Заседание Комиссии РСПП по транспорту и транспортной инфраструктуре
25 февраля 2016 года в РСПП под председательством президента ОАО «РЖД» О.В.Белозёрова состоялось заседание Комиссии РСПП по транспорту и транспортной инфраструктуре с повесткой дня: «О состоянии транспортного комплекса в современных экономических условиях».В заседании приняли участие президент РСПП А.Н.Шохин, исполнительный вице-президент РСПП В.М.Черепов, члены Комиссии, представители отечественного бизнеса, научного и экспертного сообщества.
В выступлениях было отмечено, что складывающиеся тенденции на товарно-сырьевых и финансовых рынках определяют для транспортного сообщества России новые задачи, решение которых требует пересмотра модели взаимодействия по всей цепи транспортно-логистического комплекса с целью достижения качественного удовлетворения потребностей клиентов в перевозках грузов и пассажиров, эффективного функционирования всех звеньев перевозочного процесса.
Стратегия развития транспортной отрасли России должна быть акцентирована на существенном сдвиге в сторону открытости, роста эффективности, внедрения клинтоориентированных технологий и транспортно-экономических продуктов, повышения качества обслуживания и эффективности собственной деятельности в интересах экономики и общества, создавая возможности для динамичного развития российской промышленности.
Для удовлетворения спроса на качественные грузовые и пассажирские перевозки, для повышения безопасности перевозок необходимо постоянно повышать надежность инфраструктуры, эффективность и качество подвижного состава. При этом обновление транспортной инфраструктуры должно быть синхронизировано с формированием территорий опережающего развития, особых экономических зон, инновационных кластеров, которые должны создать дополнительный мультипликативный эффект для экономики регионов и страны в целом.
По итогам состоявшегося обсуждения Комиссией РСПП по транспорту и транспортной инфраструктуре принято решение рекомендовать Администрации Президента Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Центральному Банку Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти ряд конкретных предложений по реализации экстренных антикризисных мер в сфере транспорта.
ПРОТОКОЛ
заседания по вопросу:
«Состояние транспортного комплекса в
современных экономических условиях»
«25» февраля 2016 г. г. Москва
Заслушав и обсудив вынесенный на рассмотрение вопрос о состоянии транспортного комплекса в современных экономических условиях, Комиссия считает целесообразным отметить следующее:
Транспорт России является важным институтом развития потенциала российской экономики, ключевым инструментом реализации конституционного права граждан на свободу передвижения.
Складывающиеся тенденции на товарно-сырьевых и финансовых рынках определяют для транспортного сообщества России новые задачи, решение которых требует пересмотра модели взаимодействия по всей цепи транспортно-логистического комплекса с целью достижения качественного удовлетворения потребностей клиентов в перевозках грузов и пассажиров и эффективного функционирования всех звеньев перевозочного процесса.
Стратегия развития транспортной отрасли России должна быть акцентирована на существенном сдвиге в сторону открытости, роста эффективности, конкурентоспособности, внедрения клинтоориентированных технологий и транспортно-экономических продуктов, повышения качества обслуживания и эффективности собственной деятельности в интересах экономики и общества, создавая возможности для динамичного развития российской промышленности.
Для удовлетворения спроса на качественные грузовые и пассажирские перевозки, для повышения безопасности перевозок необходимо постоянно повышать надежность и пропускные способности инфраструктуры, эффективность и качество подвижного состава.
При этом обновление транспортной инфраструктуры должно быть синхронизировано с формированием территорий опережающего развития, особых экономических зон, инновационных кластеров, которые должны создать дополнительный мультипликативный эффект для укрепления экономики регионов и страны в целом.
Международный опыт (данные МВФ) свидетельствует о том, что развитие транспортной инфраструктуры является дополнительным импульсом экономическому росту страны.
Проекты развития инфраструктуры в наибольшей степени стимулируют реальный сектор экономики, развитие малого и среднего бизнеса, освоение новых районов проживания.
В 2015 году, по данным Росстата, грузооборот транспорта в России вырос на +0,2 % относительно 2014 года и составил 5 089,6 млрд. т.км.
Рост грузооборота транспортной системы обусловлен повышением грузооборота на всех видах транспорта кроме внутреннего водного и автомобильного.
