Трехстороннее соглашение между работодателям, профсоюзами и администрацией города Кемерово
В городе Кемерово в четвертый раз подписано трехстороннее соглашение между работодателям, профсоюзами и администрацией города.3 сентября 2014 года на торжественной церемонии в администрации города Кемерово произошло подписание Кемеровского городского трехстороннего соглашения между Координационным советом организаций профсоюзов города Кемерово, объединением работодателей «Ассоциация промышленников и предпринимателей г. Кемерово» и администрацией города Кемерово на 2014-2017 годы.
Кемеровское городское трехстороннее соглашение не просто результат коллективных переговоров между представителями профсоюзов, объединения работодателей и администрации города. Это – выражение заинтересованного участия работодателей и профсоюзов в разработке согласованной политики по вопросам повышения качества рабочей силы, совершенствования оплаты труда, решения проблемы занятости, предотвращения острых социальных конфликтов. Это – доказательство того, что сегодня стратегия партнерства – это единственный путь которым стоит идти тем, кому не безразлична судьба города.
Главный согласительный документ социального партнерства в сфере трудовых отношений подписывается в Кемерово в четвертый раз.
От имени администрации города Соглашение подписал Глава города Валерий Константинович Ермаков,
от Координационного совета организаций профсоюзов г. Кемерово соглашение подписал председатель координационного совета Оксана Михайловна Брагина,
от работодателей – Президент объединения работодателей « Ассоциация промышленников и предпринимателей города Кемерово» Александр Владимирович Сляднев.
Кемеровское городское трехстороннее соглашение
между Координационным советом организаций профсоюзов
города Кемерово, объединением работодателей «Ассоциация промышленников и предпринимателей города Кемерово»
и администрацией города Кемерово
на 2014-2017 годы
Координационный совет организаций профсоюзов города Кемерово (далее - Профсоюзы), объединение работодателей «Ассоциация промышленников и предпринимателей города Кемерово», (далее - Работодатели), администрация города Кемерово (далее – Администрация), руководствуясь Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральными законами «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «Об объединениях работодателей», постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 26.09.2003 № 117 «О городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, Кемеровской области, органов местного самоуправления города Кемерово заключили Кемеровское городское трехстороннее соглашение между Координационным советом организаций профсоюзов города Кемерово, объединением работодателей «Ассоциация промышленников и предпринимателей города Кемерово» и администрацией города Кемерово на 2014-2017 годы (далее - Соглашение).
При этом, Стороны руководствуются тем, что, в предстоящий период, главной целью социальной политики в городе является создание условий, обеспечивающих право граждан на труд, повышение качества жизни населения на основе устойчивого развития экономики города, повышения ее конкурентоспособности и увеличения доходов организаций, роста производительности труда, стабильной занятости и гибкости рынка труда, безопасности рабочих мест, расширения возможностей профессионального роста работников.
I. Общие положения
1.1. Настоящее Соглашение является территориальным правовым актом социального партнерства, определяющим согласованные позиции Сторон по регулированию социально-трудовых отношений и основным принципам регулирования связанных с ними экономических отношений и устанавливающим общие условия труда и трудовые гарантии работникам в городе Кемерово в 2014-2017 годах.
1.2. Стороны принимают на себя обязательства соблюдать условия Соглашения и нести предусмотренную действующим законодательством ответственность за его невыполнение.
1.3. Соглашение является основой для заключения территориальных отраслевых соглашений и коллективных договоров организаций, индивидуальных предпринимателей города. Обязательства и гарантии, включенные в данное Соглашение, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности работников.
1.4. Стороны осуществляют взаимодействие в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Кемеровской области и Кузбасским соглашением между Федерацией профсоюзных организаций Кузбасса, Коллегией Администрации Кемеровской области и работодателями Кемеровской области на 2013 - 2015 годы (далее – Кузбасское соглашение).
1.5. Соглашение обязательно для исполнения всеми Сторонами, а также организациями, присоединившимися к Соглашению. Соглашение открыто для присоединения всем заинтересованным объединениям работодателей, юридическим и физическим лицам - работодателям, не входящим в объединения работодателей, организациям профсоюзов, действующим в г. Кемерово, в порядке, определяемом Сторонами.
1.6.Участники Соглашения обеспечивают выполнение принятых обязательств, предусматривая в бюджете города, планах хозяйственной деятельности работодателей, сметах расходов профсоюзов, необходимые средства, связанные с реализацией настоящего Соглашения.
II. Экономическая и социальная политика в сфере трудовых отношений
Стороны совместно:
2.1. Добиваются стабилизации в обществе, развития и укрепления экономического потенциала города, путем осуществления мер, обеспечивающих:
- создание эффективных производств, охватывающих наиболее перспективные рынки сбыта, выпуск конкурентоспособной, инновационной продукции с использованием высоких технологий, замещение импортной продукции и переход на этой основе на стадию стабильного роста;
- создание условий, обеспечивающих развитие конкурентоспособного промышленного комплекса города;
- содействие развитию малого и среднего предпринимательства;
- стимулирование инвестиционной деятельности;
- создание и модернизацию высокопроизводительных рабочих мест;
- увеличение налогооблагаемой базы;
- эффективную занятость населения, соблюдение трудовых гарантий, развитие системы трудоустройства и профессионального обучения рабочих кадров и специалистов;
- энергосбережение;
- безопасность труда и экологическую безопасность.
