Какие перспективы у российского иска в ВТО из-за введенных США пошлин
Россия вслед за Китаем, Индией и ЕС потребовала от США проведения консультаций в рамках ВТО по вопросу пошлин на алюминий и сталь, введенных в марте. Но, по мнению юристов, США откажет России в консультациях так же, как и Индии, утверждая, что пошлины введены по соображениям национальной безопасности и поэтому не являются заградительными мерами в понимании ВТО. В последние годы позиция ВТО в подобных торговых спорах была очень пассивной, констатируют эксперты.Россия подала официальный запрос в ВТО на проведение консультаций с США по введению повышенных пошлин на сталь (25%) и алюминий (10%). Извещение размещено на сайте ВТО в четверг. Пошлины начали действовать с 23 марта и заметно ударили по большинству российских металлургических компаний, на которые приходится 9–10% импорта стали и алюминия в США.
Консультации — первый этап разрешения споров в ВТО. Если стороны не приходят к компромиссу, далее может последовать обращение в панель организации («суд ВТО») или введение ответных мер. «Если по результатам консультаций стороны не достигают договоренностей, "пострадавший" член ВТО после выполнения определенных процедур может ввести встречные ограничения, компенсирующие его потери»,— пояснили “Ъ” в Минэкономики. Аналогичные консультации по американским пошлинам уже запросили Китай, Индия и ЕС.
В своем запросе от 19 апреля Москва ссылается на то, что пошлины США подпадают под ст. 12.3 Соглашения о защитных мерах ВТО и статью XIX Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), хотя и отмечает, что формально Вашингтон вводил пошлины в рамках «национальной безопасности». В связи с этим РФ настаивает на проведении консультаций в максимально сжатые сроки. При этом США уже ответили на аналогичный запрос Индии от 17 апреля, заявив, что пошлины, введенные в интересах национальной безопасности, не являются «защитной мерой» и не подпадают под ст. 12.3, так что запрос консультаций со стороны Индии необоснован.
В «Северстали» “Ъ” сообщили, что США не является для нее приоритетным рынком (2% в выручке и 4% в объемах продаж в 2017 году), но при этом считают, что любые торговые ограничения наносят вред. «Очевидно, что ограничение по угрозе национальной безопасности — это предлог, а по сути оно является специальной защитной мерой, которая в нарушение правил и принципов международной торговли применяется с исключениями, то есть на дискриминационной основе»,— говорят в компании. «Северсталь» уже обращалась в суд по вопросам международной торговли США с требованием отменить пошлины, но 5 апреля он отказал компании в рассмотрении иска. «Северсталь» пока не приняла решения, будет ли она продолжать судебный процесс. В ассоциации «Русская сталь» также поддержали запрос России о консультациях.
По мнению управляющего партнера УК «Право и Бизнес» Александра Пахомова, «с очень высокой долей вероятности» резолюция на российский запрос будет идентична ответу на запрос Индии. С ним соглашается директор московского офиса Urus Advisory Алексей Панин: это «достаточно циничный акт со стороны США, однако, учитывая сверхпассивную позицию ВТО в отношении всех ранее принятых в отношении России санкций (и контрсанкций), это не вызывает удивления». Если события будут развиваться по описанному выше сценарию (бесплодные консультации и введение ответных пошлин), то можно констатировать клиническую смерть ВТО, считает он.
«США очень важно придерживаться одной позиции, указывая на то, что новые меры защитными в том понимании, в котором они рассматриваются ГАТТ и ВТО, не являются, а вводятся исключительно на основании американского законодательства, Акта о расширении торговли 1962 года, в соответствии с которым президент США может своим решением поднять пошлины вплоть до 80%,— рассказывает господин Пахомов.— Тут возникает вполне разумный вопрос: а не противоречит ли такой закон ГАТТ? Противоречит, именно поэтому свое действие он прекратил в 1967 году после переговоров с ВТО еще при президенте Кеннеди, что не помешало Дональду Трампу использовать данный закон спустя 50 лет». По его мнению, если сейчас США согласятся на проведение консультаций, то тем самым фактически признают факт грубого нарушения норм ВТО, что в перспективе грозит «и ростом требований экспортеров, и даже многомиллиардными штрафами».
© Газета "Коммерсантъ" №69 от 20.04.2018
Россия подала иск в ВТО в ответ на введение Соединенными Штатами пошлин на импорт стали и алюминия. Минпромторг оценивает ущерб от них в $3 млрд в год. Разбирательство может затянуться на годы, предупреждают эксперты.
