамках комплексного запроса, будут утверждаться соответственно нормативным правовым актом субъекта РФ и муниципальным правовым актом.
- устанавливаются общие требования к порядку досудебного обжалования заявителем решений, действий и бездействия МФЦ, работников МФЦ, руководителя МФЦ (конкретные особенности подачи и рассмотрения таких жалоб устанавливаются Правительством РФ), уточняются отдельные основания досудебного обжалования заявителем решений и действий МФЦ или его работников;
- на работников МФЦ при неисполнении либо ненадлежащем исполнении своих служебных обязанностей распространяется ответственность, в том числе установленная УК РФ и КоАП РФ для должностных лиц.
287822-7
О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" (об уточнении в отношении физических лиц понятия «резидент» и упрощении валютного регулирования и валютного контроля при осуществлении ряда валютных операций) Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона предусматривается:
- закрепление в качестве резидентов постоянных представительств РФ при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях и представительства ФОИВов, находящиеся за пределами территории Российской Федерации;
- исключение требования об обязательности представления физическим лицом-резидентом уполномоченному банку при первом переводе уведомления налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) с отметкой о принятии указанного уведомления;
- расширение перечня валютных операций, которые могут совершаться гражданами Российской Федерации при их нахождении за пределами территории Российской Федерации;
- одновременное представление некредитными финансовыми организациями, осуществляющими виды деятельности, указанные в Федеральном законе «О Центральном банке РФ (Банке России)», отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами налоговому органу по месту своего учета и Центральному банку Российской Федерации;
- освобождение граждан РФ от выполнения обязанностей по уведомлению налоговых органов об их счетах (вкладах), открытых в банках за пределами территории Российской Федерации, от ограничений на совершение операций, а также по представлению отчетов налоговым органам о движении средств по зарубежным счетам (вкладам) физических лиц - резидентов, если срок пребывания граждан РФ за пределами территории РФ в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней независимо от количества въездов на территорию РФ в таком календарном году;
- установление срока представления физическими лицами - резидентами уведомлений о движении по счетам (вкладам) в банках, расположенных за пределами территории РФ, до 1 июня календарного года, следующего за истекшим календарным годом, если в истекшем календарном году срок пребывания таких физических лиц за пределами территории РФ в совокупности составил 183 дня и менее.
272688-7
О внесении изменений в Федеральный закон "О карантине растений" (в части продления срока введения в действие отдельных положений Федерального закона «О карантине растений») Депутаты Государственной Думы В.И.Кашин, А.Ж.Бифов Проектом федерального закона за Правительством РФ закрепляется полномочие установления порядка осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора). Вместо финансирования проведения лабораторных исследований проб и (или) образцов подкарантинной продукции за счет средств федерального бюджета, предусматривается финансирование проведения таких исследований за счет средств собственников подкарантинной продукции – до 01.01.2021 г.
318825-7
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части регламентации раскрытия (размещения) информации о деятельности отдельных юридических и физических лиц) Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона устанавливаются ограничения на раскрытие (размещение) информации о деятельности отдельных юр. и физ. лиц. Правительство Российской Федерации будет определять случаи применения таких ограничений и перечень информации не подлежащей раскрытию (размещению, передаче).
В Федеральном законе "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" также определяются особенности применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме.
204679-7
«О синдицированном кредите (займе) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона предусматривается введение нового института "синдицированный кредит".
По договору синдицированного кредита (займа) несколько кредиторов (синдикат кредиторов) обязуются согласованно друг с другом предоставить или предоставлять в собственность заемщика, являющемуся юр. лицом или ИП, денежные средства в размере и сроки, предусмотренные договором для каждого кредитора, а заемщик обязуется возвратить кредиторам полученные от них денежные средства, уплатить проценты за пользование ими, а также иные платежи, если обязанность их уплаты предусмотрена договором.
Участниками синдиката кредиторов могут выступать кредитные организации, государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" (ВЭБ), иностранные банки, международные финансовые организации, а также иностранные юр. лица, если они правомочны заключать кредитные договоры в соответствии с законом своего государства, негосударственные пенсионные фонды (НПФ), управляющие компании инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда (ПИФ) и НПФа, специализированные депозитарии инвестиционного фонда, ПИФа и НПФа и иные российские юр. лица в случаях, предусмотренных Федеральным законом.