В максимальной степени грузооборот увеличен на морском (+24,1%) и воздушном (+5,6%) транспорте.
В 2015 году пассажирооборот транспорта в России снизился на - 5,4% по сравнению с 2014 годом и составил 466 млрд. пасс-км.
Снижение пассажирооборота в стране в 2015 году произошло на всех видах транспорта и в большей степени на железнодорожном – он снизился на -6,5% к уровню 2014 года.
Авиационный транспорт.
В 2015 году у большинства авиаперевозчиков произошло существенное ухудшение производственных показателей – снижение объема пассажирооборота в международном сообщении.
По оценке ИАТА, мировые показатели авиационной отрасли в 2015 году к аналогичному периоду 2014 года продолжают расти. Пассажирооборот увеличился на 6,5 %, грузооборот показывает признаки к росту, улучшились финансовые результаты отрасли, увеличилось количество новых маршрутов и частот полетов, снизились цены и удельный расход топлива, демонстрируется снижение тарифов в среднем на 5 %. Основным драйвером роста прибыли отрасли послужило снижение расходов на авиационный керосин.
Однако в Российской Федерации продолжается затяжной кризис авиационных перевозок, при этом социальная значимость воздушного транспорта возрастает. Укрепляется лидирующая роль воздушного транспорта в обеспечении дальнего пассажирского сообщения. Пассажирооборот воздушного транспорта почти в 2,5 раза превышает пассажирооборот железнодорожного транспорта в дальнем сообщении.
В 2015 г. объем перевозок пассажиров составил 92 млн., пассажирооборот по отношению к аналогичному периоду 2014 года сократился на 6 %, международные перевозки снизились на 15,8 %, а внутренние выросли на 13,6 %.
По итогам года совокупный финансовый убыток отрасли (без учета работы «Аэрофлота» и «Трансаэро») может составить порядка 8 млрд руб. Внутренний рынок характеризуется сохранением неблагоприятной ситуации в сегментах местных и, особенно, региональных перевозок. Даже при значительном росте субсидирования они находятся, в целом, в стагнации. Снижение НДС на ВВЛ на 8 % дало отрасли около 13 млрд. руб.
В современных экономических условиях обеспечить доступность перевозок возможно только за счет снижения себестоимости авиаперевозок.
На себестоимость авиаперевозок влияют расходы на лизинг и поддержание летной годности воздушных судов (~30%), топливо (~25%), обслуживание в аэропортах (~20%), содержание экипажей (~12%), аэронавигационные расходы (3-4%) и др.
Наличие запретных зон, отсутствие гибкого использования воздушного пространства в Российской Федерации также приводят к завышению расходов авиакомпаний. Показатель отклонения фактических маршрутов полета от оптимальных (ортодромии) в Российской Федерации сегодня на ~2 % выше, чем в зоне Евроконтроля.
Увеличение продолжительности рейсов на 4-5 мин. приводит к дополнительным затратам авиакомпаний на 12-15 млрд. руб. в год: топливо (~43%), ресурс флота (~50%), экипажи (~7%). Несмотря на проведенную в 2012 году работу по уменьшению зон ограничения полетов, их количество ежегодно прирастает. В Российской Федерации 983 зоны ограничения полетов для гражданской авиации. Анализ использования зон ограничения полетов Министерством обороны и другими ведомствами показывает, что время фактического использования таких зон составляет менее половины от заявленного.
Необходимо снижение количества и оптимизация использования зон ограничения полетов и запретных зон, упрощение процедур спрямления маршрутов.
Основными факторами, влияющими на рынок авиационных перевозок, являются:
сжатие международного рынка авиаперевозок в связи с изменением геополитической обстановки (запреты на полеты в Египет, Турцию);
состояние экономики Российской Федерации (снижение реальных доходов населения, девальвация рубля, волатильность курса рубля к основным валютам, падение ВВП);
изменение структуры рынка международных и внутренних перевозок; перераспределение рынка перевозок между участниками рынка (банкротство авиакомпании «Трансаэро»);
несовершенство механизмов в части согласования цен на услуги естественных монополий, обслуживающих отрасль (аэропорты, навигация, метеослужба);
не стимулирующая отрасль методология определения цены на авиационное топливо на внутреннем рынке перевозок;
дорогие кредитные ресурсы и ограниченный к ним доступ.