2.2. Ежегодно, до внесения на рассмотрение Кемеровского городского Совета проекта постановления о бюджете города на очередной финансовый год и на плановый период, проводят в рамках городской трехсторонней комиссии обсуждение социальных аспектов проекта бюджета.
Администрация:
2.3. Координирует деятельность по реализации Комплексной программы социально-экономического развития города Кемерово до 2025 года.
2.4.Разрабатывает механизм повышения инвестиционной привлекательности города Кемерово.
2.5. Содействует развитию и модернизации отраслей экономики, созданию новых высокоэффективных технологий и производств.
2.6. В случаях, предусмотренных действующим законодательством, принимает в установленном порядке в собственность муниципального образования объекты жилищного фонда, инженерной инфраструктуры и соцкультбыта.
2.7. Принимает меры к обеспечению устойчивого функционирования городского хозяйства.
2.8. Создает условия для строительства жилых домов, объектов социально-культурного назначения.
2.9. Обеспечивает застройку города в соответствии с Генеральным планом.
2.10. Способствует развитию ипотечного кредитования.
2.11. Принимает участие в продвижении на рынке научно-технической и промышленной продукции организаций г. Кемерово, в том числе через международные выставки-ярмарки.
2.12. Создает условия для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействует развитию малого и среднего предпринимательства.
2.13. Организует работу по реализации муниципальной программы развития малого и среднего предпринимательства в городе Кемерово на 2014 - 2016 годы.
2.14. Организует проведение городского конкурса на звание «Надежный партнер», способствует реализации региональных и всероссийских конкурсов в сфере социально-трудовых и социально-экономических отношений.
2.15. Создает условия для обеспечения жителей услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
2.16. Осуществляет меры, обеспечивающие увеличение доходов бюджета города и повышение результативности бюджетных расходов.
2.17. Создает условия для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения города.
2.18. Организует работу по реализации мероприятий в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории города Кемерово.
Работодатели:
2.19. Содействуют созданию высокопроизводительных рабочих мест, разработке и практическому внедрению инновационных и современных (информационных) технологий, механизмов, сертификации продукции и производственных процессов, позволяющих увеличить рост производства и выпуск конкурентоспособной продукции.
2.20. Осуществляют меры по обеспечению рентабельной деятельности организаций. | |||
---|---|---|---|
2.21. Создают условия для обеспечения инвестиционной привлекательности организаций. | |||
2.22. Создают эффективные механизмы управления организациями, в том числе с участием работников. | |||
2.23. Обеспечивают своевременную уплату налогов и сборов в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. | |||
2.24. Регулярно (два раза в год) отчитываются перед трудовыми коллективами о социально-экономическом положении организаций и принимаемых мерах по стабилизации и росту производства, о состоянии финансирования и обеспечения жизнедеятельности организаций. | |||
2.25. Обеспечивают прохождение производственной практики обучающихся и студентов учреждений среднего и высшего профессионального образования. | |||
2.26. Принимают участие в разработке программ социально-экономического развития города и оказывают содействие в их реализации. | 2.27. Вносят предложения, направленные на создание благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности на территории города. |
Профсоюзы:
2.28. Способствуют устойчивой работе организаций: соблюдению трудовой и технологической дисциплины, росту производительности труда, повышению профессионализма и деловой активности работников. Участвуют в организации трудового соревнования в организациях. Распространяют передовой опыт.
2.29. Принимают участие в разработке мероприятий, направленных на вовлечение работников в процессы управления организаций, к участию в развитии рационализаторства и изобретательства.
2.30. Содействуют выполнению мероприятий, предусмотренных программами, направленными на социально-экономическое развитие города.
2.31. Защищают и отстаивают интересы работников.
2.32. Инициируют заключение коллективных договоров у индивидуальных предпринимателей и в организациях всех форм собственности, предусматривая в них обязательства работников и работодателей по следующим вопросам:
- форма, система и размер оплаты труда;
- выплата пособий, компенсаций;
- механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;
- занятость, переобучение, условия высвобождения работников;
- рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;
- улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;
- соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества;
- экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;
- гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;
- оздоровление и отдых работников и членов их семей;
- частичная или полная оплата питания работников;
- контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора;
- отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;
- обеспечение прав и гарантий деятельности профсоюзной организации;
- установление льгот и преимуществ работникам, а также условий труда, более благоприятных по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями;
- другие вопросы, определенные сторонами.
2.33. Содействуют укреплению трудовой и производственной дисциплины.
2.34. Осуществляют профсоюзный контроль соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, обеспечивающих защиту интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества, а также при реорганизации, ликвидации или банкротстве Работодателей.
III. Развитие рынка труда и гарантии занятости населения
Стороны совместно:
3.1. Участвуют в разработке и реализации комплекса мер, направленных на развитие трудовых ресурсов в целях дальнейшего обеспечения Работодателей города профессиональными кадрами, организацию профессиональной подготовки кадров в соответствии с потребностями рынка труда и социально-экономического развития города, обеспечение гарантий в сфере занятости населения и учета интересов работников и Работодателей, повышение занятости населения.
3.2. Осуществляют меры, обеспечивающие реализацию мероприятий государственной программы Кемеровской области «Содействие занятости населения Кузбасса» на 2014-2016 годы.