Определяются:
- порядок заключения (расторжения), содержание и полномочия сторон договоров: синдицированного кредита (займа) (предусматривается обязательная письменная форма договора; несоблюдение формы договора влечет его ничтожность);
- особенности уступки прав (требований) по договору синдицированного кредита. Неисполненная обязанность участника синдиката кредиторов перед заемщиком по выдаче кредита может быть переведена на иное лицо, соответствующее установленным требованиям. Банку России при уступке ему участником синдиката кредиторов прав (требований) по договору синдицированного кредита (займа) могут быть переданы только (требования), возникшие из исполненных участником синдиката кредиторов обязательств по предоставлению заемщику денежных средств.
В Основах законодательства РФ о нотариате закрепляются особенности регистрации уведомлений о залоге при наличии: договора управления залогом; управляющего залогом; управляющего залогом по договору синдицированного кредита (займа).
В Федеральном законе "О рынке ценных бумаг" предусматривается:
- наделение специализированного общества проектного финансирования, 100% акций (долей участия в уставном капитале) которого принадлежит РФ или ВЭБу, правом финансировать долгосрочные инвестиционные проекты путем предоставления займов и (или) приобретения денежных требований по договорам займа и кредитным договорам с условием целевого использования предоставленных денежных средств, если целью использования суммы займа (кредита) является осуществление таких инвестиционных проектов, а также правом осуществлять эмиссию облигаций, обеспеченных залогом денежных требований по указанным договорам займа и кредитным договорам;
- возможность специализированного общества проектного финансирования выступать участником синдиката кредиторов;
- отнесение к квалифицированным инвесторам РФ в лице Минфина России для целей размещения средств ФНБ в паи инвестиционных фондов, доверительное управление которыми осуществляется управляющей компанией, действующей в соответствии с Федеральным законом "О Российском фонде прямых инвестиций" (корреспондирующее изменение вносится в Федеральный закон "Об инвестиционных фондах").
В Федеральном законе "Об обществах с ограниченной ответственностью" уточняется порядок залога долей в уставном капитале общества при наличии управляющего залогом.
В Федеральном законе "Об ипотеке (залоге недвижимости)" определяются особенности государственной регистрации ипотеки при наличии управляющего залогом. Сведения об управляющем залогом и о договоре управления залогом, если такой договор заключен для управления ипотекой, также подлежат отражению в Едином государственном реестре недвижимости (аналогичное изменение вносится в ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
В Федеральном законе "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" – институты развития Дальнего Востока наделяются правом выступать участниками синдиката кредиторов.
В Федеральном законе "О промышленной политике в Российской Федерации" – государственные фонды развития промышленности наделяются правом выступать участниками синдиката кредиторов.
821534-6
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования закупок) Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона предусматривается:
- в рамках Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" будут действовать электронные торговые площадки, отобранные в рамках Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- в рамках Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" предлагается использовать единую государственную информационную систему, которая осуществляет фиксацию юридически значимых действий, совершаемых на ЭТП (т.е. независимый регистратор);
- перечень отношений, на которые Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" не распространяется дополняется новыми: случаи исполнения договора с иностранным юр. лицом, предметом которого являются поставка/выполнение работ/оказание услуг за пределами Российской Федерации; осуществление закупок у взаимозависимых лиц; закупки на территории иностранного государства с целью осуществления деятельности на территории иностранного государства;
- вводится понятие типового положения о закупке и требования к его содержанию, утверждению и изменению и присоединения к нему юр. лиц;
- устанавливается обязанность заказчика осуществлять конкурентные закупки в электронной форме, за исключением случаев, которые определены в положении о закупке (при этом такие случаи не могут распространяться на закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства;
- определяются правила для описания предмета закупки, в том числе: в описание предмета закупки не должны включаться указания на товарные знаки, фирменные наименования, наименования страны происхождения товаров; в случае, если присутствует указание на товарных знак, необходимо использовать слова "или эквивалент" за исключением некоторых поименованных случаев;
