РСПП утвердит свою версию законопроекта о "деофшоризации"
Российский союз промышленников и предпринимателей сегодня должен утвердить свою версию законопроекта о "деофшоризации", разработанную совместно с Минэкономики,— поправки к Налоговому кодексу , вводящие в него правила налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК). Проект предлагает Минфину отказаться от массового контроля КИК, ограничившись увеличением налогообложения прибыли кипрских, нидерландских, швейцарских и люксембургских "дочек" компаний РФ вне ТЭКа и банковского бизнеса до 9%. Само понятие КИК РСПП предлагает оставить лишь для реальных офшоров и создать для них условия для безболезненной реинвестиции капитала обратно в Россию.Налоговый комитет РСПП должен сегодня утвердить финальную версию законопроекта о "деофшоризации", созданного на основе ранее опубликованных предложений Минэкономики и альтернативных разработке Минфина. Президент Владимир Путин поручил правительству доработать концепцию налогообложения офшорных структур российских холдингов к совещаниям в сентябре 2014 года. РСПП и Минфин, позиции которых ранее расходились радикально, летом 2014-го сблизили позиции по ряду вопросов в рамках "деофшоризации" — впрочем, разработка РСПП, с которой ознакомился "Ъ", развивает и уточняет те положения, которые Минфин в своих проектах правки НК оставлял нераскрытыми или неприемлемыми для крупного бизнеса.
В первую очередь проект РСПП--Минэкономики исходит из вполне определенного понимания сути проблемы "деофшоризации". Напомним, одним из важных пунктов критики разработки Минфина было то, что из его правок НК не следуют напрямую цели, которые он решает. Проект одновременно мог быть ориентирован при доработке и на фронтальное увеличение налогообложения российских холдингов, и на снижение оттока капитала, и на пресечение криминальных схем с участием офшорных структур, и на предотвращение оптимизации налогообложения физлиц--конечных собственников. Идея Минфина решать все эти проблемы введением в НК в широких рамках института КИК, указывали и в РСПП, и в Минэкономики, неизбежно будет иметь неприемлемые эффекты: сокращение активных операций российского бизнеса в РФ, резкий рост затрат на администрирование ФНС реестра КИК в формулировке Минфина (не менее 750 тыс. юрлиц и не менее 250 тыс. физлиц-собственников), рост ухода в тень бизнеса и расходов на перерегистрацию бизнеса.
Поэтому РСПП исходит из следующего понимания проблемы: институт КИК не решит и не должен решать вопросы криминального использования офшоров, не призван создавать в ФНС систему поголовной регистрации владельцев иностранных активов и не должен силовым давлением изменять направление капитальных потоков. Кроме того (это напрямую указано в п. 2 ст. 1 проекта), поправки к НК не должны ухудшать режим налогообложения для выплат иностранным лицам, то есть инвесторам,— закон должен касаться только отношений между де-факто российскими структурами, использующими иностранные юрлица для своих операций. В целом же, в понимании РСПП, истинная задача "деофшоризации" — рост ради фискальных целей налогообложения прибылей компаний в "традиционных" юрисдикциях ЕС, где работают российские холдинги, и долгосрочное решение проблемы налогообложения нераспределенной прибыли российских групп, формирующейся за пределами России.
В рамках первой цели РСПП предлагает вообще не использовать механизм КИК: если юрлицо зарегистрировано в государстве, с которым РФ имеет международный договор по избежанию двойного налогообложения (в первую очередь РСПП имеет в виду Кипр, затем Нидерланды, Швейцарию и Люксембург, проблема Великобритании в документах союза не обсуждается), приоритет всегда имеют нормы договора. Для этих юрисдикций союз предлагает пересмотр договоров с ростом ставки по налогу у источника в отношении дивидендов до 9% (сейчас обычно 5%) — этот пересмотр на 70-80% увеличит налоговые поступления по этому списку (несколько десятков миллиардов рублей в год) без необходимости дорогостоящих и трудоемких для компаний изменений в перерегистрации холдингов. Структуры холдингов в этих "белых" юрисдикциях КИК считаться не будут — КИК предлагается считать только контролируемые российскими резидентами структуры в офшорах в понимании Минфина (подпункт 1 п. 3 ст. 284 НК).