3.3. Определяют согласованные действия в условиях прогнозируемого массового высвобождения работников, разрабатывают мероприятия, направленные на сохранение рабочих мест, содействие занятости населения, организацию временных и общественных работ, социальную поддержку высвобождаемых работников. | ||
---|---|---|
3.4. Руководствуются следующими критериями массового высвобождения работников: |
- увольнение в связи с ликвидацией организации любой организационно-правовой формы с численностью работающих 15 и более человек;
- увольнение в связи с сокращением численности или штата работников организации в количестве:
50 и более человек в течение 30 календарных дней;
200 и более человек в течение 60 календарных дней;
500 и более человек в течение 90 календарных дней.
3.5. Содействуют реализации государственной политики в области регулирования внешней и внутренней трудовой миграции и обеспечивают соблюдение принципа приоритетного использования местных трудовых ресурсов с учетом квалификации и опыта работы.
3.6. Содействуют совершенствованию и развитию системы профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных школ и граждан, ищущих работу, поддерживают проведение конкурсов профессионального мастерства в целях повышения престижа рабочих профессий.
3.7. Проводят согласованную политику в области социально-трудовой адаптации молодежи. | ||
---|---|---|
3.8. Участвуют в организации временных рабочих мест для обучающихся и студентов в период летних каникул и в свободное от учебы время, отдавая приоритеты подросткам из социально неблагополучных и малообеспеченных семей. | ||
3.9. Осуществляют согласованную политику в области социальных гарантий, организации труда и быта молодых специалистов на промышленных предприятиях в целях привлечения молодежи на производство. | ||
3.10. Поддерживают молодежную предпринимательскую инициативу, содействуют организации временной занятости молодежи. | ||
3.11. Принимают меры по развитию гибких форм занятости населения, включая надомную занятость родителей, воспитывающих детей-инвалидов. | ||
3.12. Содействуют интеграции в рынок труда и эффективной занятости безработных граждан, обладающих недостаточной конкурентоспособностью и испытывающих трудности при трудоустройстве. |
Администрация:
3.13. Проводит анализ и прогнозирует развитие рынка труда в городе.
3.14. Осуществляет информирование сторон о состоянии занятости населения, рынка труда, структуре безработицы, перечне профессий, имеющих устойчивый спрос.
3.15. Оказывает содействие в организации прохождения практики и трудоустройстве выпускников учреждений среднего и высшего профессионального образования.
3.16. Содействует созданию системы работы по профессиональной ориентации.
3.17. Осуществляет мониторинг состояния рынка труда, в том числе неполной занятости населения.
3.18. Содействует осуществлению реализации государственных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения.
3.19. Разрабатывает совместно с Работодателями прогноз потребности организаций города в рабочих и специалистах с целью определения объемов подготовки специалистов в учреждениях профессионального образования.
3.20. Содействует созданию новых высокопроизводительных рабочих мест, в том числе в организациях малого и среднего предпринимательства, с учетом приоритетных направлений социально-экономического развития города.
3.21. Участвует в организации:
- проведения оплачиваемых общественных работ;
- временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
- ярмарок вакансий и учебных рабочих мест.
3.22. Оказывает содействие органам службы занятости в получении достоверной информации о занятости граждан.
Работодатели:
3.23. Проводят политику модернизации существующих, создания новых, в том числе высокотехнологичных рабочих мест, организуют и финансируют повышение квалификации работников.
3.24. Реализуют меры, предусмотренные трудовым законодательством, коллективными договорами и соглашениями по защите работников в случае приостановки производства и угрозы увольнения работников.
3.25. Оказывают помощь в трудоустройстве, прохождении профессионального обучения, получении дополнительного профессионального образования. Предоставляют дополнительную материальную помощь увольняемым работникам сверх установленной законодательством за счет собственных средств.
3.26. Создают условия для профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников, в том числе женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
3.27. Разрабатывают и реализуют мероприятия, предусматривающие сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, их социальную защиту, улучшение условий труда и льготы.
3.28. При принятии решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров, работодатель-организация не позднее чем за два месяца, а работодатель - индивидуальный предприниматель не позднее чем за две недели до начала проведения соответствующих мероприятий, информируют в письменной форме профсоюзы и органы службы занятости, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. Разрабатывают меры, направленные на содействие занятости (приостановка найма, пе¬ревод на режим неполного рабочего времени и т.д.) и поддержку высвобождаемых работников.
3.29. При введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также при приостановке производства, в письменной форме, сообщают об этом в органы службы занятости в течение трех рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий.
3.30. Принимают локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда с учетом мнения профсоюза или иного представительного органа работников.
3.31. Извещают работников о введении новых норм труда не позднее чем за два месяца.
3.32. В случае намечаемого высвобождения предоставляют работникам возможность переобучения за счет средств работодателя (по профессиям, необходимым для организации) до наступления срока расторжения трудового договора.
3.33. Осуществляют содействие в трудоустройстве граждан путем предоставления в службу занятости населения информации о вакансиях рабочих мест, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
3.34. На договорной основе оказывают поддержку учреждениям среднего и высшего профессионального образования в развитии материально-технической базы, проведении производственной практики обучающихся, стажировке мастеров производственного обучения и преподавателей.
3.35. Устанавливают доплаты к заработной плате мастерам производственного обучения, подготавливающим высококвалифицированных рабочих, к стипендиям обучающихся учреждений профессионального образования в соответствии с договорами, заключенными с учебными заведениями.
3.36. Определяют потребность в специалистах в целях опережающей подготовки и переподготовки кадров и предоставляют информацию в органы занятости.
3.37. Заключают договоры с учреждениями среднего и высшего профессионального образования на целевую подготовку специалистов с последующим трудоустройством.