- в случае, если заказчик не выполнил обязанность осуществить закупки у субъектов МСП в течение года в установленном объеме, либо разместил недостоверную информацию о годовом объеме таких закупок, положение о закупке такого заказчика с 1 февраля следующего года и до конца этого года признается неразмещенным в соответствии с требованиями Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", и в этом случае заказчик должен руководствоваться положениями Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части обоснования начальной цены контракта, выбора способа определения поставщика, осуществления закупок у субъектов МСП, применения к участникам закупок требований в соответствии с положениями Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", оценки заявок, создания комиссии, определения поставщика;
- Корпорация МСП вправе обжаловать в ФАС России действия заказчиков и операторов;
- определяется порядок осуществления конкурентных закупок, в т.ч. устанавливаются сроки осуществления определенных действий;
- заказчик вправе отменить закупку (полностью или по одному из лотов) до наступления даты окончания срока подачи заявок. По истечении срока отмены и до заключения договора заказчик вправе отменить определение поставщика только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы;
- договор по итогам закупки заключается на ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола;
- заказчик вправе установить требования к обеспечению заявки в случае, если начальная максимальная цена договора более 5 млн. руб., при этом требование к обеспечению заявок не может быть больше 5% от начальной максимальной цены;
- оператор ЭТП при проведении конкурентных закупок будет обязан обеспечить, в том числе, сопоставление ценовых предложений, дополнительных ценовых предложений, формирование проектов протоколов;
- порядок функционирования ЭТП определяется в соответствии с правилами ЭТП и соглашением, заключенным между оператором и заказчиком;
- документы и информация, направляемые оператором ЭТП участнику и заказчику, или размещаемые оператором на ЭТП или в единой информационной системе должны быть подписаны электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени оператора ЭТП;
- устанавливаются специальные требования к закупкам в электронной форме у субъектов МСП:
способы – конкурс, аукцион, запрос котировок и запрос предложений в электронной форме;
закупки осуществляются на ЭТП, функционирующих в рамках Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
денежные средства в обеспечении заявок вносятся на специальный банковский счет;
аккредитация субъектов МСП на ЭТП осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
договор по результатам закупки заключается на ЭТП;
- устанавливаются требования к закупкам, осуществляемым закрытым способом:
информация не подлежит размещению в единой информационной системе;
перечень ЭТП, на которых могут осуществляться закрытые закупки, определяется Правительством Российской Федерации.
275075-7
О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О ветеринарии" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях обеспечения эффективности внедрения и эксплуатации системы электронной ветеринарной сертификации) Депутаты Государственной Думы В.И.Кашин, А.Ж.Бифов и др. Проектом федерального закона:
- переносится срок вступления в силу положений Федерального закона от 13 июля 2015 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О ветеринарии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предписывающих оформление ветеринарных сертификатов исключительно в электронной форме, с 1 января 2018 года на 1 июля 2018 года;
- с 1 июля 2018 года оформление ветеринарных сопроводительных документов производится в электронной форме в соответствии со статьей 23 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-I «О ветеринарии»;
- сохраняется возможность оформления ветеринарных сертификатов в бумажной форме для производителей подконтрольной государственному ветеринарному надзору продукции в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы (аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия), которые привели к невозможности эксплуатации федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии (до устранения последствий таких обстоятельств), в случае отсутствия возможности использования федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии в населенных пунктах, в которых отсутствует доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также если в ветеринарных сопроводительных документах содержатся сведения, составляющие государственную тайну, и (или) иная информация, отнесенная федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности, к сведениям, составляющим служебную тайну.
Предусматривается, что в течение 24 часов с момента наступления указанных событий, федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию о невозможности эксплуатации федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии.