Для улучшения состояния рынка авиаперевозок в Российской Федерации необходимо регулятором и бизнесом решить следующие вопросы:
обнуление НДС при выполнении внутренних пассажирских перевозок; решение на уровне регулятора вопросов кредитных ресурсов для авиакомпаний;
определение критериев демпинга провозной платы;
оценка результатов для государства и отрасли от перераспределения рынка перевозок между участниками;
обеспечить развитие инноваций, направленных на снижение себестоимости в аэропортовых сервисах (мобильная регистрация, самостоятельная обработка багажа, трансферные технологии);
выработка механизма взаимодействия авиакомпаний и государства в области ценообразования;
отработка механизмов согласования авиакомпаниями цен на услуги естественных монополий;
выделение приоритетных сегментов поддержки субъектов воздушного транспорта;
снижение количества и оптимизация использования зон ограничения полётов и запретных зон;
упрощение процедур спрямления маршрутов полетов в Гражданской авиации.
Водный транспорт.
Многолетнее (с 90-х годов XX века) недофинансирование текущего содержания внутренних водных путей (далее – ВВП) и судоходных гидротехнических сооружений (далее – СГТС) Российской Федерации из средств федерального бюджета привело к сокращению протяженности ВВП с гарантированными габаритами судовых ходов с освещаемой обстановкой в 2,3 раза (с 57,9 тыс. км в 1991 году до 25,2 тыс. км в 2014 году), средневзвешенная гарантированная глубина уменьшилась с 2,31 м в 1991 году до 1,75 м в 2014 году. На Единой глубоководной системе (далее - ЕГС), по которой перевозится 75 % всех грузов, являющейся стержнем воднотранспортной системы европейской части страны, остаются инфраструктурные ограничения – лимитирующие участки в районе Городца, Багаевки и Нижней Свири.
Негативные системные последствия инфраструктурных ограничений на ВВП приобрели особую остроту с усугублением начиная с 2014 года негативного влияния маловодного периода. Аномальная маловодность Верхне-Волжских водохранилищ привела к фактическому разделению р. Волга на два участка. В 2015 году ситуация осложнилась, так как отмечалась аномальная маловодность не только Верхне-Волжских водохранилищ, но и на Волго-Донском водном пути. В результате обострения системных проблем внутренний водный транспорт продолжил стремительно терять свою конкурентоспособность, в настоящее время все его значимые преимущества практически утеряны.
Необходимо отметить, что маловодность сказалась на всем воднохозяйственном комплексе, включая вопросы обеспечения населения и экономики водными ресурсами.
Продолжают действовать и другие негативные факторы: старение основных средств и отсутствие простого воспроизводства основных фондов (средний возраст флота продолжает увеличиваться), проблемы с подготовкой кадров (увеличивается средний возраст работников), уменьшение рентабельности отрасли и ее способности к обновлению и воспроизводству.
Железнодорожный транспорт.
В 2015 г. в условиях сокращения спроса на перевозки, объем погрузки грузов по сети железных дорог снижен на 1 % относительно 2014 года и составил 1214,5 млн. тонн.
По грузам наибольший спад зафиксирован по перевозкам минеральных строительных материалов, так же снизился уровень объемов погрузки нефтегрузов, грузов группы «прочие» и кокса. Все остальные группы грузов показали рост перевозок, благодаря которому общий уровень снижения перевозок оказался менее глубоким. Среди грузов показавших наибольший рост в отчетном периоде: каменный уголь и удобрения.
В 2015 году грузооборот железнодорожного транспорта (без учета пробега собственных вагонов в порожнем состоянии) вырос на 6,2 млрд. ткм. или +0,3 % к уровню 2014 года. В отчетном периоде грузооборот по различным группам грузов изменялся разнонаправлено. Так, наибольший вклад в рост грузооборота внесли: рудные грузы и каменный уголь. Также данный показатель вырос у удобрений, черных металлов, лесных грузов и нефтегрузов. Снижение грузооборота наблюдалось у грузов группы «прочие», минеральных строительных материалов, также незначительно снизились показатели кокса и хлебных грузов.
К росту грузооборота при снижении объемов погрузки и перевозок привело увеличение средней дальности перевозок по сети железных дорог, которая в 2015 году увеличилась на 4% по отношению к 2014 году и составила 1735 км, прежде всего за счет увеличения дальности экспортных перевозок по причине увеличения объемов отгрузки экспортных грузов в адрес морских портов.
