Заседание Комиссии РСПП по горнопромышленному комплексу
10 июня 2016 года в РСПП под председательством члена Бюро Правления РСПП А.И.Мельниченко прошло заседание Комиссии РСПП по горнопромышленному комплексу. В заседании, кроме членов Комиссии, приняли участие представители Минпромторга России, Минтруда России и эксперты отрасли.В ходе Заседания Комиссии был заслушан доклад об итогах работы Комиссии в первом полугодии 2016 года, утвержден план работы Комиссии на второе полугодие.
Были рассмотрены предложения по внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты, направленные на упрощение процедур и сокращение сроков согласования проектов добычи полезных ископаемых открытым и подземным способом.
Так же состоялось обсуждение доклада генерального директора ФГБУ «Всероссийский национальный исследовательский институт охраны и экономики труда» Минтруда России о целесообразности создания на базе отраслевых объединений работодателей горнопомышленного комплекса советов по профессиональным квалификациям в сфере безопасности, охраны труда и экологии.
Заключение Комиссии РСПП по горнопромышленному комплексу по проекту Экологического кодекса Российской Федерации (в части промэкологии)
Комиссия РСПП по горнопромышленному комплексу (далее – Комиссия) провела экспертизу Экологического кодекса Российской Федерации (в части промэкологии) (далее – Кодекс).
Кодекс направлен на радикальную модернизацию природоохранного законодательства. По заявленной авторами концепции, а также судя по проекту документа, основная задача – создание новой системы правоотношений в сфере окружающей среды.
Кодексом предлагается произвести замену практически всех определений и понятий природоохранного законодательства.
Эксперты комиссии отмечают, что, в случае вступления документа в силу в представленной редакции, станут фактически неприменимыми законы и подзаконные акты в области охраны окружающей среды, а также часть нормативных и правовых актов по охране здоровья человека.
По мнению экспертов Комиссии Кодекс заменяет собой только Федеральный закон «Об охране окружающей среды». В проект кодекса не включены вопросы промышленной экологии, которые регулируются в настоящее время Водным кодексом РФ, Федеральным законом «Об отходах производства и потребления», Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха», а также Земельным кодексом и законодательством в области пользования недрами в части охраны окружающей среды и рационального природопользования.
В проект экологического кодекса добавлены определения по мониторингу, экоконтролю и эконормативам, однако ряд формулировок идет без увязки с действующими нормативно-правовыми актами в частности:
не совсем корректно сформулировано определение выброса: "выброс- экологически значимый отход в газообразной в форме или в форме аэрозолей, поступающие в природную среду через атмосферный воздух". В соответствии с данной формулировкой возможно неверное толкование понятий. Теряется разграничение между загрязнением атмосферного воздуха и образованием отходов производства и потребления. Из определения получается, что выбросы попадают также под применение 89-ФЗ "Об отходах", а не ФЗ №96 "Об охране атмосферного воздуха».
Эксперты Комиссии отмечают, что, прежде всего, необходимо разработать «дорожную карту» для принятия подобного революционного документа, в этой карте следует определить организационно-технические, методологические и иные мероприятия для проведения реформы экологического законодательства. Также потребуется провести инвентаризацию ныне существующих разрозненных нормативно-правовых актов федерального законодательства и законодательства субъектов федерации, в том числе подзаконных актов - инструкций, распоряжений, приказов и т.д.: действующих документов, документов с неопределенным статусом регулирующего воздействия, как например "Инструкция по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых" (утв. МПР РФ 07.02.1998 N 56, Госгортехнадзором РФ 31.12.1997 N 58), документов с конфликтами полномочий федеральных органов исполнительной власти, а также иными недостатками.
Эксперты Комиссии считают нецелесообразным принятие в данной редакции, отдельного кодекса именно в сфере промышленной экологии. Кодификация экологических норм и правил – это основополагающий правовой базис для природоохранных отношений в целом, а не для отдельно взятой сферы применения – промышленности.
Комиссия считает, что в первую очередь должна быть изменена концепция систематизации природоохранного законодательства и изучены подходы к этим изменениям - объем и содержание существующего регулирования, подлежащего замене, временные, бюджетные затраты, риски бизнеса и т.д. В представленной версии проект экологического кодекса содержит в основном неприемлемые декларации и его текст должен быть отправлен на доработку в целях гармонизации с действующим в настоящее время законодательством в области охраны окружающей среды, градостроения, эксплуатации опасных производственных объектов, защиты от чрезвычайных ситуаций, охраны здоровья человека.