Перечень населенных пунктов, в которых отсутствует возможность использования федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии, утверждается в каждом субъекте Российской Федерации высшим исполнительным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области ветеринарного надзора. Указанный перечень размещается высшим исполнительным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
133087-7
О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части установления ответственности за нарушение стандартов раскрытия информации) Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона:
- устанавливается административная ответственность за предоставление субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии заведомо ложной информации (вместо той, которую они должны раскрывать в соответствии со стандартами раскрытия информации) – в виде штрафа: для должностных лиц – в размере от 20 тыс. до 30 тыс. руб.; для юр. лиц – от 200 тыс. до 500 тыс. руб.;
- устанавливается административная ответственность за необоснованный отказ оператора ГИС ЖКХ в предоставлении прав доступа оператору информационной системы к ГИС ЖКХ, либо нарушение порядка предоставления таких прав, неразмещение им информации, подлежащей обязательному размещению в этой системе, либо нарушение сроков размещения такой информации – в виде штрафа в размере от 10 тыс. до 20 тыс. руб.;
- устанавливается административная ответственность за непринятие оператором ГИС ЖКХ мер, необходимых для восстановления работоспособности этой системы в соответствии с законодательством Российской Федерации – в виде штрафа в размере от 150 тыс. до 200 тыс. руб.;
- устанавливается административная ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, об устранении нарушений законодательства о ГИС ЖКХ – в виде штрафа для должностных лиц в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб.;
- устанавливается, что административная ответственность, предусмотренная за нарушение порядка размещения информации в ГИС ЖКХ, не применяется к должностным лицам организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, организациям, передавшим полномочия (права доступа к ГИС ЖКХ) по размещению информации в этой системе в соответствии с законодательством Российской Федерации другим лицам;
- за непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности теплоснабжающими организациями, операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, должностными лицами органов исполнительной власти субъектов РФ либо органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов), если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством РФ либо нарушение порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления устанавливается административная ответственность в виде штрафа: для должностных лиц – в размере от 5 тыс. до 20 тыс. руб., для юр. лиц – от 100 тыс. до 500 тыс. руб.
300200-7
О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в части уточнения правил налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний) Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона уточняются:
- правила переноса на будущее убытков контролируемых иностранных компаний за 3 года, непосредственно предшествующих 2015 году, – совокупная сумма убытка, переносимого на будущие периоды, определяется путем сальдирования сумм прибылей (убытков) до налогообложения по данным финансовой отчетности КИК за 3 финансовых года, непосредственно предшествующих финансовому году, начинающемуся в 2015 году (в указанную сумму возможно включение убытков от переоценки финансовых активов);
- порядок налогообложения операций КИК с фин. активами (включая ценные бумаги) – предлагаются универсальные принципы исчисления финансового результата от таких операций, определяемого как доходы от выбытия финансовых активов, уменьшенные на цену их приобретения либо на стоимость финансовых активов согласно данным учета на начало финансового года, начинающегося в 2015 году, если соответствующие активы приобретены до начала указанного периода;
- порядок исчисления финансовых показателей КИК, являющейся участником иностранной КГН, – предлагается установить закрытый перечень принципов распределения налога иностранной консолидированной группы налогоплательщиков на ее участников;
- деофшоризационные нормы применительно к налогоплательщикам-физ. лицам – в частности, предлагается закрепить единый порядок налогообложения вне зависимости от способа распоряжения имуществом (имущ. правами), полученным при ликвидации (прекращении) КИК, а также установить дату, на которую определяется предельная стоимость такого имущества.
Определяется, какие функции, осуществляемые на территории РФ, не приводят к признанию иностранных организаций налоговыми резидентами РФ.
261318-7
О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (в части согласования с координационным органом Правительства Российской Федерации отдельных видов товаров, работ, услуг) Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона Правительству РФ предоставляется право определять перечни товаров, работ, услуг, аренды (включая фрахт, лизинг), а также начальную (максимальную) цену договора, при превышении которой заказчики, иные юр. лица не могут его заключать без согласования с соответствующим координационным органом Правительства РФ. Особенности закупок в рамках инвестиционных проектов распространяются на дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% долей принадлежит государственным корпорациям, государственной компании, хозяйственным обществам, в уставном капитале которых доля участия РФ превышает 50%.
