О некоторых аспектах инновационной промышленной политики на примере предприятий Омского региона
Третьяков А.Г., Президент Регионального Объединения работодателей Омской областиПредыдущим докладчиком в развернутом виде были подробно освещены цели модернизации промышленности, к основным из которых относятся повышение конкурентоспособности предприятий, их продукции и важнейшим фактором является постановка на производство новой продукции высокого научно-технического уровня.
Как было отмечено, по программе "Сибирское машиностроение» предполагается направить на реализацию комплекса проектов по инновационному развитию отраслей машиностроительного комплекса 48 млрд. рублей, при этом 60% инвестиционных затрат на техническое перевооружение.
Исходя из того, что машиностроение является одной из ключевых сфер инновационного развития, из всего комплекса сложных и взаимосвязанных задач я хотел бы остановиться на некоторых специфических аспектах инновационной деятельности в этой области.
Если коротко охарактеризовать процесс создания и освоения инноваций, как вы знаете, он включает в себя ряд взаимосвязанных этапов и работ которые, как правило, должны реализовываться в определенной последовательности и основными из них являются следующие:
- появление идеи;
- проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
- создание опытного (промышленного) образца;
- выпуск опытной серии;
- организация серийного производства.
Проведение работ на всех этапах разработки и освоения инноваций связано с решением целого ряда сложных и специфических проблем (финансовые и
инвестиционные аспекты, включая венчурное финансирование, кадровое обеспечение, в т.ч. инновационный менеджмент, формирование производственной базы, защита прав на интеллектуальную собственность, создание инфраструктуры продвижения инноваций и т.д.).
Организация инновационной деятельности с учетом приведенных выше этапов и задач, частично регламентирована нормативно-правовой базой РФ, в которую входят около 50 нормативно-правовых актов за период с 1994 года по февраль 2010 года. Однако, данная нормативно-правовая база носит разрозненный характер и, как показывает практика, в значительной степени по этой причине в настоящее время инновационная деятельность ведется различными ее участниками в неупорядоченном режиме. В результате этого судьба многих инноваций носит весьма печальный характер, начиная от чрезмерно длительных сроков освоения и заканчивая потерей интеллектуальной собственности и уходом ее за рубеж.
В связи с этим назрела острая необходимость разработать единый нормативный акт (закон) федерального уровня, в котором были бы сформулированы понятийный аппарат и правила игры, регламентирующие все основные аспекты в этой сфере деятельности.
В Омской области имеется опыт законодательного регионального регулирования в данной сфере (Закон Омской области «Об инновационной деятельности на территории Омской области» № 157 от 24 июня 2004г.) и мы готовы войти в рабочую группу РСПП по разработке Федерального закона, регламентирующего основные аспекты инвестиционной деятельности в РФ.
Второй решающей проблемой инновационного развития промышленности является проблема дефицита кадров, в основном массовых профессий (токари, станочники, фрезеровщики и др.). Как было отмечено, только в Омской области дефицит рабочих кадров массовых профессий по состоянию на 1 января 2010 года составляет около 5000 человек, инженеров и техников - около 1000 человек.
Да, существуют проблемы низкого престижа работы на предприятиях машиностроения, отсутствия системы государственного распределения выпускников, обучающихся на бюджетной основе и ограниченных финансовых возможностей предприятий по направлению на обучение специалистов на целевой основе. Но необходимо уже не говорить, а кричать о том, что не надо нам уже столько экономистов, бухгалтеров, юристов и маркетологов!
Явный переизбыток выпуска специалистов данных профессий уже привел к тому, что по данным за 2009 год где четверть, а где треть выпускников в Омске после окончания учебного заведения сразу же направляется на биржу труда. При этом, к примеру, выпускников по специальностям «Технология машиностроения» и «Станки и обрабатывающие комплексы» на бирже труда нет, потому что они расходятся по предприятиям как горячие пирожки.
Конечно, на старую технику молодежь работать не пойдет, и здесь речь идет о предприятиях, на которых имеется или поступает новое оборудование, потому что это интересно, престижно и уровень зарплаты примерно в два раза выше, чем средняя по городу.
