ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ (информация за период с 10 по 28 мая 2018г.)
1. Федеральные законы, подписанные Президентом РФ.2. Законопроекты, рассмотренные Государственной Думой РФ:
- в третьем чтении;
- во втором чтении;
- в первом чтении.
3. Законопроекты, внесенные в Государственную Думу РФ.
4. Правоприменительная практика
5. События.
1. Президентом Российской Федерации в период с 10 по 28 мая 2018 г. подписан следующий
федеральный закон:
Федеральный закон от 23 мая 2018 г. № 120-ФЗ "О внесении изменений в статью 327 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 1 и 3 Федерального закона "О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации"
(текст закона)
Федеральным законом:
- признается утратившим силу положение, согласно которому соглашением между кредитором и должником может быть предусмотрена обязанность должника исполнить обязательство по передаче денег или ценных бумаг путем внесения долга в депозит нотариуса;
- устанавливается, что в случае передачи нотариусу на депонирование движимых вещей (включая наличные деньги, документарные ценные бумаги и документы), безналичных денежных средств или бездокументарных ценных бумаг на основании совместного заявления кредитора и должника к таким отношениям подлежат применению правила о договоре условного депонирования (эскроу), поскольку иное не предусмотрено законодательством о нотариате;
- ограничивается срок, в течение которого может быть зарегистрирован наследственный фонд, – одним годом со дня открытия наследства;
- уточняется порядок совершения завещания, условия которого предусматривают создание наследственного фонда.
2. Государственной Думой РФ рассмотрены следующие законопроекты:
2.1. Законопроекты, принятые в третьем чтении
Номер и наименование законопроекта | Субъект права законодательной | |
---|---|---|
инициативы | Краткое содержание |
118648-7
О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "О почтовой связи" (в части уточнения порядка доставки (вручения) извещений) Самарская Губернская Дума Проектом федерального закона устанавливается, что правилами оказания услуг почтовой связи в соответствии с нормами процессуального законодательства РФ также устанавливаются особенности порядка оказания услуг почтовой связи в части доставки (вручения) извещений, направляемых в ходе производства по делам об административных правонарушениях органами и должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с КоАП РФ и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ об административных правонарушениях.
372781-7
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (о наследственных фондах) Депутаты Государственной Думы П.В.Крашенинников, И.В.Белых и др. Проектом федерального закона на нотариуса, ведущего наследственное дело, возлагается ряд обязанностей, в частности:
- при регистрации в реестре нотариальных действий единой информационной системы нотариата (ЕИСН) нотариального действия по удостоверению или отмене завещания либо доверенности – вносить в ЕИСН электронный образ завещания либо доверенности;
- производить поиск сведений о возможных завещаниях наследодателя путем проверки ЕИСН;
- проверять в ЕИСН наличие сведений о составлении в порядке, предусмотренном статьей 1125 "Нотариально удостоверенное завещание" ГК РФ, наследодателем завещания и устанавливать содержание такого завещания (на основании электронного образа этого завещания, внесенного в реестр нотариальных действий ЕИСН). При обнаружении сведений о составлении наследодателем завещания, условия которого предусматривают создание наследственного фонда, после ознакомления с содержанием завещания направлять лицу, которое в соответствии с решением об учреждении наследственного фонда назначается единоличным исполнительным органом фонда или может быть определено в порядке, установленном решением об учреждении фонда, как лицо, на которое возлагаются полномочия единоличного исполнительного органа фонда, предложение дать согласие на осуществление полномочий единоличного исполнительного органа фонда. В случаях образования при создании наследственного фонда коллегиальных органов фонда направлять лицам, указанным в решении об учреждении наследственного фонда, или лицам, которые могут быть определены в порядке, установленном решением об учреждении фонда, предложение дать согласие на осуществление полномочий членов коллегиальных органов наследственного фонда. При невозможности сформировать органы фонда в соответствии с решением об учреждении фонда нотариус не вправе направлять в уполномоченный государственный орган заявление о создании наследственного фонда. По истечении одного года со дня открытия наследства нотариус не вправе направлять в уполномоченный государственный орган заявление о создании наследственного фонда;
- не позднее 2 рабочих дней со дня, следующего за днем открытия наследственного дела, запросить у нотариуса, осуществляющего хранение экземпляров завещания, условия которого предусматривают создание наследственного фонда, один экземпляр этого завещания и не позднее одного рабочего дня со дня его получения уведомить о получении этого завещания лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа наследственного фонда, а также передать указанному лицу по его требованию по одному экземпляру решения об учреждении наследственного фонда, устава наследственного фонда и условий управления наследственным фондом;
- довести условия управления наследственным фондом до сведения лиц, которые в соответствии с решением об учреждении наследственного фонда вошли в состав коллегиальных органов наследственного фонда;
- передать выгодоприобретателю по его заявлению копию решения об учреждении наследственного фонда вместе с копиями устава и условий управления наследственным фондом.
Также вносятся изменения и в Федеральный закон "О погребении и похоронном деле", устанавливающие, что в случае возложения завещателем на одного или нескольких наследников по завещанию или по закону обязанности по осуществлению погребения завещателя в соответствии с его волей приоритет имеет волеизъявление умершего, выраженное в завещании.