229463-7
О внесении изменений в статью 4.7 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» и статьи 5 и 8 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона:
1) Правительство РФ наделяется полномочиями по определению:
- перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации;
- правил обязательной маркировки отдельных товаров контрольными (идентификационными) знаками и оборота данных товаров (после определения перечня отдельных товаров, в отношении которых вводится обязательная маркировка (идентификационными) знаками);
- перечня групп хозяйствующих субъектов, осуществляющих маркировку отдельных товаров средствами идентификации, по видам деятельности, правил маркировки отдельных товаров средствами идентификации, а также порядка информационного обеспечения маркировки таких товаров;
- дополнительного обязательного реквизита кассового чека или бланка строгой отчетности - "код товара", позволяющего идентифицировать товар или код товарной номенклатуры;
2) Устанавливается, что в целях охраны жизни и здоровья человека, защиты общественной морали и правопорядка, охраны окружающей среды, животных и растений, культурных ценностей, выполнения международных обязательств Российской Федерации и (или) обеспечения обороны страны и безопасности государства Правительством Российской Федерации может быть установлена обязанность хозяйствующих субъектов или отдельных групп хозяйствующих субъектов осуществлять маркировку отдельных товаров средствами идентификации. В случаях, предусмотренных международным договором, обязанность хозяйствующих субъектов или отдельных групп хозяйствующих субъектов осуществлять маркировку отдельных товаров средствами идентификации может быть установлена независимо от указанных целей;
Предусматривается, что, если иное не определено Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» или принятым в соответствии с ним нормативным актом Правительства РФ, продажа, обмен или иное введение в оборот товара, в результате которых нарушаются требования об обязательной маркировке средствами идентификации, на территории РФ не допускается..
22886-7
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона:
- уточняются понятия «сбор отходов», «накопление отходов», «отходы от использования товаров», а также полномочия Правительства РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в области обращения с отходами (на органы местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов и городских округов возлагаются обязанности по созданию и содержанию на своих территориях мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее – ТКО), а также по определению схемы их размещения и ведению их реестра; при этом органы МСУ муниципального района осуществляют указанные полномочия на межселенной территории, а если иное не установлено законом субъекта РФ, то и на территориях сельских поселений);
- исключается положение, согласно которому региональные программы в области обращения с отходами, в т.ч. с ТКО, подлежат согласованию с соответствующими территориальными органами уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти;
- уточняются требования к территориальным схемам в области обращения с отходами, предусмотрев, что они, помимо прочего, должны также содержать: данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в т.ч. ТКО, а также оценку объема соответствующих капитальных вложений; прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с ТКО, рассчитанные в соответствии с требованиями к составу и содержанию территориальных схем; сведения о зонах деятельности регионального оператора; электронную модель территориальной схемы обращения с отходами;
- территориальные схемы обращения с отходами, перед их утверждением, должны будут проходить процедуру общественного обсуждения;
- устанавливаются требования к местам (площадкам) накопления отходов;
- определяются случаи, при которых обязанность обеспечивать выполнение нормативов утилизации распространяется на производителей и импортеров товаров с момента их первичной реализации на территории Российской Федерации; производители и импортеры товаров не обязаны обеспечивать выполнение нормативов утилизации в отношении товаров и упаковки товаров, которые вывозятся из РФ;
- определяются документы, которым подтверждается выполнение нормативов утилизации;
- в отношении упаковки товаров экологический сбор уплачивается производителями и импортерами товаров в этой упаковке;
- средства, поступившие в федеральный бюджет в счет уплаты экологического сбора, расходуются в форме предоставления субсидий субъектам РФ только на софинансирование мероприятий региональных программ в области обращения с отходами;
- зона деятельности регионального оператора по обращению с ТКО определяется в территориальной схеме обращения с отходами, при этом такие зоны должны охватывать всю территорию субъекта РФ и не должны пересекаться;
- юр. лица, в результате деятельности которых образуются ТКО, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие отходы, или на смежном земельном участке;
- при установлении для отдельных категорий потребителей льготных тарифов в области обращения с ТКО повышение тарифов в области обращения с ТКО относительно их экономически обоснованного уровня для других потребителей не допускается;
- предусмотренные в настоящее время запреты: запрет на ввоз опасных отходов в Российской Федерации в целях их захоронения и обезвреживания, на размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных и рекреационных зонах, на захоронение опасных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения – распространяется только на отходы I - IV классов опасности (т.е. не будут распространяться на отходы V класса – «практически неопасные отходы»);
- плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО за 2016 и 2017 годы не исчисляется и не взимается.
150872-7
О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и статью 12 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Законодательное собрание Ленинградской области Проект федерального закона предусматривает перенос на 1 января 2019 г. срока вступления в силу отдельных положений Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части оснащения объектов I категории автоматическими приборами контроля выбросов и сбросов и осуществления государственной экологической экспертизы.