Россия подала иск во Всемирную торговую организацию (ВТО) с целью обжаловать введенные США в марте пошлины на импорт стали и алюминия, сообщил 29 июня глава Минэкономразвития Максим Орешкин. «Причиной иска стали многочисленные нарушения правил ВТО, допущенные США при введении данной меры. Помимо России иски к США ранее направили Китай, Индия, Европейский союз, Канада, Мексика и Норвегия», — привела пресс-служба министерства слова его главы.
Запрос о консультациях по спору с США был направлен в секретариат ВТО в пятницу, 29 июня, и именно эта дата считается датой начала спора, уточнили РБК в пресс-службе МЭР. Иск уже поступил в секретариат ВТО, сообщил РБК глава пресс-службы организации Даниэль Прузин.
Стройтехника против металлов
Президент США Дональд Трамп подписал распоряжение о введении пошлины в размере 25% на сталь и 10% на алюминий 9 марта. Решение было принято по итогам расследования Министерства торговли США, сделавшего вывод о том, что импорт этих металлов грозит «национальной безопасности» страны, подрывая позиции американских металлургов. Именно этот аргумент привели США, чтобы не использовать механизм Соглашения о специальных защитных мерах (часть Генерального соглашения о тарифах и торговле, ГАТТ), предусматривающий консультации с торговыми партнерами перед введением таких мер.
По оценкам российского Минпромторга, ущерб для России из-за введенных США пошлин может составить $3 млрд в год.
Россия 19 апреля потребовала провести в ВТО консультации с США в рамках Соглашения о специальных защитных мерах по поводу компенсаций за введенные пошлины. П. 1 ст. 8 документа предусматривает, что член ВТО, собирающийся применить специальную защитную меру, должен предложить эквивалентную уступку стране, которая затронута такой мерой, пояснили РБК в пресс-службе Минэкономразвития. Как правило, компенсация может быть в форме торговых льгот или уступок по другим группам товаров: например, американцы могли бы снизить тарифы на импорт другой российской продукции.
От консультаций по соглашению о защитных мерах США отказались, отметили в МЭР. С точки зрения процедурных требований ВТО этого достаточно, чтобы считать обязательную фазу консультаций завершенной. «После этого мы имеем возможность завершать свои внутренние согласительные процедуры и повышать пошлины на американские товары», — добавили в пресс-службе. О готовности принять ответные эквивалентные меры Россия уведомила Совет по торговле товарами ВТО 18 мая.
Через месяц глава МЭР заявил, что Россия примет меры в ответ на введение американских пошлин на сталь и алюминий. Их начальный объем составляет примерно $93 млн, сообщила пресс-служба Минэкономразвития. Общую стоимость ответных мер, на которые Россия имеет право пойти, в ведомстве оценили в $537,6 млн. Среди товаров, которые затронут российские пошлины, — строительно-дорожная техника «и ряд других элементов, но не лекарства», пояснил Максим Орешкин. По его словам, пошлины будут введены в ближайшее время. Перечень товаров и размер пошлин пока не опубликованы.
Процесс на годы
Механизм разрешения споров в ВТО разделен на четыре этапа: консультация, экспертное рассмотрение, вынесение вердикта и апелляция, объясняет РБК партнер юридической фирмы Lidings Степан Гузей.
Достижение мирового соглашения возможно на любом этапе. Без учета консультаций рассмотрение спора, как правило, занимает от года до полутора лет — это минимально возможный срок именно для рассмотрения спора. Если же учесть время на исполнение и возможность продления процедур, то общий срок может возрасти до трех—пяти лет, именно так на практике и случается, отмечает эксперт.
На консультации отводится два месяца. Если за это время стороны не смогли найти досудебное решение, истец может требовать учреждения панели арбитров для рассмотрения дела, сообщила пресс-служба МЭР. Но с момента поступления в секретариат ВТО и до созыва панели арбитров, которая будет его рассматривать, могут пройти месяцы, сказал РБК управляющий партнер юридической компании «Кульков, Колотилов и партнеры» Максим Кульков. Но зачастую ответчик просто игнорирует этап консультаций, и становится понятно, что предусмотренного правилами ВТО продления консультаций не последует, говорит Гузей.
На втором этапе истец подает заявку о создании группы разрешения спора (так называемой экспертной/третейской группы, или панели арбитров), в которую входят три либо пять арбитров. Основное требование к ней заключается в том, что арбитры не могут быть официальными представителями стран — участников спора и не должны иметь гражданства заинтересованных государств — сторон спора. Далее обе стороны представляют свои аргументы, а арбитры принимают решение, что их достаточно, либо требуют дополнительные аргументы, либо назначают экспертизу, если дело сложное, отмечает эксперт. Панель арбитров обычно выносит решение в течение шести—девяти месяцев, пояснил РБК представитель пресс-службы ВТО.