Сегодня на базе Омского государственного технического университета создана система подготовки специалистов широкого профиля, прежде всего для специалистов металлообработки, когда после 1 курса студент получает профессию станочника-универсала, после второго- оператора станков с ЧПУ, после третьего -наладчика станков с ЧПУ и на выпуске диплом инженера. И такая сквозная система подготовки специалистов от рабочего до инженера, в частности, по металлообработке оправдала себя и оказалась востребована на производстве.
Если же говорить в целом о проблемах взаимодействия системы образования и сектора реальной экономики, необходимо сконцентрировать внимание и усилия на следующих проблемах:
1. Ускоренное формирование системы мониторинга профилей специалистов, выпускаемых учебными заведениями, потребностям реальной экономики.
2. Прогнозирование данных потребностей на ближайший период и формирование на основе данного прогноза системы целевого обучения специалистов по востребованным специальностям с использованием всех форм, в т.ч. и финансовых, поддержки государства.
3. Создание системы формирования положительного общественного мнения и должного статуса данных специальностей и профессий, в первую очередь, перед выпускниками средней школы, будущими абитуриентами, их родителями и окружением.
Конечным результатом этой работы на практике должно стать сокращение государственного финансирования специальностей, закончив которые, выпускники сразу направляются на биржу труда, а в случае необходимости и закрытие таких специальностей. Те же специальности, которые востребованы на рынке труда, прежде всего в сфере реальной экономики, должны всемерно и во всех формах поддерживаться государством.
Необходимо особо остановиться на специфических аспектах, связанных с процессами техперевооружения и продвижения современных технологий в машиностроении. С 1990 года парк металлообрабатывающего оборудования в России сократился более чем на 1 млн единиц, средний возраст более 50% оборудования перешел критическую отметку 100-процентного физического износа. Однако при этом по ряду причин отечественное металлообрабатывающее оборудование не востребовано нашими машиностроителями.
Но, если поднять до мирового уровня отечественное станкостроение, безусловно, задача глобального характера, быстро ее решить невозможно и в настоящее время приходится это оборудование и технологии закупать. Одна из серьезных проблем в данной сфере - это наведение порядка в таможенном оформлении, что сделать возможно, и нужно как можно быстрее. Вот только два примера.
Поступает на таможенный терминал фура с современным станком, который представляет сложнейшее изделие, собираемое на заводе — изготовителе по модульному принципу в соответствии с заявкой заказчика и в документации указана цена, допустим, 200 тысяч евро. Таможенный служащий говорит: «Мы станок такой фирмы - изготовителя и такой модели оформляли две недели назад и у него была стоимость 250 тысяч, по вашей цене оформлять не будем, она у вас занижена!»
И доказывать ему, что за счет разного состав опций к базовой комплектации станка, расходных материалов и инструмента стоимость одного и того же станка в разных контрактах может отличаться в два раза, бесполезно.
Второй пример. Аналогичный станок несколько лет работает на предприятии, выдает продукцию высочайшего качества, производительность на практике часто превышает традиционную технологию в 5-7 раз, а то и выше, и такой станок, естественно, работает в три смены. Но произошла небольшая поломка за счет выхода из строя какого-либо элемента стоимостью в 20 евро.
Надо сказать, что стоимость одного часа простоя такого станка может достигать 100 евро, то есть суммы просто несоизмеримы. Теоретически решить можно все просто и моментально. Вышедший из строя элемент в течение суток отсылается посылкой, к примеру, из Германии, самолетом, на другой день неисправность устранена и все опять работает как часы.
Но нельзя так делать, таможня «добро не дает», а традиционный вариант решения поставок запчастей по времени может занимать месяц и начинается кошмар. Производство останавливается, графики летят, убытки растут как снежный ком, могут полететь и головы, и все из-за одной простой причины - нельзя! И вот здесь-то решающее слово должно сказать государство, реально поддержав предприятия машиностроения, приобретающие новые технологии и оборудование.