62442-7
О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и отдельные законодательные акты Российской Федерации, связанных с лицензированием энергосбытовой деятельности Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона вводится лицензирование энергосбытовой деятельности (деятельность по продаже другим лицам приобретенной электрической энергии, осуществляемая в пределах Единой энергетической системы России, а также деятельность по продаже другим лицам приобретенной электрической энергии, осуществляемая на территориях, технологическое соединение которых с Единой энергетической системой России отсутствует) и в связи с этим предлагается законодательно закрепить:
- виды лицензий;
- лицензионные требования, которые не распространяются на территориальные сетевые организации, соответствующие требованиям, предъявляемым к таким территориальным сетевым организациям для получения статуса субъекта оптового рынка в целях исполнения функций гарантирующего поставщика. При этом Правительством РФ могут быть установлены иные требования, в т.ч. требования по выполнению показателей финансового состояния и соблюдению финансовой дисциплины;
- ведение лицензирующим органом сводного федерального реестра лицензий на осуществление энергосбытовой деятельности в порядке, установленном Правительством РФ. Сведения, содержащиеся в этом реестре являются открытыми, общедоступными и подлежат размещению на официальном сайте лицензирующего органа, за исключением сведений, доступ к которым ограничен законодательством. Перечень сведений, содержащихся в указанном реестре, устанавливается Правительством РФ, при этом сведения о прекращении лицензии в связи с нарушением лицензионных требований подлежат обязательному включению в указанный реестр и подлежат исключению по истечении 3 лет с даты их внесения;
- установление Правительством РФ порядка осуществления лицензирующим органом лицензионного контроля энергосбытовой деятельности;
- случаи, на основании которых лицензирующий орган принимает решение о прекращении действия лицензии.
В отношении организаций, осуществляющих энергосбытовую деятельность, устанавливается обязанность получить лицензию на ее осуществление в срок до 1 июля 2017 года. Без соответствующей лицензии осуществление энергосбытовой деятельности с 1 июля 2017 года не допускается.
Корреспондирующие изменения вносятся в КоАП РФ.
623906-6
О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в части регламентации проведения процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме) Депутаты Государственной Думы И.Н.Руденский, И.Н.Игошин и др. Проектом федерального закона предусматривается:
- использование усиленной квалифицированной электронной подписи для подписания электронных документов в единой информационной системе и на электронных торговых площадках (в настоящее время предполагается использование усиленной неквалифицированной электронной подписи для подписания электронных документов);
- в единой информационной системе будет содержаться единый реестр участников закупок. Требования к регистрации участников закупок в единой информационной системе будут определяться Правительством Российской Федерации. Регистрация участника закупки в единой информационной системе осуществляется сроком на 3 года;
- закрепляется фиксация юридически значимых действия/бездействия участников контрактной системы в единой информационной системе и/или на ЭТП государственной информационной системой (независимый регистратор). Независимый регистратор будет обеспечивать мониторинг доступности единой информационной системы и площадок, фиксацию действий участников контрактной системы в единой информационной системе и на ЭТП, хранение информации об электронных документах, подписанных участниками контрактной системы усиленной ЭЦП, выявление несанкционированных действий в единой информационной системе и на ЭТП. Федеральный орган, уполномоченный на обеспечение эксплуатации независимого регистратора, требования к эксплуатации независимого регистратора будут определены Правительством Российской Федерации;
- вводится понятие электронных процедур – конкурентных способах определения поставщиков, проводимых в электронной форме. В электронной форме могут проводиться: открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений (сейчас предусмотрено проведение только электронного аукциона);
- регламентируются основные требования к порядку осуществления закупок, проводимых в электронной форме;
- предусматривается выделение лотов при осуществлении закупок конкурентными способами, за исключением электронных процедур, запросов котировок и запросов предложений (сейчас предусмотрено выделение отдельных лотов при осуществлении закупки путем проведения конкурса или закрытого аукциона);
- изменяется порядок аккредитации участников на ЭТП. Операторы ЭТП не позднее одного рабочего дня, следующего после регистрации участника закупки в единой информационной системе осуществляют аккредитацию участника на ЭТП. Аккредитация осуществляется путем информационного взаимодействия ЭТП с единой информационной системой и иными государственными информационными системами, при этом оператор ЭТП не вправе требовать от участника закупки какие-либо документы и/или информацию (сейчас предусматривается аккредитация участника электронного аукциона на основании представляемых оператору электронной площадки документов и информации);
- вводятся специальные счета, используемые для обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе. Специальные счета открываются участниками закупок в банках, перечень которых определяется Правительством РФ. Каждый оператор ЭТП заключает соглашение о взаимодействии с каждым из таких банков. Банк осуществляет операции по специальному счету на основании информации, получаемой от оператора ЭТП. Определяется порядок и сроки блокирования и разблокирования денежных средств на специальных счетах участников закупок;
- предусматривается размещение заказчиком проекта контакта без своей подписи не только в единой информационной системе, но и на ЭТП. При этом победитель электронной процедуры осуществляет подписание и размещение проекта контракта на ЭТП. После размещения на ЭТП подписанного победителем проекта контракта заказчик обязан разместить в единой информационной системе и на ЭТП контракт, подписанный заказчиком.