Третий этап начинается с того, что арбитры вносят в орган по разрешению споров (ОРС) ВТО проект своего заключения. ОРС, по сути, представляет собой генеральный совет ВТО, который состоит из представителей всех государств-членов (стороны спора не могут голосовать по своему делу), и спор выносится на уровень организации как таковой. Решение о проекте заключения принимается лишь при единстве в голосовании; если хотя бы одна страна возражает, он не принимается.
На четвертом этапе апелляция рассматривается в постоянном апелляционном органе ВТО (входит в ОРС), состоящем из семи лиц, из которых по каждому делу свои функции выполняют трое в порядке ротации. Решение апелляционного органа выносится на утверждение другого — по разрешению споров. Тут также действует правило отрицательного консенсуса: решение не принимается, если хотя бы у одной страны есть против него возражения. Стороны спора права голоса не имеют.
ОРС устанавливает сроки исполнения решения — как правило, такой срок составляет один год. Механизм контроля за исполнением предусматривает следующее: проигравшей стороне дается срок для отмены или изменения оспоренных торговых мер; в случае неисполнения подается жалоба в ОРС, если и по ее результатам продолжается неисполнение, то заинтересованная сторона вправе применить ответные торговые меры до исполнения рекомендаций/решений ОРС. В основном исходя из данных ВТО исполнение осуществляется добровольно, отмечает Гузей.
После создания ВТО в 1995 году страны-участники направили в организацию около 500 жалоб, сообщил эксперт. 20–23% споров из этого числа были разрешены на уровне консультаций, по 4% исков вводятся ответные меры, и большое число жалоб находится на стадии консультаций в течение длительного срока, утверждает Гузей.
ЕС решил обойтись без России
В июне постпред при ЕС Владимир Чижов заявил, что Россия предложила Евросоюзу принять совместные меры по защите российского и европейского бизнеса от пошлин США на металлы. 20 июня Еврокомиссия (ЕК) утвердила свои меры в ответ на пошлины США, охватившие товары на $2,8 млрд. Однако в релизе ЕК нет информации о каких-либо мерах, принятых совместно с российской стороной. Постоянное представительство России при ЕС не ответило РБК на вопросы, когда Россия направляла ЕС предложения по совместной защите российского и европейского бизнеса от пошлин США и был ли получен какой-либо ответ на эти предложения.
«Россия тесно взаимодействует с профильными подразделениями Еврокомиссии, обмениваясь информацией о планируемых ответных мерах на протекционистские меры США в отношении стали и алюминия, — говорится в ответе постпредства на вопрос РБК. — Такая работа ведется как постпредством России при ЕС, так и по линии наших представительств при ВТО в Женеве».
Россия официально запросила разрешение на участие в двустороннем споре ЕС и США в рамках ВТО в качестве третьей стороны, пояснил РБК источник в Еврокомиссии. Иск ЕС и России в результате не становится совместным. Это лишь означает, что Россия заинтересована в том, чтобы, во-первых, быть осведомленной о позициях ЕС и США и, во-вторых, иметь возможность представлять свои мнения по этому делу, пояснил собеседник РБК, добавив, что решение о допуске России к делу в качестве третьей стороны находится в компетенции США. Сроки для принятия подобных решений процедурами ВТО не установлены, пояснил РБК представитель МЭР.
Основными жертвами торговой войны, которую объявил 1 марта почти всему миру Дональд Трамп, могут в итоге оказаться Россия и Китай. Вашингтон приостановил введение пошлин на сталь и алюминий против почти всех основных партнеров, кроме Москвы и Пекина, фронт борьбы с которым, наоборот, резко расширился. Россия продолжает попытки повлиять на ситуацию через ВТО — по данным “Ъ”, уже 23 марта совет организации рассмотрит запрос, объединив его с аналогичным от Китая. Но, даже если спор в ВТО начнется, его перспективы неясны, поскольку США используют те же аргументы, что и РФ, например, в торговом конфликте с Украиной.
Торговый представитель США Роберт Лайтхайзер на слушаниях в финансовом комитете Сената 22 марта заявил, что объявленные Дональдом Трампом 1 марта пошлины на импорт стали (25%) и алюминия (10%) «будут поставлены на паузу» для ЕС, Австралии, Аргентины, Бразилии и Южной Кореи. Еще в начале марта Дональд Трамп говорил также об исключениях для Канады и Мексики на период переговоров. Из заявлений Дональда Трампа и министра финансов США Стивена Мнучина следует, что исключения могут получить страны, которые готовы убирать торговые барьеры для товаров из США или увеличивать взносы в НАТО (предлагался порог 2% от ВВП страны—участницы альянса).