346028-7
О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» и Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (о депонировании) Депутаты Государственной Думы П.В.Крашенинников, И.В.Белых и др. Проектом федерального закона уточняются положения о выполнении нотариусом функций эскроу-агента.
Разграничиваются два самостоятельных нотариальных действия:
- принятие денег и ценных бумаг в депозит нотариуса при наличии оснований, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации;
- депонирование движимых вещей, безналичных денежных средств или бездокументарных ценных бумаг на основании совместного заявления сторон обязательства.
Устанавливается порядок совершения указанных нотариальных действий и уточняется положение, предусматривающее размеры нотариального тарифа для нотариальных действий, для которых не предусмотрена обязательная нотариальная форма, а именно:
- за принятие на депонирование нотариусом движимых вещей, безналичных денежных средств или бездокументарных ценных бумаг – 0,5% принятой денежной суммы, рыночной стоимости ценных бумаг или заявленной депонентом стоимости имущества, но не менее 1 тыс. руб.;
- за принятие на депонирование нотариусом объектов.
891333-6
О внесении изменений в статью 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" (о дополнении случаев заключения договоров в отношении государственного (муниципального) имущества без проведения конкурсов (аукционов)) Архангельское областное Собрание депутатов Проектом федерального закона расширяется перечень лиц, имеющих право на заключение договоров на внеконкурсной основе в отношении государственного (муниципального) имущества, дополнив его лицами, с которыми государственным или муниципальным автономным учреждением заключен договор по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", если предоставление указанных прав предусмотрено документацией о закупке для целей исполнения этого договора.
441399-7
О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств Депутаты Государственной Думы В.В.Володин, Г.А.Зюганов и др.; Члены Совета Федерации А.А.Турчак, К.И.Косачев и др. Проектом федерального закона закрепляются меры по защите интересов и безопасности Российской Федерации, прав и свобод граждан Российской Федерации путем введения мер, связанных с предупреждением и пресечением противоправных и недружественных действий Соединенных Штатов Америки и (или) иных иностранных государств. Под иностранными государствами понимаются государства, принявшие решения о присоединении к действиям США и введении экономических санкций в отношении отдельных отраслей экономики Российской Федерации, российских юридических и (или) физических лиц, или поддержавшие такие решения.
335823-7
О внесении изменений в Федеральный закон "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части расширения круга участников создания инновационных научно-технологических центров) Депутаты Государственной Думы В.А.Никонов, А.И.Аршинова и др. Проектом федерального закона расширяется круг образовательных организаций, которые могут быть инициаторами проекта по созданию инновационных научно-технологических центров, в случае если такие организации соответствуют критериям, устанавливаемым Правительством РФ. Правительство РФ наделяется правом принятия решения о создании инновационного научно-технологического центра при наличии соответствующего поручения Президента РФ. Дополняется перечень лиц, участвующих в реализации проекта по созданию инновационных научно-технологических центров, организациями, осуществляющими государственную поддержку инновационной деятельности. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, координирующий действия по созданию, функционированию и ликвидации инновационных научно-технологических центров, наделяется полномочиями по осуществлению контроля исполнения управляющей компанией возложенных на нее функций.
337837-7
О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" (в части изменения порядка уплаты дополнительного страхового взноса на накопительную пенсию и перевода средств на софинансирование формирования пенсионных накоплений) Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона:
- вносятся изменения в порядок реализации прав застрахованных лиц, самостоятельно уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию в рамках программы государственного софинансирования, в части предоставления застрахованному лицу возможности представлять в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений об уплате дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию или направлять его в форме электронного документа (образа электронного документа) с использованием информационно-телекоммуникационных сетей без отметки кредитной организации об исполнении;
- предусматривается право Пенсионного фонда РФ представлять в Минфин России дополнительную заявку о переводе из федерального бюджета необходимой суммы средств для софинансирования формирования пенсионных накоплений в срок не позднее 3-х месяцев со дня направления предыдущей заявки о переводе из федерального бюджета необходимой суммы средств для софинансирования формирования пенсионных накоплений;
- Правительству РФ передаются полномочия по установлению порядка и условий перевода средств на софинансирование формирования пенсионных накоплений из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда РФ в срок, который не может превышать 10 рабочих дней, следующих за днем получения соответствующей заявки. В случае внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период в части увеличения бюджетных ассигнований, предусмотренных на софинансирование формирования пенсионных накоплений, указанные средства переводятся в срок, который не может превышать 15 рабочих дней, следующих за днем вступления в силу федерального закона о внесении указанных изменений;
- средства федерального бюджета, направленные на софинансирование формирования пенсионных накоплений и поступившие в бюджет Пенсионного фонда РФ, передаются управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам не позднее 10 рабочих дней со дня получения средств для софинансирования формирования пенсионных накоплений.