Необходимо максимально упростить процедуру таможенного оформления, хотя бы для запчастей, и сделать это можно следующим образам. Норма провоза валюты для гражданина без декларации, как мы знаем, составляет 3000 долларов. Вот, к примеру, исходя из этой суммы, или определенной каким - то другим способом, установить упрощенный (или специальный) порядок таможенного оформления запчастей, который бы позволил данному товару проходить таможню без задержек, максимально быстро. Оплату же проводить не в момент прохождения, а позже по выставленному требованию таможни. В этой схеме нет ничего нового, она успешно применяется в других странах.
“Об аспектах модернизации промышленности Сибири” ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Руководителя МКЦ “СозМашРоссии” по СФО В.Н.Лось
1. Отметить, что в Сибирском федеральном округе принимаются и осуществляются активные меры по модернизации промышленности и внедрению инновационных проектов.
Однако существующее состояние экономики промышленных предприятий Сибири и ее базиса – машиностроения, ограниченные масштабы региональной инновационной инфраструктуры, отсутствие ряда основополагающих нормативных правовых актов государства (ФЗ “Об инвестиционной деятельности в РФ,
ФЗ “О промышленной политике в РФ”) и продолжающийся финансово – экономический кризис не позволяют в полной мере производить конкурентоспособную продукцию, модернизацию технико-технологической базы и внедрять инновационные проекты.
2. В целях создания надлежащих условий для проведения модернизации промышленности, реализации ликвидных инновационных проектов, особенно межрегиональной программы “Сибирское машиностроение”, а также поэтапного формирования макрорегиональной инновационно – промышленной системы Сибирского федерального округа, участники заседания рекомендуют внести в установленном порядке на рассмотрение и принятие решений государственных и общественных структур следующие предложения:
2.1. Правительству Российской Федерации:
2.1.1. Установить преференции предприятиям высокотехнологичного промышленного комплекса, реализующим инновационные проекты в сфере инноваций, включая различные направления модернизации промышленного производства (льготы либо освобождение от налогов на имущество, землю, НДС импортируемого научного оборудования и приборов, на прибыль, направляемую на приобретение научного оборудования и приборов).
2.1.2. Поддержать программу “Сибирское машиностроение” и оказать содействие по ее сопряжению с соответствующими федеральными целевыми программами, выделению финансирования заложенных в них НИОКР и опытных изделий.
2.1.3. Разработать и внести на утверждение в установленном порядке: ФЦП “Комплексная программа развития национального машиностроения”, ФЦП “Развитие производства наукоемкой гражданской техники на период
2011 – 1015 годы”, Государственную стратегию развития промышленности на средне и долгосрочную перспективу.
2.1.4. Разработать и внести на рассмотрение ГД и Президента РФ проекты федеральных законов:
- “Об инвестиционной деятельности и государственной инновационной политике в РФ”;
- “О промышленной политике Российской Федерации”.
2.1.5. Внести изменения в Закон “О патентной деятельности”, направленные на бесплатное патентование объектов промышленной собственности физическими лицами и поддержание их в силе.
2.1.6. Принять закон РФ, регулирующий юридические и экономические основы деятельности национального венчурного бизнеса.
2.1.7. Создать механизм разработки и утверждения согласований федерально-региональной стратегии развития промышленности в СФО.
2.1.8. Доработать нормативную базу, обеспечивающую частно-государственное партнерство в области создания инфраструктуры для промышленности с применением средств Инвестиционного фонда в части участия государства в уставном капитале (предусмотреть условия и порядок возможной продажи доли государства после завершения проекта), предоставления государственных гарантий (проработка вопроса о размере залога), финансирования подготовки проектно-сметной документации.
2.1.9. Исключить из тарифа естественных монополий (сетевые, генерирующие компании, ОАО “РЖД”) специальные платежи (перекрестное субсидирование). Перенести решение данного вопроса на уровень межбюджетных отношений и прямых дотаций населению, сельскому хозяйству. Для увеличения привлекательности новых инвестиционных проектов по развитию промышленности признать целесообразным применение этого освобождения для данных проектов с 2008 года.
2.1.10. Обеспечить пересмотр амортизационной политики в направлении инвестирования и стимулирования деятельности по обновлению основных фондов.
2.1.11. Разработать комплекс мер тарифной политики по стимулированию поставок высокотехнологичной продукции в Сибирь и на Дальний Восток.