РСПП настаивает на том, что "контролем" над КИК может обладать лишь резидент РФ и лишь в том случае, если он обладает контролем над более чем 50% плюс 1 акцией капитала в юрлице--КИК с учетом взаимозависимых лиц и имеет реальную возможность оказывать влияние на решения этого юрлица, а не является пассивным держателем. Предлагаемые изъятия из статуса КИК — компании, прошедшие листинг (или выпустившие депозитарные расписки на свои бумаги) на признаваемых ЦБ и Минфином иностранных и российских биржах, иностранные некоммерческие организации или организации, не распределяющие прибыль (очевидно, что Минфин будет резко против такого изъятия, поскольку под него подпадает значительная часть офшорных трастов), а также участники проектов соглашений о разделе продукции за пределами РФ, судовладельцы; иностранные банки, инвестбанки или брокеры, принадлежащие российским резидентам; ряд компаний в международных морских перевозках. Наконец, РСПП поддерживает предложение "Роснефти" , согласно которому из статуса КИК исключаются офшоры, ведущие деятельность по разведке, добыче или переработке полезных ископаемых — но всех, а не только нефтегазовых.
Вопреки ожиданиям РСПП практически не предлагает смягчать режим регистрации КИК в ФНС, делая в проекте лишь необходимые оговорки, что владелец КИК должен иметь законный способ получить требуемую ФНС информацию о ней (из чего, видимо, следует, что РСПП и Минэкономики готовы на меньший, чем 50%, порог владения КИК, требующий регистрации,— как этого требует Минфин), зато предлагает довольно подробный механизм вычетов из прибылей КИК, подлежащих налогообложению. Так, предлагается уменьшать объемы налогооблагаемой по российскому праву прибыли КИК на суммы инвестиций в пакеты не менее чем в 25% российских юрлиц — то есть освободить от налогов репатриацию прибыли из офшоров, если она будет направлена в прямые капитальные вложения в РФ. Ряд положений проекта призван снять проблему двойного налогообложения КИК, ее владельцев в двух юрисдикциях и проблемы налогообложения владения взаимозависимыми КИК.
Кроме этого, РСПП предлагает дать право снижать налогооблагаемую прибыль КИК, сформированную до 1 января 2015 года, на непокрытые убытки последних 10 лет — и право любому юрлицу или физлицу РФ самостоятельно объявить себя контролирующим определенную КИК, объяснив обстоятельства принятия такого статуса в ФНС. И наконец, соглашаясь с предложенной Минфином схемой "ступенчатого" снижения порога налогооблагаемого в РФ дохода (нераспределенной прибыли) КИК с 2015-го (от 50 млн руб.) по 2018 год (от 10 млн руб.), РСПП предлагает на этом и остановиться — по сути, игнорировать прибыли КИК ниже 10 млн руб. с 2019 года — а до тех пор исключить полную финансовую и уголовную ответственность за нарушение порядка работы КИК в льготном режиме, ограничившись штрафом в 20% от объема выявленной ФНС неучтенной прибыли КИК.
В тексте законопроекта есть много мест для атак Минфина, в целом он создает достаточный объем для возможности "лазеек" (например, через предлагаемый отказ от ужесточения операций с ценными бумагами) для оптимизации налогообложения. Он написан с позиций бизнеса, не считающего рациональным возможный курс на запрет использования юрисдикции ЕС как иностранного центра в российском холдинге и не ориентирован на упрощение схемы операций АО за пределами России ради большей прозрачности для Минфина и ФНС, наконец, он в целом скорее защищает интересы физлиц--владельцев КИК.