231643-7
О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона:
- устраняются технические пробелы в Федеральном законе "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", в частности, понятийный аппарат (в т.ч. понятие экстренной помощи), нормы, регулирующие порядок перечисления туроператором взносов в фонд персональной ответственности, основания исключения из реестра сведений о туроператоре и др.;
- уточняется положение, при котором ФОИВ вносит сведения в реестр об изменении сведений об общей цене туристического продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год и о количестве туристов в сфере выездного туризма за предыдущий год;
- конкретизируются основания для прекращения членства туроператора в объединении туроператоров в сфере выездного туризма, а также положения, регламентирующие утверждение аудиторской организации и условий договора на проведение обязательного аудита годовой отчетности объединения туроператоров;
- уточняется, что фонд персональной ответственности туроператора формируется на случай, когда неисполнение туроператором своих обязательств связано с прекращением туроператорской деятельности по причине невозможности исполнения всех обязательств по договорам о реализации туристского продукта;
- исключаются положения о множественности договоров банковских гарантий исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта;
- туроператор наделяется правом подавать заявление об освобождении его от финансового обеспечения ответственности туроператора в сфере выездного туризма и уплаты взносов в фонд персональной ответственности туроператора в случае, когда размер фонда персональной ответственности туроператора становится максимальным. Решение по такому заявлению принимает объединение туроператоров в сфере выездного туризма по согласованию с уполномоченным ФОИВом. В случае принятия такого решения туроператор, осуществляющий деятельность в сфере выездного туризма, освобождается от финансового обеспечения своей ответственности и уплаты взносов в фонд персональной ответственности туроператора до 1 апреля следующего календарного года. Для продления этого срока туроператор обязан за один месяц до его истечения (до 1 марта) представить в уполномоченный ФОИВ сведения об общей цене туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий календарный год и о размере фонда персональной ответственности туроператора на дату представления таких сведений, а в объединение туроператоров в сфере выездного туризма – заявление о продлении этого срока. Объединение туроператоров в сфере выездного туризма по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти принимает решение о продлении этого срока до 1 апреля следующего года либо об отказе в таком продлении.
419616-7
О внесении изменений в статьи 256 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части уточнения доходов и расходов судовладельцев судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов) Депутаты Государственной Думы Р.В.Кармазина, М.С.Шеремет и др. Проектом федерального закона предлагается:
- исключить из перечня неамортизируемого имущества суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов, на период нахождения их в данном Реестре;
- уточнить расходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, – расходы судовладельцев, связанные с получением доходов от эксплуатации и (или) реализации таких судов.
350175-7
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения понятия «иностранный инвестор» Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона:
- в Федеральном законе "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" из понятия "иностранный инвестор" исключаются: иностранные юр. лица, находящихся под контролем гражданина Российской Федерации и (или) российского юр. лица; иностранных организаций, не являющихся юр. лицами и находящихся под контролем гражданина Российской Федерации и (или) российского юр. лица; иностранных граждан, имеющих также гражданство Российской Федерации. Ввести новое понятие "контролируемое лицо";
- в Федеральном законе "О приватизации государственного и муниципального имущества" уточняется перечень лиц, которые не могут быть признаны покупателями государственного и муниципального имущества;
- в Федеральном законе "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" уточняется перечень лиц, в отношении которых устанавливается запрет на совершение сделок, влекущих за собой установление контроля над хозяйственными обществами стратегического значения для обеспечения обороны страны и безопасности государства. В целях исключения влияния нового определения "иностранный инвестор" на осуществление контроля над иностранными инвестициями в хозяйствующие общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства - предусматривается понятие "иностранный инвестор" в Федеральном законе "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" в редакции действующего Федерального закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации". Уточняется норма, определяющая признаки нахождения хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, под контролем. Предусматривается, что ФАС России будет давать разъяснения по вопросам применения им Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства";
- в Закон Российской Федерации "О недрах" в целях нераспространения понятия "иностранный инвестор" на деятельность, связанную с пользованием участками недр для разведки и добычи полезных ископаемых на участках недр федерального значения, устанавливается, что понятие "иностранный инвестор" используется в значении, указанном в Федеральном законе "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства".
517191-6
Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона предусматривается создание института уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг, определяется правовой статус уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг (далее – Финансовый уполномоченный), цели его деятельности и полномочия, порядок его назначения и освобождения от должности, вводится понятие Службы Финансового уполномоченного и раскрываются ее структура и состав, устанавливается процедура рассмотрения Финансовым уполномоченным обращений потребителей финансовых услуг, порядок взаимодействия финансовых организаций с Финансовым уполномоченным.
96211-7
О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (в части уточнения содержания понятия муниципальной услуги) Самарская Губернская Дума Проект федерального закона предлагается уточнить понятие "муниципальная услуга", указав, что к таковой относится также деятельность органов местного самоуправления в пределах установленных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" прав, направленная на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.
328707-7
О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (об уточнении содержания понятия антикоррупционной экспертизы) Тюменская областная Дума Проектом федерального закона устанавливается, что в ходе антикоррупционной экспертизы оценке во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами подлежит также и проект нормативного правового акта (в действующей редакции – только сам нормативный правовой акт).