3.38. Предоставляют дополнительные по сравнению с трудовым законодательством льготы и компенсации высвобождаемым работникам в соответствии с коллективными договорами.
3.39. Обеспечивают трудоустройство граждан в счет квот в соответствии с Законом Кемеровской области «О порядке квотирования рабочих мест».
3.40. На период проведения мероприятий в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем или массовых увольнений, связанных с сокращением численности или штата работников, в состав комиссий по высвобождению и ликвидационных вводят представителя первичной профсоюзной организации или представительного органа работников.
3.41. Участвуют в проведении оплачиваемых общественных работ в целях обеспечения временной занятости населения с финансированием за счёт средств организаций, в которых проводятся эти работы.
3.42. При проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников воздерживаются от увольнения работников за три года до достижения ими пенсионного возраста и имеющих несовершеннолетних детей.
3.43. Предоставляют работу в режиме гибкого рабочего времени или на условиях неполного рабочего дня, содействуют в организации надомного труда работникам, имеющим 3 и более детей, детей-инвалидов.
3.44. Включают в соглашения и коллективные договоры меры по поддержанию занятости, предусматривающие создание новых (дополнительных) рабочих мест, по организации профессионального обучения работников.
3.45. Принимают меры по обеспечению увольняемых работников работодателей - банкротов преимущественным правом трудоустройства в организациях, создаваемых на базе их имущества, с учетом квалификации.
3.46. Исходя из потребностей работодателя, привлекают обучающихся и студентов на временную работу с полным и неполным рабочим днем в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
3.47. Осуществляют меры по возрождению и развитию движения наставничества на производстве, в том числе пропагандируя опыт наставничества через средства массовой информации.
Профсоюзы:
3.48. Осуществляют контроль соблюдения трудового законодательства при заключении трудовых договоров, изменении их условий, увольнении работников, в том числе при сокращении численности или штата, предоставлении льгот и гарантий в процессе работы и их сохранении при реорганизации и ликвидации организаций, прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем.
3.49. Добиваются через соглашения и коллективные договоры сохранения рабочих мест, создания необходимых условий для подготовки, переобучения и повышения квалификации работников, в том числе намечаемых к увольнению; создания рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, в том числе инвалидов; предоставления высвобождаемым работникам льгот и компенсаций сверх установленных законодательством.
3.50. Вносят предложения о приостановке решений Работодателей о массовом увольнении работников. Выступают в поддержку требований работников о приостановке выполнения решений о массовом увольнении работающих или поэтапном проведении данного мероприятия.
3.51. Осуществляют контроль заключения срочных трудовых договоров, режимов неполной занятости, а также ликвидации нелегальной и теневой занятости.
3.52. Осуществляют контроль предоставления гарантий и льгот высвобождаемым работникам, предусмотренных коллективными договорами.
3.53. Предоставляют бесплатную консультационную и правовую помощь по вопросам занятости и трудового законодательства.
3.54. Осуществляют профсоюзный контроль соблюдения законодательства в области занятости.
3.55. Содействуют организации наставничества, созданию советов молодых специалистов и молодежи у Работодателей.
IV. Оплата труда работников
Стороны совместно:
4.1. Проводят согласованную политику в области оплаты труда и доходов работников, обеспечивая:
- создание условий для повышения удельного веса заработной платы в общих доходах;
- уменьшение доли работников, получающих заработную плату ниже полуторакратной величины прожиточного минимума, установленного в Кемеровской области;
- повышение уровня реальной заработной платы в соответствии с ростом эффективности и производительности труда;
- соблюдение законодательства об оплате труда Работодателями города.
4.2. Осуществляют взаимодействие со средствами массовой информации по освещению вопросов соблюдения законодательства в области оплаты труда.
Администрация:
4.3. Осуществляет сбор статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы города, в том числе по уровню заработной платы и состоянию её задолженности у Работодателей города.
4.4. Обеспечивает, в составе городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, организацию деятельности рабочей группы по контролю за исполнением Соглашения в области оплаты труда
4.5. Проводит информационную и разъяснительную работу в целях легализации заработной платы у Работодателей города.
4.6. Устанавливает размеры и условия оплаты труда работников муниципальных учреждений с учетом Рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
4.7. Проекты нормативных правовых актов, регулирующих систему оплаты труда работников муниципальных предприятий и учреждений, предварительно направляет на рассмотрение городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
4.8. Проводит работу по совершенствованию отраслевых систем оплаты труда в муниципальных учреждениях, направленных на сохранение кадрового потенциала, повышение престижности и привлекательности работы в учреждениях, обеспечение соответствия оплаты труда работников качеству оказания ими государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) и эффективности деятельности работников по заданным критериям и показателям.
4.9. Принимает меры по обеспечению своевременной выплаты текущей заработной платы работникам муниципальных предприятий и учреждений в сроки, определенные законодательством, коллективными договорами и соглашениями.
4.10. Регулярно информирует городскую трехстороннюю комиссию о
полноте и своевременности финансирования из городского бюджета учреждений бюджетной сферы.
Работодатели:
4.11. Осуществляют регулирование оплаты труда посредством заключения и реализации коллективных договоров, а также на основании Кузбасского, отраслевых и настоящего соглашений.
4.12. Обеспечивают оплату труда работников на уровне не ниже, чем предусмотрено в коллективных договорах, Кузбасском, отраслевых и настоящем соглашениях.
