Минэнерго предлагает изменить порядок подключения новых объектов к электросетям
Минэнерго предлагает изменить порядок подключения новых объектов к электросетям, обязав потребителей согласовывать все проекты с энергетиками и "Системным оператором". Чиновники считают, что таким образом защищают бизнес, которому в итоге не придется переделывать уже построенную инфраструктуру в случае появления претензий от энергетиков. Но потребители не оценили заботы: они ожидают, что энергетики будут затягивать согласование, а непрозрачная процедура породит новое пространство для коррупции.Как выяснил "Ъ", РСПП выступил против принятия новых поправок к Градостроительному кодексу, которые усложняют согласовательные процедуры для новых объектов, присоединяемых к электросетям. Соответствующее письмо президент РСПП Александр Шохин в пятницу направил вице-премьеру Аркадию Дворковичу.
Сейчас в проекте строительства собственник объекта не обязан учитывать то, как именно он будет работать в энергосистеме. В частности, не нужно согласовывать подключение к электросетям: на предпроектной стадии собственник получает лишь общие технические условия. На соответствие им объект проверяют на более поздней стадии. Таким образом, стройка может пройти экспертизу с любым оборудованием, например, с таким, которое несовместимо с энергосистемой, или вообще без схемы электроснабжения.
Разработанный Минэнерго проект поправок обсуждается еще с осени прошлого года. По этому документу в Градостроительный кодекс вносятся требования согласовывать с сетями и "Системным оператором ЕЭС" (СО, диспетчер единой энергосистемы) проекты строительства объектов, которые потребляют мощность свыше 5 МВт или располагают генерацией в таких объемах. В Минэнерго объясняют, что эти проекты влияют на энергосистему и согласование на ранней стадии позволит заблаговременно уведомить собственника о необходимых коррективах, на более поздней стадии исправление ошибок потребует дополнительных расходов.
В СО приводят примеры, когда из-за позднего согласования приходилось менять или заново налаживать оборудование даже на крупных электростанциях. На Калининградской ТЭЦ-2 "Интер РАО" регуляторы газовых турбин производства Siemens были установлены без согласования проекта, и после трех аварий их пришлось перенастраивать. На Краснодарской ТЭЦ (принадлежит ЛУКОЙЛу) пришлось менять закупленные выключатели, без этого ТЭЦ не могла выдавать 259 МВт мощности. Но у СО позиция мягче, чем у Минэнерго: в компании считают, что согласование необходимо для генерации свыше 5 МВт и потребителей свыше 50 МВт. В "Россетях" соглашаются, что участие сетей и СО в проекте позволит минимизировать затраты собственника объекта и учесть в инвестпрограмме затраты на строительство сетей под данного потребителя.
Но в бизнес-сообществе считают, что поправки приведут лишь к затяжкам и злоупотреблениям. По мнению господина Шохина, новые требования увеличат сроки и стоимость техприсоединения к сетям, а также сформируют непрозрачную коррупционную процедуру. "Совет производителей энергии" (СПЭ, объединяет крупную тепловую генерацию) считает, что поправки ведут "к формированию избыточного давления, идущего вразрез с сокращением предельных сроков техприсоединения и введения упрощенного порядка подключения к сетям". "Сообщество потребителей энергии", в свою очередь, ожидает "роста административных барьеров и формирования дополнительных механизмов давления на потребителей".
Кроме того, поправки Минэнерго не согласовала ФАС, а Минэкономики выдало отрицательное заключение по итогам оценки регулирующего воздействия. Ведомства считают, что проект не соответствует утвержденной правительством "дорожной карте" Агентства стратегических инициатив (АСИ) по повышению доступности энергоинфраструктуры. Но в июне Минэнерго все же направило в правительство несогласованный документ. Как пояснил глава Фонда энергетического развития Сергей Пикин (заместитель главы профильной рабочей группы АСИ), правительство требует согласования с АСИ финальной версии таких документов, но оно пока не состоялось.
Коммерсантъ
© Пресс-служба РСПП
Комиссия Российского Союза промышленников и предпринимателей по жилищно-коммунальному хозяйству считает нецелесообразными изменения Градостроительного кодекса Российской Федерации и закона «Об электроэнергетике», которые инициирует Министерство энергетики Российской Федерации. Члены комиссии считают, что подготовленный законопроект усложнит, удорожит и увеличит по времени существующие условия подключения пользователей к энергетической инфраструктуре. Законопроект необоснованно ухудшает инвестиционный климат в Российской Федерации и прямо противоречит программным документам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, направленным на упрощение, удешевление и ускорение действующих на территории Российской Федерации процедур по ведению бизнеса.
Минэнерго России подготовило законопроект, ссылаясь на план мероприятий «Повышение доступности энергетической инфраструктуры». Однако этот документ не предполагает разработку указанного законопроекта.
Суть предлагаемых изменений в установлении новых требований обязательного согласования с субъектами оперативно-диспетчерского управления и сетевыми организациями проектной документации объектов строительства. Иными словами, документом выделяется особая роль технологического присоединения к электросетям, хотя никакой разницы между процедурой присоединения к другим энергетическим ресурсам нет. Комиссия считает, что принципы и алгоритмы разработки проектной документации, а также выдачи технических условий должны быть одинаковыми при присоединении ко всем инфраструктурным комплексам (газораспределительные сети, системы водоснабжения, тепловые сети, электрические сети).
В ходе разработки законопроекта неоднократно направлялись замечания НП «Сообщество потребителей энергии», НП «Совет производителей энергии», однако, указанные замечания учтены разработчиком не были.
На законопроект также представлено отрицательное заключение Минэкономразвития России по итогам процедуры оценки регулирующего воздействия, которое поддерживается РСПП.
По материалам пресс-службы Комиссии РСПП по ЖКХ