125723-7
О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и признании утратившей силу части 2 статьи 14 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона предлагается привести положения Лесного кодекса Российской Федерации, связанные с контролем за осуществлением переданных полномочий в области лесных отношений, в соответствие с новой редакцией Федерального закона
"Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации":
- предусматривается, что ФОИВ, ответственный за организацию и осуществление контроля, мониторинга эффективности и качества осуществления полномочий в области лесных отношений, переданных Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации;
- устанавливается, что общий объем субвенций, предоставляемых для осуществления переданных полномочий определяется в отношении каждого субъекта Российской Федерации с учетом затрат на организацию осуществления указанных полномочий в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;
- руководителю уполномоченного ФОИВа по контролю за осуществлением переданных полномочий предоставляется право:
выносить высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации предписания (представления) об устранении нарушений, выявленных при осуществлении переданных полномочий, подлежащие обязательному рассмотрению в 30-дневный срок;
давать согласие на назначение на должность руководителя органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия, а также вносить губернатору представления об освобождении от занимаемой должности руководителей и заместителей руководителей соответствующих органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственных за осуществление переданных полномочий, в случаях их ненадлежащего исполнения (неисполнения), которые подлежат рассмотрению в 10-дневный срок;
давать губернаторам обязательные для исполнения указания по вопросам осуществления переданных полномочий, в т.ч. в случаях, если требуется координация их осуществления органами государственной власти нескольких субъектов Российской Федерации;
- предусматривается, что представление для принятия решения об изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъекта РФ вносится в Правительство РФ уполномоченным ФОИВом;
- исключаются положения, допускающие отказ от передачи органам государственной власти субъектов РФ полномочий в отношении лесничеств и лесопарков, расположенных в границах территорий субъектов РФ, плотность населения которых в 15 раз превышает среднюю плотность населения Российской Федерации.
2.2. Законопроекты, принятые во втором чтении
Номер и наименование законопроекта | Субъект права законодательной | |
---|---|---|
инициативы | Краткое содержание |
412518-7
О внесении изменения в статью 12-4 Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" (в части установления обязанности лиц, осуществляющих рыболовство в экономической зоне проходить контрольные пункты (точки) и соблюдать порядок их прохождения) Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона для лиц, осуществляющих рыболовство в исключительной экономической зоне Российской Федерации, закрепляется обязанность проходить контрольные пункты (точки) и соблюдать порядок их прохождения, установленные ФСБ России по согласованию с Росрыболовством и Минобороны России.
296412-7
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия хищению денежных средств Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона предусмотрено создание механизма противодействия совершению несанкционированных операций по списанию денежных средств со счетов клиентов кредитных организаций посредством информирования клиента о выявленных признаках несанкционированных операций и получения согласия на дальнейшее осуществление операций при выявлении таких признаков, а также приостановления несанкционированных операций оператором по переводу денежных средств и использования электронного средства платежа.
Оператор по переводу денежных средств при выявлении признаков перевода денежных средств без согласия плательщика обязан до осуществления списания денежных средств с банковского счета клиента на срок не более 2 рабочих дней приостановить исполнение распоряжения о совершении операции, соответствующей признакам осуществления перевода денежных средств без согласия клиента и запросить подтверждение клиента о возможности исполнения распоряжения.
Признаки осуществления перевода денежных средств без согласия клиента устанавливаются Банком России и размещаются на его официальном "Интернет" - сайте. Оператор по переводу денежных средств в рамках реализуемой им системы управления рисками определяет в документах, регламентирующих процедуры управления рисками, процедуры выявления операций, соответствующих признакам осуществления переводов денежных средств без согласия клиента, на основе анализа характера, параметров и объема совершаемых его клиентами операций (осуществляемой клиентами деятельности).
Устанавливается порядок действий операторов по переводу денежных средств, обслуживающих плательщика и получателя денежных средств, по возврату денежных средств при получении от плательщика - юр. лица уведомления о списании денежных средств без его согласия.
Вводится обязанность операторов по переводу денежных средств, банковских платежных агентов (субагентов), операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры реализовывать мероприятия по противодействию осуществлению переводов денежных средств без согласия клиента в порядке, установленном Банком России.
Предусматривается формирование и ведение Банком России (в установленном им порядке) базы данных о случаях и (или) попытках осуществления переводов денежных средств без согласия клиента. Операторы по переводу денежных средств, операторы платежных систем, операторы услуг платежной инфраструктуры обязаны направлять в Банк России информацию обо всех случаях и (или) попытках осуществления таких переводов, а также вправе получать от Банка России информацию, содержащуюся в указанной базе данных.
Банк России (по согласованию с ФСБ России и Федеральной службой по техническому и экспортному контролю) устанавливает обязательные для кредитных организаций требования к обеспечению защиты информации при осуществлении банковской деятельности и для некредитных финансовых организаций требования к обеспечению защиты информации при осуществлении деятельности в сфере финансовых рынков в целях противодействия осуществлению переводов денежных средств без согласия клиента, осуществлению незаконных финансовых операций.
261732-7
О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "О национальной платежной системе" (в части унификации специальных банковских счетов, открываемых платежными агентами, банковскими платежными агентами (субагентами)) Депутаты Государственной Думы А.Г.Аксаков, И.Б.Дивинский и др. Проектом федерального закона, предусматривается возможность осуществлять по специальному банковскому счету банковского платежного агента операции, осуществляемые по этому счету в соответствии с Федеральным законом "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", в случае совмещения банковским платежным агентом (субагентом) своей деятельности с деятельностью по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами.