Министр торговли США Уилбур Росс, о введении пошлин на импорт китайских товаров, 22 марта (цитата по «Интерфаксу»)Министр торговли США Уилбур Росс, о введении пошлин на импорт китайских товаров, 22 марта (цитата по «Интерфаксу»):
Уверен, это решение приведет к переговорам, а не битвам.
Россия и Китай на это рассчитывать не могут и пытаются повлиять на ситуацию через ВТО: 23 марта совет по товарной торговле организации проведет первое в 2018 году заседание, в ходе которого по запросу Китая и России будут обсуждаться пошлины США. Также совет рассмотрит, например, ограничения по импорту в США рыбы и морепродуктов (вопрос поднят Китаем и РФ), а также практики торговых ограничений в РФ (запрос от ЕС и США). Совет собирается трижды в год, причем в 2017 году, как следует из повесток заседаний, РФ дважды — в июне и ноябре — единолично поднимала вопрос относительно расследований США, которые привели к введению пошлин.
В Минэкономики уточнили “Ъ”, что Россия и на этот раз инициировала обсуждение вопроса сама, отдельно от Китая, а секретариат ВТО объединил просьбы — «это обычная практика в аналогичных случаях». «Наша позиция близка к позиции многих других членов ВТО: мы считаем, что меры США по ограничению ввоза стали и алюминия не соответствуют правилам и должны быть приведены в соответствие с ними»,— пояснили в министерстве. Собеседники “Ъ” среди металлургов уверены, что градус дискуссии «в этот раз должен быть высоким».
По оценкам Минторга США, отраслевых ассоциаций и Альфа-банка, импорт стальной продукции в США в 2017 году составлял около 35 млн тонн, алюминия — 6 млн тонн. Крупнейший поставщик стали (16% за девять месяцев 2017 года) и алюминия (свыше 50%) — Канада. Также в импорте стали значимые доли (7–13%) у Бразилии, Южной Кореи, РФ и Евросоюза, в импорте алюминия — у России, Китая и ОАЭ (примерно по 10%). Пошлины могут негативно сказаться на американских активах Evraz, НЛМК и ТМК. Две первые компании ежегодно поставляют из РФ на свои заводы в США и Канаде около 2 млн тонн слябов. В ТМК, впрочем, прогнозируют, что пошлины «положительно скажутся на бизнесе TMK IPSCO», так как американский дивизион не импортирует сталь. Также пошлины затронут «Северсталь», которая поставляет в США холодный прокат, и «Русал», экспортирующий в США около 10% продукции (3,95 млн тонн первичного алюминия в 2017 году).
Исполнительный директор ассоциации «Русская сталь» Алексей Сентюрин пояснил “Ъ”, что обращения в ВТО в 2017 году были призваны зафиксировать озабоченность предполагаемыми мерами, чтобы учитывать мнение РФ при проведении расследований США. Теперь же, по словам господина Сентюрина, РФ выходит с инициативой по оспариванию решения, присоединиться могут и другие страны, говорит он. В «Русской стали» подчеркнули, что исходно о намерении оспорить пошлины в ВТО заявляли ЕС, Япония, Южная Корея и другие страны. В Минэкономики, впрочем, уточняют, что совет занимается мониторингом выполнения соглашений ВТО и «это пока не суд, а скорее способ привлечь внимание к важной торговой проблеме».
Формально начало спора на уровне ВТО должно строиться так: направляется запрос на консультации, если за 60–65 дней стороны не могут договориться, направляется запрос на формирование панели арбитров для рассмотрения дела в органе по разрешению споров при ВТО. «После этого надо запасаться терпением и миллионами долларов на судебные расходы: разбирательство будет идти в среднем три-пять лет»,— говорит один из источников “Ъ”. Усугубить ситуацию может ЕС, начав в ответ на действия США спецзащитное расследование по импорту стали в страны союза, чтобы защитить своих производителей (РФ поставляет в ЕС 9–12 млн тонн стали в год примерно на $4 млрд).
Да и перспективы разбирательства неоднозначны. США, вводя пошлины, апеллирует к вопросам национальной безопасности. Но, отмечает партнер Mayer Brown Николай Мизулин, сейчас Украина оспаривает в ВТО ограничения, применяемые Россией к транзиту товаров в направлении Средней Азии, и в этом споре Москва ссылается как раз на соображения национальной безопасности. Поэтому в споре на площадке ВТО России будет сложно оспорить аналогичную аргументацию США в отношении импорта стали и алюминия, считает юрист. Другие страны, добавляет он, усилили свои переговорные позиции за счет обещаний и подготовки ответных мер по экспорту из США, и Россия также должна подготовить такой список.