Судя по всему, одна из задач РСПП — продолжить дискуссию с Минфином и не допустить продавливания ведомством Антона Силуанова сверхжесткого и опасного возможностью расширительного толкования проекта поправок к НК уже с 2015 года — ради этого и для недопущения коллапса в 2015-2016 годах внешних операций РСПП демонстрирует существенную готовность к компромиссам, но только после 2018-го. Впрочем, преувеличивать миролюбие предпринимателей также не следует. Напомним, первоначальными идеями Минфина были объявление КИК любой иностранной собственности российских групп и обложение любой нераспределенной прибыли за пределами РФ по ставке не 9%, как предлагает РСПП и Минэкономики, а 20%.
Правительство утвердило и опубликовало на сайте типовое соглашение об обмене налоговой информацией. До сих пор эта процедура была описана в действующем сейчас типовом соглашении об избежании двойного налогообложения и в договорах с конкретными странами.
Россия не может заключать с офшорами соглашения об избежании двойного налогообложения, но может — об обмене информацией, объясняет партнер PwC Екатерина Лазорина. После появления типового соглашения Россия начнет активные переговоры о заключении договоров с конкретными офшорами, говорит чиновник Минфина, и прежде всего с теми, от которых хочет получать информацию — Британские Виргинские острова, острова Гернси и Джерси. Отказаться офшорам будет сложно — они подписали модельное соглашение ОЭСР и обращались к России с такими просьбами, уверяет он.
Именно на этом документе ОЭСР основано российское типовое соглашение, говорит партнер Paragon Advice Group Александр Захаров. Офшорам может потребоваться время на подготовку договоров вплоть до 2018 г., осторожен чиновник.
Возможен и пересмотр действующих соглашений об избежании двойного налогообложения, считает Захаров: обычно капитал импортируется и экспортируется в Россию не напрямую из офшоров (см. график), а через транзитные юрисдикции, наиболее популярны Кипр, Нидерланды и Люксембург.
Соглашения с другими юрисдикциями, например с Кипром, вряд ли будут пересматриваться, считает чиновник: они и так почти не ограничивают информационное сотрудничество, в том числе способы, описанные в новом типовом соглашении, все зависит от готовности стран.
Типовое соглашение предусматривает участие российских налоговиков в проверках за рубежом, с разрешения иностранных коллег они смогут присутствовать на опросах и при проверке документов. Выезжать для проверок в страны, с которыми есть соглашения, уже случалось, рассказывает сотрудник ФНС, результат был. Типовое соглашение позволяет требовать информацию не только о номинальных держателях акций, но и обо всей цепочке собственников, об учредителях трастов и фондов, их бенефициарах. Добиваться этих данных можно и сейчас, отмечает Захаров. Основные процедуры закреплены в действующих соглашениях, согласна Лазорина.
Типовое соглашение, как и модельный документ ОЭСР, предусматривает и ограничения, предупреждает Захаров, в нем прямо указано, что налоговикам может быть отказано в получении данных о публичных компаниях и открытых фондах, если возникают несоизмеримые трудности. Без четкого обоснования и описания запроса офшоры смогут отказаться предоставить сведения, придется также указывать, что ФНС исчерпала все возможности получить эту информацию в России. Запрос может быть отклонен, если противоречит действующему в конкретной стране «публичному порядку». Придется ФНС думать и о тратах офшоров на сбор данных — «чрезвычайные расходы» могут быть переложены на сторону, запрашивающую информацию.
Будут возникать вопросы качества информации — действительно ли бенефициар фактический, вся ли цепочка собственников раскрыта, предупреждает Захаров. Если страна предоставит неверные сведения о бенефициаре и ФНС это поймет, у России найдутся инструменты давления, уверен чиновник Минфина. Можно обратиться в Глобальный форум ОЭСР по налоговой прозрачности, который проверяет качество информационного сотрудничества, и попросить внести страну в черный список (см. врез), объясняет чиновник. Многие офшоры уже признаны сотрудничающими юрисдикциями и не хотят оказаться в черных списках ОЭСР и развитых экономик, говорит Захаров