Закрепляется право банковского платежного агента (субагента) использовать специальный банковский счет в качестве специального банковского счета платежного агента в порядке, установленном Федеральным законом "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".
195449-7
О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части установления административной ответственности за неисполнение обязанностей оператором поисковой системы) Депутаты Государственной Думы М.Г.Кудрявцев, Н.И.Рыжак и др. Проектом Федерального закона устанавливается административная ответственность:
- за неисполнение обязанности по подключению к федеральной государственной информационной системе информационных ресурсов, информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым на территории Российской Федерации ограничен, по прекращению на территории Российской Федерации выдачи по запросам пользователей сведений об информационных ресурсах, информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым ограничен на территории Российской Федерации, а также за неисполнение оператором поисковой системы обязанности по прекращению на территории Российской Федерации выдачи по запросам пользователей сведений о доменном имени и об указателях страниц сайтов в сети "Интернет", доступ к которым ограничен на основании соответствующего решения Московского городского суда, или копий заблокированных сайтов;
- за непредставление или несвоевременное представление в Роскомнадзор провайдером хостинга или иным лицом, обеспечивающим размещение в сети "Интернет" программно-аппаратных средств доступа к информационным ресурсам, информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен, данных, позволяющих идентифицировать владельца таких программно-аппаратных средств или сведений об уведомлении их владельца о необходимости размещения данных, позволяющих его идентифицировать.
1018052-6
О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" (о введении понятия "промышленный технопарк") Депутаты Государственной Думы Д.Б.Кравченко, С.В.Чижов и др. Проектом федерального закона:
- вводятся понятия "технологическая инфраструктура", "промышленный технопарк";
- определяются полномочия Правительства РФ по установлению требований к промышленным технопаркам, управляющим компаниям промышленных технопарков и полномочия уполномоченного ФОИВа по подтверждению соответствия промышленного технопарка таким требованиям;
- утверждается порядок применения мер стимулирования деятельности в сфере промышленности;
- предусматривается, что создание новых и развитие существующих промышленных технопарков на территориях субъектов РФ осуществляются с учетом стратегии пространственного развития РФ, а также схем территориального планирования РФ и субъектов РФ.
2.3. Законопроекты, принятые в первом чтении
Номер и наименование законопроекта Субъект права законодательной инициативы Краткое содержание Примечание
405568-7
О внесении изменений в статьи 5 и 427 Налогового кодекса Российской Федерации (о совершенствовании порядка исчисления и уплаты страховых взносов резидентами ТОСЭР и свободного порта Владивосток) Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона предусматривается:
- неприменение к резидентам территорий опережающего социально-экономического развития и резидентам свободного порта Владивосток норм законодательства, влекущих изменение положения резидентов как налогоплательщиков и плательщиков страховых взносов в течение 10 лет со дня получения ими соответствующего статуса;
- применение резидентами пониженных тарифов страховых взносов в течение 10 лет со дня получения ими соответствующего статуса исключительно в отношении базы для исчисления страховых взносов, определенной в отношении физических лиц, занятых на новых рабочих местах;
- применение пониженных тарифов страховых взносов резидентами в Дальневосточном федеральном округе, получившими соответствующий статус до 31 декабря 2025 г. Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по инвестиционной полити-ке, институтам развития и экспортной поддержке
376669-7
О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и статью 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона:
1) в Федеральном законе "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля":
- определение федерального государственного контроля (надзора) дополняется указанием на лицензионный контроль. При этом в положениях о лицензировании конкретного вида деятельности возможно будет реализовать положения приоритетной программы, в частности применения риск-ориентированного подхода при осуществлении лицензионного контроля;
- определение муниципального контроля дополняется положениями об организации и проведении мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юр. лицами и индивидуальными предпринимателями, а также о необходимости соблюдения помимо обязательных требований также требований, установленных муниципальными правовыми актами в случаях, когда полномочия осуществляются органами муниципального контроля;
- Правительство РФ наделяется полномочиями по определению видов регионального государственного контроля (надзора) при организации которых применяется риск-ориентированный подход в обязательном порядке. При этом высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ устанавливается перечень видов регионального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется риск-ориентированный подход;
- в число объектов, причинение вреда которым исключает направление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, включаются объекты культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, особо ценных, в том числе уникальных, документов Архивного фонда РФ, документов, имеющих особое историческое, научное, культурное значение, входящих в состав национального библиотечного фонда;
- устанавливается, что предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований не может содержать требований о предоставлении юр. лицом, индивидуальным предпринимателем, сведений и документов;
- расширяется перечень случаев получения контрольно-надзорным органом информации о деятельности либо действиях юр. лица и индивидуального предпринимателя без возложения на них обязанностей, не предусмотренных законодательством;
- в целях установления гарантий прав подконтрольных субъектов при проведении плановых (рейдовых) обследований устанавливается, что такие мероприятия по контролю не могут проводиться в отношении конкретного юр. лица, индивидуального предпринимателя и не должны подменять собой проверку;
- из числа проверок, информация о которых вносится в единый реестр проверок, исключается информация о внеплановых проверках, проводимых в связи с поступлением заявлений о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий;.