231634-7
О внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" (в части внедрения системы мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения) Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона вносятся изменения в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» в части разработки и поэтапном внедрении на всей территории Российской Федерации федеральной государственной информационной системы мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения от производителя до конечного потребителя с использованием контрольных (идентификационных) знаков для целей идентификации лекарственных препаратов для медицинского применения.
Предусматривается:
- утверждение Правительством РФ: характеристик контрольного (идентификационного) знака, порядка его нанесения, а также требований к структуре и формату информации, которую содержат контрольные (идентификационные) знаки; порядка создания, развития, ведения, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации системы мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения, ее оператора, порядок взаимодействия с иными государственными информационными системами; порядка внесения информации о лекарственных препаратах для медицинского применения в систему мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения и состава вносимой информации;
- полномочия Правительства РФ по установлению особенностей внедрения системы мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения в отношении лекарственных препаратов для медицинского применения, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей, с учетом социальной значимости указанных лекарственных препаратов.
2.2. Законопроекты, принятые во втором чтении
Номер и наименование законопроекта | Субъект права законодательной | |
---|---|---|
инициативы | Краткое содержание |
185319-7
О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона предлагается признать утратившим силу положение Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому особенности купли и продажи жилых помещений, соответствующих условиям отнесения к жилью экономического класса, установленным уполномоченным ФОИВ, определяются законом.
2.3. Законопроекты, принятые в первом чтении
Номер и наименование законопроекта Субъект права законодательной инициативы Краткое содержание Примечание
302180-7
О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования осуществления градостроительной деятельности и установления зон с особыми условиями использования территории Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона:
- уточняется понятие объекта капитального строительства, исключив из него постройки, не имеющие прочной связи с землей, конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и изменению основных характеристик постройки;
- уточняется перечень разделов, которые в обязательном порядке включаются в состав проектной документации объектов капитального строительства, а также предусматривается возможность подготовки проектной документации в сокращенном виде в случае осуществления реконструкции или капитального ремонта объекта капитального строительства;
- определяются условия признания проектной документации экономически эффективной проектной документацией повторного использования;
- для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юр. лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, а также юр. лиц с долей государственного (муниципального) участия более 50% уставного капитала устанавливается обязанность при подготовке проектной документации применительно к объекту капитального строительства, строительство которого они обеспечивают, использовать экономически эффективную проектную документацию повторного использования, подготовленную применительно к аналогичному объекту (при этом они получают право на ее безвозмездное использование);
- в целях защиты прав и законных интересов правообладателей земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества, использование которых в соответствии с их разрешенным использованием в связи с установлением указанных зон стало невозможно, предусмотрена обязанность соответствующих правообладателей объектов, в связи с размещением которых установлена такая зона, органов государственной власти или местного самоуправления выкупить земельный участок и расположенные на нем объекты недвижимого имущества или представить возмещение за земельный участок;
- вводятся переходные положения, в том числе предусматривающие, что до 01.01.2022 г. зоны с особыми условиями использования территории считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в ЕГРН, если такие зоны установлены до 01.03.2018 г. одним из следующих способов: решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия такого решения; нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон в границах, установленных таким актом, без принятия решений исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон; решением суда. Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комисcию РСПП по строительству и жилищ-ной политике
233781-7