Падение объемов перевозок грузов железнодорожным транспортом по сети ОАО «РЖД» в 2015 году происходило по всем видам перевозок. Наиболее ощутимое снижение наблюдалось в импортном сообщении (-23,1% по отношению к 2014 году), что связано главным образом с девальвацией рубля, сжатием внутреннего спроса, программой импортозамещения и другими факторами.
Транзитные перевозки грузов в 2015 году снизились на 15,2%. Положительная динамика была отмечена только по перевозкам каменного угля и рудных грузов. У всех остальных грузов было отмечено падение объемов перевозок транзитом по сети железных дорог.
Внутрироссийские перевозки из-за снижения внутреннего спроса по результатам 2015 года снизились на -2,3% по отношению к 2014 году.
Объемы перевозок грузов железнодорожным транспортом в экспортном сообщении охарактеризовались незначительным снижением (-0,3% по отношению к 2014 году).
Существенные риски, реализация которых может иметь негативное влияние на динамику финансовых и производственных показателей отечественного железнодорожного транспорта, заключаются в возможном ужесточении санкций со стороны зарубежных стран или более продолжительном, чем ожидается, действии уже введенных против российской экономики ограничительных мер.
Действующие санкции направлены против трех секторов российской экономики – финансового, энергетического и оборонного. Причем основные риски заключены в первых двух секторах, имеющих определяющее значение для развития российской экономики. Негативный эффект на отрасль оказывает общее влияние санкций на экономику России, за счет сокращения объемов экспортных перевозок грузоотправителей, а также перераспределения грузопотоков и их направлений в результате активизации процессов импортозамещения.
Кроме того, на внешнем рынке организация новых железнодорожных транзитных коридоров и судоходных линий между Европой и Азией усиливает конкурентное давление на транзитные перевозки по железнодорожной инфраструктуре.
Одним из основных вызовов для железнодорожного транспорта, как на внутреннем, так и на внешних рынках является снижение объемов перевозок грузов, которое может привести к снижению операционной прибыли и сокращению источников, необходимых для обновления основных фондов и эффективного развития производственной базы. Основными причинами снижения объемов перевозок является ухудшение макроэкономической ситуации в России, падение спроса на товары российского экспорта, а также обострение конкуренции в отдельных сегментах рынка перевозок между различными видами транспорта.
Пассажирооборот в 2015 году снижен на 6,5% к уровню 2014 года и составил 120,4 млрд. пасс-км, при этом в дальнем следовании он сокращен на 7%, а в пригородном сообщении – на 5,2%.
Говоря об объемах и структуре пассажирских перевозок, необходимо понимать, что они напрямую зависят от роста реальных доходов населения и конкурентной позиции перевозчиков на рынке. Одним из рисков является падение объемов пассажирских перевозок в дальнем следовании и пригородном сообщении, которое может привести к сокращению источников для обновления основных фондов и снижению эффективности деятельности дочерних обществ ОАО «РЖД», осуществляющих пассажирские перевозки.
Помимо этого, повышение цен на поставляемую для нужд ОАО «РЖД» продукцию, в том числе, за счет девальвации рубля может привести к значительному росту объемов оборотных средств и снижению рентабельности основной деятельности Компании.
К внутренним вызовам надо отнести износ основных фондов, наличие инфраструктурных ограничений, отсутствие стимулирующей составляющей в механизмах тарифной политики, несовершенство нормативной базы.
Вместе с тем, в конкурентной борьбе с альтернативными транзитными маршрутами отечественный железнодорожный транспорт имеет ряд преимуществ: наличие транзитной инфраструктуры, конкурентоспособное время доставки грузов, значительная протяженность перевозки по территории России без прохождения дополнительных таможенных процедур.
В целях недопущения снижения конкурентоспособности грузовых и пассажирских железнодорожных перевозок необходима реализация долгосрочной стратегии, направленной, в том числе, на обеспечение соответствия качества услуг грузовых и пассажирских перевозок лучшим международным стандартам, развитие логистических технологий, внедрение новых видов услуг, гибкое ценообразование.