2) в Федеральном законе "О лицензировании отдельных видов деятельности":
- предусматривается возможность внедрения риск-ориентированного подхода при осуществлении лицензионного контроля;
- закрепляются полномочия Правительства РФ устанавливать иную периодичность проведения плановых проверок или возможность не проведения в отношении лицензиатов плановых проверок в зависимости от отнесения их деятельности (или используемых ими производственных объектов) к определенной категории риска (определенному классу (категории) опасности). Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по разрешительной и конт-рольно-надзорной дея-тельности
430594-7
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции Президент Российской Федерации Проектом федерального закона:
- руководители государственных корпораций, государственных внебюджетных фондов наделяются правом получать справки по счетам физических лиц, а в отдельных случаях и юридических лиц при осуществлении проверок соблюдения требований законодательства РФ о противодействии коррупции; полученная информация может использоваться исключительно в соответствии с законодательством РФ о противодействии коррупции;
- устанавливается упрощенный порядок привлечения государственных и муниципальных служащих, работников государственных корпораций (компаний), государственных внебюджетных фондов, организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, к дисциплинарной ответственности (за исключением увольнения в связи с утратой доверия) за коррупционные правонарушения в случае признания ими факта совершения правонарушения, а также устанавливается единый срок давности для применения взысканий – не позднее 3-х лет со дня совершения коррупционного правонарушения;
- уточняется порядок участия лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих в управлении коммерческими и некоммерческими организациями от имени РФ, субъектов РФ или муниципальных образований;
- в Федеральный закон "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" вносятся изменения, направленные на установление контроля за расходами лиц, замещавших (занимавших) одну из должностей, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих расходах, расходах своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей, по сделкам по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенным лицами в период замещения (занятия) таких должностей;
- определяется, что контроль за расходами лица, освобожденного от должности (уволившегося), а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей осуществляется прокурором в порядке, предусмотренном законодательством РФ;
- устанавливается, что лицо, которое освобождено от должности (уволилось) и в отношении которого осуществляется контроль за расходами, пользуется теми же правами, что и лицо, замещающее (занимающее) одну из должностей, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих расходах;
- в целях пресечения случаев реализации или порчи имущества, в отношении которого прокурором заявлены требования об обращении его в доход государства, и совершения указанных действий на стадии проведения процедуры контроля за расходами предлагается закрепить возможность обращения взыскания на денежную сумму, эквивалентную стоимости такого имущества, если его обращение в доход государства невозможно;
- Федеральный закон "Об исполнительном производстве" дополняется нормами, предусматривающими также отнесение к исполнительным документам, направляемым (предъявляемым) судебному приставу-исполнителю, определение судьи о наложении ареста на имущество юридического лица, в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей КоАП РФ "Незаконное вознаграждение от имени юридического лица". Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по собственности и судеб-ной системе
430595-7
О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (об установлении условий освобождения юридических лиц от административной ответственности и новой меры обеспечения производства по делу) Президент Российской Федерации Проектом федерального закона определяются условия освобождения юридического лица от административной ответственности, предусмотренной статьей 19.28 "Незаконное вознаграждение от имени юридического лица" КоАП РФ, а также устанавливается новая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении - арест имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за незаконное вознаграждение от имени юридического лица. Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по собственности и судеб-ной системе
430596-7
О внесении изменения в статью 193 Трудового кодекса Российской Федерации (в части установления единого срока давности для применения взысканий за коррупционные правонарушения) Президент Российской Федерации Проектом федерального закона устанавливается, что дисциплинарное взыскание за нарушение запретов, ограничений, неисполнение обязанностей, установленных законодательством РФ о противодействии коррупции, не может быть применено позднее трех лет со дня совершения проступка. Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по собственности и судеб-ной системе
419059-7
О цифровых финансовых активах Депутаты Государственной Думы А.Г.Аксаков, И.Б.Дивинский и др. Проектом федерального закона определяется статус цифровых технологий, применяемых в финансовой сфере, и основные требования, исходя из обязательности рубля в качестве единственного законного платежного средства в РФ, а также регулируется порядок публичного привлечения денежных средств и криптовалют путем размещения токенов по аналогии с регулированием первичного размещения ценных бумаг. Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по цифровой экономике
419090-7
О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ Депутаты Государственной Думы А.Г.Аксаков, И.Б.Дивинский и др. Проектом федерального закона определяются основы правового регулирования отношений по привлечению инвестиций юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определение правовых основ деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по цифровой экономике
424632-7
О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации (о цифровых правах) Депутаты Государственной Думы В.В.Володин, П.В.Крашенинников и др. Проектом федерального закона вводятся понятия "цифровые права" и "цифровые деньги".
Предусматривается, что в случаях предусмотренных законом, права на объекты гражданских прав, за исключением нематериальных благ, могут быть удостоверены совокупностью электронных данных (цифровым кодом или обозначением), существующей в информационной системе, отвечающей установленным законом признакам децентрализованной информационной системы, при условии, что информационные технологии и технические средства обеспечивают лицу, имеющему уникальный доступ к этому цифровому коду или обозначению, возможность в любой момент ознакомиться с описанием соответствующего объекта гражданских прав. Указанные цифровой код или обозначение признаются цифровым правом.