О внесении изменения в статью 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (об установлении административной ответственности в сфере противодействия совершения административных правонарушений коррупционной направленности) Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона расширяется диспозиция статьи 19.28 КоАП («Незаконное вознаграждение от имени юридического лица») в целях обеспечения возможности привлечения юридических лиц к административной ответственности в случае, когда указанные выше противоправные деяния совершаются не только от имени или в интересах данного юридического лица, но и в интересах юридических лиц, связанных с этим юридическим лицом, которыми могут являться аффилированные лица, дочерние общества и т.п. Уточняется круг лиц, выступающих на стороне взяткополучателя, в целях гармонизации положений уголовного и административного законодательства. Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по собственности и судеб-ной системе
249505-7
О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части совершенствования налогового администрирования) | Депутаты Государственной Думы А.М.Макаров, Г.Я.Хор и др. | Проектом федерального закона предусматривается сокращение срока проведения камеральной налоговой проверки с трех месяцев до одного месяца, сокращение перечня контролируемых сделок между взаимозависимыми лицами посредством увеличения пороговых значений по таким сделкам для целей контроля, оптимизация перечня документов, обосновывающих право налогоплательщиков на применение ставки | |
---|---|---|---|
по налогу на добавленную стоимость в размере 0 процентов по операциям, связанным с экспортом товаров, а также ряд других изменений. | Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по налоговой политике |
3. В Государственную Думу РФ внесены следующие законопроекты:
Номер и наименование законопроекта Субъект законодательной инициативы
Примечание
340620-7
О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" в части совершенствования регулирования защиты прав работников, бывших работников должника в ходе дела о банкротстве
Проектом федерального закона предлагается предоставить субъектам РФ и муниципальным образованиям право в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, погашать требования кредиторов второй очереди. Размер и очередность возникающих при этом требований субъектов РФ и муниципальных образований предлагается учитывать в реестре требований кредиторов в размере и очередности, которые аналогичны удовлетворенным ими требованиями. Предусматривается возможность уступки права требований РФ, субъектов РФ и муниципальных образований по денежным обязательствам путем заключения договора уступки права требования в порядке, определяемом соответственно Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления. Уточняются нормы, определяющие порядок исполнения всего объема обязательств должника учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника-унитарного предприятия или третьим лицом. Правительство Российской Федерации Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет РСПП по собствен-ности и судебной системе
344300-7
О внесении изменения в статью 112 Федерального закона " О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Проектом федерального закона предусматривается, что суммы неустоек (штрафов, пеней) начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю) за неисполнение или не надлежащее исполнение в 2015 и (или) 2016 годах обязательств, предусмотренных контрактом, но не списанных заказчиком, подлежат списанию в случаях и порядке, определенных Правительством РФ. Правительство Российской Федерации Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет РСПП по развитию конкуренции
4. Правоприменительная практика
Конституционный Суд РФ признал взаимосвязанные положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации не противоречащими Конституции Российской Федерации и не предполагающими включения в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
(подробнее)
Президиумом Верховного Суда Российской Федерации утвержден Обзор судебной практики «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 КоАП РФ «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций».
(подробнее)
5. События
13 декабря 2017 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил Заместителю Министра финансов РФ А.Ю.Иванову протокол совещания в РСПП по проекту федерального закона «О специальных инвестиционных контрактах и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
(подробнее)
14 декабря 2017 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил:
Заместителю Председателя Правительства РФ А.В.Дворковичу обращение в связи с подготовкой проекта постановления Правительства РФ «О внесении изменений в перечень видов и категориий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор».
(подробнее)
Руководителю Федеральной антимонопольной службы И.Ю.Артемьеву замечания и предложения РСПП к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции», разработанному ФАС Росси;
(подробнее)
Помощнику Президента Российской Федерации А.Р.Белоусову обращение РСПП по вопросу правового регулирования проведения государственной экологической экспертизы в отношении объектов I категории и оснащения стационарных источников выбросов автоматическими средствами измерений.
(подробнее)
Помощнику Президента Российской Федерации-Начальнику Государственно-правового управления Президента Российской Федерации Л.И.Брычевой замечания и предложения РСПП к проекту федерального закона №277779-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха».
(подробнее)
22 декабря 2017 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил Заместителю Министра экономического развития РФ С.В.Шипову заключение РСПП об оценке регулирующего воздействия на проект федерального закона «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса РФ».
(подробнее)