4.13. Коммерческие организации (кроме организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере регулируемого ценообразования) и индивидуальные предприниматели совместно с Профсоюзами обеспечивают выплату минимальной заработной платы работникам, отработавшим месячную норму рабочего времени и выполнившим нормы труда, не ниже полуторакратной величины прожиточного минимума трудоспособного населения Кемеровской области, определенной в установленном законом порядке.
4.14. Обеспечивают своевременную выплату заработной платы в дни, установленные правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.
4.15. Не допускают задержек выплаты заработной платы работникам.
4.16. Предусматривают в коллективных договорах право работника в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней приостановить работу, известив работодателя в письменной форме, на весь период до выплаты задержанной суммы, за исключением случаев, когда приостановление работы не допускается (часть 2 статьи 142 Трудового кодекса РФ).
4.17. Предусматривают в коллективных договорах обязанность работодателя возместить работнику, вынужденно приостановившему работу в связи с задержкой выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, не полученный им средний заработок за весь период ее задержки с уплатой денежной компенсации в размере, не ниже установленном статьей 236 Трудового кодекса РФ.
4.18. Предусматривают в коллективных договорах, локальных нормативных актах увеличение и индексацию заработной платы работникам в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.
4.19. Разрабатывают и закрепляют в коллективных договорах системы оплаты и стимулирования труда работников совместно с представительным органом работников.
4.20. Обеспечивают совершенствование организации заработной платы, дифференциации оплаты труда, более тесную увязку уровня оплаты труда с уровнем подготовки и квалификации работников, сложностью, качеством и количеством труда.
4.21. Обеспечивают соотношение между уровнем размера средней заработной платы работников основных профессий и руководителей организаций, кроме руководителей, работающих по индивидуальной системе оплаты труда, не более 23 раз (в учреждениях бюджетной сферы не более 3 раз).
4.22. Не допускают выплаты заработной платы по «серым схемам».
4.23. Производят оплату работы в ночное время в повышенном, но не менее чем на 40 процентов размере. Порядок оплаты работы в вечернее время определяют коллективным договором, другими локальными нормативными актами организации.
4.24. Направляют средства от экономии фонда оплаты труда на увеличение заработной платы в соответствии с коллективными договорами.
4.25. Добиваются обеспечения в структуре заработной платы доли постоянной (гарантированной) части не ниже 70 процентов, в любом случае не снижая достигнутый уровень заработной платы.
4.26. Предусматривают в коллективных договорах предоставление оплачиваемого времени уполномоченным профсоюзных комитетов (комиссий) для выполнения возложенных на них обязанностей по контролю соблюдения трудового законодательства, состояния и условий труда, выполнения коллективного договора.
4.27. Обеспечивают своевременность и достоверность представляемых сведений о стаже, заработной плате и условиях труда работников, перечисление в полном объеме страховых взносов застрахованных лиц в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации.
4.28. Обеспечивают условия для осуществления государственного и профсоюзного контроля соблюдения законодательных и других нормативных правовых актов по оплате труда.
Профсоюзы:
4.29. Инициируют включение в коллективные договоры и территориальные отраслевые соглашения размера минимальной заработной платы работникам коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, отработавшим месячную норму рабочего времени и выполнившим нормы труда, не ниже полуторакратной величины прожиточного минимума, установленного для трудоспособного населения Кемеровской области.
4.30. Осуществляют профсоюзный контроль соблюдения законодательства об оплате труда. В установленном законодательством порядке выходят в комиссии по трудовым спорам, государственную инспекцию труда, органы прокуратуры с инициативой по принятию мер, направленных на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы, привлечению к ответственности должностных лиц, не обеспечивающих своевременную выплату заработной платы.
4.31. Предоставляют Cторонам Соглашения информацию о Работодателях, нарушающих коллективные договоры в части оплаты труда работников.
4.32. Анализируют выполнение коллективных договоров и территориальных отраслевых соглашений по вопросам оплаты труда. Способствуют снижению внутриотраслевой дифференциации по заработной плате между Работодателями за счет повышения ее уровня у тех Работодателей, где она ниже, чем в среднем по отрасли.
4.33. Обеспечивают защиту прав работников в части своевременности выплаты заработной платы, оплаты отпуска, пособий по временной нетрудоспособности и расчета в случае увольнения.
4.34. Участвуют в установлении системы оплаты и стимулирования труда, в том числе установлении повышенного размера оплаты труда за работу в ночное время, выходные и праздничные нерабочие дни, сверхурочную работу и в других случаях в порядке, установленном коллективным договором, соглашением, трудовым законодательством.
4.35. Добиваются закрепления в коллективных договорах, соглашениях положений, определяющих порядок, сроки и размеры увеличения заработной платы у индивидуальных предпринимателей и в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
4.36. Организуют проведение в трудовых коллективах работы по разъяснению последствий выплаты «серой» заработной платы, неуплаты страховых взносов и несвоевременного представления сведений персонифицированного учета на работников.
V. Охрана труда и экологическая безопасность
Стороны совместно:
5.1. Осуществляют целенаправленные меры по созданию в организациях здоровых и безопасных условий труда, по своевременному предупреждению травматизма, профзаболеваний, аварий, улучшению экологической ситуации.
5.2. Обеспечивают контроль соблюдения законодательства об охране труда и природоохранного законодательства.
5.3. Проводят анализ показателей производственного травматизма и профессиональных заболеваний у Работодателей, принимают меры по профилактике и предупреждению профессиональных заболеваний и травматизма.
Администрация:
5.4. Содействует проведению государственной политики в сфере охраны труда.