Коммерсантъ
Россия и другие страны ЕАЭС, применяющие единый таможенный тариф (ЕТТ), готовятся к последнему относительно крупному снижению импортных пошлин в рамках исполнения обязательств, согласованных РФ при вступлении в ВТО в 2012 году. Ставки тарифа с 1 сентября сократятся почти по 1 тыс. позиций. Однако и после этого снижения различия в ставках с Казахстаном, который применяет более низкие пошлины, сохранятся по значительному числу позиций — такая ситуация означает для РФ потерю бюджетных поступлений из-за перетока товаров из Китая в Россию через Казахстан.
Вице-премьеры стран Евразийского союза одобрили снижение пошлин по 472 товарам из перечня так называемых чувствительных позиций. Новые ставки будут применяться с 1 сентября 2017 года, сообщили в ЕЭК. Ранее в этом году ставки уже были снижены в отношении 491 позиции. В частности, сократятся импортные пошлины на одежду — с 9,2% до 6,5%, на столовую и кухонную посуду, а также холодильники — с 13,6% до 12%, на тихоокеанского лосося — с 4,4% до 3%, на треску — с 6% до 5%, на розы — с 7% до 5%.
Это снижение является плановым — предполагается, что после него средневзвешенная ставка тарифа опустится до 5,3% (с 1 января она составляла 5,4%), сообщили “Ъ” в Минэкономики. Напомним, до присоединения к ВТО в 2012 году средняя пошлина при импорте в РФ составляла 9,6%. В первый год после вступления снижение затронуло лишь 10% товарных позиций (из 11 тыс.), но уже к сентябрю 2015 года ее уровень был снижен до 5,5% (в 2014–2015 годах ставки были снижены по более чем 4 тыс. позиций). К концу переходного периода в 2019 году средневзвешенная ставка должна составить 4,5%. Отметим, впрочем, что эффект от обещанной при вступлении в ВТО либерализации торговли для потребителей был частично ограничен введенными Россией в 2014 году контрсанкциями в отношении импортируемого продовольствия.
Импортный тариф ЕАЭС не может превышать согласованные РФ в ходе переговоров с ВТО ставки (договор о создании ЕАЭС был заключен в мае 2014 года). Однако сейчас три страны союза применяют и собственные ставки. Так, Армения и Киргизия, вступившие в ВТО существенно раньше России — в 2003 и 1998 годах,— при вхождении в ЕАЭС согласовали изъятия из общего тарифа по 775 и 169 позициям соответственно. Ставки должны быть гармонизированы с ЕТТ за два года, но по отдельным позициям изъятия сохранятся до 2020 года. Казахстан присоединился к ВТО в ноябре 2015 года, причем по большому количеству позиций были согласованы более низкие ставки. На момент присоединения к таможенной организации у страны было 1347 товаров в списке изъятий, в этом году это число увеличилось до 1914 позиций (как и РФ, Казахстан постепенно снижает пошлины в соответствии с графиком перехода к более низким тарифам). Предполагается, что процесс унификации ставок займет до десяти лет.
Из-за разницы в тарифах российские власти опасаются перетока товаров из Китая через Казахстан по более низким ставкам и соответственно — потерь российского бюджета (прежде всего, речь идет о бытовой технике и продовольствии). В РФ настаивают на введении маркировки, которая пока применяется в странах союза на разных условиях и для разных товаров. В ЕЭК предлагают создать единую систему либо гармонизировать действующие, передав на уровень комиссии перечень маркируемых товаров, сроки введения и способы маркировки, средства идентификации и требования к ним, а также утверждение состава сведений, передаваемых в рамках инфообмена. Сейчас в ЕАЭС действует лишь общий пилотный проект по маркировке шуб. В Армении и Беларуси маркируется несколько десятков товаров, в РФ — шубы, обсуждается также маркировка лекарств и других видов товаров. В Казахстане также рассматривается возможность маркировки лекарств.
Впрочем, сейчас по пониженным ставкам в Казахстан ввозится лишь 10% товаров, утверждает собеседник “Ъ” в комиссии. РФ формирует за счет ввозных пошлин относительно небольшую часть бюджета — 4,2%, на 2017 год по прогнозу ФТС и Минфина сборы ввозных пошлин составят 550,7 млрд руб., из них 30,5 млрд руб.— из уплаченных на территории Казахстана и 28,2 млрд руб.— Белоруссии.
© Газета "Коммерсантъ" №113 от 27.06.2017