Расширенное заседание Комиссии РСПП по транспорту и транспортной инфраструктуре
20 мая 2013г. в ОАО «РЖД» под председательством В.И.Якунина состоялось расширенное заседание Комиссии РСПП по транспорту и транспортной инфраструктуре с повесткой дня: «Определение наиболее целесообразной модели интеграции инфраструктуры и перевозочной деятельности в рамках выполнения Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 года».В работе приняли участие члены Комиссии РСПП по транспорту и транспортной инфраструктуре, представители Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Межведомственной рабочей группы по развитию железнодорожного транспорта, Минтранса России, Минэкономразвития России, Федеральной антимонопольной службы, Федеральной службы по тарифам, Федерального агентства железнодорожного транспорта, руководители и эксперты крупнейших российских транспортных компаний и компаний-потребителей услуг железнодорожного транспорта, российские и зарубежные научные и экспертные центры. В заседании принял участие Исполнительный вице-президент РСПП Черепов В.М.
Заслушав и обсудив представленные доклады, Комиссия РСПП по транспорту и транспортной инфраструктуре сформулировала следующие выводы:
1. Универсального подхода к вопросу разделения инфраструктуры и перевозочной деятельности не существует. Решение о выборе предпочтительной модели рынка должно приниматься с учетом особенностей функционирования железнодорожного транспорта и распределения транспортной работы между видами транспорта в той или иной стране, а также значения железнодорожного транспорта в развитии экономики и социальной жизни государства.
2. Применение в Российской Федерации европейской модели структурной организации отрасли (разделение инфраструктуры железнодорожного транспорта и перевозочной деятельности, организация свободного доступа перевозчиков к инфраструктуре) может привести к негативным последствиям для пользователей услуг, эффективности работы железнодорожного транспорта и дополнительной нагрузке на бюджетную систему.
3. Как показывает мировой опыт, организация и, тем более, развитие конкуренции в перевозочной деятельности возможны только в условиях наличия профицита инфраструктурных мощностей. В связи с этим запуску эксперимента по организации конкуренции в перевозочной деятельности в Российской Федерации должно предшествовать совершенствование системы тарифного регулирования участия государства в финансировании содержания и развития инфраструктуры на основе регуляторного (сетевого) контракта.
4. С точки зрения повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта, снижения совокупных транспортных затрат грузовладельцев и нагрузки на бюджетную систему, оптимальной для железнодорожного транспорта Российской Федерации является модель, в которой перевозочная деятельность и управление инфраструктурой железнодорожного транспорта интегрированы в рамках деятельности единого хозяйствующего субъекта.
5. В случае принятия решения о целесообразности организации в качестве эксперимента конкуренции по модели «на маршруте» и «за маршрут» на отдельных направлениях, предусмотренной Целевой моделью рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 года, необходимо обеспечить равные условия конкуренции всех (включая ОАО «РЖД») перевозчиков на таких направлениях.
По итогам обсуждения Комиссией РСПП по транспорту и транспортной инфраструктуре принято решение направить основные выводы, полученные в рамках обсуждения, в Совет Федерации и Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации, в Межведомственную рабочую группу по вопросам развития железнодорожного транспорта под руководством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В.Дворковича и федеральные органы исполнительной власти (Минэкономразвития России, Минтранс России, ФСТ России, ФАС России), в Общественную палату Российской Федерации, в «Открытое правительство», в Экспертное управление Президента Российской Федерации, в Департамент инфраструктуры Правительства Российской Федерации, для рассмотрения вопроса о возможной корректировке мероприятий по реализации Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 года в части мероприятий по развитию конкуренции в перевозочной деятельности и соответствующих регуляторных решений, а также определения наиболее целесообразной модели интеграции инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и перевозочной деятельности в Российской Федерации после 2015 года.