5.5. Участвует (по согласованию) в расследовании групповых несчастных случаев на производстве, случаев с тяжелым и смертельным исходом, происшедших в организациях независимо от организационно-правовых форм.
5.6. Обеспечивает контроль за условиями и охраной труда на муниципальных предприятиях и в муниципальных учреждениях.
5.7. Содействует в осуществлении государственного экологического контроля.
5.8. Осуществляет мероприятия по охране окружающей среды.
Работодатели:
5.9. Обеспечивают безопасные условия и охрану труда.
5.10. Создают у Работодателей численностью 50 и более работников службу охраны труда или вводят должность «специалист по охране труда» руководствуясь частью 4 статьи 217 Трудового кодекса Российской Федерации.
5.11. Осуществляют финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), в соответствии со ст. 226 Трудового кодекса Российской Федерации.
5.12. Предоставляют работникам дополнительные компенсации за тяжелую работу, работу с вредными и опасными условиями труда в соответствии с коллективными договорами.
5.13. Осуществляют контроль правильности применения средств индивидуальной и коллективной защиты.
5.14. Осуществляют проведение специальной оценки по условиям труда не реже одного раза в пять лет, если иное не установлено Федеральным законом «О специальной оценке условий труда».
5.15. Разрабатывают и обеспечивают реализацию комплексных планов, мероприятий, разработанных по результатам специальной оценки условий труда, направленных на создание безопасных условий труда, уделяя особое внимание техническому перевооружению и модернизации производства. Проводят сертификацию организации работ по охране труда.
5.16. Проводят в установленном порядке расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
5.17. Предусматривают в коллективных договорах и территориальных отраслевых соглашениях:
- дополнительные выплаты сверх страховых выплат, предусмотренных по обязательному социальному страхованию, в целях компенсации расходов на лечение и другие виды медицинской и социальной помощи пострадавшим и их семьям и вреда, причиненного работникам увечьем, профзаболеванием, либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей;
- обеспечение работников лечебно-профилактическим питанием в случаях, предусмотренных законодательством;
- обеспечение работников по показаниям медицинских учреждений санаторно-курортными путевками за счет средств работодателя;
- обеспечение работников санитарно-бытовыми помещениями в соответствии с существующими нормами.
5.18. Обеспечивают за счет средств работодателя прохождение работниками
предварительных (при приеме на работу), периодических (в течение трудовой деятельности) и внеочередных медицинских осмотров в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
5.19. Создают уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда профсоюзного комитета или трудового коллектива, членам совместных комиссий (комитетов) по охране труда необходимые условия для работы, организуют их обучение по охране труда, обеспечивают необходимыми нормативными документами и справочными материалами за счет средств работодателя.
5.20. Работникам, работающим в холодное время года на открытом воздухе или в закрытых не обогреваемых помещениях, занятым на погрузочно-разгрузочных работах, и другим работникам в необходимых случаях предоставляют специальные перерывы для обогрева и отдыха. Время таких перерывов включают в рабочее время. Продолжительность и порядок предоставления таких перерывов устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка работодателя.
5.21. Обеспечивают соблюдение нормативных правовых актов по охране труда. Укомплектовывают службы по охране труда в соответствии с частью 4 статьи 217 Трудового кодекса Российской Федерации и Межотраслевыми нормативами численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденными постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 22.01.2001 г. №10 и не допускают их сокращения и ликвидации. Внедряют системы управления охраной труда в организации в соответствии с ГОСТ 12.0.230-2007 "Системы стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования". Обеспечивают выполнение требований условий и охраны труда, промышленной и пожарной безопасности и гигиены труда.
5.22. Обеспечивают выполнение требований экологической безопасности. Разрабатывают и внедряют мероприятия по оздоровлению экологической обстановки.
5.23. Осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с действующим законодательством.
5.24. Содействуют созданию и осуществлению деятельности комитетов (комиссий) по охране труда.
5.25. Содействуют деятельности уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда у работодателей по проведению общественного контроля условий труда работников.
5.26. Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях предоставление оплачиваемого рабочего времени уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда от профсоюзов для выполнения возложенных на них обязанностей и поощрение за осуществление общественного контроля.
5.27. Направляют уполномоченных по охране труда профсоюзного комитета на обучение с отрывом от производства и с сохранением среднего заработка.
5.28. Организуют обучение работников по охране труда, проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном законодательством.
5.29. Обеспечивают выполнение требований об устранении выявленных нарушений прав и законных интересов работников в области охраны труда, содержащихся в представлениях соответствующего органа профессионального союза.
5.30. Совместно с профсоюзным комитетом разрабатывают план мероприятий (соглашение по охране труда), направленный на улучшение условий и охраны труда у Работодателей и обеспечивают его реализацию.
Профсоюзы:
5.31. Осуществляют профсоюзный контроль соблюдения прав и законных интересов работников в области охраны труда через технические инспекции профсоюзов, комитеты (комиссии) по охране труда и избранных уполномоченных по охране труда. | ||
---|---|---|
5.32. Инициируют и обеспечивают создание комитетов (комиссий) по охране труда у Работодателей. | ||
5.33. Обеспечивают контроль за условиями и охраной труда работников. |
5.34. Участвуют в составе комиссий по проведению специальной оценки условий труда, контролируют правильность предоставления установленных законодательством гарантий и компенсаций за работу с вредными и опасными условиями труда.
5.35. Контролируют организацию работы по обеспечению работников спецодеждой и средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами и правилами.