2.1.12. Создать высоколиквидный банк по кредитованию промышленного экспорта.
2.1.13. Отменить НДС на ж/д тариф, введенный в 2006 году, при перевозке импортируемых грузов по территории РФ российскими предприятиями.
2.1.14. Законодательно установить процедуры и конкретные сроки возврата НДС, отменить налогообложение НДС авансовых платежей.
2.1.15. Включить поставки российской промышленной продукции в товарное наполнение связанных кредитов, предоставляемых РФ зарубежным странам.
2.1.16. Ввести новую систему государственного надзора на основе наилучшего опыта развитых стран с целью сокращения числа надзорных органов, повышения прозрачности и упрощения процедур взаимодействия предприятий и органов надзора, устранения избыточных административных барьеров.
2.1.17. Отменить плату за технологические присоединения.
2.1.18. Принять Постановление Правительства РФ о создании национальной контрактной системы.
2.1.19. Рассмотреть предложения субъектов РФ и оказать содействие в создании ремонтно-модернизационных центров на базе оборонных предприятий, выводимых из ОПК.
2.1.20. Разработать и внедрить механизм целевой подготовки специалистов в области современных направлений техники и производства, особенно нанотехнологий, и обеспечить оптимальное распределение на машиностроительные предприятия выпускников ВУЗов, техникумов, колледжей и училищ, обучившихся на бюджетной основе;
- возродить систему сквозной подготовки специалистов (ПТУ – техникум – ВУЗ (ВТУЗ) – предприятие;
- восстановить отсрочку от службы в Армии выпускникам ВУЗов, работающим на предприятиях ОПК, а по некоторым предприятиям ОПК работу на особо сложных и опасных объектах ОПК засчитывать в стаж воинской службы;
- установить доплату за счет государственного бюджета работникам высокотехнологичных отраслей, занимающим инженерные должности, по аналогии с юридическими должностями лиц, имеющих юридическое образование и работающих в органах государственной власти, доплата которым установлена соответствующим постановлением Правительства РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ;
- совместно с Администрацией регионов в СФО ускорить создание ресурсных центров образования.
2.1.21. Устранить существующие и создаваемые административные, налоговые и технические барьеры при создании, регистрации и хозяйственной деятельности предприятий малого и среднего бизнеса в машиностроении.
2.1.22. Ввести рейтингование субъектов РФ по показателям развития инновационной деятельности и динамики роста предприятий малого и среднего бизнеса в промышленной сфере.
2.1.23. Разработать федеральную целевую программу развития малой авиации, аэропортовой деятельности и производства многофункциональных и нетрадиционных транспортных средств.
3. Администрациям субъектов РФ в СФО совместно с региональными отделениями Союза машиностроителей России и РСПП:
3.1. Создать региональные инновационно-технологические центры в промышленности с функциями маркетинга и коммерциализации разработок, создания и продвижения нанотехнологий.
3.2. Создать региональные центры технологической модернизации и аудита.
3.3. Создать в структуре вверенных администраций комитеты (управления) по машиностроению и поручить администрациям муниципальных образований принять аналогичные меры.
3.4. Ввести в квалификационные требования руководителей региональных органов власти в сфере промышленности наличие стажа руководящей работы на предприятиях промышленности не менее 5 лет.
3.5. Принять участие в I Международном форуме” Технологии в машиностроении – 2010”, организуемом ФС ВТС и ООО”Союз машиностроителей России”, который состоится в период 30 июня – 4 июля 2010 года в г. Жуковском Московской области.
3.6. Оказать содействие в расширении состава членов региональных отделений Союза машиностроителей России и РСПП.4. Координационному совету региональных отделений РСПП в СФО:
4.1. Кооптировать членов региональных отделений РСПП в состав региональных отделений Союза машиностроителей России.4.2. Направить заявку Председателю Совета МА ”Сибирское соглашение” о включении в состав Координационного совета по промышленной и научно-технической политике этой ассоциации председателей региональных отделений РСПП в СФО.
Руководитель МКЦ “СозМашРоссии” по СФО В.Н.Лось