Для сохранения конкурентоспособности пассажирских перевозок требуется принятие мер по повышению качества услуг, оказываемых пассажирам, выводу на рынок новых продуктовых предложений, оптимизации маршрутной сети, развитию мультимодальных и скоростных перевозок, законодательному закреплению социального заказа со стороны государства и определению на долгосрочную перспективу источников финансирования.
Автомобильный транспорт.
Автомобильный транспорт является составной частью транспортной инфраструктуры Российской Федерации. Он играет важную роль в социально-экономическом развитии страны, обеспечивая удовлетворение транспортных потребностей населения и экономики, создавая необходимые коммуникационные условия для обеспечения ее территориальной целостности и единства экономического пространства.
Перевозки пассажиров и грузов в пригородном, междугородном и международном сообщениях осуществляются по 1,6 млн. км автомобильных дорог, из которых 90% являются дорогами общего пользования. До 70% сельских населенных пунктов охвачены сетью автодорог с твердым покрытием, связывающей с магистральными видами транспорта общего пользования.
Являясь транспортом, осуществляющим перевозки, как правило, на относительно небольших расстояниях, автотранспорт обеспечивает 5% грузооборота всех видов транспорта, а также 23% пассажирооборота транспорта общего пользования, в т. ч. – 30% пассажирооборота во внутригородском и пригородном сообщениях.
Современное состояние автомобильного транспорта в России характеризуется достаточно высокими темпами роста автомобилизации. За период с 2004 года по 2014 год парк автотранспортных средств в стране увеличился на 58% и в 2014 году составил 55,7 млн. единиц. Структура автопарка в 2014 году характеризовалась следующим образом: 82,1 % – легковые автомобили, 11,8 % – грузовые автомобили, 1,7 % – автобусы и 4,4 % – мототранспортные средства. Число эксплуатируемых автобусов общего пользования на 100 тыс. человек населения с 2004 года практически не изменилось и в 2014 году составляло 59 единиц.
Вместе с тем функционирование автомобильного транспорта в последние годы сталкивается с рядом серьезных проблем правового, организационного и технического характера, которые в итоге приводят к:
недостаточной эффективности и качеству оказываемых транспортных услуг;
росту перегруженности дорожных и улично-дорожных сетей и, как следствие, к снижению скоростей доставки пассажиров и грузов;
невозможности создания равных и справедливых условий конкуренции на рынке автотранспортных услуг;
высокому уровню аварийности и тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий (ДТП);
существенному негативному воздействию автотранспорта на состояние окружающей среды и здоровье населения;
снижению конкурентоспособности российских автомобильных перевозчиков на международном рынке автотранспортных услуг и снижению транзитного потенциала страны.
Решение Комиссии РСПП по транспорту и транспортной инфраструктуре
По итогам состоявшегося обсуждения Комиссией РСПП по транспорту и транспортной инфраструктуре принято решение рекомендовать следующие предложения по реализации экстренных антикризисных мер в сфере транспорта:
I. Администрации Президента Российской Федерации
Рассмотреть возможность создания при Президенте Российской Федерации Межведомственной Комиссии по использованию воздушного пространства Российской Федерации, для сбалансированного учета интересов разных ведомств, в том числе не находящихся в прямом подчинении у Правительства Российской Федерации (ФСБ, ФСО, Минобороны России, МВД России), и ведомств, принимающих участие в реализации единой государственной политики в области воздушного пространства.
II. Правительству Российской Федерации
1. Для увеличения объемов кредитования судостроения и поддержания национального морского и речного судоходства рассмотреть возможность зарезервировать (квотировать) 5% средств, выделяемых на докапитализацию отечественных банков, на цели финансирования строительства грузовых, пассажирских судов и морской шельфовой техники.