5.36. Инициируют обязательное включение в коллективные договоры обязательств по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, проведению специальной оценки условий труда мероприятий по снижению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, компенсаций и льгот работникам.
5.37. Организуют обучение профсоюзного актива и уполномоченных (доверенных) лиц трудовых коллективов по охране труда.
5.38. Организуют работу уполномоченных представителей профсоюзов по охране труда.
5.39. Принимают участие в расследовании несчастных случаев на производстве, защищают интересы работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональное заболевание.
5.40. Взаимодействуют с государственными органами надзора и контроля по соблюдению требований охраны труда.
VI. Социальная защита и поддержка
социальной сферы
Стороны совместно:
6.1. Содействуют обеспечению реализации приоритетных национальных и региональных проектов в сфере образования, здравоохранения, культуры, строительства жилья и малого бизнеса.
6.2. Участвуют в разработке и реализации социальных программ, направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
6.3. Проводят согласованную политику в области социальной защиты, развития культуры, спорта, здравоохранения, образования, организации детского и семейного отдыха.
6.4. Организуют участие трудовых коллективов, населения города в смотрах, конкурсах, фестивалях самодеятельного, художественного, декоративного, прикладного творчества, народных ремесел, выставках и т. д.
Администрация:
6.5. Разрабатывает и реализует социальные программы в сфере социально-экономического развития города.
6.6. Разрабатывает и реализует меры по оказанию социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, предоставляемые за счет средств городского бюджета. | ||
---|---|---|
6.7. Осуществляет расчет субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и организует предоставление субсидий гражданам, имеющим право на их получение в соответствии с жилищным законодательством. |
6.8. Организует летний отдых и оздоровление детей, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации, из малообеспеченных семей, детей-инвалидов, детей-сирот, детей из многодетных семей и других категорий детей за счет средств субсидий, выделенных из областного бюджета, а также средств городского бюджета.
6.9. Предоставляет социальную поддержку детям из малообеспеченных семей, детям-инвалидам, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся под опекой (попечительством) и другим категориям детей, обучающимся в муниципальных общеобразовательных учреждениях города Кемерово, в виде организации для них льготного питания в период учебного года.
6.10. Обеспечивает реализацию мероприятий по подготовке муниципальных загородных детских оздоровительных лагерей к летнему оздоровительному сезону.
6.11. Создает условия для оказания медицинской помощи населению города в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
6.12. Обеспечивает деятельность подведомственных организаций, осуществляющих мероприятия по пропаганде здорового образа жизни, профилактике наркомании, гражданско-патриотическому воспитанию, поддержке молодых семей. | ||
---|---|---|
6.13. Организует проведение физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий города. | ||
6.14. Обеспечивает предоставление информационно - досуговых услуг населению через сеть муниципальных публичных библиотек, пополнение библиотечных книжных фондов. | ||
6.15. Реализует план мероприятий по формированию доступной среды для инвалидов на 2013 - 2015 годы в городе Кемерово. | ||
6.16. Участвует в реализации федеральной целевой программы «Жилище». |
6.17. Участвует в реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу» на 2013-2017 годы, муниципальной программы «Переселение граждан города Кемерово из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2012 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу» на 2013-2016 годы.
Работодатели:
6.18. Участвуют в разработке и реализации городских социальных программ.
6.19. Предусматривают при заключении коллективных договоров финансирование мероприятий по:
- медицинскому обслуживанию и добровольному медицинскому страхованию работников;
- созданию условий для отдыха работников и членов их семей, развитию системы услуг, предоставляемых оздоровительными и социально-бытовыми объектами;
- строительству жилья для работников;
- дополнительным по сравнению с законодательством льготам и гарантиям работникам, социальной поддержке пенсионеров - бывших работников организации, индивидуального предпринимателя;
- проведению культурно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий в размере не менее 0,15 процента от фонда оплаты труда. | ||
---|---|---|
6.20. Предусматривают необходимые средства для организации летнего отдыха и оздоровления детей работников. | ||
6.21. Предоставляют ссуды и льготные займы работникам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. | ||
Профсоюзы:
6.22. Участвуют в реализации городских социальных программ.
6.23. Предусматривают совместно с Работодателями включение в коллективные договоры мер по:
- предоставлению дополнительных гарантий и льгот работникам;
- решению жилищных вопросов;
- дополнительному негосударственному пенсионному обеспечению работников.
6.24. Добиваются выделения необходимых средств Работодателями на медицинское обслуживание, оздоровление работников и их детей, развитие физической культуры и спорта, культурно-массовую работу.
6.25. Осуществляют общественный контроль соблюдения законных прав и интересов работников в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
6.26. Принимают участие в разработке мероприятий по социальной защите ветеранов, вышедших на пенсию и их выполнении.
6.27. Обеспечивают контроль исполнения Работодателями установленных законодательством обязанностей в сфере обязательного пенсионного страхования работников.
VII. Развитие системы социального партнерства
Стороны совместно:
7.1. В целях дальнейшего развития системы социального партнерства, повышения роли городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений проводят трехсторонние консультации по вопросам разработки и реализации мероприятий, направленных на регулирование социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, а также участвуют в разработке и обсуждении программ социально-экономического развития города Кемерово, проектов нормативных правовых актов Кемеровского городского Совета народных депутатов и администрации города Кемерово в сфере труда в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления города Кемерово, соглашениями.
7.2. Содействуют заключению отраслевых, территориальных и других видов соглашений. Оказывают необходимую организационную и методическую помощь субъектам социального партнерства в подготовке коллективных договоров и соглашений.