Обладателем цифрового права признается лицо, имеющее уникальный доступ к цифровому коду или обозначению, позволяющий совершать действия по распоряжению цифровым правом.
Устанавливается, что цифровыми деньгами может признаваться не удостоверяющая право на какой-либо объект гражданских прав совокупность электронных данных (цифровой код или обозначение), созданная в информационной системе, отвечающей установленным законом признакам децентрализованной информационной системы, и используемая пользователями этой системы для осуществления платежей. Цифровые деньги не обязательны к приему при осуществлении всех видов платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации, однако в случаях и на условиях, установленных законом, могут использоваться физическими и юридическими лицами в качестве платежного средства.
Предусматривается, что выражение лицом своей воли с помощью электронных или иных аналогичных технических средств (например, путем передачи сигнала, в т.ч. при заполнении формы в сети "Интернет") будет приравнено к простой письменной форме сделки. При этом законопроектом предлагается нормативно закрепить институт "автоматизированного исполнения обязательства" в качестве одного из условий сделки. Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по цифровой экономике
425725-7
О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части создания систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона:
- предлагается передавать информацию о показателях выбросов, сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вместо государственного фонда данных государственного экологического мониторинга;
- из состава государственного фонда данных государственного экологического мониторинга исключается информация о результатах производственного контроля в области охраны окружающей среды и государственного экологического надзора;
- предусматривается, что программа оснащения источников выбросов, сбросов загрязняющих веществ на объектах I категории будет представляться предприятием в составе программы производственного экологического контроля при подаче заявки на получение комплексного экологического разрешения. Реализация такой программы не может превышать 4-х лет со дня получения комплексного экологического разрешения. В случаях если предусмотрены мероприятия, связанные с реконструкцией стационарных источников, сроки оснащения таких стационарных источников будут определяться с учетом сроков реализации мероприятий программы повышения экологической эффективности;
- Правительство РФ наделяется следующими полномочиями:
устанавливать требования к автоматическим средствам измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, техническим средствам фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ;
определять на объектах I категории виды технических устройств, оборудования или их совокупности (установок), выбросы, сбросы от которых подлежат автоматическому контролю, а также утверждать правила создания и эксплуатации системы автоматического контроля. Предложения РСПП
301924-7
О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации (в части уточнения положений о самовольных постройках) Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона:
- уточняется понятие самовольной постройки, предусмотрев, что не являются ею здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные с нарушением установленных ограничений по использованию земельного участка, если данные здание, сооружение, строение возведены, созданы на основании необходимых для этого согласований или разрешений и в соответствии с ними или собственник данного объекта не знал и не мог или не обязан был знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка;
- вводится запрет на эксплуатацию самовольной постройки;
- предусматривается, что на самовольную постройку не приобретают право собственности не только осуществившее ее лицо, но и правообладатель земельного участка, на котором она создана, и что это распространяется в т.ч. и на случаи перехода прав на земельный участок;
- устанавливается, что последствием самовольной постройки является не только обязанность лица, осуществившего такую постройку, снести ее, но таким последствием может быть обязанность этого лица привести самовольную постройку в соответствие с параметрами, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренным законами (при отсутствии сведений о лице, осуществившем самовольную постройку, эти обязанности предлагается возлагать на правообладателя земельного участка, на котором эта постройка возведена);
- закрепляется, что, по общему правилу, решение о сносе самовольной постройки или о ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом (в т.ч. это касается объектов индивидуального жилищного строительства и созданных на садовом земельном участке жилых или садовых домов), а также уточнить случаи, при которых органы местного самоуправления вправе принимать решение о сносе самовольной постройки либо – в соответствии с вводимыми законопроектом изменениями – о ее приведении в соответствие с установленными требованиями;
- устанавливается, что срок для сноса самовольной постройки не может составлять менее чем 3 месяца и более чем 12 месяцев, срок для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями не может составлять менее чем 6 месяцев и более чем 3 года;
- вводится для органов местного самоуправления запрет на принятие решений о сносе самовольных построек или об их приведении в соответствие с установленными требованиями в отношении объектов недвижимого имущества, право собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости или признано судом, либо в отношении которых ранее судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки;
- для лиц, которые приобрели здание, сооружение или другое строение, право собственности на которое ранее было зарегистрировано, предусматривается право на возмещение за счет казны РФ убытков в связи с утратой права собственности на такие здание, сооружение или другое строение в случае принятия в отношении указанных объектов решения о сносе самовольной постройки или о ее приведении в соответствии с установленными требованиями (в размере рыночной стоимости указанных объектов либо расходов на ее снос);
- предусматривается право регрессного требования РФ в размере указанных выше убытков, возмещенных РФ, к государственному регистратору, по вине которого, установленной судом, в ЕГРН были внесены незаконные или недостоверные данные об объекте недвижимого имущества, правах на него. Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по собственности и судеб-ной системе
301854-7
О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части совершенствования механизма пресечения самовольного строительства) Правительство Российской Федерации Проектом федерального закона устанавливается административная ответственность за совершение следующих деяний:
