Роль торговой политики в обеспечении инклюзивного развития в условиях пандемии COVID-19.
На сайте Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД) опубликован аналитический материал, посвященный роли торговой политики в обеспечении инклюзивного развития в условиях пандемии COVID-19. Эксперты ЮНКТАД отмечают все большее обращение правительств ведущих стран, входящих в «Группу двадцати», к торговым ограничениям. В условиях разрыва многих цепочек поставок ряд стран стимулируют решоринг производственных мощностей, используя потенциал новых технологий и ориентированную на внутренний рынок торгово-экономическую политику.Текущие негативные изменения, могущие привести к перебоям в поставках необходимых товаров из-за COVID-19 и ограничений, создают возможности для перенастройки структуры и содержания правил международной торговли в целях эффективного ответа на растущее неравенство, климатические изменения и фрустрацию из-за снижения роли торговли в развитии.
Успешный выход из кризиса требует внедрения нового подхода к международной торговле, который позволит сделать ее эффективным драйвером достижения целей устойчивого развития. В этой связи в материале ЮНКТАД отмечаются три основных фактора:
1. Необходимо обеспечить соотнесение и гармонизацию приоритетов экономического и социального развития вместе с экологическими обязательствами в ЦУР, Парижским соглашением и Сендайской рамочной программой по снижению риска бедствий на 2015-2030 гг.;
2. Участие в разработке и реализации торговой политики должно быть более транспарентным и инклюзивным;
3. Необходимо применение дифференцированных и адаптированных политик, отражающих специфические интересы отдельных государств.
По мнению авторов материала, задачи ЦУР должны получить новое отражение в торговой политике с учетом опыта и новых проблем, принесенных COVID-19 и технологическими изменениями, в первую очередь цифровизацией. Обновляемые правила торговли должны способствовать многомерному достижению ЦУР по разным направлениям от макроэкономической и экологической политики до соблюдения прав бизнеса и верховенства закона и оцениваться, исходя из их эффективности в выполнении соответствующих функций.
По мнению авторов, указанный подход к роли торговли в развитии может основываться на существующих моделях, таких как Африканская континентальная зона свободной торговле (АфКФТА) и развивать их для лучшего соотнесения с ЦУР. В частности, международная торговля может внести большой вклад в достижение, ЦУР 3 (Хорошее здоровье и благополучие) и ЦУР 2 (Ликвидация голода). Усиление требований к условиям труда необходимо для достижения ЦУР 8 (Достойная работа и экономический рост), ЦУР 10 (Уменьшение неравенства), ЦУР 5 (Гендерное равенство). Переоцкнка роли торговли в предотвращении климатических изменений и создании экономики замкнутого цикла может способствовать достижению ЦУР 12-15.
Необходимым условием эффективности проводимой работы является обеспечение инклюзивности, гибкости и адаптивности процесса выработки новых правил. Это требует вовлечения широкого круга заинтересованных участников от лидеров экономики до экономически уязвимых сообществ. Ключевым элементом нового торгового режима должна стать связь торговли с интересами людей и внедрении человеко-центричного подхода. Это, в свою очередь, требует наращивания и синхронизации глобальных усилий по развитию торговли и использованию целевых и комплексных инициатив, таких как Содействие развитию торговли (Aid for Trade), упрощение торговых процедуры, пересмотр регулирования, формирование адаптивных инвестиционных стратегий и стимулов, а также создание нового поколения инвестиционных соглашений.
Со своей стороны, отметим, что имплементация предлагаемого подхода может способствовать и справедливому отражению в международной торговле интересов государств с формирующимся рынком, к числу которых международные организации системы ООН относят и Российскую Федерацию и ее партнеров по ЕАЭС. Участие в комплексных торговых инициативах и программах позволит обеспечить справедливый доступ зарубежных покупателей к товарам и услугам, производимым в нашей стране и ее партнерах по Евразийскому экономическому союзу.