7.3. Информируют Стороны о принимаемых решениях и нормативно-правовых актах по социально-экономическим вопросам. При необходимости формируют рабочие группы по подготовке соответствующих предложений.
7.4. Содействуют предупреждению и разрешению коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и участия в них.
7.5. Участвуют в работе городской трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений.
7.6. Обеспечивают ведение коллективных переговоров по подготовке проектов соглашений в социально-трудовой сфере и предоставляют Сторонам имеющуюся информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.
7.7. Обеспечивают исполнение соглашений о добровольном партнерстве в сфере социально-экономического развития города Кемерово.
Администрация:
7.8. Обеспечивает организацию работы городской трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений.
7.9. Оказывает организационную и иную поддержку Работодателям, осуществляющим свою деятельность на территории города, учитывая в качестве основных критериев ситуацию с выплатой заработной платы, участие в системе социального партнерства, соблюдение трудового законодательства, обязательств коллективных договоров и соглашений.
7.10. Оказывает методическую помощь Работодателям по вопросам применения норм трудового законодательства и заключения коллективных договоров и территориальных отраслевых соглашений.
7.11. Предоставляет сторонам социального партнерства проекты нормативных правовых актов, касающиеся вопросов регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений с целью согласования интересов.
Работодатели:
7.12. Обеспечивают условия для деятельности Профсоюзов и их выборных органов.
7.13. Участвуют в коллективных переговорах по подготовке коллективных договоров, заключают и регистрируют коллективные договоры в установленном законом и иными нормативными правовыми актами порядке.
7.14. Не реже одного раза в полугодие информируют трудовые коллективы о выполнении коллективных договоров и настоящего Соглашения.
7.15.Содействуют созданию профсоюзных организаций.
Профсоюзы:
7.16. Обеспечивают подготовку и заключение коллективных договоров в организациях и у индивидуальных предпринимателей города, где имеются профсоюзные организации.
7.17.Не допускают продления срока действия коллективных договоров и соглашений без корректировки их положений в условиях быстро меняющейся социально-экономической ситуации.
7.18. Содействуют работе комиссий по трудовым спорам.
7.19. Организуют обучение профсоюзного актива по вопросам заключения коллективных договоров и территориальных отраслевых соглашений, трудового законодательства.
7.20. Проводят организационную работу по созданию профсоюзных организаций в субъектах малого и среднего предпринимательства.
7.21. Воздерживаются от организации забастовок в случае выполнения Администрацией и Работодателями обязательств, предусмотренных Соглашением.
VIII. Действие Соглашения, обеспечение контроля его выполнением,
ответственность Сторон
8.1. Соглашение вступает в силу по истечении 30 календарных дней со дня
опубликования и действует три года.
8.2. Ни одна из Сторон, заключивших Соглашение, не вправе в течение срока его действия в одностороннем порядке прекратить выполнение принятых на себя обязательств.
Дополнения и изменения в Соглашение вносятся по взаимному согласию Сторон в порядке, предусмотренном для заключения Соглашения.
8.3. Контроль выполнения Соглашения, разрешение разногласий, возникающих в ходе его выполнения, осуществляют городская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений и Стороны Соглашения.
8.4. В случае реорганизации какой-либо из Сторон настоящее Соглашение сохраняет действие на весь период, на который оно было заключено, и ответственность за его выполнение возлагается на правопреемников в соответствии с действующим законодательством.
8.5. Включенные в Соглашение условия не могут быть ухудшены при заключении территориальных отраслевых соглашений и коллективных договоров.
8.6. Стороны будут добиваться распространения действия Соглашения на всех работодателей города.
8.7. Стороны в соответствии с действующим законодательством несут ответственность за нарушение или невыполнение (ненадлежащее выполнение) обязательств, предусмотренных настоящим Соглашением.
8.8. Профсоюзы, другие представительные органы работников, работодатели имеют право присоединиться к Соглашению в течение всего срока его действия, а также участвовать в реализации его положений.
8.9. После подписания настоящего Соглашения городская трехсторонняя комиссия опубликовывает текст Соглашения в газете «Кемерово» и размещает на официальном сайте администрации города Кемерово в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с предложением работодателям, не участвовавшим в заключении данного Соглашения, присоединиться к Соглашению.
Если в течение 30 календарных дней со дня опубликования предложения о присоединении работодатели (объединения работодателей) не представили в городскую трехстороннюю комиссию письменный мотивированный отказ присоединиться к нему, то Соглашение считается распространенным на этих работодателей (объединения работодателей) со дня вступления в силу.
К отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, либо иным представительным органом работников. На вновь образованные в течение срока реализации Соглашения организации данная норма распространяется в течение 60 календарных дней с момента их регистрации в уполномоченном государственном органе в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
В случае отказа работодателя присоединиться к Соглашению координатор городской трехсторонней комиссии вправе пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, либо иного представительного органа работников для проведения консультаций на заседание городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
8.10. После подписания Соглашения каждая из Сторон вправе разработать план мероприятий по выполнению принятых обязательств и представить его в городскую трехстороннюю комиссию.
Подписание совершено 3 сентября 2014 года в г. Кемерово Кемеровской области в четырех экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу.
От администрации города Кемерово
Глава города В.К. Ермаков
От Профсоюзов
Председатель Координационного совета
организаций профсоюзов
города Кемерово О.М. Брагина
От Работодателей
Президент Ассоциации
промышленников и предпринимателей
города Кемерово А.В. Сляднев