- за строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, которые приводят к нарушению предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории или параметров объектов капитального строительства, установленных федеральными законами;
- эксплуатацию самовольной постройки, расположенной на земельном участке, предоставленном в аренду либо приобретенном по результатам публичных торгов с обязательствами по сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями в соответствии с земельным законодательством;
- неисполнение в установленный срок решения о сносе самовольной постройки или о ее приведении в соответствие с установленными требованиями, вынесенного (принятого) судом или органом местного самоуправления городского округа, поселения в соответствии с гражданским законодательством, за исключением случаев, когда такое решение суда приводится в исполнение в соответствии с Федеральным законом "Об исполнительном производстве". Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по собственности и судеб-ной системе
398292-7
О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О концессионных соглашениях" и в статью 7 Федерального закона "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения наименования объекта соглашения) Депутаты Государственной Думы А.Г.Аксаков, И.Б.Дивинский и др. Проектом федерального закона для таких объектов концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном, муниципально-частном партнерстве, как объекты производства, первичной и (или) последующей (промышленной) переработки, хранения сельскохозяйственной продукции, исключается требование о том, что они должны быть включены в утвержденный Правительством РФ в соответствии с законодательством о развитии сельского хозяйства перечень. Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по агропромышленному комплексу
3. В Государственную Думу РФ внесены следующие законопроекты:
Номер и наименование законопроекта Субъект законодательной инициативы
Примечание
456502-7
О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за несоблюдение запрета на оборот в Российской Федерации отдельных категорий товаров
Проектом федерального закона КоАП РФ дополняется новой статьей 14.2.1, устанавливающей административную ответственность за несоблюдение запрета на оборот в РФ отдельных категорий товаров, за исключением случаев приобретения гражданами соответствующих товаров для личных нужд. Правительство Российской Федерации Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет РСПП по интегра-ции, торгово-тамо-женной политике и ВТО
457801-7
О внесении изменений в статью 52-1 Водного кодекса Российской Федерации (в части регулирования использования грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных и гидротехнических работ)
Проектом федерального закона уточняется порядок использования донного грунта, извлеченного при проведении строительных, дноуглубительных, взрывных и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов. Правительство Российской Федерации Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен Комиссию РСПП по транспорту и транспортной инфраструктуре
4. Правоприменительная практика
22 мая 2018 года Конституционный Суд РФ рассмотрел дело о проверке конституционности абзаца второго пункта 4 статьи 57, пункта 1 статьи 58, пунктов 2 и 6 статьи 1232 Гражданского кодекса РФ в части продлении срока действия исключительного права на товарный знак.
(подробнее)
5. События
11 мая 2018 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил Заместителю Министра экономического развития РФ С.В.Шипову заключения РСПП об оценке регулирующего воздействия на проекты следующих федеральных законов;
«О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и Земельный кодекс Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений, связанных с пользованием участками недр, для которых необходимо использование земельных участков из состава земель обороны, безопасности»;
(подробнее)
«О государственном регулировании оборота никотиносодержащей продукции и устройств, предназначенных для потребления никотина способами, отличными от курения табака»;
(подробнее)
«О внесении изменений в статью 81 Федерального закона «Об акционерных обществах» и статью 45 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью».
(подробнее)
14 мая 2018 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил:
Исполняющему обязанности Министра Российской Федерации М.А.Абызову замечания и предложения РСПП к проекту поправок к проекту федерального закона № 332053-7 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;
(подробнее)
Председателю Комитета Государственной Думы ФС РФ по государственному строительству и законодательству П.В.Крашенининкову предложения РСПП к проекту федерального закона № 451522-7 «О внесении изменений в части первую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации".
(подробнее)
17 мая 2018 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил Заместителю Министра экономического развития РФ М.А.Расстригину замечания РСПП к проекту Концепции проекта федерального закона «О государственном регулировании объема выбросов парниковых газов».
(подробнее)
22 мая 2018 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил:
Заместителю Министра экономического развития РФ С.В.Шипову заключения РСПП об оценке регулирующего воздействия на проекты следующих федеральных законов:
«О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» в части определения правового режима недвижимого горного имущества»;
(подробнее)
«О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» в части закрепления порядка предоставления права пользования недрами для создания и эксплуатации полигонов отработки технологий геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, отнесенного к баженовским, абалакским, хадумским, доманиковым продуктивным отложениям, а также отложениям, содержащим сверхвязкую нефть вязкостью более 10000 мПа*с»;
(подробнее)
«О внесении изменений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
(подробнее)
Помощнику Президента Российской Федерации-Начальнику Государственно-правового управления Президента Российской Федерации Л.И.Брычевой замечания и предложения РСПП к проекту федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части упрощения строительства, совершенствования механизма государственного строительного надзора и сноса объектов капитального строительства».
(подробнее)
23 мая 2018 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил Председателю Комитета Государственной Думы ФС РФ по государственному строительству и законодательству П.В.Крашенининкову предложения РСПП к проекту федерального закона № 387276-7 «О внесении изменений в статью 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
(подробнее)