2. Рассмотреть возможность внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации следующих проектов:
в первом квартале 2016 года проект федерального закона «О внесении изменения в статью 380 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», направленный на стимулирование развития и обновления инфраструктуры и предусматривающий установление ставки по налогу на имущество в отношении инфраструктуры железнодорожного транспорта в размере 1 процента, а также установления налоговой ставки в размере 0 процентов в отношении объектов железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, принятых на учет в качестве основных средств с 1 января 2016 г.;
во втором квартале 2016 года проект федерального закона «О внесении изменений в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца третьего подпункта 7 пункта 2 статьи 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении», направленный на снятие временного (до 31 декабря 2016 г.) ограничения на применение ставки налога на добавленную стоимость (НДС) в размере 0 процентов в отношении услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении и сохранения ставки НДС 0 процентов на постоянной основе;
в первом полугодии 2016 года проект федерального закона «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», направленный на вовлечение в гражданско-правовой оборот непрофильных, а также неиспользуемых активов, принадлежащих ОАО «РЖД» на праве собственности, для снижения издержек на их содержание и предусматривающий изменение режима ограничения в обороте отдельных объектов и проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и некоторые законодательные акты Российской Федерации», направленный на упорядочение отношений между перевозчиком, портом и оператором морского терминала по подаче и уборке вагонов, следующих либо отправляющихся из порта.
в 2016 году проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», направленный на уточнение составов административных правонарушений на транспорте и в области дорожного движения и в части увеличения административных штрафов;
3. Для стабилизации финансового состояния авиакомпаний, снижения стоимости авиаперевозок, рассмотреть возможность снижения НДС для авиакомпаний на внутренние воздушные линии с 10% до 0%.
4. Рассмотреть возможность внесения изменений в статью 27.13 проекта федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», наделив органы Ространснадзора правом задержания транспортных средств, используемых для осуществления перевозок пассажиров без получения лицензии, до устранения причины задержания.
III. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации
Рассмотреть возможность принятия во втором чтении следующих проектов:
проект федерального закона № 218991-6, который обеспечит равные условия хозяйственной деятельности посредством распространения действующего порядка лицензирования регулярных перевозок на перевозки пассажиров по заказам;
проект федерального закона № 129244-6, который упорядочит процедуры рассмотрения предложений хозяйствующих субъектов об открытии межрегиональных маршрутов регулярных перевозок; установит обязанность хозяйствующих субъектов, осуществляющих перевозки пассажиров по заказам по межрегиональным маршрутам, согласовывать места посадки и высадки пассажиров с уполномоченными органами власти субъектов РФ.
IV. Министерству финансов Российской Федерации, палатам Федерального Собрания Российской Федерации
Рассмотреть возможность внесения изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части возможности продления долгосрочных программ поддержки отраслей, выходящих за трехлетний период бюджетного планирования, на срок до 10 лет с целью достижения приемлемых показателей окупаемости длительных капиталоемких проектов.
V. Центральному Банку Российской Федерации
С целью поддержки кредитования строительства судов в России рассмотреть возможность отнесения кредитов, выданных на строительство судов на отечественных верфях, к первой группе риска с соответствующим уменьшением нормативов резервирования из капитала коммерческих банков.
VI. Министерству образования и науки Российской Федерации, Министерству транспорта Российской Федерации
С целью закрепления специалистов в отрасли после окончания учебных заведений на предприятиях России рассмотреть возможность разработки методики перевода дипломов специалистов в морском и речном транспорте в цифровой формат с их подтверждением для целей свободного обращения лишь после отработки 3 лет на предприятиях отрасли или после компенсации выпускником или иностранным нанимателем расходов, понесенных российским государством на подготовку данного специалиста.
Учитывая специфику отраслевых знаний и наработки практических навыков, учащихся во время обучения в образовательных организациях, сохранить за Министерством транспорта Российской Федерации курирование профессиональных образовательных организаций.
VII. Министерству транспорта Российской Федерации
1. Рассмотреть возможность внесения в Государственную Думу в 2016 году проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 97 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», направленного на ограничение размера ответственности перевозчика за просрочку доставки груза, порожнего вагона, контейнера.
2. Рассмотреть возможность внесения в Федеральные законы:
от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» изменения, направленные на решение вопросов связанных с введением дополнительных требований к экспедиторам, принимающим на себя ответственность по распоряжению грузом, грузоотправителя и ведение реестра экспедиторов;
от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» изменения в части исключения из пункта 24, статьи 12, главы 2 слова в скобках «по заказам либо».
от 08 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» изменения в части: отмены дифференциации требований к перевозкам пассажиров и багажа по заказам в зависимости от того, осуществляются ли такие перевозки для определенного или неопределенного круга лиц; введения запрета на взимание платы за проезд с пассажира при перевозках по заказам.
Председатель Комиссии О.В. Белозёров